Штральзунд
Содержание:
Достопримечательности Штральзунда
Все главные достопримечательности Штральзунда расположены в пределах старого города. В Альтштадте вы найдете множество шедевров кирпичной готики и средневековой архитектуры: могучие церкви, внушительная ратуша и старинные дома, пройдёте по узким мощеным улицам с замечательной средневековой атмосферой.
Главными готическими шедеврами являются три древних церкви и ратуша
Церковь св. Николая (слева), церковь св. Иакова (справа)
Церковь св. Николая — старейшая из трёх главных церквей Штральзунда. Расположена на площади Старого рынка и считается одним из красивейших религиозных сооружений Северной Германии. Строительство было начато в 1276 году. Первоначально это была простая церковь с башней, но с превращением города в крупный центр морской торговли в 14 веке церковь была значительно перестроена, превратившись в большую базилику с высокой 87-ти метровой башней. В 17 веке после сильного пожара башня получила барочный купол. Сейчас высота ее составляет 103 метра. Внутри церкви можно обнаружить ценные сокровища искусства разных эпох. На башне установлены астрономические часы 14 века.
Церковь св. Иакова — последняя из трёх главных церквей Штральзунда, упоминается с начала 14 века. Это красивая готическая базилика с 68-ти метровой башней. Башня собора была первоначально готической. Перестроена в стиле барокко в 17 веке после удара молнией.
Церковь св. Марии
Церковь св. Марии — самая большая церковь Штральзунда, построенная в конце 13 века. Оригинальная церковь была разрушена в конце 14 веке в результате падения башни. Свой современный вид обрела в результате перестройки в 14-15 веках. Церковь св. Марии имеет уникальную планировку и архитектуру — она состоит из двух боковых залов и высокой центральной башни. До середины 17 века готический купол башни имел высоту 151 метр. На тот момент церковь была одним из самых высоких зданий Европы. После удара молнии в начале 18 века купол башни был восстановлен в барочном виде. Чтобы подняться на башню церкви св. Марии нужно преодолеть 366 ступенек, но великолепный вид Штральзунда того стоит. В настоящее время церковь св. Марии является одним из крупнейших религиозных зданий среди всех ганзейских городов.
Другие памятники сакральной архитектуры в Штральзунде:
- Монастырь св. Екатерины — один из немногих монастырей Северной Германии, чья готическая архитектура осталась практически нетронутой. Был основан в 1251 году доминиканцами.
- Монастырь св. Иоанна — древнее религиозное сооружение, основанное францисканцами в 1254 году.
Старый рынок, Штральзунд
Старый рынок — сердце Штральзунда. Старинная средневековая площадь в Альтштадте, существующая практически с момента основания города.
Ратуша — символ Штральзунда, одно из самых красивых зданий такого типа на Балтийском побережье, символизирующие богатства и могущество Ганзейского периода. Истоки строительства восходят к 13 веку. А сама ратуша кроме готики сочетает стили ренессанса и барокко.
Kütertor — средневековые ворота
По сравнению с другими городами Ганзы в Штральзунде до сих пор сохранились значительные участки старых городских стен с башнями и бойницами. Одними из восстановленных старых городских ворот являются ворота Kütertor.
Также в Штральзунде вы можете обнаружить большое количество красивых средневековых зданий, которые перечислять нет смысла. Достаточно просто гулять по старому городу и совершать свои маленькие открытия!
Историческая справка
Своё название город получил от слов «stræl» и «sund» («штрель», то есть стрела, и «зунд» — пролив), таким образом имеет смешанное германо-славянское происхождение. Три стрелы были увековечены в качестве городского герба.
На месте Штральзунда, получившего права города в 1234 году, в конце XII века имелась переправа на остров Рюген. В 1293 году Штральзунд стал членом Ганзы. В XIII—XIV вв. наряду с Висмаром — наиболее преуспевающий порт «вендской» секции Ганзы. Штральзундский мир 1370 года завершил противостояние городов Ганзы с Данией.
Во время Тридцатилетней войны Штральзунд безуспешно осаждал (в 1628 году) Валленштейн. По Вестфальскому миру (1648) включён в Шведскую Померанию. Оставался ключевой крепостью шведской короны до 1807 года, когда его оккупировали наполеоновские войска. Решением Венского конгресса (1815) передан Пруссии.
Исторический центр Штральзунда пострадал от бомбардировок союзников, но после Второй мировой войны был в значительной степени восстановлен. Порт и судоверфи были расширены и модернизированы властями ФРГ в 1990-е годы.
С 1 июля 2011 года город входит в состав района Передняя Померания-Рюген. До этого обладал статусом города земельного подчинения.
Океанариум (Ozeaneum)
В июле 2008 года в Штральзунде был открыт крупнейший в Европе океанариум. Комплекс площадью 8 700 м2 представляет обитателей глубин Балтийского и Северного морей, а также северной части Атлантического океана. Гости имеют возможность наблюдать за подводной жизнью через акриловые стёкла, толщина которых составляет 34 см.
Жемчужиной океанариума является двухуровневый резервуар «Открытая Атлантика». Здесь живёт любимица посетителей — трёхметровая тигровая акула Ники. В 2011 году она переехала в Штральзунд из аквариума Берлинского зоопарка, так как столичный водоём стал слишком мал для царственной особы.
Нижний уровень бассейна облюбовали скаты, окуни и чёрные морские лещи. Скелет кашалота на дне стал желанным местом отдыха для двух акул-нянек: Анны и Антона.
Одним из направлений деятельности комплекса является изучение влияния глобального потепления на жизнь обитателей северных морей.
Местоположение: Hafenstraße — 11.
Остров Рюген (Ruegen Insel)
И в заключение хотелось бы дать совет от бывалых путешественников. Если вы располагаете временем, возьмите напрокат машину и отправляйтесь на Рюген.
Бесконечные песчаные пляжи Балтийского побережья, буковые леса, рыбацкие деревни и впечатляющие меловые скалы заповедника Ясмунд — всё это является достоянием самого большого в ФРГ острова (площадь — 926 км2).
Интересный факт: в наши дни многие исследователи полагают, что в VI веке остров являлся территорией славян. С этим местом отождествляется воспетый А.С. Пушкиным остров Буян.
Лучшее время для посещения Штральзунда? 365 дней в году! Те, кто любит прогулки по городу, найдут для себя массу уникальных зданий и таящих тайну переулков. Мечтающие о славе Кусто имеют возможность окунуться в пучины океана. Вы хотите наслаждаться искусством, культурой и религией? Двери музеев и церквей всегда распахнуты для посетителей. Самый красивый ганзейский город в мире рад своим гостям.
Служба
«Штральзунд» провёл большую часть службы в составе разведывательных сил Гохзеефлотте. 16 августа через две недели после начала первой мировой войны «Штральзунд» и «Страсбург» отправились в Хофден на поиски британских разведывательных сил. Два крейсера встретили группу из шестнадцати британских эсминцев и одного лёгкого крейсера на дистанции примерно в 10 км. Поскольку британцы серьёзно превосходили в численности, германские крейсера оторвались от противника и вернулись в порт. Первым серьёзным боестолкновением для «Штральзунда» стала битва у Гельголандской банки 28 августа 1914 года. Британские линейные и лёгкие крейсера атаковали германское разведывательное прикрытие у Гельголандской банки. В 12.30 «Штральзунд», «Данциг» и «Ариадне» явились на помощь контр-адмиралу Леберхту Маасу и незамедлительно повернули против британских лёгких крейсеров. Вскоре после этого вмешались британские линейные крейсера и потопили крейсер «Ариадне» и флагманский корабль адмирала Мааса «Кёльн». «Штральзунд» и уцелевшие лёгкие крейсера отступили в туман, им на помощь подошли линейные крейсера из первой разведывательной группы. «Штральзунд» и «Данциг» вернулись и спасли большую часть экипажа «Ариадне».
«Штральзунд» участвовал в рейде на Ярмут 2-3 ноября 1914 года, осуществлял разведывательное прикрытие первой разведывательной группы. В то время как линейные крейсера обстреливали город Ярмут, «Штральзунд» поставил минное поле, на котором подорвались и утонули пароход и подлодка HMS D5, вышедшая на перехват германских рейдеров. После завершения обстрела германская эскадра вернулась в порт, не повстречав британских сил. «Штральзунд» участвовал в рейде на Скарборо, Хартлпул и Уитби 15-16 декабря, осуществлял разведывательное прикрытие первой разведывательной группы. При отступлении после обстрела немцы едва не были перехвачены британцами. Крейсер HMS Southampton и торпедных катеров заметили «Штральзунд». Однако благодаря суматохе, возникшей на борту британского флагмана, германской эскадре удалось скрыться. 25 декабря британцы предприняли рейд на Куксхафен (воздушную атаку германской военно-морской базы Куксхафен и базы ВВС Нордхолц). Экипаж «Штральзунда» вступил в бой с одним из аэропланов, но не смог его сбить.
Колокол «Штральзунда» на военно-морском мемориале в Лабё
В ходе сражения при Доггер-банки 24 января 1915 года крейсер также участвовал в разведывательном прикрытии первой разведывательной группы. «Штральзунд» и «Граудениц» были поставлены на фронт прикрытия, «Росток» и «Кольберг» находились на флангах, каждый крейсер поддерживала половина флотилии торпедных катеров. В 08.15 наблюдатели с «Штральзунда» и «Кольберга» заметили столбы дыма больших британских кораблей, приближающихся к германской эскадре. Поскольку главные силы немцев находились в портах, и не могли помочь линейным крейсерам адмирал Хиппер приказал уходить на высокой скорости. Тем не менее, британским линейным крейсерам удалось догнать немцев и последующем бою большой броненосный крейсер «Блюхер» был потоплен.
«Штральзунд» не приял участия в Ютландской битве 31 мая — 1 июня 1916 года, в то время на нём проходила установка орудий SK L/45 калибра 15 см на верфи Kaiserliche Werft в г. Киль. Двенадцать орудий 10,5 см калибра были заменены на орудия калибра 15 см и два орудия 8.8 cm SK L/45 калибра 8,8 см. 2 февраля 1918 года «Штральзунд» подорвался на мине, установленной британскими кораблями в Северном море. Дредноут «Кайзер» и другие корабли подняли пары, чтобы эскортировать «Штральзунд» в порт. Корабль не смог участвовать в масштабной операции флота 23-34 апреля 1918 года по перехвате британского конвоя в Норвегии.
После войны «Штральзунд» краткое время служил в реорганизованном Рейхсмарине в 1919 году. Согласно Версальскому договору крейсер должен быть разоружен и передан союзникам в течении двух месяцев после подписания договора. Корабль был передан Франции как военный приз под литерой передачи «Z». Корабль был официально предан в Шербуре 3 августа 19120 года. Корабль был переименован в «Мюлуз» (Mulhouse) и краткое время служил во французском флоте до ремонта в Бресте в 1925 году. К тому времени корабль был изношен и был переведён в резерв после окончания ремонта. 15 февраля 1933 года «Милхауз» был вычеркнут из военно-морского регистра и был разделан на металл в Бресте в 1935 году. Корабельный колокол был позднее возвращён в Германию и в настоящее время выставлен в военно-морском мемориале в Лабё.
Горх Фок (Gorch Fock)
Трёхмачтовый барк был построен в Гамбурге в 1933 году и использовался как учебное судно. В Европе белоснежного красавца называли «Кораблём мечты». Во Вторую мировую войну парусник служил общежитием для моряков и морской канцелярией. В апреле 1945 года судно было затоплено командой у берегов Рюгена после обстрела советскими танками.
В 1949 году Горх Фок перешёл в собственность Советского союза и получил новое имя «Товарищ». Он знаком любителям кино по фильмам «Земля Санникова», «Алые паруса» и «Мятежный Орион».
После распада СССР в 1991 году на корабле, находящемся в то время на стоянке в Херсоне, был поднят флаг Украины. В конце XX века судно пребывало в плачевном состоянии, но денег на ремонт в бюджете государства не было. В 2000 году парусник на буксирах привезли в порт Штральзунда. В 2003 году он был продан Германии за 500 тыс. евро. Сейчас на борту корабля действует музей.
Местоположение: An der Fährbrücke.
Примечания
- ↑ Gröner, pp. 107–108
- ↑ Gröner, p. 108
- Gardiner & Gray, p. 159
- Gardiner & Gray, p. 140
- Gröner, p. 107
- Gardiner & Gray, p. 160
- Scheer, p. 42
- Bennett, pp. 145–147
- Bennett, p. 148
- Bennett, pp. 149–150
- Scheer, p. 45
- Tarrant, p. 30
- Tarrant, p. 31
- Tarrant, p. 34
- Barber, p. 48
- Scheer, p. 77
- Scheer, pp. 78–79
- Scheer, pp. 80–85
- Campbell, p. 23
- Staff, p. 12
- Halpern, p. 418
- Gardiner & Gray, p. 201
- Комментарии
- нем. Seiner Majestät Schiff Корабль его величества.
- Германским кораблям при начале строительства присваивались временные имена. Для новых кораблей выбирались литеры. Тем кораблям, которые должны были заменить устаревшие или потерянные корабли присваивалась приставка «Эрзац» перед именем заменяемого корабля.
- Section II: Naval Clauses, Article 185.
Конструкция
«Штральзунд» был заложен по контракту «Эрзац Корморан» в 1910 году на верфи AG Weser в г. Бремен. 4 ноября 1911 года корпус был спущен на воду, после чего начались работы по достройке корабля. 10 декабря 1912 года корабль вошёл в состав Флота открытого моря (Гохзеефлотте). Был 138,7 м длиной, 13,5 м шириной, имел осадку в 4,4 м, водоизмещение в 4.570 т при полной боевой загрузке. Двигательная установка состояла из двух установок паровых турбин системы AEG-Vulcan, приводящих в действие два 3,4 м винта. Индикаторная мощность составляла 25 тыс. лошадиных сил (19.000 кВт), на службе крейсер развил мощность в 33.482 пс (24. 968 кВт). Пар для машины образовывался в шестнадцати водотрубных паровых котлах военно-морского типа, топливом для которых служил уголь. Позднее котлы были переделаны на нефть, что позволило увеличить их мощность. «Штральзунд» развивал скорость в 27,5 узлов (50,9 км/ч). Крейсер мог нести 1.200 тонн угля и дополнительно 106 тонн нефти, что обеспечивало дальность плавания в 5.820 морских миль (10.780 км) на скорости в 12 узлов (22 км/ч). Экипаж крейсера состоял из 18 офицеров и 336 матросов.
Вооружение крейсера составляли двенадцать 105 мм скорострельных орудий системы SK L/45 на одиночных опорах, Два орудия были размещены рядом на носу, восемь вдоль бортов по четыре на каждом борту и два бок о бок на корме. Орудия имели максимальный наклон в 30 градусов, что позволяло им поражать цели на расстоянии в 12.700 м, боезапас составлял 1.800 выстрелов, по 150 на орудие. Также крейсер нёс два 50-см подводных торпедных аппарата, с боезапасом по пять торпед на аппарат. Аппараты были установлены в корпусе судна под водой. Крейсер также мог нести 120 морских мин. Корабль был защищён броневым поясом до ватерлинии толщиной в 60 мм. Толщина стен рубки составляла 100 мм, палуба была прикрыта тонкой бронеплитой 60 мм толщины.
Литература
- Barber, Mark. Royal Naval Air Service Pilot 1914–18. — Oxford, UK : Osprey Books, 2010. — ISBN 978-1-84603-949-2.
- Bennett, Geoffrey. Naval Battles of the First World War. — London, UK : Pen & Sword Military Classics, 2005. — ISBN 1-84415-300-2.
- Campbell, John. Jutland: An Analysis of the Fighting. — London, UK : Conway Maritime Press, 1998. — ISBN 1-55821-759-2.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships: 1906–1922. — Annapolis, MD : Naval Institute Press, 1984. — ISBN 0-87021-907-3.
- Gröner, Erich. German Warships: 1815–1945. — Annapolis, MD : Naval Institute Press, 1990. — ISBN 0-87021-790-9.
- Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. — Annapolis, MD : Naval Institute Press, 1995. — ISBN 1-55750-352-4.
- Scheer, Reinhard. Germany’s High Seas Fleet in the World War. — London, UK : Cassell and Company, 1920.
- Staff, Gary. German Battleships: 1914–1918 (Volume 2). — Oxford, UK : Osprey Books, 2010. — ISBN 978-1-84603-468-8.
- Tarrant, V. E. Jutland: The German Perspective. — London, UK : Cassell Military Paperbacks, 1995. — ISBN 0-304-35848-7.
История
Штральзунд был основан на месте старой переправы на остров Рюген в 12 веке выходцами из Вестфалии. Ранее на этой территории обитали славянские племена. Уже в 1234 году Штральзунд получил городские права, а уже через 49 лет стал членом Ганзейской лиги, быстро превратившись в один из ведущих ее городов. В 1370 году здесь был заключен Штральзундский мир, который ознаменовал конец противостояния Ганзы и Дании.
Во время Тридцатилетней войны город был осажден шведскими войсками, но так и не взят. По Вестфальскому договору отошёл к Швеции. До начала 19 века оставался одной из главных шведских крепостей на балтийском побережье.
В 1807 году Штральзунд был взят войсками Наполеона. В 1815 году город стал частью Пруссии. Во время Второй мировой войны Штральзунд был подвергнут бомбардировкам, но потом бережно восстановлен.
Зимний Штральзунд