Политические партии германии

Политический строй и внутренняя политика

В состав Германской империи вошло 22 монархических государства и 3 «вольных» города. По конституции империя представляла союз князей под главенством прусской династии Гогенцоллернов. Только представитель этой династии мог стать германским императором. Предусматривались выборы парламента (рейхстага). Он обсуждал проекты законов и утверждал бюджет. Первым императором был прусский король Вильгельм I, но главную роль в государственных делах по-прежнему играл Бисмарк, ставший имперским канцлером.

Основной целью его политики было укрепление господства земельной аристократии и позиций Пруссии в Германской империи. В то же время канцлер понимал, что нельзя было не считаться и с крупной буржуазией, которая приобретала все большее значение в экономической и политической жизни страны. При Бисмарке в Германии был проведен ряд преобразований: введена единая денежная система, создан имперский банк, усилена армия.

Бисмарк крайне нетерпимо относился к любой оппозиции. Он преследовал буржуазных лидеров и католическое духовенство, которые выражали недовольство господством прусского юнкерства в государственном аппарате. Но особую тревогу у него вызывали социалисты. Воспользовавшись покушением террористов на жизнь императора, в 1878 г. Бисмарк провел закон против социалистов, который действовал до 1890 г. На основании этого закона запрещались социалистические организации и газеты.

В 1890 г. Бисмарк из-за разногласий с новым императором Вильгельмом II вынужден был уйти в отставку. При его преемниках основные направления внутренней политики существенно не изменились. На первом месте была защита интересов юнкеров и крупной буржуазии и подавление оппозиции. Но в ряде случаев правительство шло и на некоторые уступки рабочему классу.

Партийная система современной России

«Демократически избираемая и сменяемая авторитарная власть – в такую форму на сегодняшний день отлилось развитие посткоммунистического политического режима».

Герман Дилигенский о политическом режиме в современной России

В нашей стране партийная система начала складываться только в 90-х годах, после крушения Советского Союза и обретения независимости. Сейчас она находится на ранней стадии своего развития: более семидесяти лет существовала одна партия, которая руководила страной, а те, кто протестовал против подобной практики, обычно плохо заканчивали. Конституцией РФ признается политическое разнообразие и запрещается использование какой-то одной идеологии в качестве государственной. В нашей стране функционирует многопартийная система, политические партии современной России представляют все части спектра.

В настоящий момент (начало 2020 года) в РФ существует 67 официально зарегистрированных политических сил. При этом политическая партия «Единая Россия» уже многие годы занимает  доминирующее положение. Еще сто субъектов находятся в процессе получения регистрации, их полный список, включая адреса и телефоны, можно найти на сайте Минюста.

Статья 3 федерального закона определяет, что партии необходимо иметь региональные отделения минимум в половине субъектов РФ, в ее состав обязаны входить не менее 500 членов, а руководящие и иные структурные подразделения должны находиться исключительно на территории нашей страны. Существующее законодательство запрещает партийные блоки.

У партий есть право выдвигать кандидатов на любые выборные должности и составлять списки при проведении выборов в Госдуму. Однако прежде чем участвовать в избирательном процессе политическая сила обязана пройти федеральную регистрацию в Министерстве юстиции, а затем отдельно сделать то же самое в каждом из регионов РФ. Как показывает практика, выполнить это не всегда просто: «Партия прогресса» – политический проект Алексея Навального – была недопущена к кампании именно на этапе местных регистраций.

«Единая Россия» — доминирующая партия нашей страны

К выборам в Государственную думу как по спискам, так и по одномандатным округам допускаются только те силы, которые получили не менее 3% на предыдущих парламентских выборах или имеющие хотя бы одного местного депутата. Всем остальным приходится собирать подписи.

Следует отметить, что избирательное и «партийное» законодательство в России часто меняется. В 2012 году условия регистрации политических сил были  демократизированы, результатом чего стало увеличение их количества в более чем семь раз. Власти пошли на такое послабление после решения Европейского суда по делу РПР и массовых акций протеста, которые всколыхнули Россию в 2011—2012 годах. В настоящее время в Федеральном парламенте представлены шесть партий, четыре из них имеют собственные фракции. Доминирующее положение занимает политическая партия «Единая Россия» – у нее 343 депутата.

«Партийный век» в нашей стране, как правило, недолог. Десятки политических сил, которые были настоящими «звездами» 90-х годов, уже давно не принимают серьезного участия в политической деятельности или превратились в откровенных маргиналов. Партии в России создаются в основном под определенного политика, поэтому они сильно зависят от его успеха и личной харизмы. Ни профсоюзы, ни предприниматели так и не смогли создать мощной и устойчивой политической силы.

После обретения независимости Россия получила государственные и политические институты, характерные для большинства демократических стран мира, в том числе и партийную систему. Но выборы, превратившись в форму борьбы за власть, так и не стали для общества эффективным инструментом обновления правящей элиты, а тем более средством контроля над ней. Избирательный процесс из соревнования идеологий и концепций развития страны превратился в ярмарку популизма, а его исход определяют финансовые и правовые ресурсы финансово-промышленных групп, стоящих за кандидатами, или же степенью поддержки их государством.

Западные политологи называют такой режим «демократурой», подразумевая под этим термином ситуацию, когда демократические институты уже есть, а народ на политические процессы в государстве практически не влияет. Основные политические партии нашей страны формировались в условиях отсутствия главных институтов гражданского общества, что и привело к имеющимся результатам.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Идеология

На протяжении своей истории партия несколько раз меняла свой идеологический базис. Можно отметить следующие этапы:

  • Манифест от 1985 года, ознаменовавший существенное поправение партии.
  • Программа 1987 года, которую многие оценивают как антидемократическую и расистскую.
  • Программа 1990 года, принятая после относительных успехов на выборах. Она является более умеренной и может быть названа правоконсервативной.

Первоначально республиканцы были консервативной партией с умеренно-националистическим уклоном. Когда лидером партии стал Шенхубер, она радикализировалась и становилась всё более националистической. Его программа включала ликвидацию профсоюзов, демонтаж «государства всеобщего благосостояния», выдворение из Германии иностранцев и возвращение к границам Германии 1937 года. Партия также встала на позиции евроскептицизма и рассматривает членство в ЕС как ущемление суверенитета Германии.

Немецкий ирредентизм

С момента возникновения партия считала воссоединение Германии своей главной задачей. Партия приветствовала воссоединение ФРГ и ГДР, когда оно произошло в 1990 году, но считает, что это всего лишь воссоединение Западной Германии и Центральной Германии. Она рассматривает воссоединение 1990 года только как первый шаг на пути к «полному воссоединению», которое станет возвращением к границам Германии 1937 года. Для этого необходимо возвращение Германии польских и российских территорий (в том числе Калининградской области). Партия также считает желательным воссоединение в одном государстве всех немцев, включая австрийцев и жителей Южного Тироля.

Экономическая программа

Партия демонстрирует приверженность идеям социально-ориентированной рыночной экономики, выступает за сокращение бюрократической машины, уменьшение государственных субсидий, поддержку немецкого малого бизнеса. Сюда же можно отнести экономическую антимигрантскую риторику: партия считает, что программы принятия и благоустройства мигрантов обходится народу Германии слишком дорого.

Исторические партии

Немецкая Национал-Социалистическая Рабочая Партия

Лидер  — Адольф Гитлер

Интернационал — Нет

Кто поддерживал — военные, часть буржуазии и аристократов, маргиналы, ремесленники и правая молодежь

Причина прекращения существования — Запрет партии.

НСДАП образовалась как реакция на усиление коммунистов. Во главе с Адольфом Гитлером она быстро становилась влиятельной политической силой, к концу 30-х годов был вполне реален её приход ко власти. Только объединение всех умеренных сил Германии не позволило НСДАП получить большинство в Рейхстаге. В результате поджога Рейхстага партия была запрещена и на её лидеров обрушился вал репрессий.

На данный момент НСДАП прекратила свое существование и до сих пор считается антигосударственной партией, несмотря на отдельные попытки реабилитации. Деятельность национал-социалистических организаций и по сей день запрещена.

История

С 1985 г. председателем партии был Франц Шёнхубер, сменивший на этом посту Франца Хандлоса. С 1994 г. партию возглавил Рольф Шлирер, который отмежевался от правого экстремизма и в результате партия потеряла значение среди других праворадикальных партий, таких как Немецкий народный союз и НДПГ.

Главные успехи Республиканцев приходятся на г., кода они набрали более 7 % голосов избирателей на выборах в Европарламент и в Палату депутатов Берлина. Развить этот успех Республиканцам не удалось. С по 2001 год партия была представлена в ландтаге Баден-Вюртемберга.

На выборах в Германский Бундестаг г. партия получила 0,4 % голосов.

Партийные системы

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).

В системах с правящей партией деятельность партий разрешена, регулярно проводятся выборы, общество имеет демократические традиции. Несмотря на присутствие оппозиции, правящая партия побеждает на выборах, постоянно обновляя свой кадровый потенциал, программу, опережая оппозицию в разработке новых идей. Пример из новейшей истории — Япония в лице Либерально-Демократической Партии, а также Россия в начале XXI века.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие партии (реже их также называют правящими), а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).

В редких случаях (пример: Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.

Для значительного числа современных европейских демократий характерен относительно низкий «заградительный барьер» на выборах, что позволяет наиболее репрезентативно отразить в парламенте текущие политические предпочтения. Как результат, в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. В результате переговоров между партиями складывается парламентская коалиция, обладающая большинством и принимающая на себя управление государством. Классическим примером являются политические системы таких европейских стран, как Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция, Чехия, Германия, Италия, Ирландия, Сербия, Латвия, Эстония, Израиль. Издержками подобной политической системы может быть перманентная коалиционная нестабильность, приводящая к частым роспускам законодательного органа и назначению внеочередных выборов. Так, за 62-летнию историю Израиля в нём сменилось 18 составов парламента, то есть избранный Кнессет работает в среднем чуть более 3 лет (при номинальной 5-летней каденции).

§ Список основных политических партий Германии

Далее на странице представлен полный список основных политических партий Германии, принимавших участие в выборах в Бундестаг в 2017 году. Перевод названий партий на русский язык не является официальным переводом соответствующей партии или какого-либо органа власти.

  • Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)Христианско-демократический союз Германии (ХДС)
  • Sozialdemokratische Partei Deutschlands (SPD)Социал-демократическая партия Германии (СДПГ)
  • Die LinkeЛевые
  • Bündnis 90/Die GrünenАльянс 90 / Зеленые
  • Christlich-Soziale Union in Bayern e.V. (CSU)Христианский социальный союз в Баварии
  • Freie Demokratische Partei (FDP)Свободная демократическая партия (СвДП)
  • Alternative für Deutschland (AfD)Альтернатива для Германии
  • Piratenpartei DeutschlandПиратская партия Германия
  • Nationaldemokratische Partei Deutschlands (NPD)Национально-демократическая партия Германии (НДП)
  • Freie WählerСвободные избиратели
  • Partei Mensch Umwelt Tierschutz (Tierschutzpartei)Партия окружающей среды и защите животных (Партия защиты животных)
  • Ökologisch-Demokratische Partei (ÖDP)Экологическая демократическая партия
  • Partei für Arbeit, Rechtsstaat, Tierschutz, Elitenförderung und basisdemokratische Initiative (Die Partei)Партия инициативы труда, правового государства, защиты животных, поддержки элиты и основ демократии
  • Bayernpartei (BP)Баварская партия
  • Ab jetzt…Demokratie durch Volksabstimmung; Politik für die Menschen (Volksabstimmung)Теперь … демократия через народный референдум; политика для людей
  • Partei der Vernunft (PDV)Партия здравого смысла
  • Marxistisch-Leninistische Partei Deutschlands (MLPD)Марксистско-ленинская партия Германии
  • Bürgerrechtsbewegung Solidarität (BüSo)Солидарность, движение за гражданские права
  • ​„Sozialistische Gleichheitspartei, Vierte Internationale“ (SGP)»Партия Социалистического равенства, четвертый интернационал»
  • Die RechteПравые
  • Allianz Deutscher DemokratenАльянс германских демократов
  • Allianz für Menschenrechte, Tier- und Naturschutz (Tierschutzallianz)Альянс за права людей, охрану животных и природы (Альянс по защите животных)
  • „bergpartei, die überpartei“; ökoanarchistisch-realdadaistisches sammelbecken (B*)»Горная партия, верхняя партия»; Экологически-анархистско-реально-дадаистический резервуар
  • Bündnis Grundeinkommen; Die Grundeinkommenspartei (BGE)Альянс базового дохода; партия базового дохода
  • Demokratie in Bewegung (DiB)Демократия в движении
  • Deutsche Kommunistische Partei (DKP)Коммунистическая партия Германии
  • Deutsche Mitte; Politik geht anders… (DM)Немецкий центр; другой политический путь…
  • Die Grauen — Für alle GenerationenСерые — для всех поколений
  • „Die Urbane. Eine HipHop Partei“ (du.)»Городские. Хип-хоп партия»
  • Magdeburger Gartenpartei; ökologisch, sozial und ökonomisch (MG)Магдебургская садовая партия; экологическая, социальная и экономическая
  • Menschliche Welt; für das Wohl und Glücklich-Sein allerГуманный мир; благополучие и счастье для всех
  • Partei der HumanistenПартия гуманистов
  • Partei für GesundheitsforschungПартия исследования здоровья
  • Partei für Veränderung, Vegetarier und Veganer (V-Partei3)Партия за изменение, вегетарианцев и веганов
  • Bündnis C — Christen für DeutschlandАльянс С — христиане за Германию
  • Die EinheitЕдинство
  • Die Violetten; für spirituelle PolitikФиолетовые; за духовную политику
  • Familien-Partei DeutschlandsГерманская партия семьи
  • Feministische Partei Die FrauenФеминистская партия Женщины
  • MieterparteiПартия квартиросъемщиков
  • Neue Liberale — Die SozialliberalenНовые либералы — социальные либералы
  • Unabhängige für bürgernahe DemokratieНезависимые за гражданскую демократию

Объединение Германии

Попытка объединить Германию в 1848—1849 гг. оказалась неудачной. В последующие годы стремление к объединению усилилось. Ускорявшееся экономическое развитие требовало образования общегерманского рынка, свободного передвижения товаров и рабочих. Создание мощного государства соответствовало и политическим умонастроениям немецкого населения.

Но на этом пути существовало серьезное препятствие: соперничество между двумя крупнейшими государствами — Пруссией и Австрией. И та, и другая стремились занять господствующее положение в единой стране. Конфликт между ними был неизбежен. Как заявил глава прусского правительства: «Германия слишком тесна для того, чтобы Австрия и Пруссия могли в ней поместиться обе». В экономическом и военном отношениях Пруссия в это время была сильнее своей соперницы.

Объединение Германии произошло в 60 х гг. XIX в. В 1864 г. прусские и австрийские войска напали на Данию и захватили герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Оба герцогства, в которых проживало в основном немецкое население, стали совместной прусско-австрийской собственностью. Шлезвигом стала управлять Пруссия, а Гольштейном — Австрия.

Затем в 1866 г. прусские войска на удивление быстро разгромили примерно равную по численности австрийскую армию. Решающая победа, ошеломившая всю Европу, была одержана 3 июля у чешской деревни Садова. Вскоре был заключен мирный договор, по которому Австрия отказалась от притязаний на гегемонию в Германии и уступила Пруссии Гольштейн. После военного поражения в 1867 г. Австрия была преобразована в Австро-Венгерскую империю. Венгрия получила в ней значительные автономные права. Тогда же был создан Северо-германский союз, решающее слово в котором принадлежало Пруссии. Вне его границ находились лишь южные германские земли. Их вхождению в состав союза всячески препятствовала’ Франция.

Объединение Германии завершилось в результате победы Пруссии во франко-прусской войне 1870—1871 гг. 18 января 1871 г. в Версале была провозглашена Германская империя. Австрия в состав империи не вошла. Главную роль во всех общегерманских делах стала играть Пруссия. Объединение немецких земель осуществилось «сверху», т. е. правящим классом, а не революцией. Важную роль в разработке прусской политики того времени сыграл глава правительства канцлер Бисмарк, талантливый дипломат и верный слуга монархии и прусского юнкерства.

Бисмарк — «железный канцлер»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector