Церковь фрауэнкирхе в дрездене (frauenkirche dresden)

History

Dresden Market with the Frauenkirche, painting by Canaletto, 1749-1751.

Dresden Frauenkirche in 1880.

A requirement for the throne of the Polish-Lithuanian Commonwealth was membership in the Roman Catholic church. Thus Frederick August I (1670-1733) converted. Saxon dukes had traditionally been called «champions of the Reformation.» The duchy was a stronghold of German Protestantism and therefore, Augustus’s conversion was spectacular and not without controversy. The Roman Catholic electors of Saxony lost the prestigious leading role of the Protestant estates in the Imperial Diet to Brandenburg-Prussia. Since the prince-elector guaranteed Saxony’s religious status quo, Augustus’s conversion alienated some of his Protestant subjects. This explains how the Catholic Prince-elector of Saxony, Frederick August I, could build a magnificent Lutheran church as a monument to Protestant beliefs, in spite of being Catholic.

The original baroque church was built between 1726 and 1743, and was designed by Dresden’s city architect George Bähr (1666–1738), one of the greatest masters of German Baroque style, who did not live to see the completion of his greatest work. Bähr’s distinctive design for the church captured the new spirit of the Protestant liturgy by placing the altar, pulpit, and baptismal font directly centered in view of the entire congregation.

In 1736, famed organ maker Gottfried Silbermann (1683–1753) built a three-manual, 43-stop instrument for the church. The organ was dedicated on November 25th, and Johann Sebastian Bach (1685–1750) gave a recital on the instrument on December 1st.

The church’s most distinctive feature was its unconventional 314-foot (96 m)-high dome, called die Steinerne Glocke or «Stone Bell.» An engineering triumph comparable to Michelangelo’s dome for St. Peter’s Basilica in Rome, the Frauenkirche’s 12,000-ton sandstone dome soared skyward with no internal supports. Despite initial doubts, the dome proved to be extremely stable. Witnesses in 1760 said that the dome had been hit by more than 100 cannonballs fired by the Prussian army led by Friedrich II during the Seven Years’ War. The projectiles simply bounced off and the church survived.

The completed church gave the city of Dresden a distinctive silhouette, captured in famous paintings by Bernado Bellotto, a nephew to the artist Canaletto, and the Dresden by moonlight by Norwegian painter Johan Christian Dahl.

In 1849, the church was at the heart of the revolutionary disturbances known as the May Uprising. The Frauenkirche was surrounded by barricades, and fierce fighting raged for days before those rebels who had not already fled were rounded up in the church and arrested.

For more than 200 years, the magnificent bell-shaped dome stood monumentally and gracefully over the skyline of old Dresden, dominating the city.

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Восстановление собора

Когда в послевоенные годы в Дрездене развернулись восстановительные работы, в первоочередные планы входило и воссоздание Фрауэнкирхе. Но из-за недостатка средств восстановление задержалось до 1993 года. Все это время площадь Neumarkt, где находится собор, оставалась хранилищем горы битого камня и нескольких крупных обломков.

Руины не разбирали, их сохранили для восстановления собора. И сейчас, когда собор поднялся во всю свою мощь, на площади установили в качестве монумента обломок купола, к которому прикреплена табличка, информирующая, в каком месте эта частица находилась:

В 1993 году после нескольких благотворительных акций по сбору средств, которые проводились во многих странах, приступили к идентификации обломков и расчистке территории для возведения храма. Более 7 тысяч фрагментов, извлеченных из развалин, использовали для строительства новых стен. И сейчас эти куски песчаника выделяются темным цветом на фасаде храма:

Нынешняя церковь состоит на 45 % из подлинных частей. В новой архитектуре фасада использовано 3539 фрагментов предшествующего сооружения.

Восстановление храма велось 12 лет. Облик собора воссоздан в прежнем виде, со всеми элементами знаменитого дрезденского барокко. Высота непосредственно сооружения составляет 91 м. Завершающим шагом была установка в верхней точке символа земного шара и позолоченного креста:

На фото эти важнейшие детали почти незаметны, хотя в действительности размер креста равен 4,7 м. Высота церкви практически достигла 95 м.

Башенный крест подарен Британским обществом «Дрезденский опекунский совет». В 2005 году состоялось торжественное открытие и освящение Кафедрального собора Фрауэнкирхе.

Архитектура церкви Хофкирхе

Архитектурный стиль Кафедрального собора Дрездена часто называют дрезденским барокко, настолько он своеобразен. Овальная форма здания церкви напоминает корабль, а колокольня — мачту.

Внешне выделяются два уровня здания — центральный неф церкви приподнят, составляет как бы второй этаж. Более низкий уровень, боковой неф полностью окружает центральный. Считается, что такой длинный круговой коридор был спроектирован специально для крестного хода внутри собора, так как в протестантской Саксонии были запрещены католические шествия по улицам.

Колокольня храма, высотой в 85 метров, в противовес традиции, возвышается не на центральном, а на боковом нефе. На башне церкви золотыми буквами начертано: D.O.M. сокращенно от «Deo optimo maximo», — фраза на латыни, означающая «За величайшего и лучшего бога». В Римской империи она посвящалась богу Юпитеру. После принятия христианства эту фразу стали применять по отношению к Единому Богу.

Фасад здания и балюстраду нижнего уровня базилики, в соответствии с традициями барокко, украшают скульптуры. 78 трехметровых скульптур святых и апостолов, а также аллегорические фигуры Веры, Надежды, Любви и Справедливости высотой 3,5 метра итальянского скульптора Лоренцо Маттиелли и дрезденских скульпторов Поля и Якоба Мейеров.

Внутренние помещения храма на Google-панораме:

Фрауэнкирхе, или храм Святой девы Марии

Церковь Святой Марии (Фрауэнкирхе), Рыночная площадь, Нюрнберг

Главным зданием площади является храм Святой девы Марии (Фрауэнкирхе). Обычно при таком названии вспоминается церковь в Дрездене, намного реже в Мюнхене, и совсем никогда в Нюрнберге. И тем не менее в «самом немецком из всех городов» она является главным из всех храмов. Интересно, что в отличие от церквей Лоренца и Себальда, ставших протестантскими, она осталась католической.

В ней крестили Вацлава IV, будущего чешского короля.

История строительства Фрауэкирхе

Церковь построили в 1349 году, и история её строительства связана с печальными и кровавыми событиями. В те времена на месте Рыночной площади была болотистая низина, подпитываемая водами реки Пегниц. И это местечко облюбовала еврейская община, считавшая низину никому не нужным нюрнбергским выселком. Евреи обустроили местечко, и за многие годы осушили болото, наладили торговлю, а на том месте, где сейчас находится Фрауэнкирхе, стояла синагога.

Однако евреи воспротивились указу об их выселению, и дело кончилось резнёй. В результате погибло 562 человека и спалили синагогу. И ещё три столетия им было запрещено селиться вблизи от площади Главного Рынка.

В напоминание о той мрачной истории, говорят, на полу церкви можно найти звезду Давида, запечатлённую в камне, когда этот фундамент ещё принадлежал синагоге.

Архитектура Фрауэнкирхе

То, что мы видим сейчас, это реконструкция после Второй Мировой войны. После бомбёжек уцелел только фасад. Фронтон фасада, влетающий к небу сотней маленьких шпильков и шпилёчков, больше всего и впечатляет в церкви и делает её уникальной. Вход в церковь украшен ярким разноцветным тимпаном, изображающим Рождество Христово. Чтобы увидеть фасад церкви в полный рост, Нюрнберг нужно посещать летом, так как зимой он наполовину перекрывается сценой рождественской ярмарки.

Есть мнение, что главным архитектором собора был Пётр Парлерж. Да-да, тот самый, который построил собор Святого Вита и Карлов Мост в Праге.

Церковь Святой Марии (Фрауэнкирхе), Рыночная площадь, Нюрнберг

Среди внутреннего убранства отмечу алтарь Тухеров XV века. Он так назван в честь семьи, на чьи деньги он создавался. Автор триптиха остался неизвестным. В раскрытом виде на нём изображены Святой Августин с матерью, сцена Благовещения, сцена Распятия (центральная), сцена Воскресения и, наконец, отшельник Павел и Антоний.

На круглых колоннах весят две картины, обнимающие эти самые колонны. На одной изображено Воскресения Христа, а на второй — Архангел Михаил. Обе картины написаны в XV веке, но имя автора опять-таки не сохранилось. Однако существует мнение, что картину с Архангелом Михаилом написал сам Михаэль Вогельмут, учитель Альбрехта Дюрера.

Но алтарь Тухеров и «изогнутые» картины блекнут перед шедевром Адам Крафта «Дева Мария и ангелы» (1499 г.), изготовленного из песчаника. На нём изображена Дева Мария, которой на голову возлагают корону два ангела.

Шедевр был пожертвован Фрауэнкирхе другой знатной нюрнбегской семьёй — Пергеншторффер, а потому и работа известна под названием Пергеншторфферская эпитафия. На самом деле, это большой рельеф надгробного памятника.

Литература

  • Маркина Л. Г. FRAUENKIRCHE ЦЕРКОВЬ ДЕВЫ МАРИИ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / под общей редакцией проф Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 282—283. — 1181 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-17-0383-5.
  • Gerhard Glaser / Stiftung Frauenkirche Dresden (Hrsg.): Die Frauenkirche zu Dresden. Werden, Wirkung, Wiederaufbau. Dresden 2005, ISBN 978-3-937602-27-1
  • Reinhard Appel: Die Dresdner Frauenkirche. «Aus Ruinen auferstanden …» Lingen, Köln 2005, ISBN 3-938323-11-6.
  • Jürgen Helfricht: Die Dresdner Frauenkirche. Eine Chronik von 1000 bis heute. 8. Auflage, Husum 2014, ISBN 978-3-89876-122-2
  • Jürgen Helfricht: The Dresden Frauenkirche. Church of Our Lady. A chronicle from 1000 A.D. to the present. Husum, Husum 2010, ISBN 3-89876-122-3.
  • Jürgen Helfricht: Dresden und seine Kirchen. Evangelische Verlagsanstalt, Leipzig 2005, ISBN 3-374-02261-8
  • Stiftung Frauenkirche Dresden (Hrsg.): Kirchenführer Frauenkirche Dresden. Evangelische Verlagsanstalt, Leipzig 2005, ISBN 3-374-02334-7
  • Siegfried Gerlach: George Bähr — Der Erbauer der Dresdner Frauenkirche. Ein Zeitbild. Böhlau Verlag, Köln 2005, ISBN 3-412-22805-2
  • Ludwig Güttler (Hrsg.): Der Wiederaufbau der Dresdner Frauenkirche. Botschaft und Ausstrahlung einer weltweiten Bürgerinitiative. Verlag Schnell und Steiner, Regensburg 2006 ISBN 3-7954-1894-1
  • Hans-Joachim Kuke: Die Frauenkirche in Dresden: «Ein Sankt Peter der wahren evangelischen Religion». Wernersche Verlagsgesellschaft, Worms 1996. ISBN 978-3-88462-124-0
  • Fritz Löffler. Das alte Dresden – Geschichte seiner Bauten (нем.) / E. A. Seemann. — Leipzig, 1981. — ISBN 3-363-00007-3.
  • Heinrich Magirius: Die Dresdner Frauenkirche. Jahrbuch in 15 Bd. 1995—2011.
  • Heinrich Magirius: Die Dresdner Frauenkirche von George Bähr. Entstehung und Bedeutung. Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, Berlin 2005, ISBN 3-87157-211-X
  • Reinhard Spehr: Grabungen in der Frauenkirche von Nisan/Dresden. In: Judith Oexle (Hrsg.): Frühe Kirchen in Sachsen. Ergebnisse archäologischer und baugeschichtlicher Untersuchungen. Veröffentlichungen des Landesamtes für Archäologie mit Landesmuseum für Vorgeschichte 23. Theiss-Verlag, Stuttgart 1994, S. 206—217. ISBN 3-8062-1094-2.
  • Volker Rausch: Facility Management in kulturhistorischen Immobilien. Erarbeitung eines Konzeptes für die Instandhaltung und Pflege in kulturhistorischen Gebäuden am Beispiel der Frauenkirche Dresden. VDM Verlag Saarbrücken, 2010, ISBN 978-3-639-24125-9
  • Stiftung Frauenkirche (Hrsg.): Die Orgel der Dresdner Frauenkirche. Sandstein Verlag, Dresden 2015, ISBN 978-3-95498-197-7

Из истории Frauenkirche

История храма началась в XVIII веке, когда поблизости к замку саксонских курфюрстов была построена небольшая церковь Богородицы. В то время как количество прихожан-протестантов с каждым годом возрастало, в Дрездене наметились изменения в отношении религиозных предпочтений. Правитель Саксонии Август Сильный стал королем Польши, а также принял католическую веру.

Несогласие протестантского населения Дрездена выразилось в том, что в 1726 году началась капитальная перестройка церкви Богородицы.

С целью экономии расходов архитектор Бээр максимально использовал камень песчаник от предыдущего сооружения и пересмотрел свой начальный замысел в отношении купола церкви. Возвели бы купол деревянный, если бы не проявил благосклонность Август III — сын Августа Сильного, который к тому времени уже сменил своего отца на монаршем посту.

Август III уже помышлял о возведении придворного католического собора и, чтобы снизить накал возмущения населения, выделил средства и на строительство протестантского храма. Внушительные пожертвования курфюрста позволили создать купол в форме огромного каменного колокола, которым так выделяется церковь Фрауэнкирхе из всех культовых сооружений:

Каменный купол состоит из двух оболочек. Внешний диаметр равен 26 м, толщина достигает 1,75 м, а вес купола -13000 тонн.

К середине XVIII столетия строительство Фрауенкирхе было завершено. Ровно два века служил храм людям. 13-14 февраля 1945 года англо-американская авиация уничтожила центр Дрездена. Не было прямого попадания в Frauenkirche, однако пожар от окружающих построек перекинулся в церковь, накалил песчаник до температуры плавления, и купол всем своим весом рухнул, превратив церковь в руины…

Внутреннее убранство Кафедрального собора

Внутреннее помещение дрезденского кафедрального собора подразделяется на высокий центральный неф, два боковых нефа и четыре угловые капеллы.

Главный алтарь церкви

Еще одна особенность Хофкирхе — это расположение главного алтаря на запад, а не на восток, согласно церковной традиции. Главный алтарь кафедрального собора был создан братьями Аглио из мрамора и позолоченного бронзового орнамента.

Алтарная картина, 10 метров высотой и 4,5 метра в ширину, изображает вознесение Христа и пресвятую Троицу. Произведение выполнено дрезденским придворным художником Антоном Рафаэлем Менгсом в 1761 году.

Капеллы Хофкирхе

В западной части церкви размещена Капелла Распятия, на южной стороне — Часовня таинств, расписанная итальянским художником Стефано Торелли. Восточное окончание базилики занимает так называемая Бенно-капелла, в которой с 1998 года хранится митра святого Бенно фон Мейсена.

Северная капелла посвящена святому Иоанну Непомуку. Ее украшает специально изготовленная Фридрихом Прессом из мейсенского фарфора скульптурная композиция, изображающая скорбящую пресвятую деву Марию, с Иисусом на руках.

В Кафедральном соборе Хофкирхе размещена точная копия знаменитой Троицы, написанной Андреем Рублевым — эта православная икона была подарена русской общиной Дрездена.

Олег Сарапулов

Органы церкви

В помещении дрезденского Кафедрального собора располагаются два органа.

Самый знаменитый из них — орган Зильбермана, носит имя своего создателя Готфрида Зильбермана. Оформлением внешних деталей органа занимался Иоганн Иозеф Хакль. Инструмент был установлен в церкви в 1755 году, уже после смерти автора. В 1944 году орган Зильбермана был эвакуирован из Дрездена, благодаря чему он остался в полной сохранности.

С 2002 года Хофкирхе обладает еще одним, более камерным органом, расположенном на хорах.

Крипта Кафедрального собора

Придворная Хофкирхе была построена уже изначально с подземными помещениями, предназначенными для размещения фамильных захоронений Веттинов, правивших Саксонией на протяжении веков. В ней покоится прах 49 представителей династии, в том числе всех королей Саксонии. Здесь же лежит сердце Августа Сильного.

В новой, пятой комнате крипты, с 1980 года, после перевода церкви в статус кафедрального собора, проводятся захоронения епископов Дрезденско-Мейсенской епархии.

В крипте Кафедрального собора Дрездена, Kolossos

Стоимость билета

Посещение церкви Фрауенкирхе для всех бесплатно.

Стоимость посещения смотровой площадки:

  • Взрослый билет — 8 евро.
  • Льготный билет — 5 евро: Дети от 6 до 16 лет, пенсионеры, инвалиды (по представлению документа).
  • Семейный: 20 евро.
  • Для владельцев карт Dresden Welcome Card, Dresden City Card и некоторых других — 6 евро.

Экскурсии

Экскурсия по атриуму:

  • стоимость билета — 4 евро с человека при групповом посещении — максимально 30 человек, минимальный заказ — 100 евро.
  • индивидуальное посещение: 5 евро с человека.

Аудио-гид:

  • стоимость билета — 3 евро с человека при групповом посещении — максимально 50 человек, минимальный заказ — 75 евро,
  • индивидуальное посещение — 2,50 евро с человека.

Экскурсия на купол Фрауэнкирхе:

  • Стоимость экскурсии 10 евро с человека,
  • при групповом посещении — минимальный заказ — 150 евро.

Экскурсия с органным концертом: стоимость билета — 10 евро с человека.

Просмотр фильма о восстановлении Фрауэнкирхе: стоимость билета — 3 евро с человека.

Галереи — балконы Фрауэнкирхе, Ralf Eltang

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector