Внешняя политика ссср в 1930-е годы

Бундесканцлер

Итогом переговоров является прежде всего утверждение кандидатуры Бундесканцлера — главного человека в стране. Как вы знаете, начиная с ноября 2005 бессменный канцлер ФРГ — Ангела Доротея Меркель.

Рекорд пребывания в должности принадлежит Гельмуту Колю — более 16 лет или 5870 дней или 5 легислатурных периодов.

Канцлер назначает, с формального одобрения президента, министров в правительство. Места в правительстве и являются основной разменной монетой при формировании большинства.

Количество министров, кандидатов и направление деятельности канцлер определяет самостоятельно. Но указывать какие решения принимать правительству глава государства права не имеет. Всё решается в ходе совещаний — вносится предложение, министерство обсуждает вопрос и предлагает решение. Дальше Бундестаг работает над изменением законов и далее по цепочке.

Канцлеры Германии
Имя Срок
Конрад Аденауэр 15.09.1949 — 16.10.1963
Людвиг Эрхард 16.10.1963 — 01.12.1966
Курт Георг Кизингер 01.12.1966 — 21.10.1969
Вилли Брандт 21.10.1969 — 07.05.1974
Гельмут Шмидт 16.05.1974 — 01.10.1982
Гельмут Коль 01.10.1982 — 27.10.1998
Герхард Шрёдер 27.10.1998 — 22.11.2005
Ангела Меркель 22.11.2005 — и сейчас

Бундеспрезидент

На должность президента Германии избирается путём совместного голосования делегатов Бундесрата и депутатов Бундестага — Федеральное Собрание — Bundesversammlung.

Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.

Важнейшая функция президента — предложить свежеизбранному парламенту кандидатуры канцлеров. Как правило, круг лиц известен до выборов и ограничивается главами партий.

Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.

Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.

Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.

02-01-2020, Степан Бабкин

§ Современная европейская политика Германии

Как видно из называния Коалиционного договора, политики Германии большое внимание уделяют развитию и поддержке Европейского Союза. Как сказано уже в вводной части Договора, в Европейском союзе должны произойти серьезные изменения, ЕС должен сохранять и обновлять свои ценности и благосостояние

Сильная и единая Европа является для Германии лучшей гарантией лучшего будущего, мира, свободы и благосостояния. В настоящий момент Европа находится перед рядом сложнейших задач: выход Великобритании из ЕС, ситуация с беженцами и мигрантами, продолжающиеся последствия экономического кризиса, безработица среди молодежи и другие. Кроме этих проблем, в последние годы изменился глобальный баланс сил в политике, экономике и военных действиях; особенно это касается таких стран как США, Россия и Китай.

По этим и другим причинам, как никогда прежде Европа нуждается в преобразованиях. По мнению немецких политиков, только совместными усилиями государства Европы могут отстаивать свои интересы, ценности и сохранять социальную рыночную экономику. «Сильная, демократическая, конкурентоспособная и социальная Европа должна стать нашим ответом на вызовы нашего времени» — говорится в Документе. Это определяет следующие цели и задачи в европейской политике Германии:

  • Укрепление сплоченности Европы на всех уровнях на основе ее демократических и конституционных ценностей и укрепление принципа взаимной солидарности.
  • Усиление европейского Парламента.
  • Укрепление конкурентоспособности и силы развития ЕС для сохранения перспективных рабочих мест и создания новых, как основы будущего процветания.
  • Возрождение социальной рыночной экономики, основанной на ответственности предприятий, социальном партнерстве, участии работников предприятий в его управлении и справедливом распределении доходов, особенно в связи с распространенностью информационных технологий.
  • Проведение научных исследований, внедрение инноваций.
  • Расширение инвестиционных возможностей и программ.
  • Поддержка молодежи: борьба с безработицей и хорошие рабочие места, расширение программ молодежного обмена, свобода передвижения в Европе.
  • Укрепление социальной справедливости.
  • Разработка правил установления минимальной оплаты труда, а также систем базового социального обеспечения в странах ЕС.
  • Улучшить сопоставимость стандартов в сфере образования стран ЕС.
  • Борьба с налоговым демпингом, мошенничеством и уклонением от налогов, а также отмыванием денег.
  • Поддержка справедливого налогообложения крупных концернов и Интернет-концернов, таких как Google, Apple, Facebook, Amazon.
  • Изменение в налогообложении предприятий.
  • Больше сотрудничества на международном уровне, никакого протекционизма, изоляционизма и национализма.
  • Общеевропейская внешняя политика и политика безопасности должны быть усилены для обеспечения мира в Европе. Укрепление сотрудничества в области политики безопасности и обороны (PESCO) и сделать его более жизнеспособным.
  • Расширение границ ЕС, вступление в ЕС новых стран.
  • Улучшение управления и организации процессов беженства и миграции, борьба с причинами бегства.
  • Расширение сотрудничества с Африканскими странами на всех уровнях.
  • Ведущая роль ЕС в защите климата и реализация Парижского соглашения по климату.
  • Европа нуждается в общей, совместной внешней политике и политике в области прав человека.
  • Укрепление и реформирование Еврозоны.
  • и другие …

Для достижения этих целей, политические партии хотят сделать более дееспособным Европейский парламент, готовы к оказанию финансовой поддержки. По их мнению, необходимые преобразования в Европейском Союзе возможны лишь в том случае, если Германия и Франция с полной силой будут действовать в этом направлении, что требует близкого сотрудничества и согласования действий между этими странами. Также требуется расширение сотрудничества с Польшей.

Вторая Мировая война

В 1933 году наступает важное событие в мировой истории – к власти в Германии приходит А. Гитлер

Рис. 3. Портрет Адольфа Гитлера.

Это был шанс Советского Союза на налаживание отношений с бывшими союзниками Российской империи. В этом же году советское правительство разработало план борьбы за коллективную безопасность, который включал в себя заключение соглашений с сопредельными странами о взаимной защите от Германской агрессии. Это привело к заключению между Польшей, СССР, Прибалтийскими странами и Финляндией Восточного пакта.

Этот шаг помог СССР вступить в 1934 году в Лигу Наций. В 1935 году Германия ввела войска в демилитаризованную Рейнскую область, а в 1936 заключила с Японией договор, направленный против СССР. Все это время Сталин вел переговоры с Францией и Англией, пытаясь обезопасить себя от угрозы германского вторжения, но переговоры зашли в тупик, а в 1939 году началась Вторая Мировая война…

Фашистской Германии нужны были ресурсы для ведения войны в Европе, а единственной страной, которая была готова предоставить нужные объемы и поставки, оставался СССР. Поступившись основными принципами дипломатии, СССР перешел к политике двойственности. В чем состояла двойственность? В том, что Советский Союз резко отвернулся от стран, с которыми пытался налаживать отношения и обратился за помощью к их и потенциально своему врагу ради налаживания экономики и выживания в окружении капиталистических стран.

На Дальнем Востоке Япония захватила большую часть Китая, попыталась захватить Монголию. Советскими войсками в ходе боев у озера Хасан (1938) и реки Халхин-гол (1939) японское вторжение на северо-запад было остановлено.

Осознавая всю опасность, исходящую от Германии, Сталин понимал, что Красная Армия не способна пока ответить на агрессию. Отодвинув сроки начала войны и выиграв время на подготовку, он заключил с Гитлером 23 августа 1939 года Пакт Молотова-Риббентропа, согласно которому стороны обязывались не нападать друг на друга в течении 10 лет. Договор включал в себя и секретную статью о разграничении сфер влияния в Европе. Германия отдавала Советскому Союзу Прибалтику, Финляндию и Бессарабию.

Начав войну с Финляндией в 1939 году, СССР был исключен из Лиги Наций, окончательно порвав с Англией и Францией.

Подводя итоги, давая характеристику политике СССР, сложно сказать, насколько продуманной она была. Сталин искал союзников и укреплял экономику, проводя индустриализацию и коллективизацию, поэтому ему нужны страны-союзники, чтобы выйти из дипломатической изоляции.

Что мы узнали?

Говоря кратко о внешней политики СССР в 30-годы XX века , следует отметить, что она следовала принципам двойственности и поиска союзников. СССР цеплялся за каждый шанс и был готов метаться от одних союзников к другим ради минутной выгоды.

Внешняя политика Германии в период Холодной войны

Внутриполитическая борьба в ФРГ по вопросам внешней политики

В период с 1949 по 1969 года консервативные партии ХДС/ХСС взяли курс на ремилитаризацию и все большую ориентацию на Запад в вопросах обеспечения безопасности ФРГ. Идеи об объединение Германии отошли на второй план. Этот внешнеполитический курс К. Аденауэра был поддержан основными союзниками ХДС/ХСС по коалиции — Немецкой партией и СвДП.

СДПГ не поддерживали внешнеполитический курс правящей коалиции во главе с ХДС/ХСС. Так, социал-демократы в начале 50-х годов призывали к серьезному обсуждению предложений СССР и ГДР по вопросам объединения Германии, чему СДПГ придавали особое значение, так как одной из заявленных целей этой партии являлось именно достижение единства страны. Кроме того, СДПГ выступала против ремилитаризации ФРГ, отклоняя перевооружение и введение воинской повинности в любой степени. Несмотря на то, что антикоммунистическая риторика внутри партии набирала обороты, в СДПГ были уверены, что антикоммунизм и антисоветизм не является поводом для восстановления военной мощи ФРГ.

Коммунистическая партия Германии, которая была также представлена в Бундестаге первого созыва, взамен ремилитаризации предлагала создать мирное немецкое государство.

После вступления ФРГ в НАТО в 1955 году, правительство К. Аденауэра решило снабдить развертываемый бундесвер атомным оружием, что обозначило новый этап политических дискуссий в ФРГ по вопросам внешней политики. СДПГ, сохранившая антимилитаристические установки, восприняла это решение неоднозначно, хотя активность партии в политических дискуссиях была не столь велика как раньше. Основной причиной такой позиции СДПГ стала назревающая смена политической программы, которая в итоге оказалась очень близка по политическим установкам к программе ХДС/ХСС. Основным оппонентом ХДС/ХСС в вопросе приобретения ядерного оружия стала СвДП. Такое поведение партийных деятелей СвДП было вызвано тем, что ещё в 1956 году партия вышла из правящей коалиции из-за ссоры с К. Аденауэром по ряду вопросов внутренней политики.

В период разрядки международной напряженности, новые политические столкновения внутри ФРГ были вызваны внешнеполитическим курсом правительственной коалиции СДПГ и СвПГ. Важнейшие аспекты внешней политики нового правительства заключались в неизменности «западной» ориентации ФРГ, верности НАТО и союзу с США, а также в поддержке идеи расширения и укрепления ЕЭС. Также правящая коалиция выступала за нормализацию отношений между Западом и Востоком, что отвечало «духу того времени». Первые годы пребывания в оппозиции ХДС/ХСС посвятил борьбе против договоров с социалистическими странами. Сопротивляясь назревшей необходимости разрядки в отношениях между Западом и Востоком, ХДС/ХСС существенно начали терять популярность в ФРГ в этот период времени, в результате чего ХДС/ХСС в итоге признали необходимость политики СДПГ и СвПГ для самой ФРГ.

С обострением международной ситуации в конце 70 — начале 80-х годов, внутриполитическая борьба по вопросам внешней политики претерпела изменения. В отличие от предыдущих больших дебатов по вопросам внешней политики, которые проводились между партиями, единого политического мнения в этот период времени не было даже внутри самих партий. Так, СДПГ разделились на милитаристов и тех, кто выступал против размещения ракет на территории Германии. У политического партнера СДПГ по коалиции, СвДП, также не было единогласной позиции по этому вопросу внутри партии. В большей степени, однако, либералы склонялись к консерваторам из ХДС/ХСС.

Участие бундесвера в миротворческих миссиях

Германия не имеет права принимать участия в захватнических войнах. Её вооруженные силы стоят на защите суверенитета и целостности Германии. Лишь с недавнего времени бундесвер принимает участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание мира. Это производится с согласия бундестага. Германия принимала и принимает участие в разрешении следующих конфликтных ситуаций:

  • 1992—1996 — Операция SHARP GUARD с применением военных кораблей и самолетов-разведчиков в Адриатическом море против бывшей Югославии;
  •  — Операция сил ООН в Сомали UNOSOM II;
  • с  — Война НАТО против Югославии (на данный момент KFOR);
  • с  — Миротворческая миссия ISAF в Афганистане;
  • с  — Операция Active Endeavour с участием военно-морского контингента в прибрежных водах Восточной Африки и Средиземного моря;
  • с  — операция UNIFIL, миротворческие силы ООН размещённые в южном Ливане, на границе с Израилем.
  • с  — Операция ATLANTA для борьбы с пиратами в зоне Сомали.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 июня 2015.
  2. Л. Г. Истягин Общественно политическая борьба в ФРГ по вопросам мира и безопасности (1949—1987 гг.), М.: издательский дом «Наука», 1987. — 168 с.
  3. ↑ И. С. Кремер ФРГ: внутриполитическая борьба и внешняя ориентация, М.: издательский дом «Мысль», 1977. — 246 с.
  4. Election to the 1st German Bundestag on 14 August 1949. URL: (недоступная ссылка). Дата обращения 8 января 2013.
  5. Л. Г. Истягин Общественно политическая борьба в ФРГ по вопросам мира и безопасности (1949—1987 гг.), М.: издательский дом «Наука», 1987. — 168 с.
  6. Е. В. Лезина Трансформация политической культуры в посттоталитарных обществах: постсоветская Россия и послевоенная ФРГ в сравнительной переспективе / Е. В. Лезина // Вестник общественного мнения. — 2012. — № 1 (январь-март). — С. 32-63.
  7. Там же.
  8. Латков А. С. ФРГ и расширение Евросоюза на Балканах // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2014. — № 9 (296). — С. 46

Внешняя политика СССР в 30 годы

Международное положение Советского союза в конце 20-х годов оставалось весьма трудным. Страна не являлась участником Лиги Наций и не имела союзников среди ведущих мировых держав.

Рассмотрим основные направления внешней политики СССР 1920-1930, собрав всю необходимую информацию в таблице «Внешняя политика СССР в 30 годы».

Этапы

Даты

Проводимые мероприятия

Первый

1928-1933

Союзнические отношения с Германией;

Продвижение в Китай;

Установление и расширение связей с другими странами;

Активизация в Иране и Афганистане.

Второй

1933-1939

Налаживание отношений с США, Англией и Францией на антигитлеровской основе;

Стремление сохранить сферы влияния на Востоке.

Третий

1939-июнь 1941

Сближение с Германией и Японией;

Ухудшение отношений с Англией и Францией.

В 20-е годы Советская власть отказалась от идеи разжечь пожар мировой революции и переходила к построению коммунизма в отдельно взятой стране. Находясь в конфронтационных отношениях с большинством государств мира, Советский Союз в начале 30-х годов налаживать контакты с государствами, которые нуждались в союзниках. Такой же отверженной мировым сообществом была проигравшая мировую войну Германия и находящийся под гнетом оккупантов Китай.

Рис. 1. Карта СССР в 20-30 годы.

В 20-30 годы внешняя политика СССР проходила параллельно с тотальными чистками внутри страны и охотой за врагами Советской власти за рубежом. Так, многих белых генералов похищали или убивали. Даже на П. Н. Врангеля были совершены покушения. Л. Д. Троцкого, главного врага И. В. Сталина, убили на другом конце мира – в Мексике. Только после смерти Вождя в политике СССР наступает частичное смягчение тоталитаризма.

Рис. 2. Портрет Иосифа Сталина.

§ Роль партий в политической системе Германии

Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.

Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).

В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:

  • Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
  • Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
  • Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
  • Поддержка граждан в политической жизни;
  • Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.

В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.

§ Коалиционный договор — цели и направления в политике Германии

Каким образом можно получить представление о целях и направлении в современной внутренней и внешней политике страны? Представление о направлении в политике можно получить из Коалиционного договора. Что такое коалиционный договор? Это договор между политическими партиями в Парламенте страны, которые составляют временный альянс или коалицию. В Бундестаге или Парламенте Германии нет одной политической партии, которая была бы представлена абсолютным большинством депутатов, поэтому, чтобы сформировать стабильное правительство и вести целенаправленную политику, партии должны договориться о совместных целях и задачах. Эту договоренность они выражают в коалиционном договоре. В Германии, CDU, CSU и SPD политические партии, к которым принадлежат более 56% депутатов в Бундестаге, заключили в 2018 году коалиционный договор. Он дает представление о программе и планах Правительства страны. Данный договор состоит из 175 страниц и включает в себя цели и направления как во внутренней, так и внешней политике Германии. Данный коалиционный договор был озаглавлен «Ein neuer Aufbruch für Europa – Eine neue Dynamik für Deutschland – Ein neuer Zusammenhalt für unser Land» (Новая отправная точка для Европы — Новая динамика для Германии — Новое единение для нашей страны).

§ Современная внешняя политика Германии

Современная внешняя политика Германии неразрывно связана с обеспечением мира и стабильности, а также с деятельностью ООН и ЕС. Изменение климата, риск торговых войн, гонки вооружений и вооруженные конфликты, нестабильность на Ближнем Востоке, проблемы с беженцами, новый агрессивный национализм в разных странах, а также другие мировые проблемы, оказывают свое влияние на направление во внешней политике страны. Германия отождествляет свою внешнюю политику с внешней политикой Европейского союза, поэтому стремится к улучшению и усилению общей европейской политике в сфере безопасности, обороны и развития.

  • Предоставление гуманитарной помощи во время войн, гражданских войн, голода и бедствий.
  • Вооруженные силы Германии были и остаются неотъемлемой частью политики безопасности Германии.
  • Содействие разрешению и предотвращению конфликтов в других странах; противостояние насилию и террору.
  • Содействие продвижению проектов PESCO и использование новых инструментов фонда обороны ЕС.
  • Создание Европейской армии.
  • Улучшение стратегического анализа и связей; поддержка и развитие различных институтов и фондов в этой области.
  • Поддержка партнеров в нестабильных регионах в сферах консультирования, обучения и оснащения.
  • Поддержка ООН в сфере мира и безопасности, постоянное участие в Совете Безопасности.
  • Укрепление трансатлантического партнерства с США и Канадой. Честные и надежные торговые отношения с США; без протекционизма.
  • Продолжение партнерства в НАТО, ОБСЕ и Совете Европы.
  • Инициативы в области разоружения и ограничения экспорта оружия; ядерная безопасность. Ограничение экспорта оружия в третьи страны, которые не являются членами НАТО и ЕС.
  • Готовность к сотрудничеству с Россией при соблюдении Минских договоренностей; потенциальное экономическое партнерство.
  • Поддержка Украины в восстановлении полной территориальной целостности, укреплении стабильности и социального развития.
  • Германия заинтересована в хороших отношениях с Турцией; для дальнейшего развития всесторонних отношений от Турции ожидается улучшение в сфере прав человека и демократии.
  • Германия будет продолжать работать над урегулированием конфликта на Ближнем востоке.
  • Партнерство с африканскими странами является одной из центральных задач сегодняшнего времени.
  • Деятельность в сфере предотвращения кризисов, голода и нищеты в мире.
  • Защита климата и адаптация к изменению климата.
  • Борьба с причинами, ведущими к беженству.
  • Финансовая поддержка развития бедных стран мира.
  • и другие …
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector