Егэ. экономика. тема 21. государственный бюджет
Содержание:
- Этимология
- Военные бюджеты стран мира
- Показатели прошлых лет
- Управление событиями
- Контроль за исполнением бюджета.
- Программа займов
- Структура расходов бюджета 2018: таблица
- Структура. Из чего состоит любой бюджет?
- Местные бюджеты.
- Исполнение бюджета России
- § Информация о федеральном бюджете Германии
- Основные понятия
- Бюджетная политика России на ближайшие годы
- Топ 10 стран мира по военному бюджету на 2019 год
- § Расходы, распределение бюджета Германии
Этимология
Слово бюджет происходит от галло « bouge » а затем бывшего фр. « bougette », что обозначало небольшой кошелек, прикрепленный к поясу и содержащий разменные монеты, которые расходовались на повседневные расходы.
Слово вошло в употребление в Англии в Средние века, где оно понималось как мешок канцлера Казначейства, в который он представляет в Парламенте счетов и других подтверждающих документов, и позднее он постепенно приобретает смысл текущего «бюджета». Слово исчезло из употребления во французском языке на многие века, и вернулось в французский уже в XVII в. из английского языка уже в современном понимании этого слова.
Военные бюджеты стран мира
Данный показатель рассчитывается двумя организациями. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, военный бюджет стран мира в 2017 году превысил 1,686 миллиардов долларов. Это 2,2% мирового валового внутреннего продукта. На первом месте по объему расходов на данную сферу Соединенные Штаты. В 2017 году они потратили 611,2 миллиарда долларов или 3,3% ВВП. На втором – Китай. Но его расходы почти в три раза меньше, чем у США – только 215,7 миллиардов долларов или 1,9% ВВП. В тройку лидеров также вошла Россия. РФ потратила на военную сферу 69,2 миллиардов долларов или 5,3% ВВП. В пятерку по данному показателю также вошли такие страны, как Саудовская Аравия и Индия. По оценке Международного института стратегических исследований, на первом месте по военным расходам также США, а на втором – Китай. Однако затем идут такие страны, как Саудовская Аравия, Россия, Великобритания и Индия. Немного отличаются и сами цифры, однако несущественно.
Бюджет является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Он необходим для того, чтобы вести хозяйство, осуществлять планирование и развивать национальную экономику.
Показатели прошлых лет
Конечно, государственные средства внутри страны не распределялись одинаково по годам. Каждый год вносились правки в общую экономическую картину. Источники для бюджета городов и бюджета регионов мало отличимы друг от друга.
2016
Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:
- Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
- Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
- Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.
Доля бюджетных расходов была неоднородна. В первую очередь государство отчисляло средства на социальную политику. Это 27,7 % всей доли бюджета. Затем средства отчислялись на оборону — 19,2 % всех сбережений. После, на национальную экономику и правоохранительные системы. Далее, по уменьшению средства отчислялись на значимые сферы экономики.
2017
Динамика распределения средств страны в 2017 году зависит от котировок цен на нефть, газ, а также котировки стоимости золота и других драгоценных металлов. В 2017 году большое значение имели введенные санкции. Таким образом в 2017 году:
- Доходы составляли 13.488 млрд. рублей.
- Расходы составляли 16.241 млрд. рублей.
- Дефицит составлял 2.753 руб.
В 2017 году курс доллара составлял 67,5 рублей, что значительно меньше, чем на сегодняшнее время. Относительно процентной политики нет различий с политикой 2016 года. В первую очередь средства уходят на следующие статьи:
- Социальная политика — 30,8%.
- Оборона страны — 17,2%.
- Национальная экономика — 12,8% и так далее по убыванию.
2018
За основу расчетов в 2018 году были взяты показатели одного барреля нефти марки Urals. В то время средний по году курс доллара составлял 64,7, процент инфляции доходил до 3,7%, показатели доходов страны в 2018 году стал значительно выше по отношению к 2017 году и составил 15,182 трлн рублей. Суммы расходов государства доходили до 16,514 трлн рублей.
Относительно процентной политики средства распределяются следующим образом:
- 30,96% уходит на социальную политику.
- 17,01% уходит на национальную оборону.
- 14,11% уходит на национальную экономику.
Таким образом 2018 год дал очень мощный толчок для развития экономики других лет.
2019
2019 год был достаточно специфичным годом по прогнозам Министерства Финансов РФ. Колебания рыночных цен связано с изменениями показателей на зарубежных рынках, а также с санкциями США в отношении РФ. Относительно процентной политике характерно следующее:
- Отчисления на соц.политику 24,5%.
- Нац. оборону — 14,6%.
- Нац. экономику — 13,2%.
- Правоохранительную деятельность — 11,3.
И так далее по убыванию расходов экономики.
Управление событиями
Бюджет — это фундаментальный инструмент для директора событий, который позволяет с достаточной точностью предсказать, приведет ли событие к прибыли, убытку или безубыточности. Бюджет также может быть использован в качестве инструмента ценообразования.
Есть два основных подхода или философии, когда дело доходит до бюджетирования. Один подход говорит о математических моделях, а другой — о людях.
Первая школа мысли считает, что финансовые модели, если они правильно построены, могут быть использованы для предсказания будущего
Основное внимание уделяется переменным, конечным продуктам, драйверам и тому подобное. Вложения времени и денег посвящены совершенствованию этих моделей, которые обычно проводятся в приложениях для работы с финансовыми таблицами.
Другая школа мысли считает, что дело не в моделях, а в людях. Независимо от того, насколько сложные модели могут быть получены, лучшая информация поступает от людей в бизнесе
Поэтому основное внимание уделяется более полному вовлечению менеджеров в бизнесе в бюджетный процесс и повышению ответственности за результаты. Компании, которые придерживаются этого подхода, имеют своих менеджеров, которые разрабатывают свои собственные бюджеты
В то время как многие компании говорят, что они делают и то и другое, в действительности время и деньги вкладываются предпочтительно в один или другой подход.
Контроль за исполнением бюджета.
Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).
В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.
Программа займов
Согласно проекту бюджета на трехлетку, объема госдолга в 2019 году составит 12 трлн рублей, в 2020 году — 14 трлн рублей, в 2021 году — 15,7 трлн рублей. Минфин РФ в 2019-2021 годах может ежегодно размещать евробонды на сумму до $3 млрд, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета РФ на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. При этом Минфин планирует выкупить в 2019 году евробонды на сумму до $4 млрд.
Также Минфин планирует разместить в 2019 году облигации федерального займа (ОФЗ) на 2,47 трлн рублей, на 2,42 трлн рублей в 2020 году и на 2,6 трлн рублей в 2021 году. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение ОФЗ, в 2019 году составит 720,2 млрд рублей, в 2020 году — 579,7 млрд рублей, в 2021 году — 984,5 млрд рублей. Первый вице-премьер заявлял ранее, что Россия может отказаться от внешних заимствований, заменив их внутренними источниками в случае усиления санкций.
Ранее в сентябре замминистра финансов Сергей Сторчак сообщил, что Россия скорее всего уже на выйдет на рынок внешних займов до конца 2018 года, хотя технически готова выходить на рынок, если сочтет нужным. Он также не исключил, что Россия может выйти на внешний рынок с займами в евро. В марте Минфин России уже разместил евробонды «Россия-29» объемом $1,5 млрд под 4,625% годовых и евробонды «Россия-47» на $2,5 млрд под 5,25% годовых.
Основная часть средств в объеме $3,2 млрд, привлеченных от размещения облигаций «Россия-29» и «Россия-47», была направлена на выкуп облигаций «Россия-2030». Остальная часть средств от размещения — $0,8 млрд зачислена в федеральный бюджет.
В прогнозе до 2036 года Минфин отмечает, что в среднесрочной перспективе ожидании нормализации денежно-кредитной политики на мировых финансовых рынках, растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности — сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками. Соответственно, на прогнозном горизонте можно ожидать постепенного ужесточения условий внешних заимствований для стран с формирующимися рынками, в том числе и для России.
Структура расходов бюджета 2018: таблица
Статья | млн. Руб. | %, 2018 | %, 2017 | Изменение |
Социальная политика | 4 966 417 | 30,96 | 30,79 | +0,17 |
Национальная оборона | 2 729 151 | 17,01 | 17,23 | -0,22 |
Национальная экономика | 2 263 802 | 14,11 | 12,85 | +1,26 |
Правоохранительная деятельность | 1 876 158 | 11,70 | 7,71 | +3,99 |
Общегосударственные вопросы | 1 224 647 | 7,64 | 6,69 | +0,95 |
Обслуживание госдолга | 847 976 | 5,29 | 4,66 | +0,63 |
Межбюджетные трансферты | 767 160 | 4,78 | 4,42 | +0,36 |
Образование | 619 142 | 3,86 | 3,33 | +0,53 |
Здравоохранение | 410 021 | 2,56 | 2,2 | +0,36 |
Культура, кинематография | 93 079 | 0,58 | 0,56 | +0,02 |
Охрана окружающей среды | 77 973 | 0,49 | 0,52 | -0,03 |
СМИ | 68 566 | 0,43 | 0,46 | -0,03 |
Физическая культура и спорт | 56 550 | 0,35 | 0,44 | -0,09 |
ЖКХ | 39 043 | 0,24 | 0,36 | -0,12 |
26.10.2017
«+»ipt> (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});»+»ipt>
«+»ipt> (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});»+»ipt>
(function(w, d, n, s, t) { w = w || []; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: ‘R-A-145627-108’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-145627-108’, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(‘script’); s = d.createElement(‘script’); s.type = ‘text/javascript’; s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’);
(function(w, d, n, s, t) { w = w || []; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: ‘R-A-145627-98’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-145627-98’, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(‘script’); s = d.createElement(‘script’); s.type = ‘text/javascript’; s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’);
(function(w, d, n, s, t) { w = w || []; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: ‘R-A-145627-88’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-145627-88’, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(‘script’); s = d.createElement(‘script’); s.type = ‘text/javascript’; s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’);
(function(w, d, n, s, t) { w = w || []; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: ‘R-A-145627-69’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-145627-69’, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(‘script’); s = d.createElement(‘script’); s.type = ‘text/javascript’; s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’);
(function(w, d, n, s, t) { w = w || []; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: ‘R-A-145627-58’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-145627-58’, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(‘script’); s = d.createElement(‘script’); s.type = ‘text/javascript’; s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
(function(w, d, n, s, t) { w = w || []; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: ‘R-A-450366-2’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-450366-2’, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(‘script’); s = d.createElement(‘script’); s.type = ‘text/javascript’; s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Структура. Из чего состоит любой бюджет?
Любой бюджет (государственный, в организации, семейный, личный) состоит из двух частей. В одной консолидируются доходы, полученные субъектом в результате его деятельности, в другой – расходы за определенный промежуток времени.
Доходная часть
Доходы бюджета – это все виды финансовых поступлений, которые служат материальной базой для функционирования субъекта, покрытия его нужд и потребностей.
Для составления плана, прежде всего, нужно определить источники поступления доходов, то есть понять, откуда в семью или организацию приходят деньги. Все источники должны быть указаны в плане максимально подробно.
Доходную часть государственного бюджета формируют налоговые и неналоговые доходы. Доходы отдельно взятого предприятия формируются из выручки от продажи товаров, сдачи имущества в аренду, дебиторской задолженности, роялти и прочего. Семейный бюджет строится по такому же принципу, но источники поступлений в нем не такие глобальные: заработная плата, подарки, проценты по вкладам, пенсии, стипендии, доходы от продажи личного имущества, выигрыши, призы и помощь от родственников.
Поступления могут быть внешними (заемные средства, кредиты, деньги в долг, подарки) и внутренними (все то, что заработано непосредственно субъектом бюджетирования).
Расходная часть
Расходы – это затраты и издержки, которые приводят к уменьшению активов субъекта бюджетирования в связи с возникновением обязательств и удовлетворением его нужд и потребностей.
Правильная классификация статей расходов поможет проанализировать их структуру и понять, куда были потрачены средства, какие статьи можно регулировать, чтобы снизить уровень трат.
Важное правило – все траты за период должны быть включены в расчет. Все расходы субъекта делятся на виды, а виды распределяются по статьям:
Все расходы субъекта делятся на виды, а виды распределяются по статьям:
- Текущие. Они идут на обеспечение текущей деятельности государства, организации или семьи. Это те траты, которые нельзя отложить, они необходимы именно сейчас.
- Капитальные. Это вложения в долгосрочные проекты, крупные покупки в будущем, инвестиции, предоставление кредитов другим субъектам.
Местные бюджеты.
Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2.
Термин «государственный бюджет» используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет – бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют «государственным бюджетом». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты. Поэтому этот термин стараются не использовать, чтобы не создавать путаницы.
Структура федерального бюджета России представлена в Табл. 3 и Рис. 2 и 3.
До реформ государственного устройства 1993–1997 в России местные бюджеты также подразделялись на бюджеты:
– городов республиканского, краевого, областного, окружного подчинения;
– районные;
– городов районного подчинения;
– поселковые;
– сельские.
В настоящий момент местные бюджеты едины, однако после вступления в силу с 2006 Федерального закона от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Россия вернется к общемировой и советской практике нескольких уровней местных бюджетов, которые будут подразделяться на:
– бюджеты поселений;
– бюджеты муниципальных районов;
– бюджеты городских округов.
Такое деление бюджетных средств позволит лучше учитывать интересы населения и, следовательно, увеличит их эффективность.
Таблица 3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004 | |||
Статьи доходов | млрд. руб. | Статьи расходов | млрд. руб. |
Налоговые доходы, | 2 071,385 | Обслуживание государственного долга | 287,570 |
из них: | |||
налоги на прибыль | 164,587 | Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы | 813,970 |
налоги на товары и услуги (НДС, акцизы | 1 088,390 | Национальная оборона и вооружение | 430,185 |
платежи за пользование природными ресурсами | 279,381 | Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ | 203,854 |
налоги на внешнюю торговлю | 532,538 | Социальная политика | 161,194 |
прочие налоги | 6,489 | Суды, правоохранительная деятельность | 343,828 |
ГО и ЧС2, окружающая среда | 38,651 | ||
Организация народного хозяйства | 149,000 | ||
Функционирование органов власти и международная деятельность | 122,052 | ||
Целевые фонды1 | 14,061 | ||
Неналоговые доходы | 219,194 | Пополнение государственных запасов | 20,269 |
Доходы целевых бюджетных фондов1 | 14,061 | Дорожное хозяйство | 79,133 |
Единый социальный налог | 438,210 | Прочие расходы | –4,320 |
Всего доходов | 2 742,850 | Всего | 2 659,447 |
1 К целевым бюджетным фондам относится, например, фонд Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.2 ГО и ЧС – Гражданская оборона и борьба с чрезвычайными ситуациями. |
В США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Структура консолидированного бюджета США показана в Табл. 4.
За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос (только с 1980 по 2002 – в 4 раза). Структура доходов и расходов федерального бюджета США приведена в Табл. 5 и 6.
Необходимо отметить высокую долю расходов США на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже. Так, среди ведущих стран НАТО она составляла в 2000 в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%. В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют в 2000-е по разным оценкам в среднем около 16%.
Исполнение бюджета России
После проведения всех законотворческих процедур Государственный бюджет России начинает исполняться. Главные задачи здесь, по мнению аналитиков, – обеспечивать своевременное поступление налогов и контролировать качество трансфера денежных средств получателям. В зоне ответственности Правительства РФ – доходы и расходы бюджета России на федеральном уровне. За освоение средств в субъектах отвечают исполнительные органы власти регионов. Локальные администрации муниципалитетов следят за исполнением предписаний главного финансового документа страны в городах, округах и районах.
Бывает, что бюджет России в год кризиса или рецессии в мировой экономике может быть подвергнут секвестру. Чаще всего это связано с ухудшением конъюнктуры рынков энергоносителей. Специфика этой отрасли такова, что цены на топливо спрогнозировать, как отмечают эксперты, сложно. Секвестр бюджета обычно связан с сокращением статей расходов в равной пропорции (но могут быть и так называемые «защищенные» направления финансирования).
§ Информация о федеральном бюджете Германии
Государственный бюджет Германии — это финансовый план страны на следующий год или сразу несколько лет. Проект бюджета страны подготавливает Министерство финансов () страны, затем данный проект обсуждает и после его принятия, передает проект бюджета на рассмотрение . После рассмотрения и принятия проекта бюджета путем голосования, бюджетный план передается в . После принятия бюджета Бундесратом и его подписания , проект бюджета становится законом страны.
Государственный бюджет состоит из общего плана доходов и расходов, а также нескольких планов для каждого Федерального министерства; он состоит из примерно 2500 страниц.
Бундестаг осуществляет также функцию контроля федерального бюджета; он анализирует, придерживается ли Правительство страны бюджета. В выполнении этой функции Бундестаг тесно сотрудничает с Федеральной счётной палатой (нем. Bundesrechnungshof).
Таблица 1. Федеральный бюджет Германии на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы
Год | Сумма, Евро | Разница с предыдущим годом, Евро |
---|---|---|
2015 год | 299’100’000’000 | — |
2016 год | 316’900’000’000 | 17’800’000’000 |
2017 год | 329’100’000’000 | 12’200’000’000 |
2018 год | 343’600’000’000 | 14’500’000’000 |
2019 год | 356’400’000’000 | 12’800’000’000 |
Основные понятия
Бюджет стран мира отличается рядом особенностей
Его структура зависит от целого ряда факторов, важное место среди них занимает административно-территориальное устройство государства. Бюджет обычно составляется правительством, а утверждается парламентом или другим высшим законодательным органом
Следует отметить, что само понятие появилось с появлением государства. Однако форму документа, утверждаемого высшим законодательным органом, он приобрел только с приходом к власти буржуазии. Казначейством принято называть финансовое ведомство, которое занимается исполнением бюджета, то есть хранением и использованием его денежных средств.
Данный документ расписывает доходы и расходы государства за год
Зачастую во внимание принимается период с 1 января по 31 декабря. Таким образом он отображает денежные отношения, которые возникают у правительства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода
Он включает две статьи. Доходы формируются за счет:
- Налогов. Они взимаются центральными и местными органами власти.
- Неналоговых отчислений. Например, доходов от внешнеэкономической деятельности или сдачи в аренду имущества, которое находится в государственной собственности.
- Сеньоража. То есть прибыли от эмиссии денег.
- Доходов от целевых фондов и приватизации.
В РФ около 84% бюджетных поступлений приходится на налоговые доходы.
Расходы – это те средства, которые направляются правительством на финансирование определенным им целей и задач. С макроэкономической точки зрения их разделяют на следующие группы:
- Государственные закупки.
- Трансферты.
- Обслуживание государственного долга.
Расходы можно разделить и по их назначению:
- На политические цели. Здесь можно выделить расходы на обеспечение безопасности и содержание государственного аппарата.
- На экономические цели. Это расходы на обеспечение функционирования государственного сектора и субсидирование частного.
- На социальные цели. Это расходы на выплату пенсий, пособий и стипендий, а также на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.
Бюджетная политика России на ближайшие годы
В июне 2013 года в одном из своих Посланий президент нашей страны обозначил новые векторы в государственной бюджетной политике. Во-первых, глава государства отметил, что ситуация в экономике России и мира формирует новые вызовы. Во-вторых, Владимир Путин дал понять, что модель экономического развития РФ, основанная на высоких ценах на нефть, исчерпала ресурсы для дальнейшего динамического роста (как это было, к примеру, в 2000-2008 годах). Объемы экспорта растут медленно, сальдо торгового баланса в 2012 году практически не поменялось, а в отношении к ВВП и вовсе снизилось.
Владимир Путин обозначил период плановой перестройки бюджетной политики — 2014-2016 годы. Он поставил задачу разработать варианты привлечения альтернативных источников доходов, если дефицит будет непрогнозируемым образом увеличиваться. Также глава государства заметил, что нужно внести поправки в законы, которые позволят установить порядок выработки долгосрочных, стратегических прогнозов развития экономики России и выстраивания бюджетной политики.
Топ 10 стран мира по военному бюджету на 2019 год
На текущий год военные расходы всех стран мира превысили 1.8 трлн долларов США (более 2% от мирового ВВП). Причем на долю 10 стран лидеров приходится около 75% от всех мировых расходов. Десять стран лидеров по военным расходам на 2019 годы выглядит следующим образом (статистика и данные SIPRI — Стокгольмский международный институт исследования проблем мира):
- США
- Китай
- Саудовская Аравия
- Индия
- Франция
- Россия
- Великобритания
- Германия
- Япония
- Южная Корея
США — бессменный лидер на протяжении последних десятилетий. После распада СССР у США какое-то время противников в военном плане и в 1990-е годы ее бюджет был снижен до 400 млрд долларов. Однако уже в начале нулевых из-за повышения террористических угроз в мире, а затем усилением напряженности на Ближнем Востоке военный бюджет США был вновь увеличен до показателей эпохи холодной войны — около 650 млрд долларов. В последние годы растет напряжение между США и Китаем, а также Ираном и некоторыми другими странами. Во многом из-за этого президент США Дональд Трамп принял увеличенный военный бюджет на 2020 год в размере 738 млрд долларов — максимальное значение за всю историю. Официальные данные по военным расходам на 2019 год составили 649 млрд долларов или более 35% от мировых военных расходов. Общая доля военного бюджета в ВВП США составляет — 3,2 %.
Китай — переместился на второю строчку еще в 2007 году. С тех пор его военные расходы стремительно растут и догоняют расходы США. Хотя оборонные расходы Китая росли и раньше, так их рост наблюдается уже 25-й год подряд. Хотя справедливости ради рост военного бюджета связан с первую очередь с ростом экономики Китая, так как доля военных расходов в ВВП Китая последние годы стабильно держится на уровне 1.7-1.9% от ВВП. На 2019 год военные расходы Китая составили около 250 млрд долларов. Доля военных расходом Китая в общемировых также растет и на 2019 год составляет около 14%.
Саудовская Аравия — еще несколько лет назад военный бюджет Саудовской Аравии занимал место ближе к концу первой 10. Однако, начиная с 2017 года она стабильно находится в первой тройке стран по военным расходам и на 2019 год ее бюджет составляет 67,5 млрд $. Нестабильная обстановка в регионе, а также огромные запасы нефти в стране — все это вынуждает государство беспокоится о военном бюджете страны. Доля военного бюджета в ВВП страны у Саудовской Аравии одна из самых высоких — 8.8%.
Индия — военные расходы страны составили 66,5 млрд $ или около 2,4% от ВВП страны. В многом рост военных расходов до 4 места в рейтинге связан с развитием экономики государства, кроме этого влияет на военные расходы и напряженность отношений с Пакистаном.
Франция — замыкает первую пятерку стран мира по расходам на оборону. Военный бюджет Франции на 2019 год составил 63.7 млрд долларов. или 2.3% от ВВП.
Россия — за последние годы она значительно опустилась в рейтинге. Так еще недавно в 2013-2014 годах она находилась на третье строчке в мире. На 2019 год оборонный бюджет составил всего 61.3 млрд долларов (3.9% от ВВП). Однако, многие западные эксперты подвергают сомнению сокращение военного бюджета России, и считают, что при текущей оснащенности и размеров вооруженных сил, 60 млрд будет явно не достаточно для их поддержания и модернизации.
Великобритания — является еще одной страной, которая за последние несколько лет сократила военные расходы и опустилась в списке лидеров. На 2019 год размер ее военных расходов составил — 49,9 млрд долларов.
Германия — вплотную подобралась к Великобритании. Военный бюджет 2019 составил 49,7 млрд долларов.
Япония — стабильно находится в первой десятки уже много лет. Военные расходы за 2019 год находятся на уровне 46 млрд долларов.
Южная Корея — напряженность между своим соседом — КНДР, а также общий рост расходов на оборону в азиатском регионе способствует росту военного бюджета страны. Военные расходы Южной Кореи составили 43 млрд долларов или 2.6% от ВВП.
§ Расходы, распределение бюджета Германии
Распределение расходов государственного бюджета по Федеральным министерствам и ведомствам вы можете просмотреть в таблице 2, выше на странице. Учитывая, что бюджет страны на 2019 год составил 356.4 миллиардов Евро, в среднем расходы Германии на 1 день составляют 1.0 миллиард Евро, а расходы Германии на 1 месяц составляют 29.7 миллиардов Евро.
Далее в таблице 3 представлены расходы в бюджете страны по видам расходов.
Таблица 3. Расходы бюджета Германии на 2019 год по видам расходов
Вид расходов | Расходмлн. Евро | в % к сумме бюджета |
---|---|---|
Материальные административные расходыSächliche Verwaltungsausgaben | 9’129.86 | 2.56 % |
Дотации (без инвестиций)Zuweisungen und Zuschüsse (ohne Investitionen) | 104’464.11 | 29.31 % |
Специальные расходы на финансированиеBesondere Finanzierungsausgaben | 156’884.98 | 44.02 % |
Другое | 27’745.38 | 7.78 % |
Расходы на содержание персоналаPersonalausgaben | 8’252.01 | 2.32 % |
Расходы на инвестицииAusgaben für Investitionen | 19’140.56 | 5.37 % |
Военные закупки, вложения и т. д.Militärische Beschaffungen, Anlagen usw. | 13’259.11 | 3.72 % |
Обслуживание (погашение) государственного долгаSchuldendienst | 17’524.00 | 4.92 % |
ИТОГО: | 356’400.00 | 100.00 % |
- Расходы Германии на социальные нужды и рынок труда
- Расходы Германии на оборону
- Расходы Германии на медицину и здоровье
- Расходы Германии на охрану окружающей среды
Далее в диаграмме 2 представлено распределение бюджета Германии по министерствам и ведомствам, данные для диаграммы взяты из таблицы 2, находящейся выше на странице.