Ответ на вопрос: что такое просвещение?

Биография

Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире. 

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

Портрет Иммануила Канта

В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.

Иммануил Кант

Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве — пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.

Памятник Иммануилу Канту

В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.

Кенигсбергский университет

В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями Ньютона преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Публичное и частное пользование разумом

В рамках эссе Кантом была разработана концепция публичного и частного пользования разумом. Под публичным пользованием разумом Кант подразумевает такое его применение, которое осуществляется с целью просвещения других людей через книги, публичные речи и прочее. Частное же применение осуществляется человеком, когда он функционирует как общественная единица, выполняя определенную работу или службу:

Частное мышление должно быть ограничено публичными интересами: оно не должно мешать выполнению возложенных на человека общественных функций. Из этого вытекает принцип «мысли как хочешь, но выполняй свою работу хорошо». Однако, за пределами своей общественной деятельности, человек может и должен мыслить свободно, выступая как ученый, который может подвергнуть критике и свою собственную деятельность в обществе — службу, работу, церковь. Военный обязан подчиняться приказам, священник — обучать догматам Церкви. Но это не должно препятствовать им мыслить критически тогда, когда от этого не зависит выполнение возложенных на них обязанностей. Военный может предлагать публике обсудить проблемы, которые, как он считает, существуют в армии; священник имеет полную свободу сообщить публике свои предложения об улучшении устройства Церкви.

Эпоха Просвещения в контексте философских воззрений Канта

Первая страница издания 1799 года

Эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение» нельзя понимать в разрыве от общих историофилософских воззрений Канта, представленных в его работах «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «К вечному миру». Согласно Канту, исторический процесс представляет собой процесс реализации заложенных в человека природой потенций, основной из которых является Разум.
Рассматривая в контексте описанной историософии новую эпоху — эпоху Просвещения, Кант определяет её как поворотный момент, являющийся одним из ярких этапов процесса развития разума в ходе человеческой истории].
До эпохи Просвещения человечество не использовало свою способность к свободному мышлению, «было неспособно пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого», оно было погружено в состояние несовершеннолетия. Эпоха Просвещения же стала ключевым моментом перехода человечества от несовершеннолетия к реализации заложенной в людях разумной способности суждения.

Основные идеи

Кант выражает свою главную идею с первых строк своего эссе:

Кант использует понятие несовершеннолетия, Unmündigkeit, вкладывая в него смысл зависимости, отсутствия свободы у людей, делая тем самым различие между людьми интеллектуально совершеннолетними (обладающими автономией разума) и интеллектуально несовершеннолетними (у которых подобной автономии нет). В соответствии с этим, большинство людей довольствуются тем, что мыслят в рамках, определенных для них общественными институтами, такими как Монархия или Церковь, страшась расширить эти рамки. Кант утверждает, что просвещение заключается в «развитии своего разума» через мышление вне простых и удобных рамок догмы и общепринятых формул. Единственным способом сбросить эти цепи является разум: в обществе всегда будут существовать люди, думающие самостоятельно (просвещенные), которые помогли бы другим добиться такой же автономии разума, вдохновили бы их выйти из состояния интеллектуального несовершеннолетия. Именно в разуме, в роли просвещенных людей, Кант видит единственный способ преодолеть оковы государственной и религиозной догмы, отвергая идею о том, что таковым способом может являться и революция:

Эпоха Просвещения в контексте философских воззрений Канта

Первая страница издания 1799 года

Эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение» нельзя понимать в разрыве от общих историофилософских воззрений Канта, представленных в его работах «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «К вечному миру». Согласно Канту, исторический процесс представляет собой процесс реализации заложенных в человека природой потенций, основной из которых является Разум.
Рассматривая в контексте описанной историософии новую эпоху — эпоху Просвещения, Кант определяет её как поворотный момент, являющийся одним из ярких этапов процесса развития разума в ходе человеческой истории].
До эпохи Просвещения человечество не использовало свою способность к свободному мышлению, «было неспособно пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого», оно было погружено в состояние несовершеннолетия. Эпоха Просвещения же стала ключевым моментом перехода человечества от несовершеннолетия к реализации заложенной в людях разумной способности суждения.

Философия Иммануила Канта

Суждения Канта в этот ранний период его жизни были сформированы под влиянием провокационных идей Руссо и рационализма Лейбница. Но он был также глубоко потрясен достижениями ученого и теолога Исаака Ньютона. В то время работы Ньютона только начали изучаться в Кенигсбергском университете.

Вскоре ученый издает несколько книг и множество эссе по метафизике, этике, эстетике, логике и других наук, включая астрономию. Кант использовал принципы Ньютона в своей гипотезе о первичной туманности, которая лучше всего объяснила происхождение вселенной и не потеряла своей актуальности до сих пор.

В 1796 г. Пьер-Симон де Лаплас дальше развивал идеи Канта, и эта, более усовершенствованная, модель теперь известна как теория Лапласа-Канта.

В 1764 г. — Кант издал свое «Изучение степени ясности принципов естественной теологии и морали». Он рассматривает религиозный культ как «идолопоклонство». Он уверен, что религия как государственный институт развращает людей, порождает лицемерие.

Работа свидетельствует, что Кант понял пределы рационалистического: в частности, он начал чувствовать несоответствия логических демонстраций, выполненных такими рационалистами, как Вольф, который предполагал, что доведение ложного суждения обязательно подразумевало, что спорное ему положение должно быть верным.

Предчувствия Канта указывают, что даже в раннем периоде творчества он уже двигался к диалектическому пониманию правды, которая позже станет его методом мышления.

Кант стал очень известным преподавателем. Он был популярным профессором среди студентов не только потому, что его живой учебный метод включал провокационные идеи, но также и благодаря юмору. Эффективность обучения у него и устойчивая репутация интересного автора привлекли много студентов в Кенигсберг.

Альма-матер

В 1770 г. (когда Канту было 46 лет) его alma mater приняла его как полноправного члена факультета: он был утвержден профессором логики и метафизики. Он продолжал работать в Кенигсбергском университете в течение следующих 27 лет, в 1786 г. стал его ректором.

Кенигсберский университет

В возрасте 57 лет философ закончил свою самую большую работу, «Критический анализ чистого разума». Его труд является диалектическим и тонким; с одной стороны, это делает «чистый разум» предметом критического анализа, а с другой — это использование «чистого разума» для развития в соответствии с запросами.

Основная идея Канта — то, что ум играет активную роль в структурировании действительности. Разум дает структуру объектов, поскольку они должны соответствовать структуре ума, чтобы быть воспринятыми первым.

Кант отвергает идеи догматических метафизиков-рационалистов (Декарта, Спинозы, Лейбница) и скептицизм эмпириков (Локка, Беркли, Юма). Он использует необычный метод анализа суждений и методологий.

Свою философию Кант разделил на 4 части (вопроса):

  1. Что я могу знать? ( метафизика).
  2. Что я должен делать? (мораль).
  3. На что я смею надеяться (религия).
  4. Что такое человек? (антропология).

Последние годы жизни

Философ Иммануил Кант несомненно один из самых известных мыслителей мира. Например, в своей монументальной работе «Критика чистого разума» он показал, как можно использовать способности разума к познанию, чтобы определить границы этих самых способностей.

Его жизнь представляет интерес для невропатологов по нескольким причинам: у него был специфический тип личности; он страдал от головной боли; умер со слабоумием. Кант был человеком легендарного спокойствия и педантичности.

Например, его утренние прогулки происходили всегда в одно и то же время. Жители говорили, что можно сверять часы, когда он проходил рядом.

Он всегда ходил тем же маршрутом и даже проходил одинаковое количество шагов. Он страдал от головных болей, которые были, вероятно, мигренью. Долго считалось, что люди с навязчивым типом индивидуальности часто страдают от мигрени. А в последние годы жизни у Канта появились четкие признаки слабоумия.

Рассматривались разные причины, например, сосудистая деменция или медленно растущая опухоль, такая как лобовая менингиома. Поскольку у него были отмечены нарушения когнитивной функции, наличие галлюцинаций и повторяющаяся утрата сознания.

Философ никогда не был женат. Его имя можно найти в списке знаменитых девственников. Кант скончался 12 февраля 1804 г. Ему было 79 лет. Симптомы душевнобольных имели многие гении.

Иммануил Кант: краткая биография и философия (видео):

МирТесен

Личная жизнь теоретика удовольствий

Бытует мнение, что Кант всячески избегал общения с противоположным полом. По его словам, единственной любовью для него была метафизика. Однако на самом деле, это не совсем правда. Семейная жизнь его, в общепринятом понимании, действительно не сложилась, и он никогда не был женат. Некоторые биографы утверждают, что он регулярно бывал в высшем обществе, где прослыл «галантным магистром» и даже дважды собирался вступить в брак.

Сохранилось несколько писем профессору от супруги богатого коммерсанта Марии Шарлотты Якоби-Гёшен. Она была общепризнанной красавицей, но писала с орфографическими ошибками, что не могло не “коробить” мэтра. Была ли у них интимная связь так и осталось загадкой для потомков. Позже, в конце шестидесятых, у Канта сложились теплые и дружеские отношения с графиней фон Кайзерлинг, в дом которых философ был вхож. Он считал ее идеалом женщины, а после ее смерти в девяносто первом практически прекратил общение с женским полом.

Уход из жизни философа: в память об основателе критицизма

Мужчина с раннего детства страдал от частых простуд и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, но выжил. Чтобы максимально продлить жизнь и укрепить здоровье, Кант подчинился жесткому распорядку, и это сработало – он фактически пережил всех своих, гораздо более крепких и здоровых, приятелей. Когда он слег, ухаживать за больным вызвалась родная сестра. История Иммануила Канта закончилась 12 февраля 1804 года, когда он на семьдесят девятом году скончался у себя дома. Похоронили его в профессорском склепе на северной стороне Кафедрального собора Кёнигсберга.

В двадцатом веке (35 год) Международным астрономическим союзом одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Иммануила Канта. С две тысячи пятого года такое же название получил Балтийский Федеральный университет, где во внутреннем дворике установили памятник великому философу.

Дальнейшее развитие учений

Публикация трудов ученого привел Германию, да и весь думающий мир, к брожению умов. Его читали, спорили о его теориях, сравнивали с величайшими умами планеты. Так возникло течение кантианства, у которого и в нашем дни имеются последователи (посткантианство и неокантианство).

Среди самых знаменитых имен, можно назвать Генриха Риккерта, Поля Мишеля Фуко, Георга Вильгельма Гегеля и Артура Шопенгауэра. Из учения Канта выросла идея этического социализма, эмпириокритицизма, а также марксизма.

Интересные факты о немецком философе Иммануиле Канте

Согласно рассуждениям ученого, единственной целью развития человечества является построение идеального правового общества с полным равноправием для всех его членов.

Практически всю свою жизнь Кант жил очень скромно и даже ел один раз в день, ввиду отсутствия средств. Только на склоне лет ему удалось купить собственный дом, который был разрушен во время Второй мировой.

Мужчина жил по жесткому распорядку: спать ложился ровно в десять вечера, а вставал к пяти утра. Во время прогулок в парке горожане сверяли по нему часы.

Мало кто знает, что он был настоящим естествоиспытателем, проводил опыты и исследования в области землетрясений, извержений вулканов и приливных явлений.

Говорят, будто студенты решили развлечь любимого профессора и пригласили его в публичный дом. После посещения сего учреждения он сказал, будто там «слишком много мелких суетных и бессмысленных движений». На этом впечатления его завершились.

Наиболее популярным высказыванием Канта считается следующее: «Нужно иметь особое мужество, чтобы пользоваться собственным разумом».

Кант считал неправомерным и неправильным применение государственных займов, для осуществления боевых действий. Более того, он полагал, что цивилизованное мироустройство возможно только в тех державах, где нет регулярной армии.

Эпоха Просвещения в контексте философских воззрений Канта

Первая страница издания 1799 года

Эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение» нельзя понимать в разрыве от общих историофилософских воззрений Канта, представленных в его работах «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «К вечному миру». Согласно Канту, исторический процесс представляет собой процесс реализации заложенных в человека природой потенций, основной из которых является Разум.
Рассматривая в контексте описанной историософии новую эпоху — эпоху Просвещения, Кант определяет её как поворотный момент, являющийся одним из ярких этапов процесса развития разума в ходе человеческой истории].
До эпохи Просвещения человечество не использовало свою способность к свободному мышлению, «было неспособно пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого», оно было погружено в состояние несовершеннолетия. Эпоха Просвещения же стала ключевым моментом перехода человечества от несовершеннолетия к реализации заложенной в людях разумной способности суждения.

Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпохи Просвещения и эпохи романтизма.

Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

Студенческие годы

Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».

После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

Российский Кёнигсберг

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.

Портрет Иммануила Канта

В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии.

Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

Расцвет творчества

В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.

Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.

Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта

Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?

Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.

Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.

Интересные факты из жизни Иммануила Канта

  1. По масштабам своих философских работ Кант стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем.
  2. Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой.
  3. Как мы уже сказали, Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или кофе. Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
  4. Вряд ли этот факт можно подтвердить, но существует история о том, как однажды студенты пригласили целомудренного преподавателя в бордель. После этого, когда у него спрашивали о впечатлениях, он отвечал: «Множество суетных мелких движений».
  5. Неприятный факт. Несмотря на высоконравственный образ мышления и стремление к идеалам во всех сферах бытия, Кант проявлял антисемитизм.
  6. Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом – таков девиз Просвещения».

  7. Кант был достаточно низкого роста – всего 157 см. (для сравнения, Александр Пушкин, который тоже считался низкорослым, имел 166 см. роста).
  8. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, фашисты очень гордились Кантом, называя его истинным арийцем.
  9. Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде».
  10. Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними. В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
  11. Кант был четвертым ребенком в семье, состоящей из 11 детей. Шестеро из них умерли еще в детстве.
  12. Студенты говорили, что во время чтения лекций Иммануил Кант имел привычку фиксировать взгляд на каком-то одном слушателе. Однажды он остановил свой взгляд на юноше, у которого на сюртуке не хватало пуговицы. Это сразу же бросалось в глаза, отчего Кант стал рассеянным и сбивчивым. В конечном счете, он прочитал очень неудачную лекцию.
  13. Недалеко от дома Канта располагалась городская тюрьма. В качестве исправления нравов, заключенных заставляли по несколько часов в день петь духовные песнопения. Это пение так надоело философу, что он написал письмо бургомистру, прося его принять меры «для прекращения скандала» против «громогласного благочестия этих ханжей».
  14. На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
  • Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде (дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца).
  • Меньше спать (постель – гнездо заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).
  • Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.

Теперь вы знаете об Иммануиле Канте все, что должен знать любой образованный человек, и даже больше.

Напоследок рекомендуем оставить на своей страничке в соц.сетях память о величайшем философе. Для этого мы подготовили специальное изображение с портретом Канта и его знаменитой цитатой.

Если вам нравятся биографии великих людей и интересные факты из их жизни, — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Публичное и частное пользование разумом

В рамках эссе Кантом была разработана концепция публичного и частного пользования разумом. Под публичным пользованием разумом Кант подразумевает такое его применение, которое осуществляется с целью просвещения других людей через книги, публичные речи и прочее. Частное же применение осуществляется человеком, когда он функционирует как общественная единица, выполняя определенную работу или службу:

Частное мышление должно быть ограничено публичными интересами: оно не должно мешать выполнению возложенных на человека общественных функций. Из этого вытекает принцип «мысли как хочешь, но выполняй свою работу хорошо». Однако, за пределами своей общественной деятельности, человек может и должен мыслить свободно, выступая как ученый, который может подвергнуть критике и свою собственную деятельность в обществе — службу, работу, церковь. Военный обязан подчиняться приказам, священник — обучать догматам Церкви. Но это не должно препятствовать им мыслить критически тогда, когда от этого не зависит выполнение возложенных на них обязанностей. Военный может предлагать публике обсудить проблемы, которые, как он считает, существуют в армии; священник имеет полную свободу сообщить публике свои предложения об улучшении устройства Церкви.

Основные идеи

Кант выражает свою главную идею с первых строк своего эссе:

Кант использует понятие несовершеннолетия, Unmündigkeit, вкладывая в него смысл зависимости, отсутствия свободы у людей, делая тем самым различие между людьми интеллектуально совершеннолетними (обладающими автономией разума) и интеллектуально несовершеннолетними (у которых подобной автономии нет). В соответствии с этим, большинство людей довольствуются тем, что мыслят в рамках, определенных для них общественными институтами, такими как Монархия или Церковь, страшась расширить эти рамки. Кант утверждает, что просвещение заключается в «развитии своего разума» через мышление вне простых и удобных рамок догмы и общепринятых формул. Единственным способом сбросить эти цепи является разум: в обществе всегда будут существовать люди, думающие самостоятельно (просвещенные), которые помогли бы другим добиться такой же автономии разума, вдохновили бы их выйти из состояния интеллектуального несовершеннолетия. Именно в разуме, в роли просвещенных людей, Кант видит единственный способ преодолеть оковы государственной и религиозной догмы, отвергая идею о том, что таковым способом может являться и революция:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector