Путивль (станция)

Археологические исследования

Первые разведочные археологические исследования в Путивле, в том числе и на Городке, были проведены Д. Т. Березовцом в 1947 году. В 1959—1961 годах раскопки на Городке производил В. А. Богусевич, обнаруживший фундаменты каменного сооружения древнерусского времени, оказавшегося церковью. В 1965 году строительные остатки изучались Б. А. Рыбаковым, установившим, что церковь строилась накануне вторжения батыевых полчищ, и строительство её не было завершено. Комплексное изучение Путивля и его Городка в 1979—1981 годах и 2006 году проводилось О. В. Сухобоковым. В ходе раскопок установлено, что на Городке в IX веке существовало раннеславянское поселение северян (роменская культура). При исследовании укреплений было прослежено несколько периодов их реконструкции, последний относится к древнерусскому времени — концу XII века, где были расчищены остатки срубов. На территории Городка обнаружены остатки жилых и хозяйственных построек, среди которых жилище-мастерская художника, ювелира. К последнему периоду существования древнерусского города (середина XIII века) относится массовое захоронение мирных жителей и защитников Путивля, обнаруженное в 1979 году. Сейчас на месте братской могилы установлен памятник.

В целом, культурный слой на Городке, насчитывающий до 2 м, сильно перемешан и, в основном, содержит отложения XVI и последующих веков.

История

«Станция Путивль в начале XX века»

Из некоторых исторических источников известно, что согласно проекту строительства новой железнодорожной линии от Курска в Киева она должна была проходить непосредственно через уездный город Путивль. Однако местное купечество и владельцы гужевого промысла, привыкшие к размеренной жизни, а также боясь потерять свои прибыли, не захотели нарушать устоявшийся уклад. Поэтому они, якобы, дали большую взятку инженерам, которые проектировали эту дорогу, попросив провести её подальше от старинного города. Местом для построения станции была выбрана местность между сёлами Красная Слобода и Буринью, которые находилось в 18 верстах к югу от Путивля. Поэтому станция изначально называлась «Красное».

«Железнодорожные пути станции на рассвете (15 июня 2011)»

И все же впоследствии путивляне поняли, что просчитались, потому что с построением станции вблизи Бурыни этот населённый пункт начал стремительно развиваться. Вскоре здесь были построены свеклосахарный и сахарорафинадный заводы промышленника Ш. Г. Ширмана, на которых появились рабочие места. Таким образом крестьяне становились рабочими, а их благосостояние заметно улучшилось. Впоследствии Бурынь превратилась из села в местечко, а при советской власти в 1925 году оно стало районным центром и в 1964 году уже приобрело статус города. Путивль же начал приходить в упадок. Отсутствие железной дороги заметно сказалось на развитии экономики и градостроительства. Так, горожане вследствие удаленности от железной дороги должны были платить так называемую «гужевую надбавку» за поставленные из других мест товары, переживали различные транспортные неудобства.

Поэтому местная власть на объединенном заседании чрезвычайного Путивльского уездного земского собрания и Путивльской городской думы 13 января 1908 года по вопросу о присоединении города Путивль с железнодорожной сетью империи, признала целесообразным прокладка железной дороги и соглашаясь с докладом специальной комиссии по проведению запроектированной к строительству акционерным обществом Приднепровской железнодорожной магистрали Херсон — Екатеринослав — Полтава — Терны продолжить её через станцию Путивль Московско-Киево-Воронежской железной дороги по Путивльском уезда до городов Путивль и Глухов и далее до станции Хутор-Михайловский того же Московско-Киево-Воронежской железной дороги. На этом основании собрание постановило просить Курское губернское земское собрание принять на себя дальнейшее производство дела по прокладке железнодорожной линии через Путивльский уезд и город Путивль согласно с заинтересованными земствами.

К разработке проекта был привлечён инженер путей сообщения Степан Александрович Чмутов. В своём письме от 28 февраля 1908 года он изложил технико-экономическое обоснование, в котором, в частности, отметил: «Проложить ветку от ст. Бурынь (Путивль) в г. Путивль (до реки Сейм без моста через Сейм) стоит недорого, около 500 тыс. руб. Конечный пункт ветки (ст. Путивль) будет напротив города между рекой Рехтою (Сейм) и озером Хатишем. Длина ветки от 14 до 15 верст. Если же вы хотите иметь проект от станции Терны через Бурынь и город Путивль до станции Глухов, то это будет длиной 87 верст плюс 3 версты соединительная ветка до ст. Бурынь, всего 90 верст. Направление здесь будет иным, а именно: пересечение реки Сейм южнее хутора Калинина, потом села на Белую Галицу и Ширяево, чтобы вдоль оврага развить от долины реки Сейм подъем в степь на 40 верст. Обогнув Ширяевский овраг, линия пойдет на Путивль и с северо-восточной окраине города, за полторы версты от него (в сторону Рижкового хутора), будет спроектирована станция Путивль».

Как свидетельствует этот исторический документ, строительство железнодорожной станции Путивль планировалось непосредственно вблизи города Путивль. К сожалению, этому проекту не суждено было быть осуществлённым. А железнодорожная станция Красное, что впоследствии оказалась в пределах Бурыни вследствие её разрастания, по непонятным мотивам была переименована в станцию Путивль. Но жители Бурынщины желают исправить это недоразумение и готовы ходатайствовать перед руководством Юго-Западной ж. д. и Верховной Радой Украины о переименовании ст. Путивль в ст. Бурынь.

Известные люди

  • Горбовцев, Михаил Максимович
  • Ковпак Сидор Артемьевич — командир Путивльского партизанского отряда и соединения партизанских отрядов Сумской области, член подпольного ЦК КП (б) Украины, генерал-майор, дважды Герой Советского Союза.
  • Руднев, Семён Васильевич — Герой Советского Союза (1944, посмертно), один из руководителей партизанского движения на Украине, генерал-майор (1943).
  • Угрюмов Николай Степанович — Герой Советского Союза.
  • Павлов, Всеволод Владимирович — известный советский египтолог, историк искусств, заслуженный работник культуры РСФСР.
  • Оксана Николаевна Плотникова — генеральный директор украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» с марта 2012 года по июнь 2013-го

Пассажирское сообщение

На станции Путивль останавливаются следующие поезда:

  • Сумы — Шостка / Зерново (по дням недели)
  • № 100/99 Минск — Запорожье (через день, в летний период ст. Новоалексеевка — ежедневно)
  • № 124/123 Киев — Константиновка (ежедневно)
  • № 134/133 Киев — Лисичанск (ежедневно)
  • № 144/143 «Лыбидь» Санкт-Петербург — Харьков (через день)
  • № 236/235 Харьков — Ужгород (по числам месяца)
  • № 776/775 «Столичный экспресс» Киев — Харьков (ежедневно)
  • № 780/779 Интерсити+ «Столичный экспресс» Киев — Сумы (ежедневно)
  • региональный электропоезд № 817/818 Ворожба — Киев — Фастов
  • пригородные электропоезда Бахмач — Конотоп — Ворожба.

Административное устройство

Район включает в себя:

  • Городских советов: 1
  • Сельских советов: 23
  • Городов: 1
  • Посёлков: 3
  • Сёл: 89

Местные советы

  • Путивльский городской совет
  • Бобинский сельский совет
  • Бояро-Лежачевский сельский совет
  • Бунякинский сельский совет
  • Веселовский сельский совет
  • Волокитинский сельский совет
  • Вязенский сельский совет
  • Зиновский сельский совет
  • Казаченский сельский совет
  • Сафоновский сельский совет
  • Линовский сельский совет
  • Мазевский сельский совет
  • Мануховский сельский совет
  • Мачулищанский сельский совет
  • Князевский сельский совет
  • Новослободский сельский совет
  • Октябрьский сельский совет
  • Ревякинский сельский совет
  • Рудневский сельский совет
  • Стрельниковский сельский совет
  • Червоноозерский сельский совет
  • Чернобровкинский сельский совет
  • Юрьевский сельский совет
  • Яцынский сельский совет

Населённые пункты

с. Белогалицас. Бобинос. Бояро-Лежачис. Брускис. Бунякинос. Бывалинос. Вегеровкас. Веселоес. Волокитинос. Волынцевопос. Волынцевскоес. Вороновкас. Вощининос. Вязенкас. Вяткас. Голубковос. Горкис. Дорошовкас. Жарыс. Зиновос. Зозулинос. Ивановкас. Ивановскоес. Ильинское

с. Каганьс. Казачьес. Кардашис. Князевкас. Козловкас. Королькис. Котовкас. Кочергис. Красноес. Кружокс. Кубаревос. Курдюмовос. Латышовкас. Линовос. Мазевкас. Малушинос. Мануховкас. Мачулищас. Минаковос. Мишутинос. Новая Слободас. Новая Шарповкапос. Новослободскоес. Новые Гончары

с. Окопс. Октябрьскоес. Ореховкапос. Партизанскоес. Пересыпкис. Пешковос. Пищиковос. Плаховкас. Плотниковос. Почепцыс. Прудыг. Путивльс. Ревякинос. Ровноес. Ротовкас. Рощас. Рудневос. Сафоновкас. Сахаровос. Свободас. Селезневкас. Семейкинос. Скуносовос. Солнцево

с. Соловьевос. Спадщинас. Старая Шарповкас. Старые Гончарыс. Стрельникис. Суворовос. Сыромятниковос. Толчениковос. Трудовоес. Уцковос. Харевкас. Ховзовкас. Чаплищис. Червоное Озерос. Чернобровкинос. Ширяевос. Шулешовкас. Щекинос. Щербиновкас. Юрьевос. Яцыно

История

Путивль между 1905 и 1915 годами

Путивль впервые упоминается под 1146 году в качестве важной русской крепости. Легенда о плаче Ярославны на стенах Путивля по князю Игорю является кульминацией «Слова о полку Игореве» и оперы Александра Бородина «Князь Игорь».. В своей книге о городе историк Игорь Шаров пишет о том, что название «Путивль» происходит от слов путь, распутье, а сам город находится на распутье великих дорог, которые издавна вели на северо-востоке во Владимиро-Суздальскую землю, на востоке в половецкие земли, а на юго-востоке — в Тьмутаракань и на Кавказ.

В своей книге о городе историк Игорь Шаров пишет о том, что название «Путивль» происходит от слов путь, распутье, а сам город находится на распутье великих дорог, которые издавна вели на северо-востоке во Владимиро-Суздальскую землю, на востоке в половецкие земли, а на юго-востоке — в Тьмутаракань и на Кавказ.

В XIV веке Путивль был включён в состав Великого княжества Литовского. После сражения на реке Ведроше в 1500 году он стал частью Русского государства и являлся впоследствии одной из важнейших крепостей на его юго-западных рубежах. Во время Смуты город стал одним из центров восстания Ивана Болотникова и на короткое время базой войска Лжедмитрия I. Были успешно отражены польские войска во время осады Путивля 1633 года в ходе Смоленской войны.

В Российской империи город был центром Путивльского уезда Белгородской (1727—1779 гг.), а затем Курской (1779—1924 гг.) губерний.

16 октября 1925 года Путивль передан из состава Российской СФСР в состав Украинской ССР.

В 1920—1930-х годах Путивльский район был автономным русским национальным районом в составе УССР. Русские составляют 51,6 % всего населения согласно данным переписи 2001 года. В быту говорят на путивльском диалекте курско-орловской группы говоров южнорусского наречия.

10 сентября 1941 года в город вступили немецкие войска. В ночь на 27 мая 1942 года, после разгрома в ближайших сёлах немецких и венгерских гарнизонов, брошенный оккупантами город был занят партизанским соединением под командованием С. А. Ковпака. Партизаны были полными хозяевами города в течение дня, освободили заключённых из тюрьмы, взяли богатые трофеи, вывезли и частично раздали населению содержимое продовольственных складов. 3 сентября 1943 года был полностью освобождён от фашистских оккупантов.

С 1991 года в составе независимой Украины. Является самым старым владением Российского государства и его последователей, утраченным в ходе событий 1991 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector