Миннезингеры немецкие рыцари

Библиография

  • Die alte Heidelberger Liederhandschrift, hrsg. v. Fr. Pfeiffer, «Bibl. des Lit. Vereins in Stuttgart», 9, 1844;
  • Die Weingartner Liederhandschrift, там же, 5, 1843;
  • Die grosse Heidelberger Liederhandschrift, hrsg. v. F. Pfaff, Heidelberg, 1899;
  • Избранные произведения «Des Minnesanges Frühling», hrsg. v. Lachmann u. Haupt, neu bearb. v. Fr. Vogt, 3 Aufl., Lpz., 1920;
  • Bartsch, K. Deutsche Liederdichter des 12—14 Jhs., Berlin, 1901;
  • Die Schweizer Minnesinger, hrsg. v. Bartsch, 1886;
  • Fr. Pfaff, Der Minnesang des 12—14 Jhs., Stuttgart, 1892.
  • Stilgebauer E., Geschichte des Minnesangs, 1898;
  • Schönbach A., Die Anfänge des deutschen Minnesanges, Graz, 1898;
  • Wechsler E., Das Kulturproblem des Minnesanges, 1909;
  • Burdach K., Über den Ursprung mittelalterlichen Minnesangs, Liebesroman und Frauendienst, Berlin, 1918;
  • Его же, Vorspiel, I, 1925;
  • Wilmanns W., Leben und Dichten Walters v. d. Vogelweide, Lpz., 1916—1924. Об антикрестьянской поэзии: Bielschowsky A., Geschichte der deutschen Dorfpoesie im XIII Jhr., Berlin, 1891;
  • Mehr F., Das unhöfische Element in der mhd. Lyrik, 1913;
  • Singer S., Neidhartstudien, 1920.
  • Müller G., Das Formproblem des Minnesanges, «Deutsch. Vierteljahrsschrift für Literatur», I, 1923.

Кто становился миннезингером

Само название миннезингер в буквальном переводе с немецкого языка означает «певец любви». Появлению термина история обязана немецкому средневековому поэту, дворянину из Швабии и участнику крестовых походов Гартману фон Ауэну. Он был непревзойдённым мастером куртуазной любовной лирики и песен крестоносцев.

Излюбленными темами германского миннезанга являлись темы воспевания высокой любви, служения женщине и всевозможные переживания лирического героя. Большой акцент делался и на красоту природы, религиозные чувства и преклонение Богородице. Идейными вдохновителями и наиболее успешными певцами были рыцари, но они не принадлежали к высшей знати. Им, как никому другому, хорошо удавалось осваивать душещипательные ритмы и рифмы. Одной из самых популярных тем являлась неравная любовь между рыцарем и дамой высшего социального класса. Рыцарская любовь, при таком раскладе, казалась несчастной и именно такой сюжет, привлекал своей лиричностью и романтизмом. Искусство миннезингеров способствовало развитию особого направления музыки, востребованной среди дворянства, равно как и повлиявшей на развитие светской и духовной музыки. Есть предположение, что протестантские хоралы были написаны под влиянием именно миннезанга.

Куртуазная поэзия миннезингеров

На Севере Франции последователями куртуазной поэзии являлись труверы. В Германии ее представителями являлись миннезингеры («певцы любви»), выступившие в последней трети XII в. Они эстетически освоили опыт провансальских трубадуров. Миннезанг (средневековая рыцарская лирика) не так, как произведения трубадуров, склонен к передаче чувственных ощущений. Это более аналитическая, морализирующая, рефлектирующая и даже иногда религиозная литература. Однако светское начало в поэзии миннезингеров все же сильнее религиозно-мистического (Фридрих фон Хаузен, Генрих фон Фельдеке, Рейнмар фон Хагенау, Вальтер фон дер Фогельвейде). Часто темой стихотворений становится неразделённая любовь. Вообще немецкие куртуазные поэты в целом менее жизнелюбивы, чем французские. Исключение составляет поэзия Генриха фон Морунгена.

Наследие немецкого миннезанга включает такие шедевры куртуазной поэзии, как «Песни рассвета» Вольфрама фон Эшенбаха (автора «Парцифаля», средневекового романа в стихах). Наиболее известны произведения Вальтера фон дер Фогельвейде. Его поэзия полна радости, отражает живое чувство упоения телесным миром

Обращает на себя внимание её жанровое разнообразие — Фогельвейде пишет не только лирические, но и сатирические, философские произведения

В XIII в. куртуазная поэзия в Германии также утратила прежнее место на литературном Олимпе. Над возвышенными рыцарскими чувствами к Даме посмеивались поэты новых поколений (Тангейзер, Иоганнес Хадлауб, Фрауенлоб).

От заката к возвращению из забытья

Освальда фон Волькенштейна и Гуго Монфортского принято считать последними миннезингерами. Эти поэты жили в конце XIV – начале XV вв. В их произведениях немало личного: если в молодости они служили дамам, то на закате жизни в стихах прославляли собственных жен, что было совершенно несвойственно поэтам предыдущих эпох.

Хотя поэзия миннезингеров занимает почетное место в истории немецкой культуры, интерес к ней возродился лишь в середине XVIII столетия. С тех пор изучению творчества средневековых поэтов было посвящено немало исследований, изданы сборники их произведений, читая которые, можно убедиться, что многие темы, волновавшие людей столетия назад, и сегодня остаются актуальными.

Куртуазная поэзия трубадуров

Первыми представителями куртуазной поэзии явились трубадуры — рыцари, несущие вассальную службу и занимающиеся литературным творчеством. Надо заметить, что среди старопровансальских поэтов были и женщины (например, Беатриса де Диа). В их поэзии Прекрасная Дама заняла то же место, какое в религиозной поэзии отводилось мадонне, а совершенная любовь (fin amor) полагалась одной из эстетических ценностей. В этом были свои резоны: в эпоху Средневековья распространился древний гностический миф о Софии Премудрости Божией, супруге Бога, похищенной Дьяволом и томящейся в замке. Лишь смелый и доблестный рыцарь может освободить её; но в каждой земной женщине виден отблеск ее чистоты и красоты, и потому любая дама заслуживает служения, напоминающего религиозное (недаром Прекрасную Даму награждают титулами, присущими Мадонне: «путеводная звезда», «майская роза», «утешительница скорбящих»). Земная красота — отражение красоты небесной; любовь совершенствует сердце и душу влюбленного, дает ему возможность видеть божественное начало жизни; Любовь и сама — божественное существо.

Увы, Любовь, ведь ты меня сильней.
Нет у меня защиты, пожалей!
Пока моя погибель не пришла,
Ты б Донну умолить мне помогла!
(Бернарт де Вентадорн, «Песни»)

Прекрасная Дама в эпоху трубадуров, как правило, являлась замужней женщиной. Влюбленный в нее рыцарь редко получал возможность близости с избранницей, даже если она платила ему взаимностью. Совершенная любовь также снимала сословные преграды: трубадуры Эльяс Кайрель, Арнаут де Марейль и другие не обладали «благородным» происхождением, но в любви они были равны со своими возлюбленными. Любовь переставала восприниматься как грех; напротив, поэты провозглашали ее высшей добродетелью, поскольку она улучшает человеческую природу и побуждает человека делать добрые и хорошие поступки.

Многие из куртуазных поэтов были сеньорами, т. е. принадлежали к высшей аристократии, как Конон де Бетюн. Стилистически их произведения не отличаются от стихотворений трубадуров, и любовная проблематика везде одинакова . 

Куртуазная поэзия — единственное явное проявление «куртуазной любви», преступной и тайной. Замужняя женщина не должна любить постороннего мужчину. Влюблённый поэт не имеет права компрометировать свою Даму; вот почему в стихах трубадуров обычно используется условное имя («сеньяль»), которым поэт называет ее.

Любовь трубадуров — не только чувство, проявление эмоций, но и интеллектуальное состояние, требующее постоянной работы и совершенствования мысли. Поэты постоянно обсуждают различные аспекты «меры, вежества и постоянства» в разных ситуациях, в том числе и самых деликатных (Фолькет де Марселья, Пейре Гильем и Сордель, Аймерик де Пегильян и Эльяс д’Юссель, Арнаут Каталан и другие).

Кризис куртуазной любви наступил уже в начале XIII в. В позднем творчестве Бертрана де Борна, поэта-воина, для которого главной темой служила рыцарская доблесть, говорится о закате высоких идеалов родовитого дворянства. К стихотворениям этого типа относится один из плачей де Борна, написанный по поводу кончины принца Генри:

Скорбит о нём, кто только юн и смел,
И ясный день как будто потемнел,
И мрачен мир, исполненный печали.

От миннезингеров к мейстерзингерам

Мейстерзингеры, или «мастера пения», пришли на смену миннезингерам. Как правило это были представители класса немецких бюргеров, часто скромного ремесленного происхождения.  Расцвет их поэзии, пришедшей на смену рыцарскому миннезингерству, приходится на начало 14 века. Мейстерзингеры объединялись в общества, созданные по принципу гильдий. Стать членом такого объединения было возможным только после инициации. Члены гильдий были разделены на классы, в зависимости от уровня мастерства: от учеников до признанных мастеров. Каждое объединение имело свой знак отличия, особые правила и традиции. Были созданы и свои певческие школы. Проводились всевозможные соревнования и испытания мастерства. Влияние течения мейстерзингеров было значительным и затрагивало не только всю Германию, но и соседние страны. К концу 15-гог века, некоторые мелодии были приняты на вооружения композиторами и музыкантами и стали основами религиозных песен периода Реформации.

Ранний миннезанг

Развиваясь от одного жанра к другому, миннезанг оставался творчеством одной и той же прослойки феодального общества — рыцарства. «Минне» означало «даму сердца, любовь».

Первые литературные памятники миннезанга, относящиеся к последней четверти XII в., свидетельствуют о завершении процесса слияния министериалов и свободного дворянства в единое привилегированное сословие — рыцарство. При всей своей эклектичности стиль раннего миннезанга, восходящий к творчеству шпильманов, строфическим формам в лирике вагантов и народным песням, обнаруживает черты принадлежности к рыцарскому сословию: восхваление рыцарства и противопоставление его крестьянству, перенос отношений между вассалом и сеньором на любовные отношения между рыцарем и его знатной Дамой, выражающиеся в служении ей, а также рыцарское «высокомерие» (hôhvart). К раннему периоду миннезанга принято относить также миннезингеров, воспевающих любовь не только к Даме сердца, но также любовь к Богу и к сражениям. Миннезингеров, описывающих Крестовые походы, называли поэтами-рыцарями. К раннему этапу развития миннезанга относится творчество таких поэтов-рыцарей, как Кюренберг, Мейнлох, Регенсбург, Дитмар фон Айст.Также стоит отметить знаменитую рифмованную хронику Ливонского Крестового похода, приписываемую поэту и менестрелю Дитлебу фон Альнпеке.

На землях Германии

В северной Франции труверы и миннезингеры в Германии в своих произведениях следовали традициям окситанских трубадуров. Так, приблизительно в середине XII века в Швабии, Баварии, Швейцарии и Австрии распространяются любовные песни, сочиненные странствующими поэтами. В них пока не воспевается служение Даме, эти произведения ближе к народной песне. Поэтому женщина представлена в них нежной, верной, нередко страдающей невинно.

Вальмар фон Грестен, Дитмар фон Эйст и Кюренберг – одни из первых миннезингеров, сочиняли именно в таком ключе. Их произведения написаны в художественной форме попарно рифмованных стихов без строф.

Родоначальником же куртуазной немецкой лирики считается Генрих фон Фельдеке, творивший до 1190 г. В его поэзии нашло отражение придворное образование, изящный стиль и утонченные формы стихосложения.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Наследие миннезингеров

Есть мнение, что некоторые выдающиеся миннезингеры, их эпос, придания о жизни и творчество, легли в основу либретто выдающейся оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», основанной на сказании о немецком средневековом мастере миннезанга Тангейзере. Последняя опера композитора Вагнера «Парсифаль», предположительно, прочтение миннезанга «Парцифаль» знаменитого поэта немецкого средневековья Вольфрама фон Эшенбаха. Творчество миннезингеров дошло до нашего времени в средневековых рукописях, таких как Большая Гейдельбергская рукопись с поэзией более сотни средневековых авторов. В 1935 году, знаменитый немецкий композитор Карл Орф использовал в своей знаменитой «Кармине Буране», тексты 24 произведений из сборника миннезанга, найденного в средневековом монастыре Бойерне.

Значение термина

«Миннезанг» используется в нескольких значениях. В широком смысле понятие миннезанг объединяет несколько жанров: светскую рыцарскую лирику, любовную (на латыни и немецком) поэзию вагантов и шпильманов, а также более позднюю «придворную (куртуазную) деревенскую поэзию» (нем. höfische Dorfpoesie). В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный стиль немецкой рыцарской лирики — куртуазную литературу, возникшую под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии.

Многозначность понятия обусловила нескончаемые споры о национальной принадлежности миннезанга и истоках его возникновения.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector