Процедура выборов канцлера германии. досье

Цена объединения

Коля также обвиняли в том, что он не сразу отреагировал на поджоги домов турецких иммигрантов и выходцев из Африки, организованные неофашистами и скинхедами.

Иногда он оставался глухим к мнениям менее влиятельных по сравнению с Германией стран Восточной Европы, таких как Чехия и Польша.

Трудно назвать безоблачными и его отношения с Британией и другими странами, которые не поддерживали его видение будущей федеральной Европы.

«Я никогда не забуду злобное замечание Маргарет Тэтчер: «Мы победили немцев дважды. И вот теперь они вернулись», — сказал как-то Гельмут Коль.

В общей сложности Коль занимал пост канцлера Германии три срока, и такому послужному списку можно было бы только позавидовать.

Однако объединение страны обошлось в копеечку, на фоне растущих экономических проблем популярность канцлера стремительно падала. На выборах в 1998 году Коль и его коалиция проиграли социал-демократу Герхарду Шредеру.

На следующий год бывшего канцлера обвинили в том, что его партия ХДС незаконно финансировалась различными лицами и организациями.

Коль признался, что лично получал пожертвования в пользу партии в размере от полутора до двух миллионов немецких марок, но категорически отказался назвать имена доноров, ссылаясь на данное им слово.

Из уважения к заслугам бывшего лидера страны дело было прекращено, но экс-канцлеру пришлось уплатить крупный штраф, и его репутация оказалась сильно подмочена.

Image caption

В 2010 году Гельмут Коль вместе с канцлером Ангелой Меркель отмечал 20-летие воссоединения Германии

В 2010 году Гельмут Коль, чье здоровье тогда уже оставляло желать лучшего, вместе с канцлером Ангелой Меркель отмечал 20-летие воссоединения Германии. Возрождение единой страны, несомненно, навсегда останется его главным достижением.

«Меня недооценивали в течение десятилетий, — сказал однажды Коль. — С учетом этого я добился неплохих успехов».

Примечания

  1. Власов, Николай. . Litres.
  2. Tim Ostermann.  (нем.). Peter Lang.
  3. Чубинский В. В. Бисмарк. Политическая биография. — М. : Мысль, 1988. — 259 с.
  4.  (нем.). www.verfassungen.de.
  5.  (нем.). www.verfassungen.de.
  6.  (нем.). www.verfassungen.de.
  7.  (нем.). www.verfassungen.de.
  8. Dorlis Blume.  (нем.). Stiftung Deutsches Historisches Museum.
  9.  (нем.). www.verfassungen.de.
  10. Dorlis Blume.  (нем.). Stiftung Deutsches Historisches Museum.
  11. Thomas Nipperdey.  (нем.). C.H.Beck, 1990.
  12. Christoph Gusy.  (нем.). Mohr Siebeck, 1997.
  13.  (нем.). Deutscher Bundestag.
  14. Bernd Braun.  (нем.). W. Kohlhammer, 2012.
  15.  (нем.). Bayerische Staatsbibliothek.
  16. . Bayerische Staatsbibliothek.
  17.  (нем.). documentArchiv.de.
  18.  (нем.). documentArchiv.de.
  19.  (нем.). Bayerische Staatsbibliothek.
  20.  (нем.). deutsche-schutzgebiete.de.
  21. Stephan D. Yada-Mc Neal.  (нем.). BoD – Books on Demand, 15.06.2018.
  22. Jörg Hillmann, John Zimmermann.  (нем.). Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 27.11.2014.
  23.  (нем.). Westdeutscher Rundfunk Köln.

История

Пришло понятие из Средних веков. В то время должность канцлера получали главы цехов переписчиков, которые обладали особым авторитетом. Со временем в германских землях главу правительства стали называть федеральным канцлером. То же значение должность имеет и в Австрии.

Во времена империи на эту должность назначал и снимал с нее монарх. В Германии император мог также прямо влиять на процесс законодательства. После 1918 года в Веймарской республике должность канцлера стала подчиняться парламенту, хотя решение о его назначении и снятии принимал рейхспрезидент. После 1948 года политический вес руководителя парламента значительно усилился.

В царской России канцлер – это высший гражданский чин. На него назначали руководящих чиновников, которые занимались внешней политикой. Так называли президентов коллегий и министров иностранных дел.

В Великобритании подобным образом именуют министра финансов.

Права и полномочия должности

Конституция Германии 1949 г. (Основной закон ФРГ) наделяет бундесканцлера широкими правами и полномочиями для проведения государственной политики, из-за чего германскую политическую систему называют «канцлерской демократией». Человек, занимающий этот пост, выполняет такие функции:

  • формирует кабинет министров, внося на рассмотрение президенту предложения о назначении (увольнении) министров;
  • возглавляет кабинет министров и ведет его заседания;
  • устанавливает директивные указания, принимает постановления, создает проекты законов;
  • определяет цели внутренней, внешней политики и пути их реализации;
  • организует правительственную деятельность в соответствии с правилами, принятыми кабинетом министров и утвержденными президентом;
  • может быть лидером партии (или коалиции партий), занимающей большинство мест в парламенте;
  • соблюдает соглашения, достигнутые с партнерами по коалиции;
  • назначает заместителя (вице-канцлера). В коалиционном правительстве на эту должность обычно выдвигается член партии партнера по коалиции;
  • в состоянии обороны страны становится верховным главнокомандующим вооруженными силами Германии;
  • ставит бундестагу вопрос о доверии («вотум доверия»). Если это предложение не поддержала большая часть депутатов, президент может решить распустить парламент.

Немецкий парламент (бундестаг)

Бундесканцлер избирается каждые 4 года немецким парламентом. Его кандидатура выдвигается президентом. В период срока правления вместе со всем кабинетом министров может быть отстранен от должности по процедуре «конструктивного вотума недоверия», т. е. путем проведения в парламенте выборов его преемника.

Революционный период (1918—1919)

Ноя́брьская револю́ция (нем. Novemberrevolution) — революция в ноябре 1918 года в Германской империи, приведшая к установлению в Германии режима парламентской демократии, известного под названием Веймарская республика. Её началом считается восстание матросов в Киле 4 ноября года, кульминационным моментом — провозглашение республики в полдень 9 ноября, днём формального окончания — 11 августа года, когда президент республики Фридрих Эберт подписал Веймарскую конституцию.

9 ноября года рейхсканцлер принц Максимилиан Баденский по собственной инициативе объявил об отречении кайзера от обоих престолов (прусского и имперского) и передал свои полномочия лидеру социал-демократов Фридриху Эберту, который возглавлял большинство в рейхстаге. После этого член правительства Максимилиана Баденского Филипп Шейдеман провозгласил Германию республикой. На следующий день Общее собрание берлинских рабочих и солдатских советов (нем. Vollversammlung der Berliner Arbeiter- und Soldatenräte) избрало временные органы государственной власти — Исполнительный совет рабочих и солдатских советов Большого Берлина (нем.)русск. под председательством Рихарда Мюллера (нем.)русск. и ставший временным правительством Совет народных уполномоченных.

Исполнительный совет рабочих и солдатских советов Большого Берлина, изначально претендовавший на высшую власть в Германии, являясь центром революционной демократии, и продолжавший работать до лета 1919 года, вскоре после формирования Совета народных уполномоченных ограничился руководством созданными в стране советами и не играл существенной роли в государственном управлении.

20 декабря года начавший работать в декабре первый Всегерманский конгресс рабочих и солдатских советов (нем.)русск. избрал Центральный совет Германской Социалистической Республики (нем.)русск. для надзора за Советом народных уполномоченных, в составе 27 членов, сопредседателями его стали Роберт Лайнерт (нем.)русск., Герман Мюллер и Макс Кохен (нем.)русск..

После состоявшихся 19 января года выборов, на первом заседании учредительного национального собрания, открывшегося 6 февраля года, Центральный совет Германской Социалистической Республики сложил перед ним свои полномочия. 10 февраля  года был принят Закон о временной имперской власти, согласно которому главой государства стал рейхспрезидент (нем. Reichspräsident), на следующий день (11 февраля) первым рейхспрезидентом был избран Фридрих Эберт.

Глава государства Начало полномочий Окончание полномочий Партия
Председатель Исполнительного совета рабочих и солдатских советов Большого Берлина (нем.)русск.
4 Рихард Мюллер (нем.)русск.(1880—1943)нем. Richard Müller 11 ноября 20 декабря Независимая социал-демократическая партия Германии
Председатели Центрального совета Германской Социалистической Республики (нем.)русск.
5 (а) Роберт Лайнерт (нем.)русск.(1873—1940)нем. Robert Leinert 20 декабря 6 февраля Социал-демократическая партия Германии
5 (б) Герман Мюллер(1876—1931)нем. Hermann Müller
5 (в) Макс Коэн (нем.)русск.(1876—1963)нем. Max Cohen
Председатель учредительного национального собрания
6 Вильгельм Пфаннкух (нем.)русск.(1841—1923)нем. Wilhelm Pfannkuch 6 февраля 7 февраля Социал-демократическая партия Германии
7 Эдуард Генрих Рудольф Давид(1863—1930)нем. Eduard Heinrich Rudolph David 7 февраля 11 февраля

Исторический обзор

офиса канцлера есть долгая история, происходя назад в Священную Римскую империю. Название время от времени использовалось в нескольких государствах немецкоговорящей Европы. Современный офис канцлера был установлен с Северной немецкой Конфедерацией, которой Отто фон Бисмарк стал канцлером в 1867. После Объединения Германии в 1871, офис стал известным на немецком языке как Reichskanzler (освещенный. Имперский канцлер), хотя это продолжало упоминаться как канцлер на английском языке. С конституцией Германии 1949 названием Bundeskanzler был восстановлен на немецком языке.

В течение различных эр изменилась роль канцлера. С 1871 до 1918 канцлер был только ответственен Императору. С конституционной реформой в 1918, Парламенту предоставили право уволить канцлера. Согласно Веймарской конституции 1919, канцлер был назначен президентом и ответственный Парламенту. После смерти президента Хинденбурга Веймарская конституция эффективно была обойдена во время нацистской диктатуры. Конституция 1949 года дала канцлеру большие полномочия, чем во время Веймарской республики, уменьшая роль президента. Германия сегодня часто упоминается как «демократия канцлера», отражая фактическую роль канцлера как руководитель страны.

С 1867 33 человека служили главами правительства Германии или ее предшественником, Северной немецкой Конфедерацией, большинством из них с канцлером названия.

Из-за его административных задач, голову клерикалов в часовне Роскошного дворца во время Каролингской Империи назвали канцлером (от). Колледж часовни действовал как дела и члены капитула издания канцелярии Императора. Со дней Луи немец архиепископ Майнца был по должности немецким Archchancellor, позиция, которую он занял до конца Священной Римской империи в 1806, в то время как де-юре архиепископ Кельна был канцлером Италии и архиепископом Трира Бургундии. Эти три принца-архиепископа были также принцами-избирателями Империи, выбирающей Короля римлян. Уже в средневековые времена у канцлера Германии была политическая власть как архиепископ Виллиджис (Archchancellor 975–1011, регент для короля Отто III Германии 991–994) или Rainald von Dassel (канцлер 1156–1162 и 1166–1167) при императоре Фредерике Барбароссе.

В 1559 император Фердинанд I основал агентство Имперской канцелярии (Reichshofkanzlei) в Вене Дворец Хофбурга, возглавляемый Вице-канцлером под номинальным руководством архиепископа Майнца. На Сражение 1620 года Белой Горы император Фердинанд II создал офис австрийского канцлера Суда, отвечающего за внутренние и иностранные дела Монархии Габсбурга. С 1753 вперед пост австрийского государственного канцлера занимался принцем Кауницем

Имперская канцелярия потеряла свою важность, и со дней Марии Терезы, и Иосиф II просто существовал на бумаге. После роспуска Священной Римской империи принц Меттернич служил государственным канцлером австрийской Империи (1821–1848), аналогично принц Харденберг действовал как прусский канцлер (1810–1822)

С 1867 до 1871 название Bundeskanzler (федеральный канцлер) снова использовалось на немецком языке, в течение времени Северной немецкой Конфедерации. С 1871 до 1945 офис назвали Reichskanzler (Имперский канцлер). С 1949 формальное название офиса на немецком языке — еще раз Bundeskanzler.

В теперь более не существующей Германской Демократической Республике (ГДР, Восточная Германия), который существовал с 7 октября 1949 до 3 октября 1990 (когда территория прежнего ГДР была повторно объединена с Федеративной Республикой Германия), не существовало положение канцлера. Эквивалентное положение назвали или президентом Министра (Ministerpräsident) или Председателем Совета Министров ГДР (Vorsitzender des Ministerrats der DDR). (См. Лидеров Восточной Германии.)

Порядок избрания

Федеральный канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению Федерального президента. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов членов Бундестага, а Федеральный президент обязан произвести назначение избранного лица.

Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после проведения этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, то немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо получило голоса большинства членов Бундестага, производит его назначение в течение 7 дней после выборов. Если избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент обязан в течение 7 дней либо произвести его назначение самостоятельно, или же распустить Бундестаг.

Дополнительные материалы для чтения

Книги

  • Кляйн, Герберт, редактор 1993. Канцлеры Германии. Берлин: Выпуск.
  • Padgett, Стивен, редактор 1994. Развитие немецкого Канцлерства: Adenauer Колю. Лондон: Роща.

Статьи

  • Harlen, Кристин М. 2002. «Стили лидерства канцлеров Германии: от Шмидта Шредеру». Политика и политика 30 (2 (июнь)): 347–371.
  • Рули, Ludger. 2001. «Изменяющееся канцлерство: ресурсы и пересмотренные ограничения». Немецкая политика 10 (2): 155–168.
  • Mayntz, Renate. 1980. «Исполнительное Лидерство в Германии: Дисперсия Власти или ‘Kanzler Demokratie’?» В президентах и премьер-министрах, редакторе Р. Роуз и Э. Н. Сулеймане. Вашингтон, D.C: Американский институт предпринимательства. стр 139-71.
  • Смит, Гордон. 1991. «Ресурсы канцлера Германии». Западноевропейская политика 14 (2): 48–61.

Как работает немецкое правительство?

Несмотря на значительные полномочия и право назначать правительство Германии, канцлер не имеет право вмешиваться в работу министерств. Он вносит предложение (директиву), дальше идет обсуждение вопроса, после чего министерство выносит свой вердикт. Канцлер должен быть проинформирован о любых важных решениях министерств.

Разногласия в правительстве ФРГ решаются коллегиально. При их принятии канцлер имеет особый вес, но в любом случае он должен подчиниться общему решению, даже если не согласен с ним.

Федеральный канцлер – не только глава исполнительной власти, но и мощная политическая фигура, поскольку одновременно он является и лидером правящей партии, которая обеспечивает поддержку правительства в парламенте.

В подчинении канцлера находится Федеральная канцелярия, которой управляет назначенный министр или секретарь. В этом органе есть специалисты по каждому министерству, которые предоставляют канцлеру экспертную информацию в границах своей компетенции. Также канцлеру подчиняется Федеральная служба разведки. Ее бюджет входит в общий перечень расходов канцелярии.

Северогерманский союз (1867—1871)

Северогерманский союз (нем. Norddeutscher Bund), конфедеративный союз германских государств, стал этапом реализации объединительных стремлений в Германии. После заключения Пражского мира, увенчавшего победу Пруссии в австро-прусской войне 1866 года, некоторые из государств, отклонивших предложенный им Пруссией перед открытием военных действий нейтралитет (Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау, вольный город Франкфурт-на-Майне), были прямо присоединены к ней, равно как и Гольштейн и Шлезвиг. Остальные государства Северной Германии (числом 21) 10 августа года вошли в состав новой федерации, которая, отвергнув принцип союза государств, организовалась в виде союзного государства, руководящая роль в котором была отведена Пруссии. 18 августа года был подписан союзный договор, объединивший Пруссию и 17 северогерманских государств (осенью присоединились ещё четыре). 12 февраля года прошли выборы в Конституционный рейхстаг Северо-Германского союза (нем. Wahlgesetz für den konstituierenden Reichstag des Norddeutschen Bundes), 24 февраля он собрался на первое заседание, а 16 апреля принял Северогерманскую федеральную конституцию (нем. Norddeutsche Bundesverfassung), по которой прусскому королю, как федеральному президенту (нем. Bundespräsident), принадлежало право объявлять войну и заключать мир от имени союза, вести дипломатические переговоры, заключать договоры; в качестве главнокомандующего союзной армией он имел право назначать высших офицеров. Он был главою внутреннего управления, назначал главных должностных лиц союза, созывал и распускал рейхстаг.

Федеральный президент Начало полномочий Окончание полномочий
1 Вильгельм I(1797—1888)нем. Wilhelm I(урожд. Вильгельм Фридрих Людвиг фон Пройсеннем. Wilhelm Friedrich Ludwig von Preußen) 1 июля 18 января

Канцлер немецкой империи (1871–1918)

В немецкой Империи 1871 года Имперский канцлер (Reichskanzler) служил и первым министром Императора, и председателем Бундесрата, верхней палатой немецкого парламента. Он не был ни избран, ни ответственным Парламенту (Рейхстаг). Вместо этого канцлер был назначен Императором.

Федеральное правительство состояло из

  • федеральный совет (Бундесрат), состоя из представителей федераций и осуществлял контроль Королем Пруссии
  • парламент, названный Рейхстагом
  • элементарный президент США, сначала во главе с Отто, Фюрштом фон Бисмарком, министром-президентом Пруссии, как Имперский канцлер в личном союзе.

Технически, министры иностранных дел государств империи проинструктировали депутатов своих государств к федеральному Совету (Бундесрат) и поэтому превзошли канцлера. Поэтому Фюршт фон Бисмарк (как он был с 1871 вперед) продолжал служить и премьер-министром и министром иностранных дел Пруссии в течение фактически его всего срока пребывания в качестве канцлера империи, так как он хотел продолжить осуществлять эту власть. Так как Берлин управлял 17 голосами в Бундесрате, Бисмарк мог эффективно управлять слушаниями, заключая сделки с меньшими государствами.

Термин канцлер сигнализировал о на вид низком приоритете этого учреждения по сравнению с правительствами государств, потому что новый канцлер Федерации не должен быть полностью оперенным премьер-министром, в отличие от глав федераций. Должность канцлера дополнительно символизировала сильный монархическо-бюрократический и в конечном счете антипарламентский компонент, как в прусской традиции, например, фон Харденберг.

В обоих из этих аспектов руководитель Федерации resp. Империя, поскольку это было сформировано в 1867/71, сознательно отличался от Имперского Министерства революционных лет 1848/49, который был во главе с премьер-министром, который был избран Национальным собранием.

В 1871 понятие о федеральном канцлере было передано руководителю недавно сформированной немецкой Империи, которая теперь также содержала Южные немецкие государства. Здесь также, условия канцлера и Федерального агентства (в противоположность Министерству или правительству) предложили (очевидный) более низкий приоритет президента США по сравнению с правительствами федераций. Поэтому ни канцлер, ни лидеры имперских отделов под его командой не использовали должность Министра до 1918.

Конституция Германии была исправлена 29 октября 1918, когда Парламенту дали право уволить канцлера. Однако изменение не могло предотвратить внезапное начало революции несколько дней спустя.

История должности

Изначально канцлерами были римские судебные чиновники, стоявшие у решетки, отделяющей трибуну судей от публики. Позже они возглавляли императорские канцелярии (письменные отделы). После падения Римской империи последующие правители унаследовали римскую административную практику.

В средние века канцлер возглавлял королевскую канцелярию и архив. Как хранитель государственной печати, используемой для удостоверения подлинности королевских документов, он стал ближайшим помощником монарха, а затем самым влиятельным чиновником. Должность была окончательно упразднена в Австрии (1806 г.), во Франции (1848 г.) и в Испании (1873 г.).

Канцлеры в средние века

В Российской империи канцлер был наивысшим рангом государственной службы, согласно Таблице рангов, и того же ранга, что и фельдмаршал и генерал-адмирал. Только самые выдающиеся чиновники правительства повышались до этой категории (министры иностранных дел Александр Горчаков, Алексей Бестужев-Рюмин). В Германии и Австрии канцлер до сих пор представляет собой высший чин в государстве.

На «ты» с Горбачевым и Ельциным

Перекраивая карту Европы, Коль успевал заниматься и делами ее восточных окраин, где в эти годы осыпались в историю руины Советского союза. С автором перестройки, советским президентом Михаилом Горбачевым, Коль сошелся на переговорах об объединении Германии.

После семейного визита Горбачевых к Колям в немецкий Оггерсхайм летом 1990 года политики перешли на «ты». Германия имела ключевое значение для советской власти в то время: при помощи немецких кредитов Горбачев рассчитывал вытащить страну из бездны экономического, финансового и продовольственного кризиса.

Коль помогал, но объединение Германии было приоритетом, и Горбачев не дождался нового «плана Маршалла». СССР развалился, и у Коля появился новый собеседник в Кремле: Борис Ельцин.

Канцлера первый российский президент называл исключительно «мой друг Гельмут».

В присутствии Коля Ельцин чувствовал себя расслабленно: на церемонии вывода войск из Германии в берлинском Трептов-парке Ельцин дирижировал оркестром и пел «Калинку».

Тогда, в начале 1990-х, благодаря Гельмуту Колю была открыта и новая страница в истории Европы. Как он часто подчеркивал в своих речах, европейское единство было вопросом войны и мира в XXI веке.

В тесном сотрудничестве с Францией Коль определил контуры политического союза европейских стран, закрепленного в голландском городе Маастрихт в феврале 1992 года, и заложил основы единой европейской валюты.

По словам бывшего министра иностранных дел Британии лорда Джеффри Хоу, Гельмут Коль был жестким политиком, который мог идти к своей цели напролом.

«Коль был известен своей целеустремленностью, патриотизмом, преданностью принципу мирного сосуществования в Европе. Он сумел добиться многого. Вряд ли он сумел бы достичь своих целей, если бы не некоторые черты его характера, порой граничившие с жестокостью», — говорит британский политик.

В отношении своих оппонентов Коль вел себя порой без лишних сантиментов.

Многие жители бывшей ГДР винили его в ухудшении своего экономического положения после объединения с ФРГ, хотя он сумел добиться, чтобы в документах по объединению был зафиксирован курс обмена один к одному марки ГДР на немецкую марку для зарплат, арендной платы и пенсий.

Память о войне

Гельмут Коль родился 3 апреля 1930 года в маленьком городке Людвигсхафен, в скромной семье налогового служащего.

В юности он перепробовал самые разные способы зарабатывания денег: от выращивания кроликов и разведения тутового шелкопряда до работы на стройке в качестве грузчика и водителя грузовика.

С началом Второй мировой войны отец и старший брат Гельмута ушли на фронт, а он, как и многие его ровесники, вступил в детскую организацию «Гитлерюгенда» — «Дойчес юнгфольк».

Политические взгляды Гельмута Коля во многом сформировались под влиянием лет, прожитых в Людвигсхафене во время Второй мировой войны.

Из-за своих химических заводов город подвергся сильным бомбардировкам, и Гельмут Коль хорошо помнил, как 12-летним мальчиком он помогал извлекать из-под обломков обгоревшие тела своих соседей.

Коль говорил, что от службы в нацистской армии его спасло лишь то, что он слишком поздно родился для того, чтобы встать под ружье.

Image caption

В 1973 году Коль занял пост председателя ХДС и сохранил его за собой до 1998 года

Отец Коля вернулся с фронта живым, брат погиб в возрасте 18 лет.

В трудные послевоенные годы Гельмут работал на скотном дворе, но мечтал вырваться из провинции.

В 1946 году он вернулся за школьную парту и вступил в только что созданную Христианско-демократическую партию.

Спустя почти три десятка лет, в 1973 году, Коль займет пост председателя ХДС и сохранит его за собой до 7 ноября 1998 года.

История должности

Понятие «канцлер» появилось в Средние века: при дворах феодалов канцлером называли главу цеха переписчиков, обладавшего авторитетом, сопоставимым с авторитетом писцов в Древнем Египте. В истории конституционного развития Германии понятие «федеральный канцлер» впервые появилось для обозначения главы правительства Северогерманского союза в 1867 году. В Германской империи и Веймарской республике — «рейхсканцлер». В течение короткого времени (1918—1919) глава правительства именовался «председателем Совета уполномоченных» или «министром-президентом». В ГДР (1949—1990) — Председателем Совета министров.

Рейхсканцлер в Германской империи назначался и снимался с должности императором и был в его непосредственном подчинении. Кроме того, он не имел возможности прямо влиять на законодательный процесс.

После 1918 года канцлер был подотчётен парламенту, но назначался и отзывался рейхспрезидентом. Также канцлер должен был отправиться в отставку в том случае, если рейхстаг заявит о своём недоверии к нему. Таким образом в Веймарской республике канцлер зависел как от президента, так и от парламента. Статья 56 Веймарской конституции содержит следующее положение: «Рейхсканцлер определяет основные направления политики и несёт ответственность за них перед рейхстагом. В пределах этих направлений рейхсминистры самостоятельно осуществляют руководство вверенной ему отрасли и несут ответственность перед Рейхстагом». Эта статья практически дословно повторяет первые предложения ст. 65 Основного закона Германии. Впоследствии это положение подвергалось критике за содержащееся в нём несоответствие: рейхсканцлер назначался президентом, но был ответственен перед рейхстагом. Такое соотношение полномочий (сильный рейхспрезидент, недееспособный парламент и слабый канцлер) в 1933 позволило прийти к власти национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером.

Парламентский совет (1948—1949) принял решение ограничить полномочия федерального президента, в то же время придав дополнительный политический вес должности федерального канцлера. Дальнейшее укрепление так называемой «канцлерской демократии» было связано с новым положением о выборах канцлера, введением механизма конструктивного вотума недоверия (правительству со стороны парламента) и обычного вотума недоверия (парламенту со стороны правительства) в совокупности с сохранением за федеральным канцлером права определять основные направления политики, которым в обязательном порядке должны следовать члены кабинета министров. В связи с этим канцлер на сегодняшний день является наиболее сильной фигурой в политической системе Германии.

Современное использование

Глава правительства

В современных Германии и в Австрии (бундесканцлер) федеральный канцлер — председатель Федерального правительства.

Другие государственные должности

В Швейцарии федеральный канцлер Союза — руководитель секретариата высших федеральных органов власти и управления (Союзного собрания и Союзного совета).

В Эстонии канцлер юстиции (эст. Õiguskantsler) — должностное лицо, задачей которого является осуществление надзора за тем, чтобы акты законодательной и исполнительной государственной власти и местных самоуправлений соответствовали конституции и законам.

Золотая эпоха

Несмотря на сильный провинциальный акцент и обилие шуток, связанных с его крупными габаритами и завидным аппетитом (его называли «Медведем» и «Грушей»), Гельмут Коль сумел превратить свою партию в массовую организацию.

Над Колем постоянно посмеивались за его никудышные ораторские способности и якобы присущую ему политическую близорукость.

Но критики Коля явно недооценивали его способность умело пользоваться рычагами власти и создавать сложную, но крайне эффективную сеть политических союзников и покровителей.

На выборах в ФРГ в 1982 году он обошел всех соперников и стал самым молодым канцлером за всю историю Федеративной Республики. Ему было 52 года.

1980-е годы были золотой эпохой германской экономической мощи и политического влияния. Вместе со своим близким союзником, президентом Франции Франсуа Миттераном, Коль определил контуры Европейского союза и заложил основы введения единой европейской валюты.

Сделав упор на экономическую и социальную политику, Коль добился успехов как в экономике, так и в социальной сфере и победил на следующих выборах в 1987 году. Он оставался на посту канцлера 16 лет.

В 1987 году состоялся исторический визит в Бонн лидера Восточной Германии Эриха Хонеккера. Визит состоялся благодаря политике разрядки, за которую активно выступал Гельмут Коль.

Image caption

Гельмут Коль и Маргарет Тэтчер спорили по поводу необходимости европейской интеграции

Через два года рухнула Берлинская стена, и Коль начал переговоры, которые в итоге привели к объединению Германии.

Благодаря своему упорству и терпению ему удалось найти общий язык с мировыми лидерами — Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим, который назвал его однажды «самым великим европейским лидером второй половины XX века».

«Джордж Буш был моим самым важным союзником на пути к германскому единству», — сказал в ответ Коль.

И советский, и американский лидеры поверили Гельмуту Колю, пообещавшему, что объединенная Германия не будет дестабилизировать Европу или угрожать ей, как это было во времена Адольфа Гитлера.

3 октября 1990 года Коль-политик превратился в национального героя, которому оказалось по плечу то, что многие считали недостижимым: мирное воссоединение Восточной и Западной Германии.

Стремление Коля объединить Германию не было встречено всеобщим одобрением. К примеру, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин открыто выступал против.

Image caption

Стена разделяла город 28 лет

В целом Запад приветствовал воссоединение немцев, но в некоторых странах, в частности, в Великобритании и Польше, оставались опасения по поводу того, что объединенная Германия будет доминировать на европейском континенте.

В чем разница между канцлером и президентом

Во многих европейских республиках и монархиях полномочия глав правительства и государства отделены между собой и принадлежат разным лицам. В Германии, как и в остальных парламентских республиках, канцлер представляет собой фактического руководителя правительства, в то время как президент выполняет в основном церемониальные, представительские функции.

В период Веймарской республики президент имел гораздо больше власти (1919-1933 гг.), после ее распада основатели Третьего Рейха решили значительно сократить его полномочия. В нынешнее время он, кроме представительства, контролирует деятельность органов законодательной, исполнительной власти, занимаясь административными задачами.

Роль в федеральном правительстве

В современной Германии канцлер – это политический лидер страны, хотя в официальном протоколе федеральный президент (бундеспрезидент) наделен более высоким статусом. Он руководит федеральным правительством, неся полную ответственность за работу государственной власти. Этот чин известен как эквивалент премьер-министра в других странах.

Подчиненные органы власти

Канцлер в Германии – глава исполнительной власти. Он подотчетен парламенту за действия правительства и управляет кабинетом министров, руководящих своими ведомствами независимо (принцип министерской автономии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector