Здолбунов
Содержание:
История
Первое упоминание села Долбунив встречается в историческом документе 1497 года, согласно которому Великий князь литовский Александр дарит князю Константину Острожскому вместе с другими населёнными пунктами и село Долбунов.
Позднее, начиная с 1629 года, село упоминается в исторических документах как Здолбунов.
В ходе Освободительной войны 1648-1654 годов в районе Здолбунова происходили крестьянские выступления против местных феодалов. После воссоединения Правобережной Украины с Русским государством с 1654 года Здолбунов в составе Русского централизованного государства.
С 1796 года, после реформы Екатерины II — в составе Волынской губернии Российской империи.
В июне 1873 года закончено строительство железной дороги Киев-Брест, которая пролегла через Здолбунов. Впоследствии, когда были проложены ветки, соединившие Здолбунов с городами Радивиловом и Сарнами, при узловой станции было организовано паровозное депо. В 1877 году в Здолбунове было открыто одноклассное железнодорожное училище, через десять лет преобразованное в двухклассное.
Высокое качество здешнего мела и его использования как основного сырья для производства цемента создало предпосылки для создания здесь цементного завода, основанного в 1884 году.
В 1903 году село Здолбуново отнесёно к категории заштатных городов, получило статус города. На центральной улице, которая начиналась от железнодорожного вокзала, проложили тротуар, установили столбы с фонарями, имеющими газовое освещение.
В годы Первой мировой войны на территории Волынской губернии проходил Юго-Западный фронт. Под давлением превосходящих сил войск буржуазно-помещичьей Польши Красная Армия в августе 1919 года оставила Здолбунов.
В ходе советско-польской войны 1919-1921 годов город был занят польскими войсками и в соответствии с условиями Рижского мира вошёл в состав Польши.
- Советский период
После присоединения Западной Украины в результате Польского похода Красной Армии в сентябре 1939 года, Здолбунов, как и многие города и сёла — вся территория и население Западной Украины, вошли в cостав
Украинской ССР, одной из 15-ти Союзных Республик Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Перед началом Великой Отечественной войны Здолбунов являлся важным железнодорожным узлом — местом пересечения трёх железнодорожных линий из Киева, Львова и Ковеля. Здесь действовали предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта (паровозное депо, маневровый парк, вокзал и др.), крупный цементный завод, несколько кирпичных заводов.
1 июля 1941 года в Здолбунов ворвались танки войск Вермахта, город был оккупирован немецкими войсками, в нём была установлена власть под немецкой администрацией Рейхскомиссариата Украины и он стал важным перевалочным центром снабжения немецких войск.
В период германской оккупации 1941-1944 гг. в Здолбунове действовала советская подпольная организация, руководителем которой являлся , осенью 1942 года городское подполье установило связь с партизанским отрядом Д. Н. Медведева. 26 апреля 1943 года был утверждён план действий партизан на весенне-летний период 1943 года, который предусматривал парализовать работу 26 крупнейших железнодорожных узлов в тылу немецкой группы армий «Юг» (одним из которых был Здолбуновский железнодорожный узел).
Многие жители Здолбунова еврейского происхождения погибли в Холокосте. В конце 1943 года город стал убежищем для поляков, спасавшихся от Волынской резни.
3 февраля 1944 года в Здолбунов вошла Советская армия, изгнавшая немецко-фашистских оккупантов и освободившая город.
В советский период (1944-1991) – на протяжении четырёх с половиной десятилетий – город Здолбунов динамично развивался на основе социалистической экономики, комплексно, соответственно своему статусу районного центра Ровенской области. В эти годы были построены Ново-Здолбуновский цементно-шиферный комбинат, завод строительных материалов, завод пластмассовых изделий, Специализированное ремонтно-монтажное предприятие «Южукрцемремонт» (ныне — ОАО «Укрцемремонт»); коммунально-бытовые предприятия, открыты новые учреждения: общеобразовательные школы (№№ 3, 4, 6, 7), детские сады-ясли (№№1, 2, 3, 4), городская музыкальная школа, детско-юношеская спортивная школа; функционировали три медицинских учреждения: две клинические больницы – городская и ведомственная железнодорожная больница, в новейшее время их объединили – ныне это Здолбуновская центральная районная больница и Здолбуновская районная поликлиника, и др..
Храмы Здолбунова
До постройки первого православного храма в Здолбунове его жители являлись прихожанами Свято-Михайловского церкви близлежащего села Здолбици.
Начиная с 18 апреля 1892 года – по благословению архиепископа Волынского и Житомирского Модеста, начали сбор народных пожертвований на постройку будущего храма, и через два года была собрана значительная сумма: 14 тыс. 500 рублей, дополнительно – 7 тыс. 500 рублей было дано Управлением железной дороги.
Храм во имя Святой великомученицы Екатерины был заложен и освящён 28 августа 1894 года. Построенный и открытый в 1896 году деревянный Екатерининский храм, к сожалению, просуществовал не долго – 17 марта 1910 года он сгорел от пожара. Тогда же всенародно было принято решение построить новый – каменный храм во имя Святой великомученицы Екатерины, и в течение четырёх лет он был построен, освещён в 1914 году. Первоначально храм имел семь куполов: 4 малых купола, по утверждению краеведов, «разобрали в 1940-е годы из-за отсутствия денег на ремонт».
Католический храм – костёл во имя Святых апостолов Петра и Павла, в Здолбунове был построен в 1908 году и являлся действующим более полувека. В 1960 году по решению городских властей костёл был закрыт, и отдан под мебельный магазин, который размещался в нём вплоть до 25 декабря 1991 года – прекращения существования советского государства – распада СССР. Лишь в 1992 году власти вернули костёл его прихожанам-католикам, которые несколько десятилетий были лишены возможности посещать свой храм.
В 1913 году – основан Здолбуновский Свято-Успенский мужской монастырь, как местное подворье Почаевской лавры, в подчинении Волынско-Житомирской епархии. В монастыре имелись два деревянных здания: «холодной» и «теплой» церквей. В 1963 году Успенская церковь была закрыта – храмовые помещения были переданы под общественные нужды, в одном здании разместилась Здолбуновская районная детская библиотека и клуб Здолбуновской Общеобразовательной школы №1; позднее, после реконструкции, в клубе открыли городской Дом пионеров.
В 1997 году на месте Успенской церкви была сооружена часовня, а через шесть лет, по ходатайству общины вновь созданного Петропавловского прихода, началось строительство нового храма, и ноября 2011 года на новопостроенной Здолбуновской церкви Первоверховных Апостолов Петра и Павла был установлен купол.
1. Название
Есть несколько версий происхождения названия «Здолбунов». Одна из них утверждает, что древнее название «Долбунив» происходит от слова «дов (л) баты». Это объясняется наличием в окрестностях поселения меловых шахт, из которых местные жители «долбили» мел и при вопросе: — Откуда вы? — Слышали ответ: — С Дов (л) бунова. На этом основании и закрепилось название поселения как Здолбунов. Существует также предположение, что название города связано со старославянским племенем дулебов (Долобов), которое было основным населением наших земель в VI-Х веках. Возможно, именно так в названии Здолбунов (Долбунив) трансформировалась память о дулебов. Другие версии являются маловероятными.
4. Персоналии
4.1. Уроженцы города
- Гордейчук Владимир Григорьевич — заслуженный тренер Украины, мастер спорта Украины по тяжелой атлетике, тренер Здолбуновской ДЮСШ «Колос». За 26 лет работы тренером в г. Здолбунов подготовил — 5 мастеров спорта международного класса, 15 мастеров спорта, 50 кандидатов в мастера спорта, 1 чемпиона мира, 3 участника Олимпийских игр.
- Дмитриева-Буряк Галина Евгеньевна — украинский киновед.
- Владимир Сыворотка-Рус — олимпийский чемпион Олимпийских игр в Берлине 1936 года.
- Долганский Сергей Николаевич — украинский футболист, вратарь. Игрок полтавской «Ворсклы».
- Приходько Николай Тарасович (22.05.1920 — 21.02.1943) — советский партизан, герой Советского Союза (посмертно). Связной Н. И. Кузнецова.
- Марченко Сергей — украинский режиссер, сценарист.
- Колодяжный Владимир Иванович — украинский писатель, сценарист.
- Нагулко Юрий Александрович — украинский художник.
4.2. Жители Здолбунова
- Лейко Кондратий Федорович (в белорусской транскрипции фамилии — Кандрат Лейка; — ) — выдающийся белорусский писатель и поэт, зачинатель национальной драматургии для детей, переводчик, общественный деятель. Проживал в Здолбунове течение — лет. Похоронен на кладбище по улице Вилы.
- Маслов Леонид Николаевич ( — ) — Украинским инженер — архитектор, выдающийся исследователь архитектуры Западной Волыни; жил в Здолбунове в — годах, работал здесь инженером.
Расстояние Киев Здолбунов на машине
Киев | |||
Киев — Стоянка (20 км; 0:23) |
Киев — Киевская область | ||
Стоянка | 20 км | 0:23 | |
Стоянка — Капитановка (3 км; 0:02) |
|||
Капитановка | 23 км | 0:26 | |
Капитановка — Милая (2 км; 0:01) |
|||
Милая | 25 км | 0:27 | |
Милая — Мрия (2 км; 0:01) |
|||
Мрия | 28 км | 0:29 | |
Мрия — Лесное (3 км; 0:01) |
|||
Лесное | 30 км | 0:30 | |
Лесное — Гуровщина (1 км; 0:00) |
|||
Гуровщина | 31 км | 0:30 | |
Гуровщина — Любимовка (2 км; 0:01) |
|||
Любимовка | 33 км | 0:32 | |
Любимовка — Березовка (4 км; 0:02) |
|||
Березовка | 37 км | 0:34 | |
Березовка — Севериновка (3 км; 0:01) |
|||
Севериновка | 40 км | 0:36 | |
Севериновка — Копылов (5 км; 0:02) |
|||
Копылов | 45 км | 0:38 | |
Копылов — Калиновка (6 км; 0:03) |
|||
Калиновка | 51 км | 0:42 | |
Калиновка — Ситняки (6 км; 0:05) |
|||
Ситняки | 58 км | 0:47 | |
Ситняки — Небелица (8 км; 0:04) |
|||
Небелица | 65 км | 0:51 | |
Небелица — Ставище (6 км; 0:03) |
Киевская область — Житомирская область | ||
Ставище | 71 км | 0:55 | |
Ставище — Йосиповка (2 км; 0:01) |
|||
Йосиповка | 74 км | 0:56 | |
Йосиповка — Кочеров (10 км; 0:06) |
|||
Кочеров | 84 км | 1:02 | |
Кочеров — Царевка (6 км; 0:04) |
|||
Царевка | 91 км | 1:07 | |
Царевка — Новогородецкое (4 км; 0:02) |
|||
Новогородецкое | 94 км | 1:09 | |
Новогородецкое — Коростышев (10 км; 0:05) |
|||
Коростышев | 104 км | 1:14 | |
Коростышев — Колодезьки (13 км; 0:07) |
|||
Колодезьки | 117 км | 1:21 | |
Колодезьки — Великие Кошарища (3 км; 0:01) |
|||
Великие Кошарища | 121 км | 1:23 | |
Великие Кошарища — Березина (4 км; 0:03) |
|||
Березина | 124 км | 1:26 | |
Березина — Глубочица (4 км; 0:04) |
|||
Глубочица | 129 км | 1:31 | |
Глубочица — Свитын (7 км; 0:04) |
|||
Свитын | 136 км | 1:35 | |
Свитын — Солнечное (4 км; 0:02) |
|||
Солнечное | 141 км | 1:38 | |
Солнечное — Новоселица (2 км; 0:01) |
|||
Новоселица | 143 км | 1:40 | |
Новоселица — Каменка (2 км; 0:01) |
|||
Каменка | 145 км | 1:41 | |
Каменка — Ивановка (7 км; 0:04) |
|||
Ивановка | 151 км | 1:45 | |
Ивановка — Садки (2 км; 0:00) |
|||
Садки | 153 км | 1:46 | |
Садки — Берёзовка (3 км; 0:01) |
|||
Берёзовка | 156 км | 1:48 | |
Берёзовка — Болярка (6 км; 0:06) |
|||
Болярка | 163 км | 1:55 | |
Болярка — Выдумка (8 км; 0:05) |
|||
Выдумка | 170 км | 2:00 | |
Выдумка — Мартыновка (5 км; 0:02) |
|||
Мартыновка | 175 км | 2:02 | |
Мартыновка — Слободка (3 км; 0:01) |
|||
Слободка | 178 км | 2:04 | |
Слободка — Молодёжное (5 км; 0:02) |
|||
Молодёжное | 183 км | 2:07 | |
Молодёжное — Курное (3 км; 0:01) |
|||
Курное | 186 км | 2:08 | |
Курное — Новины (4 км; 0:02) |
|||
Новины | 190 км | 2:10 | |
Новины — Андреевка (2 км; 0:01) |
|||
Андреевка | 192 км | 2:12 | |
Андреевка — Улашановка (4 км; 0:02) |
|||
Улашановка | 196 км | 2:14 | |
Улашановка — Николаевка (7 км; 0:03) |
|||
Николаевка | 203 км | 2:18 | |
Николаевка — Броники (5 км; 0:03) |
|||
Броники | 209 км | 2:21 | |
Броники — Романовка (4 км; 0:03) |
|||
Романовка | 213 км | 2:25 | |
Романовка — Новая Романовка (2 км; 0:01) |
|||
Новая Романовка | 216 км | 2:26 | |
Новая Романовка — Перемога (2 км; 0:02) |
|||
Перемога | 218 км | 2:29 | |
Перемога — Новоград-Волынский (2 км; 0:01) |
|||
Новоград-Волынский | 221 км | 2:30 | |
Новоград-Волынский — Кущовое (3 км; 0:01) |
|||
Кущовое | 224 км | 2:32 | |
Кущовое — Наталовка (5 км; 0:02) |
|||
Наталовка | 228 км | 2:34 | |
Наталовка — Новоград-Волынский (2 км; 0:01) |
|||
Новоград-Волынский | 231 км | 2:35 | |
Новоград-Волынский — Майстров (2 км; 0:01) |
|||
Майстров | 233 км | 2:37 | |
Майстров — Пилиповичи (4 км; 0:02) |
|||
Пилиповичи | 238 км | 2:39 | |
Пилиповичи — Дедовичи (9 км; 0:06) |
|||
Дедовичи | 246 км | 2:45 | |
Дедовичи — Пищов (3 км; 0:03) |
|||
Пищов | 249 км | 2:49 | |
Пищов — Жеребиловка (2 км; 0:02) |
|||
Жеребиловка | 252 км | 2:51 | |
Жеребиловка — Калиновка (3 км; 0:01) |
|||
Калиновка | 255 км | 2:53 | |
Калиновка — Корец (4 км; 0:01) |
Житомирская область — Ровненская область | ||
Корец | 258 км | 2:55 | |
Корец — Жадковка (4 км; 0:02) |
|||
Жадковка | 262 км | 2:57 | |
Жадковка — Калиновка (2 км; 0:01) |
|||
Калиновка | 264 км | 2:58 | |
Калиновка — Головница (3 км; 0:04) |
|||
Головница | 268 км | 3:03 | |
Головница — Забара (3 км; 0:01) |
|||
Забара | 270 км | 3:04 | |
Забара — Корысть (3 км; 0:01) |
|||
Корысть | 273 км | 3:06 | |
Корысть — Новины (2 км; 0:01) |
|||
Новины | 274 км | 3:07 | |
Новины — Бранов (10 км; 0:08) |
|||
Бранов | 283 км | 3:15 | |
Бранов — Фёдоровка (3 км; 0:01) |
|||
Фёдоровка | 287 км | 3:17 | |
Фёдоровка — Синев (3 км; 0:01) |
|||
Синев | 290 км | 3:19 | |
Синев — Терентьев (3 км; 0:01) |
|||
Терентьев | 293 км | 3:21 | |
Терентьев — Гоща (2 км; 0:01) |
|||
Гоща | 295 км | 3:22 | |
Гоща — Горбаков (3 км; 0:01) |
|||
Горбаков | 298 км | 3:23 | |
Горбаков — Дорогобуж (5 км; 0:04) |
|||
Дорогобуж | 304 км | 3:28 | |
Дорогобуж — Бабин (2 км; 0:01) |
|||
Бабин | 306 км | 3:29 | |
Бабин — Антополь (7 км; 0:06) |
|||
Антополь | 313 км | 3:36 | |
Антополь — Белая Криница (3 км; 0:01) |
|||
Белая Криница | 316 км | 3:38 | |
Белая Криница — Круглое (5 км; 0:03) |
|||
Круглое | 321 км | 3:41 | |
Круглое — Ровно (1 км; 0:00) |
|||
Ровно | 322 км | 3:41 | |
Ровно — Колоденка (2 км; 0:01) |
|||
Колоденка | 324 км | 3:43 | |
Колоденка — Квасилов (4 км; 0:03) |
|||
Квасилов | 328 км | 3:46 | |
Квасилов — Здолбунов (4 км; 0:03) |
|||
Здолбунов | 337 км | 3:54 |
2. Городские символы
Возрождая былые традиции и по случаю 500-летия города, городской совет в 1997 году своим решением утвердил современные городские символы Здолбунова (автор проектов — Ю. Терлецкий). Герб: в красном поле щита перекрещенные серебряные кирка, молоток и железнодорожный ключ; щит венчает серебряная городская корона.
Флаг: квадратное красное полотнище, в центре которого размещен перекрещенные белые кирка, молоток и ключ.
Элементы герба символизируют: кирка — название города, молоток и железнодорожный ключ — строительную и железнодорожную отрасли промышленности. Красная и серебряная краски указывают на нахождение Здолбунова на Волыни.
Краткое описание
Современный Здолбунов — небольшой по площади промышленный райцентр, который территориально почти слился с расположенным рядом областным центром Ровно.
Строительство железной дороги через Здолбунов началось в 1873 году — в результате расширения сети железных дорог на западе царской России через город прошла Киево-Брестская железная дорога, которая через несколько лет превратила небольшой городок на большую узловую станцию. Наличие железной дороги значительно повлияло на промышленный потенциал города — почти одновременно с началом строительства железной дороги, в Здолбунове строится цементный завод, который больше чем за сто лет трансформировался в одно из крупнейших предприятий региона. Заметно, что при Союзе внешний вид города изменился — Здолбунов расстраивался в классическом советском стиле с лёгким идеологическим оттенком. На улицах города до сих пор стоит много домов начала 50-х годов, которые были построены во время восстановления страны после войны.
Центральная же часть города представляет собой сеть узких коротких улиц, которые очевидно и являются той аутентичной составляющей современного Здолбунова. Доминирующее здание в центре Здолбунова — городской дом культуры, сразу за которым начинается парк. Не далеко от дома культуры, на улице Фабричной, стоит ещё одно, не менее интересное, чем клуб, сооружение — костёл Петра и Павла. При Советском Союзе костёл значительно изменился и сейчас выглядит уже не так бодро как после начала строительства в 1908 году, но всё равно какое-то общее сходство с Американским небоскрёбом, который тоже был построен в начале XX века, прослеживается. Ещё один храм, Свято-Екатериновская церковь, ровесница костёла, находится уже не в центре, а рядом с железнодорожной станцией. Размещение церкви в не типичном месте, рядом с железнодорожным вокзалом, только подтверждает тот факт, что железная дорога в начале XX века стала главным двигателем жизни в Здолбунове.
Здолбунов выглядит не типично и даже интересно. Конечно, жилые кварталы, застроенные девятиэтажками, ничем особенным не отличаются и выглядят точно так же как и в других городах Украины, но есть в Здолбунове какая-то своя изюминка, которая не даёт забыть, что ты именно в Здолбунове, а не в каком-то другом месте.
Население — 27000 чел.
Примечания
- Чисельність наявного населення України на 1 січня 2019 року. Державна служба статистики України. Київ, 2019. стор.61
- № 3081. «Путь Ильича» // Летопись периодических и продолжающихся изданий СССР 1986—1990. Часть 2. Газеты. М., «Книжная палата», 1994. стр.403
- М. Гнидюк. Прыжок в легенду. О чём звенели рельсы. М., 1975. стр.451—452
- М. Гнидюк. Прыжок в легенду. О чём звенели рельсы. М., 1975. стр.468—472
- История второй мировой войны 1939—1945 (в 12 томах) / редколл., гл. ред. А. А. Гречко. Том 7. М., Воениздат, 1976. стр.306
- (недоступная ссылка). Дата обращения 30 августа 2018.
- . reconomica.ru. Дата обращения 21 мая 2018.