Ливадийский дворец

Расположение, история строительства

Находится Ливадийский дворец, в пригороде Ялты, поселке Ливадия. Это всего в трех километрах от курорта. Самое первое сооружение появилось в этих местах, еще в 1834 году. Строительством занимался граф Л. Потоцкий. К сожалению, как выглядело строение в те времена сказать сложно. Уже в 61 году того же столетия, имение приобрела представительница императорской семьи, Мария Александровна.

Она приняла решение все кардинально изменить, по сути, построить новый замок. В процессе был задействован архитектор из Италии Монигетти. В то время полностью перестроили Большое здание и соорудили «Малое» (для цесаревича Александра).

Ливадийский дворец — описание

Параллельно со строительством дворцовых комплексов, сооружались дополнительные постройки. В том числе Крестовоздвиженская церковь, дачный домик и так далее. Досаживался и благоустраивался парк, основанный еще графом Потоцким. По окончанию работ резиденция так понравилась всей царской семье, что они стали использовать ее постоянно, в теплое время года.

Именно здесь, провел свои последние дни Александр III. В 1894 году к нему приехал Николай, со своей невестой, чтобы попросить благословения. Кстати, останавливались они в Алуште, на даче Голубка, являющейся сегодня памятником истории и архитектуры Крыма.

Рядом с Дворцом:

В том виде, котором мы имеем возможность видеть Ливадийский дворец сегодня, он появился в начале 20 столетия. Большой дворцовый комплекс был в очень плохом состоянии. Его решили снести, под самое основание и построить новый. В начале 1900 годов занимался этим вопросом знаменитый архитектор. Проект был просто грандиозным, впрочем, как и сроки, в которые он реализовался (всего полтора года).

Ливадийский дворец

История и описание

История шикарного архитектурного объекта под названием Ливадийский дворец начинается с 1834 года, когда город Ливадия на полуострове Крым стал собственностью богача-поляка Льва Потоцкого.

По его указке был выстроен дворец, ставший воплощением в реальность проекта архитектора по фамилии Эшлиман. Вокруг дворца был разбит парк, занимавший более 40 га.

Впоследствии поместье перешло в собственность супруги императора Александра II. По ее решению началось ведение работ по перестройке существующего дворца и возведению нового, Малого дворца, над проектом которого трудился архитектор Монигетти. Новое здание предназначалось для будущего правителя – Александра III.

Главный фасад дворца

Однако и внешний вид, и внутреннее оформление Малого дворца не отличалось оригинальностью – в некотором роде он был копией Бахчисарайского дворца, служившего в те годы образцом для возведения построек.

К началу XX столетия Большой Ливадийский дворец обветшал, а Малый оказался неспособным к удовлетворению всех запросов царской семьи – он действительно не отличался солидными размерами. Поэтому в 1904 году его владельцы решили снести Большой дворец полностью и на его месте выстроить новый. Теперь всеми архитектурными работами заведовал Краснов Н.П. Разработав проект дворца в итальянском стиле Ренессанс, он представил его целым ансамблем разнообразных сооружений. Помимо самого здания Большого дворца, частями этого ансамбля стали дворец – имение барона Фредерика, и свитский корпус.

Северный фасад дворца

Все они возводились одновременно, а в 1872 году ансамбль был дополнен итальянским двориком и дворцовой крепостью Воздвижения Честного Креста. Ворота, служащие входом во внутренний итальянский дворик, являются конструкцией итальянской сборки, и в 1750 году они были привезены из Вероны. Параллельно с работами по возведению нового Большого дворца велись и другие, связанные со строительством Зимнего театра, электростанции, завода по изготовлению льда, и полному обновлению хозяйственно-технической базы царского имения.

Результатом труда архитектора Краснова и руководимых им мастеров стало здание Белого дворца со 116-ю отдельными помещениями, 3 малых световых двора и большой внутренний двор. Все внутренние помещения дворца декорированы разнообразными элементами – это были деревянные панели, мраморные камины, лепные украшения и др. Но, несмотря на всю масштабность сооружения, оно имело всего 5 парадных комнат:

  • Кабинет императора;
  • Вестибюль;
  • Белый зал (столовая);
  • Диванная;
  • Английская бильярдная.

Итальянский дворик

Малое количество парадных комнат объясняется тем, что царская семья посещала Крым только с целью отдыха. Датой окончания строительных работ по возведению Ливадийского дворца считается 14 сентября 1911 года. В тот же день он был освящен.

Краткая характеристика объекта[править]

Ливадия была летней резиденцией сначала императора Александра II, а затем его наследников императоров Алексан­дра III и Николая II. Первый царский дворец здесь построил в 1866 г. петербургский архитектор И. Монигетти. А год спустя в гости к Александру II в Ливадию пожаловали первые американские ту­ристы в Крыму, совершавшие кру­госветное путешествие на пароходе «Quaker City», и среди них писатель М. Твен (1835—1910).

То обстоятельство, что россий­ские императоры выбрали Крым местом своей летней резиденции, сыграло важнейшую роль в разви­тии полуострова. Живописный, но отсталый регион, до этого на про­тяжении нескольких столетий на­ходившийся под властью турок, по­степенно превращался в настоящую Русскую Ривьеру. По примеру импе­раторской семьи в Крыму обосно­вались другие аристократические фамилии — Воронцовы, Юсуповы, Нарышкины, Голицыны, Гагарины. Поскольку царям и на отдыхе при­ходилось заниматься государствен­ными делами, сюда приезжали ми­нистры, послы, военные и полити­ческие деятели. Крым становился культурным и интеллектуальным центром великой империи — лет­ней столицей России! Естественно, это влекло за собой появление и новых дворцов, рост городов и посёлков, развитие инфраструк­туры и индустрии развлечений.

«Большой Ливадийский дворец (другое название Белый дворец), где проводили каникулы последние российские императоры – главная достопримечательность Ялты, самого крупного города южного берега Крыма.

Именно здесь в 20 октября 1894 г. скончался Алек­сандр III. Подписал манифест о восшествии на престол и присягнул на верность престолу Николай II. Именно в цар­ствование последнего российского императора был построен современный Ливадийский дворец.


Ливадийский дворец. Крым

Ливадийский дворец – последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Императорского дома Романовых. Окружённый изумительным парком, террасами спускающимся по склонам горы Могаби до самого берега Чёрного моря.

Планировка 1-го этажа Ливадийского дворца

Первый этаж Ливадийского дворца представлен такими помещениями, как:

  • Парадная ожидательная;
  • Белый зал;
  • Парадный кабинет императора;
  • Бильярдная;
  • Кабинет-лаборатория Рузвельта.

При оформлении Парадной ожидательной мастера использовали цвет «темный орех» и в тон к нему подобрали темную драпировочную ткань. Выдержанная в стиле Ренессанса, эта комната украшена крупными орнаментальными деталями. Например, на деревянном потолке можно увидеть розетты, а на стенах – выступающие карнизы, предназначенные для установки картин и выставок поделок царских детей.

Неотъемлемой частью каждой комнаты Ливадийского дворца в Крыму являются камины. Но оформлены они все по-разному.

Южный фасад дворца

Так, в Парадной ожидательной камин отделан мрамором темно-зеленого цвета и обложен бронзой. И такое сочетание материалов не было вычурным – оно отлично гармонировало и с темной драпировкой, и с панелями стен. В целом, интерьер данной комнаты выдержан в теплых тонах, а настоящим ее украшением является ажурная люстра, изготовленная в Италии из муранского стекла и привезенная во дворец по заказу.

Интерьер Белого зала, или столовой, является уникальным в своем роде – ни одно из помещений Ливадийского дворца не имеет похожих деталей. Торжественный тон всему помещению задают четыре огромные колонны, украшенные мраморными капителями коринфского ордера, и камин, выполненный в итальянском стиле. Потолок Белого зала отделен от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных российских губерний. Для освещения столовой за поясом были размещены электролампы – на этом настоял Краснов. Если бы помещение освещали обычные люстры и настенные светильники, ему не удалось бы выделить рельефы потолка и стен комнаты. Однако самым настоящим украшением Белого зала в Ливадийском дворце стала скульптура Пенелопы, установленная в нише на восточной стороне помещения.

Парадный кабинет императора выполнен в строгом стиле жакоб. Двери комнаты, диван и зеркало в ней отделаны красным деревом с оттенком бронзы, а верх стен украшен золотистым шелком. На потолке присутствует рельефный орнамент, а завершает его люстра, изготовленная из таких дорогих материалов, как хрусталь и позолоченная бронза. Интересными деталями кабинета, предназначенного для императора, были кресло с пюпитром, обеспечивающее удобство во время чтения, и камин из белого мрамора, перевезенный из старого дворца. Чтобы подчеркнуть стилистическую особенность императорского кабинета от других комнат, архитектор решил установить камин так, чтобы его верхняя плита опиралась на 4-гранную колонну, венцом которой служило скульптурное изображение головы.

Что касалось бильярдной комнаты Ливадийского дворца, она была оформлена в английском стиле, — тогда так было модно. Стены игрового помещения мастера обшили резным деревом, конкретно – каштаном. Но над потолком они потрудились так, что он только кажется деревянным. На самом деле он изготовлен из прессованного картона и раскрашен масляными красками.

Бильярдная. В этой комнате состоялось подписание итоговых документов Крымской конференции

Правила посещения и экскурсии

Посещение Ливадийского дворца требует от любопытствующих определенной дисциплинированности. Жесткие требования понятны, если подумать о ценности памятника.

Самостоятельно можно только осмотреть снаружи здание дворца, а также увидеть расположенные рядом достопримечательности – памятники лидерам «Большой тройки» и императорам Александру III и Николаю II. Экспозицию же внутри помещений можно посетить только с экскурсией. Правом на скидку при оплате билета пользуются студенты и пенсионеры (по предъявлении документа). Дети до 16 лет проходят и вовсе бесплатно.

Есть нюанс и в расписании работы музея. Он работает 5 дней в неделю, но у него необычные выходные – понедельник и среда. Нужно учитывать и то, что иногда дворец может быть вообще закрыт для посещения экскурсантами из-за проведения там каких-то правительственных мероприятий.

Выбирайте — Экскурсии в Ялте

Экскурсии во дворце проводятся по двум основным темам: династия Романовых и Ялтинская конференция. В программу обеих экскурсий входит и осмотр прилегающей территории, а также императорской Крестовоздвиженской церкви, где установлена колонна, привезенная с мест боев русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Кроме собственно экспонатов, экскурсоводы задействуют в работе видеоматериалы, так что жалеть потраченных денег не придется – экскурсия весьма познавательна. Посещение экспозиции, посвященной 300-летию династии Романовых, оплачивается отдельно. Отзывы всегда высоко оценивают работу ливадийских экскурсоводов – кого попало сюда не берут.

История Ливадийского дворца

Имение в Ливадии стало принадлежать императорской фамилии Романовых со времен Александра II.

Ливадийский дворец же, в том виде, в котором мы привыкли его видеть, был построен для последнего российского императора Николая II в 1910 году. До этого здесь находился старый деревянный дворец Александра II, деда Николая II, построенный еще в середине 19 века. Именно в это время отдых на южном побережье Крыма входит в моду у столичной аристократии.

Николай II очень любил имение в Ливадии. Он провел в нем детские годы, здесь умер его отец Александр III. Поэтому император лично участвовал в обсуждении проекта дворца, интерьера комнат и обустройство парка.

Проект Ливадийского дворца подготовил и реализовал главный архитектор Ялты – Краснов. Дворец был построен в стиле итальянского Возрождения (неоренессанс). Этот стиль был одним из самых популярных в 19 веке. В Европе в стиле неоренессанса строились общественные здания: библиотеки, музеи, вокзалы. А в Вене и Будапеште застраивались даже целые жилые кварталы. 

Кстати, современные многоквартирные дома, всем известные «сталинки» являются вариациями на тему неоренессанса советской эпохи.

Дворец построен из белого инкерманского камня, который добывали в городе Инкерман на юго-западе Крыма недалеко от Севастополя. Это прочный, но легкий в обработке камень. В античные времена его вывозили в древний Рим для использования в строительстве. Из этого же инкерманского камня были построены знаменитые пещерные города в Крыму.

Весной 1914 года Николай II с семьей последний раз отдыхал во дворце. Больше посетить это место ему не довелось, так как спустя несколько лет началась революция.

После революции Ливадийский дворец был национализирован. А его последние владельцы, императорская семья во главе с Николаем II расстреляны.

В 1945 году в Ливадийском дворце проходила знаменитая Ялтинская конференция. Ее участники Сталин (СССР), Рузвельт (США) и Черчилль (Великобритания) договаривались о послевоенном мироустройстве. Говоря простыми словами, делили территорию восточной и западной Европы.

Дворец был местом проведения официальных заседаний и временной резиденцией президента США Рузвельта.

На территории дворца в стоит памятник в честь этой конференции.

Также установлен памятник императору Александру III.

Сейчас Ливадийский дворец это музей. Но он также, как и раньше используется для проведения разных государственных и международных мероприятий.

  • Воздушный Ливадийский дворец
  • Вход в Ливадийский дворец

После возвращения Крыма в состав России[править]

После вхождения Крыма в состав России в марте 2014 г. в Ливадийском дворце проходят заседания Российского исторического общества, научные и научно-практические конференции и симпозиумы, встречи Президента РФ В.В. Путина с руководством Республики Крым (С. Аксёнов) и зарубежными деятелями.

14 августа 2014 г. Президент РФ В.В. Путин встретился с французским политиком, лидером партии «Движение за Францию» Филиппом де Вилье.

Обсуждались актуальные вопросы международной политики. В ходе встречи Президент РФ, в частности, отметил, что ответные санкции со стороны России были вынужденными. «Многие в Европе, в том числе политические деятели, мои коллеги – я недавно разговаривал с Президентом Франции, я чувствую его настрой – все хотят как можно быстрее выйти из ситуации, которая наносит вред нашему сотрудничеству», – сказал В.В. Путин.

Встреча состоялась в Ливадийском дворце

15 августа 2014 г. в Ливадийском дворце открылась постоянная мультимедийная выставка с использованием компьютерных технологии, 3-D выставка «Романовы. Моя история».

С 2014 г. государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник». Директор Лариса Владимировна Декушева.

На территории Ливадийского парка установлен памятник императору Николаю II. Инициатором создания памятника выступила прокурор Республики Крым Н.В. Поклонская.

19 мая 2015 г. в 13-00 перед главным входом в Ливадийский дворец в рамках совместного проекта Совета Министров Республики Крым, благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», Императорского Православного Палестинского общества, ГБУ РК «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник», руководителя Аллеи Российской Славы М.Л. Сердюкова состоялось открытие и освящение памятника императору Николаю II. Памятник создан по эскизу заслуженного художника РФ А.А. Аполлонова.

11 сентября 2015 г. Президент России В.В. Путин совместно с бывшим премьер-министром Италии С. Берлускони посетили Ливадийский дворец и осмотрели экспозицию посвящённую Крымской конференции.

В.В. Путин и С. Берлускони во время посещения Ливадийского дворца.

К 70-летнему юбилею Окончания Великой Отечественной войны, в мае 2015 г., музеем-заповедником была заложена «Аллея Славы».

В парке ГБУ РК «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» на «Аллее Славы» установлены 33 таблички с именами тех ялтинцев, кто с честью и достоинством защищал нашу страну.

Эти люди за свой подвиг были удостоены множества наград – Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы и высшие знаки отличия иностранных государств за особые заслуги и значительный вклад в дело Победы над фашистской Германией и её союзниками в годы Великой Отечественной войны.

Почётными гостями мероприятия стали ветераны ВОВ и родственники тех героев войны, имена которых теперь увековечены на «Аллее Славы» нашего парка.

17 марта 2017 г. в Белом зале Ливадийского дворца-музея состоялось учредительное заседание Интеграционного комитета «Россия – Донбасс».

В мероприятии приняли участие руководители Донецкой и Луганской народных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, председатель Государственного Совета РК Владимир Константинов, члены Совета Федерации РФ, а также представители ряда регионов России, реализующие совместные с Донбассом проекты (Ростовская, Курская, Архангельская, Брянская, Свердловская, Московская, Белгородская области и Москва).

Основные цели заседания сообщил координатор проекта депутат Государственной Думы РФ Андрей Козенко: обсуждение политических и экономических предпосылок создания Интеграционного комитета, реализация совместных проектов в сфере образования, межкультурное, социально-гуманитарное взаимодействие Донбасса и Российской Федерации и другие.

22 марта 2017 г. Ливадийский дворец посетили депутаты Европарламента.

Делегация депутатов Европарламента во время посещения Ливадии. 22 марта 2017 г.

На территории Ливадийского дворца-музея установлен памятник императору Александру III.

Основная статья: Ливадийский дворец/Памятник Александру Третьему

Отель, не уступающий дворцу

Сравнение «Вилла Елена» с царской резиденцией не выглядит преувеличением, если вспомнить, что историческое здание отеля является ровесником Белого дворца (оно построено в 1912 г. в стиле модерн) и не уступает ему по красоте. Тщательная реконструкция позволила не только вернуть прежний облик фасаду, но и воссоздать исторические интерьеры в 11 резиденциях. Роспись стен, изящные интерьерные аксессуары, искусно состаренная итальянская мебель напоминают об обстановке дворцов, а безупречный сервис и готовность сотрудников отеля круглосуточно выполнять пожелания гостей дополняют ассоциации с обителью монархов.

Тщательно ухоженная и закрытая территория «Вилла Елена», расположенной в минуте ходьбы от набережной, недоступна для посторонних, как недоступны были территории царских резиденций, позволяя гостям отеля отдыхать в атмосфере неги и покоя. К их услугам — изысканные яства в ресторане, 400 вин в гостиничной винотеке, свежайшие пирожные из кондитерской, а также три теннисных корта, спа-салон, открытый бассейн с подогревом. Идти к морю под палящими лучами солнца гостям отеля не приходится: к пляжу четыре раза в день организован трансфер. При этом достаточно выразить желание, и трансфер будет предоставлен к любой точке полуострова.

Тем, кто остановится в «Вилла Елена», не придется тратить время, чтобы узнать режим работы Ливадийского дворца в Крыму: консьерж-сервис владеет любой информацией и мгновенно подготовит любую экскурсию, будь то прогулка по заповеднику, гастрономический тур или посещение одного из литературных домов-музеев. Приятным дополнением к знакомству с дворцом Бахчисарая, руинами Херсонеса или Генуэзской крепостью станет пикник на морском берегу или лесной поляне: консьерж-сервис «Вилла Елена» оказывает и услуги кейтеринга. Достаточно один день прожить в отеле и побывать на одной экскурсии, чтобы убедиться: с «Вилла Елена» можно не только отдохнуть, как король, но и путешествовать по полуострову, как VIP-персона.

Ливадийский дворец

Ливадийский дворец и сейчас светел и прекрасен. Это, кстати, хорошо видно на фотографиях. Ниже можно увидеть визитную карточку Ливадийского дворца — это вид на его восточный фасад и главную парадную площадь.

Ливадийский дворец, 2011 год. Восточный фасад и главная парадная площадь
(это фото в HD качестве и в большом разрешении 3008 на 2000 пикселей можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

Хозяйке на заметку: если присмотреться, то крыша Ливадийского дворца представляет собой роскошный открытый солярий.

Этот Белый дворец был построен в 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова для императора Николая II. Так выглядит Большой белый дворец через 100 лет после его постройки.

Вид на восточный фасад Ливадийского дворца с другой стороны

Восточный фасад и главная парадная площадь Ливадийского дворца, сентябрь 2018 года
(это фото в HD качестве и в большом разрешении 3690 на 2460 пикселей можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

Ливадийский дворец окружают очень красивые ландшафты.

Вечнозеленые ландшафты являются продолжением роскошной дворцовой архитектуры

Буквы на лужайке «Ливадийский дворец 1911-1918» перед восточным фасадом

Сделав и просмотрев более тысячи фотографий различных дворцов, вряд ли что-то позволит мне на собственной даче посадить картошку или помидоры вместо благородных парковых растений.

Теперь посмотрим на приятные детали архитектуры Ливадийского дворца поближе.

Здесь видно клумбу со старинной вазой и мраморную лавочку на углу южного и восточного фасадов

На лестнице сразу притягивает взгляд химера

С этой лестницы открываются прекрасные виды на Ливадийский парк и Черное море

Химера — нереально прикольная штука

От царского дома семьи Романовых это чудовище должно было отпугивать злых духов

Стены дворца украшают ниши с яшмовыми вазами Колыванской гранильной фабрики

Фонтан перед восточным фасадом Ливадийского дворца

Переходим к южному дворцовому фасаду. Он гораздо компактнее восточного

К западному фасаду с правого края Ливадийского дворца примыкает Крестовоздвиженская церковь семьи Романовых

Краткая историческая справка о Крестовоздвиженской церкви на русском и английском языках

Вид на западный фасад Ливадийского дворца

Этот пристенный фонтан в восточном стиле стоит перед западным фасадом сам по себе

Звонница Крестовоздвиженской церкви

Перед дворцовой парадной площадью местные нумизматы вовсю торгуют различными монетами: царскими, немецкими, чешскими и другими на выбор

Мой приятель на «развалах» у Ливадийского дворца купил себе такую: серебряная монета 2 DEUTSCHES REICH 1937 (Третий Рейх 2 рейхсмарки 1937 год)

Я сейчас понимаю, что почему-то не пошел посмотреть на северный фасад Ливадийского дворца. Потом прочитал, что центральный вход в Ливадийский дворец находится именно на северной стороне.

https://vk.com/video_ext.php

Видео прогулка по придворцовой территории Ливадийского дворца вдоль восточного, южного фасадов, свитских корпусов, дворца Фредерикса

Внутрь Ливадийского дворца мы не вошли, так как хотелось попасть на пляжи Ливадии. Сразу после фотосессии у Ливадийского дворца мы пошли вниз к Ливадийским пляжам.

Особенности архитектуры и убранства

Ливадийский дворец в Крыму построен из инкерманского камня, что и обусловило его название – Белый. Формально он представляет архитектурное направление, именуемое неоренессансом. Однако в начале ХХ века в России в моде было смешение стилей, Н.П. Краснов применил тот же подход при строительстве в Ливадии.

Общие линии здания действительно напоминают знаменитые дворцы Флоренции. Однако среди декоративных элементов есть и колонны в античном стиле. У особняка также два дворика. Один из них – итальянский, что вполне логично, если следовать духу Ренессанса.

Но зато второй выдержан в мавританском стиле, что уже вроде как из другой оперы. При этом гулять и дышать воздухом полагалось только в первом дворике – мавританскому следовало служить просто эстетическим объектом и заодно световой шахтой. Итальянский дворик окружает галерея с колоннами, где установлены мраморные диванчики – можно посидеть и подышать свежим воздухом.

Интерьеры дворца представляют собой такую же эклектику. В нем 58 комнат, оформленных по-разному. Там можно найти ренессанс, барокко, стиль Тюдоров, ар-нуво, модерн и множество других стилистических направлений. Естественно, в каждом случае каноны стилистики приспосабливались под назначение помещения и вкусы предполагаемого обитателя.

Посетители сегодня могут осмотреть лишь незначительную часть помещений. Но там по возможности восстановлена обстановка, существовавшая в важные исторические периоды. Также осмотр даже этого ограниченного количества комнат позволяет оценить богатство и разнообразие интерьеров Ливадии.

Детали оформления демонстрируют посетителям особенные вкусы и мировоззрение царственных обитателей дворца. Так, в интерьерах можно видеть огромное количество икон и иконок – при Николае II их насчитывалось до 750 штук.

Но с этим символом религиозности соседствуют атрибуты суеверия – подковы. По поверью, они приносят удачу и отгоняют разную нечисть. Историческая легенда гласит, что традицию украшать помещения в Ливадии подковами заложил Александр III.

Вскоре после свадьбы он и его супруга во время прогулки нашли сразу две средневековые татарские подковы – одну он, другую она. Подковы вделали в пол супружеской спальни – на счастье (и супружеская жизнь предпоследнего Романова удалась, он любил жену, был примерным, верным мужем и пользовался взаимностью). Отгонять нечисть призваны и скульптуры-химеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector