Сборник исторических статей о чернигове
Содержание:
Архитектура
Интерьер пещерной церкви
Композиционным центром архитектурного ансамбля скита служит Черниговский храм (—). Под ним помещается пещерная церковь, построенная в . В —1857 годах сооружается просторная трапезная пещерного храма со сводчатым потолком, так что первоначальная церковь 1851 года превращается в алтарь. Пещерная церковь к настоящему времени полностью восстановлена.
Решение о строительстве нового, уже каменного надпещерного храма, вместо обветшавшей деревянной церкви, было принято в . Автором проекта и руководителем работ утверждён архитектор Н. В. Султанов. Вчерне Черниговский храм был завершён в , в состоялось освящение главного престола, отделка завершена лишь в 1897 году. Примечательно, что весь период строительства пещерная церковь оставалась действующей. В Черниговском храме по состоянию на 2007 год ведутся восстановительные работы.
Южный келейный корпус построен между —1865 годами, в достроен второй этаж. После строительства в 1889 году вдоль западной ограды двухэтажного трапезного корпуса, все новые сооружения в скиту выдерживаются в псевдорусском стиле, в стилевом единстве с Черниговским храмом. В 1894 году строится ограда скита, а в 1895 году А. А. Латковым напротив восточного фасада Черниговского храма возводится пятиярусная колокольня, по высоте почти равная лаврской. В вдоль восточной ограды сооружается келейный корпус.
История собора
С 990года по 1024год он княжил в Тмутаракани, а после победы над своим братом Ярославом Мудрым, получил прозвище Храбрый и сел на княжеский престол в граде Чернигове.
Точно известно, что закончить постройку Собора Мстислав не успел.
В «Повести временных лет» летописец отметил: «В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер». В той же летописи отмечается, что стены были такой высоты, что стоящий на лошади всадник мог дотянуться до их верха. Можно высчитать, что высота стен собора во время смерти и захоронения князя Мстислава достигала приблизительно 4 метров, в то время как достроенный храм стал высотой 30м.
А раки с нетленными останками святых мучеников князя Михаила и его боярина Федора, захороненных в усыпальнице Спасского собора еще в 1246г., по указу Иоанна Грозного в 1572г. были перенесены в Москву, для усиления ее значимости как столицы.
Именно из Спасо-Преображенского собора Владимир Мономах приказал перевезти, хранившуюся здесь с 1046 года, икону «Одигитрия» в Смоленск. С того времени (с 1097г.) одна из самых почитаемых икон Божьей Матери стала Смоленской. По легенде, именно она спасла г. Смоленск от орд хана Батыя.
Но История не щадила Собор. За почти тысячу лет он неоднократно был разрушен, горел, перестраивался.
В 1239 году Спасо-Преображенский собор стал последней твердыней при защите от надвинувшейся орды Батыя. Купола и своды базилики храма обрушились, богатое убранство собора было разграблено кочевниками.
Но великий черниговский пожар 1750 года не пощадил и собор Святого Спаса. Были утрачены почти все древние фрески, богатое убранство, резные полы из шифера с украшениями кусочками смальты.
Уже в 1792 — 1798 годах были проведены ремонт и достройка Спасо-Преображенского собора. С двух сторон от входа выстроили две высокие лестничные остроконечные башни. В 1891 году купола и шпили Спасского собора были позолочены, и он принял тот вид, который сохранился до сего времени.
В 1926 году храм закрыли, а в нем организовали склад масложирового завода, а украинские ученые-археологи занялись исследованием истории храма и раскопками на его территории. Но уже в 1937 году в соборе Св. Спаса был открыт черниговский Исторический музей.
В 1961 году собор вновь стал историческим музеем. Но в конце 80-х годов прошлого века, в процессе окончательно развалившейся «перестройки», Украинская Православная Церковь вновь заняла здание, которое и было построено для богослужений. Сейчас собор Святого Спаса входит в состав заповедника «Чернигов древний».
Вот такой уникальный архитектурный памятник находится в Чернигове, он является объектом пристального внимания многочисленных путешественников как отечественных, так и иностранных.
Адрес: г. Чернигов, ул. Преображенская, 1
Архитектурные особенности
Церковь небольшая по размерам (16×11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времен, нынешняя композиция пятницкой церкви является динамической, ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, пасами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI века, сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются карнизами. Розовый цвет стен сочетается с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах.
Внутри церковь напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливает разноцветный пол из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. Пятницкую церковь в Чернигове, иногда, называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. Расположена церковь в центре Чернигова за городским театром, среди сквера, где когда-то был черниговский рынок.
Исчезнувшие церкви Чернигова
Немногие знают, что некоторые храмы Чернигова канули в лету и бесследно забыты. Где же находились эти святые места?
ВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Воздвиженская церковь находилась приблизительно в районе современного магазина «Янтарь». О ней упоминается в описях 1766 г. есть противоречия по поводу того, была она деревянная или полукаменная. Но известно наверняка, что при ней были колокольня, школа и больница. Существуют сведения о том, что церковь начала строиться в 1759 г. К. Лизогубом. А достроена в 1778 г. на пожертвования прихожан. Также известно, что рядом стояла деревянная церковь, которая сгорела в 1770 г. Неизвестно по какой причине храм был в забытии до 19 сентября 1881 г., когда горожанин Терлецкий, копая погреб, нашел в земле три колокола. Выяснилось, что это остатки известной Воздвиженской церкви. Она была отстроена и просуществовала до Второй мировой войны, во время которой сгорела и затем была разобрана.
ЧАСОВНЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Другое бесценное архитектурное произведение — это часовня Александра Невского, которая была построена в 1870 г. Она находилась недалеко от вышеупомянутой Воздвиженской церкви. В 1911 — 1912 годах была включена в дом Николаевского епархиального братства — религиозно-просветительной организации. В августе 1941 г. это строение сгорело. Но в послевоенные годы было отстроено с изменениями: верх часовни был разобран и достроен третий этаж. Теперь в этом здании находится филармонический центр.
СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
На углу современных улиц Горького и пр. Победы (в прошлом ул. Сретенская) в 1751 г. была построена Сретенская церковь черниговским бургомистром Ф. Миляревским. Она была деревянная и однопрестольная. При ней находились колокольня, русская школа и больница. В каком году и при каких обстоятельствах был разрушен Сретенский храм, неизвестно. О нем вспомнили, когда во время мощения Сретенской улицы был найден фундамент строения.
ВОЗНЕСЕНСКАЯ И ВАРВАРИНСКАЯ ЦЕРКВИ
Была еще и церковь Вознесениянасчет которой есть две версии, каким образом она возводилась. По одним данным ее отстраивал полковник П. Полуботок, по другим — строилась на пожертвования горожан в 1783 г Она находилась в районе настоящей церкви св. Михаила и Федора. Рядом стояла Варваринская церковь, которая в 1800 г. перестраивалась, а потом, вместе с Вознесенской, была разобрана по ветхости. Последняя была отстроена в 1870 -1874 гг., но в другом месте, на перекрестке сегодняшних улиц Шевченко и А. Молодшего (в прошлом Московской и Петербургской). Она сгорела во времена Второй мировой войны, долго стояла в руинах, а в 1955 г. была разобрана.
ПОКРОВСКИЙ ХРАМ
Недалеко от Елецкого монастыря возвышался Покровский храм, при нем была школа. Он был возведен в 1764 г. Покровских храмов в Чернигове было два, но где находился еще один — неизвестно. В1837 г. храм был закрыт по причине ветхости. Позже в каменной галерее в Екатерининской церкви был создан теплый Покровский храм в память о разрушеном. При этом Покровский приход воссоединился с Екатерининским. Эта пристройка была возведена не очень удачно, поэтому портила внешний вид Екатерининской церкви. По этой причине позже она была разобрана.
ДРУГИЕ ИСЧЕЗНУВШИЕ ХРАМЫ
Интересно, что существовало множество других малоизвестных храмов, о которых существует очень мало достоверной информации. Например, в районе Бобровицы находился Мироносицкий храм 17 ст. Около современной Воскресенской церкви возвышался храм святого Григория. А на территории Детинца существовала другая Воскресенская церковь. На кладбище, которое находится на улице Старобелоусской, была церковь Петра и Павла. Около Борисоглебского собора находилась каменная церковь Всех Святых. На месте нынешнего архива тоже был храм, с каким названием — неизвестно. Возле Пятницкой церкви стояла деревянная трапезная Рождества Иоанна Крестителя, которая была построена в 1783 г .
Наталья Воскресенская
История
Церковь построена на остатках храма средних размеров времен Киевской Руси на территории укрепленного места Чернигова, известного под названием Третьяк. Храм был освящен Архиепископом Стаховским в 1715 году в честь святой Екатерины. За счет выгодного месторасположения, некоторое время служил функцией укрепленного фортификационного узла вблизи главной крепости Детинца.
В 1837 году церковь пострадала от пожара, после чего вновь отстраивалась. В это же время к западному фасаду был пристроен притвор. В том же XIX веке первоначальный трехъярусный иконостас ввиду плохого состояния был разобран и заменен на эклектичный одноярусный. При его сооружении были использованы царские ворота от старого иконостаса. До наших дней данный иконостас также не сохранился.
В 1908 году была построена церковная колокольня из кирпича.
В 1933 году в церкви было совершено последнее богослужение, после чего она была закрыта.
Во время Великой Отечественной войны храм вновь пострадал от пожара, сгорела кровля и верхняя часть куполов.
В —1955 годах были проведены работы по консервации конструкций и восстановлению внешнего вида памятника. В этот же период времени (1951 год) были разобраны ранее построенные притвор и колокольня.
В 1962 году Екатерининский храм входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний».
В —1980 годах вновь была проведена реставрация по проекту И. Л. Шмульсона. В этот период времени были проведены внутренние работы, и позолочены купола.
В 1979 году внутри церкви разместилась экспозиция Музея народно-декоративного искусства Черниговщины. Музей действовал до июля 2006 года.
В —2005 году были проведены последние на настоящее время реставрационные работы в храме.
В мае 2008 года церковь решением Высшего административного суда[источник не указан 2530 дней] Украины передана УПЦ Киевского патриархата и стала кафедральным собором Черниговской епархии УПЦ КП. Богослужения в соборе начались 1 августа 2008.
Передачу храма УПЦ Киевского патриархата оспаривали верующие Украинской православной церкви (Московского патриархата). Поскольку помещение было передано именно общине Киевского патриархата, представители УПЦ МП в 2006 году разбили под стенами здания большую брезентовую палатку, в которой совершали богослужения. В ночь с 1 на 2 апреля 2008 неизвестные подожгли палатку. В ночь с 31 декабря 2010 на 1 января 2011 «походный храм» был облит бензином и подожжён неизвестными лицами. В результате пожара палатка полностью сгорела. Никто из людей не пострадал. Палатка была снята 21 февраля 2014 г. под давлением жителей Чернигова.
В Свято-Екатерининской церкви 7 декабря 2011 г. состоялось торжественное прославление в лике святых преподобного Меркурия, игумена Бригинского. Чин прославления возглавил Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет. С этого времени одной из святынь храма стали честные мощи преподобного.
История
Первое упоминание о реставрации храма датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была сделана новая кровля. В и 1690-х pp. им же была проведена полная реставрация и перестройка церкви в стиле украинского барокко. Предположительно, работы велись под руководством архитектора Ивана Зарудного. После реставрации церковь приобретает вид семибанного храма с барочными фронтонами (на восточном фронтоне очерчивался герб гетмана Ивана Мазепы). В XVII веке, церковь была центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, а от рынка его отделяла деревянная стена.
В 1750 году в монастыре произошел пожар, от которого пострадала и церковь. В 1755 году храм был восстановлен, а также к нему были пристроены барочные пристройки, над которыми были сделаны небольшие грушевидные купола.
В 1786 году, по указу Екатерины II, в ходе секуляризации, пятницкий женский монастырь был ликвидирован, а все деревянные постройки разобраны (Пятницкий монастырь на год, по описанию Афанасия Шафонского, состоял из Пятницкой церкви, трапезной деревянной церкви Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над воротами).
В — годах построена двухэтажная колокольня (архитектор А. Карташевский; в 1962 г. колокольню разобрали). В колокольне некоторое время существовал храм Святого Прокопия. После закрытия монастыря на его месте хотели создать народное училище, но эти планы не осуществились. С 1820-х годов на территории бывшего Пятницкого монастыря находились торговые лавки и ряды.
Высокая баня, обилие лепных украшений, правильные пропорции храма, дают основания отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII—XVIII веков. Необычной была лишь его центрическая ступенчатая композиция. Исследователи (Горностаев, Лашкарев и другие) предполагали, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания, однако каждый высказывал мнение, что постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII веке, или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш (ни один не догадывался что древнерусская постройка существовала в своем первоначальном виде, однако была значительно искаженная пристройками).
На 1916 год церковь имела землю с погостом в 633 квадратных сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 книг. При церкви функционировали два учебных заведения. Приход составлял 91 двор — 963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 человек духовенства, 542 крестьянина, 43 воина.
Литература
- (укр.)
- Асеев Ю. С., Логвин Г. Н. Архитектура Ильинской церкви в Чернигове // Питання истории архитектури та будивельной технику Украини. — К., 1959 (укр.)
- Говденко М. Iллінська церква в Черніговi: iсторія та реставрація // З iсторii украінськоi реставрацii. — К., 1996. — С. 263—268. (укр.)
- Леп’явко С. А. (укр.)русск.. Чернігів. Історія міста. — К.: Темпора, 2012. — 432 с. — ISBN 978-617-569-011-6. (укр.)
- Седов Вл. В. Ильинская церковь в Чернигове как представитель редкого варианта византийского типа «компактный вписанный крест» // Архит. наследство. — М., 2012. — Вып. 56. — С. 16—29.
- Холостенко Н. В. Ильинская церковь в Чернигове по исследованиям 1964—1965 гг. // ДИ. Художественная культура домонгольской Руси. — М., 1972. — С. 88—99.
- Чернігівщина. Енциклопедичний довідник / за ред. А. В. Кудрицького. — К.: Укр. радянська енциклопедія ім. М. П. Бажана, 1990. — 1008 с. — ISBN 5-88500-011-5. (укр.)
Литература
- Филарет (Гумилевский), Историко-статистическое описание Черниговской епархии, кн. 1-6, Чернигов, 1873-1874.
- Адрес-календарь духовного ведомства Черниговской епархии на 1879 г., Чернигов, 1879, 180 с.
- Календарь Черниговской епархии на… г., Чернигов, 1890-1892.
- Список начальных школ духовного ведомства, состоящих к 1-му января 1899 г. в Черниговской епархии (Прил. к Черниговским епархиальным ведомостям, 1900, № 3-4), Чернигов, 1900, 300 с.
- Добровольский П., «Черниговская духовная консистория: (Историческая справка)», Черниговские епархиальные известия, Чернигов, 1900, № 22.
- Маркевич Н. А., Чернигов: Историческое и статистическое описание Чернигова, Чернигов, 1852, 176 с.
Ильинская икона
Ильинская икона Божией Матери. 1658 год
Во второй половине XVII века в церкви находилась чудотворная Ильинская икона Божией Матери. Образ был создан в 1658 году монахом Геннадием (Григорием Дубенским). Размеры иконы приблизительно 95 × 65 см. Изображение соответствует иконографическому типу Одигитрия и объединяет византийскую традицию с элементами ренессанса. Образ выполнен на деревянной доске, которая, вероятно, в верхней части была покрыта позолотой. Богоматерь облачена в хитон и мафорий. Младенец, сидящий на её левой руке, облачён в белую рубашку с воротником и поясом, левое плечо и ноги покрывает тёмная верхняя одежда. В левой руке он держит свиток, правой рукой благословляет.
Первоначально икона располагалась в Ильинской церкви.
С 1662 года почитается как чудотворная. Согласно книге Дмитрия Ростовского «Руно орошенное», «в лето от Рождества Христова 1662, месяца апреля, в монастыру Ильинском, при игумене того ж монастыря отцу Зосиме образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в церкви от 16 числа до 24 плакал. На сие чудо все люди города Чернигова с многим ужасом смотреша». Дмитрий Ростовский приводит также сведения, что во время нападения на монастырь крымских татар в 1662 году икона осталась невредимой.
Летом 1695 года икона была перенесена в новопостроенный Троицкий собор. В 1786 году в связи с планами создания в Чернигове университета, который должен был располагаться на территории Троицко-Ильинского монастыря, икону передали Успенскому собору Елецкого монастыря. В 1794 году она была возвращена в Троицкий собор. В 1918 году во время пребывания в Чернигове немецких войск икона была утрачена.
Разрушение и реставрация
25 сентября 1943 года храм был разрушен. Во времена СССР, официальной была версия об уничтожении памятника немецкими войсками в 1941 году при авиаударах по Чернигову. Однако, как свидетельствуют фотографии, храм оставался невредимым на протяжении всего периода оккупации города. По материалам черниговских историков, бомба была сброшена на руины дома, что стоял через дорогу от церкви. От ударной волны были повреждены большинство пристроек храма.
В декабре года, в Чернигов приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. На то время, от Пятницкой церкви остались только алтарная часть, два восточные столба, часть северной стены и восточная часть с остатками арок и основанием купола. Практически неповрежденном оставалась также ротонда-колокольня 1820 года.
По воспоминаниям А. К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 года встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР
Сразу же внимание его было обращено к пятницкой церкви. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать церковь и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы
Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII века, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведенное Барановским, дали неожиданные результаты. Церковь совсем не была похожа на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII века, во времена «Слова о полку Игореве».
Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943—1955 годов Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали Пятницкую церковь. В 1955—1962 годах продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счет фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения — одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 году, по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 году, Пятницкая церковь была открыта как музей.
С 1972 по 1989 год в церкви действовала экспозиция «Пятницкая церковь — памятник древнерусской архитектуры и искусства XII века». С 1991 года Пятницкая церковь — действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
В начале 2000-х годов было сделано интересное открытие: советские реставраторы заштукатурили вымощенный кирпичом в стене крест, датируемый концом XII — началом ХІІІ веков. Ныне крест расчищен.
Иконостас
Новый резной из дерева иконостас освящен Патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата Филаретом 7 декабря 2016 года. Это пятый иконостас во времена существования церкви. Изготовлен в стиле украинского барокко, имеет три яруса и украшен колоннами, окутанными виноградной лозой, а также гербами известных казацких родов Черниговщины. По преданию, такие гербы украшали и первичный иконостас храма XVIII века. Иконостас имеет 12 метров в ширину и 12 метров в высоту, его венчает 2-метровый центральный крест. В иконостасе помещены 40 икон, которые писали мастера в Луцке. Среди них иконы Покрова Пресвятой Богородицы, святой великомученицы Екатерины, последнего кошевого Запорожской Сечи, святого праведного Петра Калнышевского Многострадального, святых черниговского князя Михаила и его боярина Федора, преподобного Меркурия Брегинского и ряд других.
Иконостас изготавливали в течение года в Ровно 50 местных резчиков по дереву под руководством художника Виталия Бугринца, который за свою жизнь создал уже около 270 иконостасов, а в Чернигове — второй. За образец мастера использовали барочный иконостас XVIII века из собора Рождества Богородицы в Козельце.
Архитектурный облик
Екатерининская церковь — построена в формах барокко, из кирпича, оштукатурена и побелена.
Конструкция крестообразная в плане, девятичастная с развитыми камерами во внутренних углах (высота их составляет 2/3 высоты стен основных объёмов церкви). Каждая из ветвей — пятигранная, завершается куполами на восьмигранных барабанах.
По композиции постройка повторяет традиционную деревянную украинскую церковь, где в единое пластичное целое объединены пять восьмериков, каждый из которых завершается куполом. Центральная глава возвышается над боковыми, а они в свою очередь — над рукавами архитектурного креста.
Вертикальность композиции церкви достигается отсутствием горизонтальных членений стен, углы граней подчеркнуты пилястрами, большинство оконных проемов имеют вытянутые по вертикали формы, подчеркнутые наличниками, характерны окна в образе крестов.
Особенность Екатерининской церкви — её всефасадность. Существуют три входных портала: северный, восточный и южный. Во внешнем виде храма большую роль играет обрамление барочных входов и оконных проемов (треугольные фронтончики, наличники, мелкопрофилированные карнизы) для которого использован лекальный кирпич (лепного орнамента нет).
Внутренний интерьер церкви раскрывает вертикальность композиции и пятиглавость сооружения с помощью перекрытий с заломами, больших арок, отсутствию хоров и горизонтальных структур.
Примечания
- Високос Г. П’ятницька церква — творіння давньоруських архітекторів // Дитинець. — 5 листопада 2015. — № 21 (93). — С. 24.
- Логвин Г. Н. Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль. — М. : Искусство, 1980. — С. 62—63. (рос.)
- Бондар О. М. Реконструкція топографії колишнього П’ятницького монастиря XVII—XVIII ст. у Чернігові // Могилянські читання 2013. Збірник наукових праць. — К., 2014. — С. 309—311.
- Шафонский А. Ф. Черниговскаго намесничества топографическое описаніе съ краткимъ георгафическімъ и историческімъ описаніемъ Малой Россіи, изъ частей коей оное намесничество составлено. — К., 1851. (рус.)(рус.)
- . Троицкий вариант — Наука. Дата обращения 2 января 2016.
- Барановский П. Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове // Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. — М., 1948. — С. . (рус.)(рус.)
- Асєєв Ю. С. Шедеври світової архітектури. — К.: Радянська школа, 1982. — С. 26-27
- . Всеукраїнська тижнева газета «Сіверщина».