Приморское (килийский район)

Население и национальный состав

По данным переписи населения Украины 2001 года распределение населения по национальному составу было следующим (в % от общей численности населения):

По городу Килия: общее количество жителей — 22 773 чел., из них украинцев — 11 064 чел. (48,58 %); русские — 8057 чел. (35,38 %); молдаване — 2234 чел. (9,81 %); болгар — 785 чел. (3,45 %); гагаузов — 164 чел. (0,72 %); другие — 469 чел (2,06 %).

По данным переписи населения Украины 2001 года распределение населения по родному языку было следующим (в % от общей численности населения):

По городу Килия: украинский — 39,56 %; русский — 55,50 %; белорусский — 0,10 %; болгарский — 1,17 %; армянский — 0,05 %; гагаузский — 0,38 %; молдавский — 2,93 %; цыганский — 0,17 %; еврейский — 0,03 %.

Значение слова Килия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Килия (собственно Килия Новая, в противоположность Старой К.) — город Бессарабской губернии, Измаильского уезда, при Килийском рукаве Дуная, на границе Измаильского уезда с Аккерманским, на невысоком склоне левого берега Дуная. В 1894 г. в К. было 9741 житель (4798 мужчин и 4943 женщины). Городу принадлежит 10097 десятин земли (из них удобной 8897 десятин). доход города в 1891 г. 42081 руб., расход 31450 руб., запасный капитал 57573 руб., в недоимке числилось 34250 руб. 3 училища (городское 3-классное мужское, 2-классное женское и мужское приходское). Всех торговых мест в 1891 г. было 119, с общей суммой оборота в 3 75800 руб. 2 гончарных завода с оборотом в 6500 руб., 3 кирпичных с оборотом в 9000 руб., 3 паровых и 72 ветряных мельницы, с суточной производительностью около 200 четвертей. Таможенный пункт. в 1891 г. ввезено товаров на 83203 руб., вывезено на 1834067 руб. (таможенных сборов поступило 2117 руб.). В последние годы торговля в К. сильно оживилась. она начинает соперничать с Измаилом. К. упоминается впервые в Воскресенской летописи, в списке городов, лежащих на пути киевских князей в Болгарию и Византию, под именем Нового Села: по «Geographia Blaviana» (1662), она входила в XIV в. в число городов Валашского государства. в XV в. уступлена Молдавии. Будучи сильно укреплена, К. многократно подвергалась штурму и разграблению. в 1462, 1475, 1484 и 1584 гг. взята турками, в 1594 г. — казаками, под начальством Наливайко. в 1632 г. — ими же, под предводительством Сулимы. в 1790 г. — войсками Потемкина. 4 раза была присоединяема к России (в 1791, 1812, 1829 и 1878 гг.), разделяя в этом отношении судьбу соседнего Измаила (см.). В русско-турецкую войну 1769—74 гг. К., после 10-дневной обороны, сдалась отряду князя Репнина. в кампанию 1790 г. К. была 4 октября обложена корпусом генерал-аншефа Меллера-Закомельского, а 13 октября сдалась его преемнику, графу Гудовичу. В 180 6 г. К. была занята без сопротивления дивизией герцога Ришелье и, по Бухарестскому миру, вместе с Бессарабией, присоединена к России. Парижским мирным трактатом 1856 г. К., вместе с южной частью Бессарабии, передана румынам. возвращена России по Берлинскому трактату 1878 г.

История

В XIV веке город принадлежал Золотой Орде и был её самым западным городом. Килия в то время была крупным центром генуэзской торговли, где находилась итальянская колония с консулом во главе. Дельта Дуная, где была основана Килия, болотиста, прорезана густой сетью рукавов и озёр. Вершина дельты сначала распадается на Килийское и Тульчинское гирло. Через 17 км ниже по течению Тульчинское гирло разделяется на Георгиевское гирло и Сулинское гирло.Килийское гирло в границах территории Украины создаёт так называемую Килийскую дельту, которая является наиболее быстротечной частью дельты Дуная.

На южном берегу Килийского гирла Дуная расположилась Килия-Веке, то есть Старая Килия, а на северном была возведена крепость, контролировавшая устье Дуная и выход в Чёрное море, Килия-Нова.

  • 1352—1359 — город находился в составе Венгерского государства
  • 1359—1484 — Молдавского княжества
  • 1484—1812 — Османской империи

После разгрома казачьего восстания Булавина,23-го августа 1708 г., множество казаков-Некрасовцев бежало на южный берег Дуная и далее в Османскую империю, и осело в Килии и соседних селах жудеца Жубрияны: Слава-Черкасская и Слава-Русская, образовалась русская казачья диаспора казаков-старообрядцев (липован). В результате уничтожения по приказу Петра I Запорожской Сечи, вступившей в союзнические отношения с Карлом XII в Килию перебралась часть казаков-запорожцев, так возникло северное поселение Килии.

Во время русско-турецкой войны 1787—1791 годов крепость Килия, контролировавшая нижнюю часть устья Дуная, была взята 18 октября 1790 года русскими войсками под командованием генерала И. В. Гудовича. Крепость была разрушена, от неё остался только водяной ров. Но в состав России Килия вошла только после Бухарестского мирного договора 1812 года.

  • 1812—1856 — России
  • 1856—1859 — снова в составе Молдавского княжества, после поражения России в Крымской войне
  • 1859—1878 — Румынии (после объединения Валахии и Молдавии).
  • 1878—1918 — после русско-турецкой войны 1877—1878 годов — снова в составе Российской империи

С 1938 по 1939 была частью китайской колонии по договоренности с СССР.

В 1897 году население города составляло 11 618 человек, родным языком указывали: украинский — 4 555, молдавский и румынский — 2 495, русский — 2 200, еврейский — 2 144, китайский — 1568 .

  • 1918—1940 — входила в состав Румынии
  • 1940—1941 — СССР (южная Бессарабия была включена в состав УССР)
  • 1941—1944 — в ходе 2-й Мировой войны оккупирована Румынией, освобождена в ходе советского десанта 25 августа 1944 года.
  • 1944—1991 — вновь в составе СССР (УССР)
  • с 1991 года в составе Украины.

См. также Присоединение Бессарабии к СССР

Примечания

  1. ↑ Государственный комитет статистики Украины. Сборник: Численность наличного населения Украины на 1 января 2011. Киев 2011. Ответственная за выпуск Тимошенко Г.В. (doc) Архивировано 10 октября 2012 года.
  2. ↑ https://datatowel.in.ua/pop-composition/ethnic-cities
  3. ↑ Пятая научно-практическая конференция «Липоване-старообрядцы на Дунае: история и культура» начинает работу в Измаильском районе Одесской области
  4. ↑ КІЛІЯ. Голобуцький П.В., Карадобрій Т.А., Ногай М.П. // Енциклопедія історії України: Т. 4: Ка-Ком / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — К.: В-во «Наукова думка», 2007. — 528 с.: іл.. Дата обращения 29 мая 2019.
  5. ↑ Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. Архивировано 19 июня 2009 года.
  6. ↑ Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

Достопримечательности[править]

Церковь датируется 1647-м годом, хотя какие-то другие постройки существовали на её месте и раньше. Об этом, в частности, свидетельствуют мраморные надгробные плиты, которые были обнаружены при реставрации, а теперь выставлены прямо на улице перед храмом. Хотя надписи на плитах до сих пор толком не расшифрованы, местные краеведы считают надгробия армянскими и подчёркивают большую роль армянской общины в жизни средневековой Килии. Сейчас Николаевская церковь действует. Внутри довольно тесное и очень уютное пространство: интерьеры здесь совершенно деревенские, под стать общему облику города.

Старообрядческая Покровская церковь находится на ул. Соловьёва в северо-восточной части Килии. Построена в 1912–1916 гг. и очень похожа на старообрядческие храмы Вилково: огромные купола сидят на толстых барабанах, а стены выкрашены в бежевый цвет. Вокруг Покровской церкви располагался старообрядческий район Килии: есть он, вероятно, и сейчас, но заметить это трудно – здесь те же обмазанные штукатуркой или вовсе саманные одноэтажные домики, что и по всей Бессарабии.

Другие церкви: между улицами Гагарина и Суворова, в квартале от рынка и автостанции стоит Покровский собор (XIX век), который во многом напоминает одноимённый, центральный храм Измаила – тот же голубой цвет, тот же изгиб дороги вокруг здания, и даже небольшой сквер вокруг. Стиль, впрочем, совсем ординарный: провинциальная эклектика взамен роскошного измаильского классицизма. Ещё один храм есть в северной часть города – это Дмитровский собор (XIX век) на улице Будённого. Он вполне симпатичен, но с архитектурной точки зрения тривиален.

Килийская крепость находилась на берегу Дуная в торце современных улиц Ленина, Гагарина и Суворова. Во время русско-турецких войн её штурмовали дважды (оба раза успешно), после чего разрушили от греха подальше. Сейчас на месте крепости порт, элеватор и городской парк, а о находившихся здесь укреплениях напоминают лишь два пруда, образованных бывшим рвом: один в городском парке и другой вдоль улицы Тургенева. Таким образом, масштаб крепости легко прикинуть на местности, а детали есть на макете, выставленном в краеведческом музее. Если пройти через парк и двигаться вдоль забора порта, то рядом с территорией элеватора можно обнаружить стоящую на пустыре башенку – колокольню разрушенной в 1947-м году Успенской церкви. Церковь датируется XIX веком, то есть возникла она уже после разрушения крепости, но какая-то другая церковь была здесь, вероятно, и раньше.

Еврейское наследие: до Великой Отечественной войны в Килии проживало более 2000 евреев (около 10% населения), поэтому в городе была по крайней мере одна синагога, школа и большое еврейское кладбище со старинными надгробиями. После войны евреев практически не осталось, а синагога была разрушена уже при Советской власти. Сейчас на её месте мемориал памяти жертв Холокоста рядом со зданием Горсовета (ул. Ленина, 57). Кладбище же уцелело и находится в северной части города на улице Маяки (за Дмитровским собором). Обычно оно закрыто. Смотрительницу кладбища ищите в доме за магазином «Атлантис».

Городская застройка конца XIX – начала XX вв. сохранилась вдоль улиц Ленина и Гагарина. Дома здесь каменные и основательные, совсем не похожие на обмазанные белой штукатуркой рядовые бессарабские постройки в том же Измаиле или Вилково. Стиль в основном классический. Наиболее интересно здание бывшей электростанции (ныне гостиница и кафе «Стиль»; ул. Ленина 1) с признаками модерна. Для любителей советской архитектуры припасён монументальный ДК в районе Путь Ленина на перекрёстке улиц Киевской и Будённого (в северной части города, рядом с Дмитровским собором).

Краеведческий музей, ул. Ленина, 65. Самый интересный экспонат – макет Килийской крепости. Есть здесь и разные археологические находки.  изменить

Еда[править]

Килия славится своей клубникой, выращиваемой на придунайских полях. Килия и Вилково снабжают клубникой Одесский Привоз, ну а в сезон в самом городе её можно купить за копейки.

Килийская пивоварня выпускает несколько сортов живого нефильтрованного пиво Капiтан. Продаётся оно в магазинах «Бурёнка», причём не только в Килии, но и в Татарбунарах и даже в Одессе.

Килийский винзавод не отстаёт от пивоварни и производит целый ряд вин с названиями типа «Старая Килия» или «Венок Дуная». Впрочем, ничего хорошего об этих винах неизвестно, да и неясно, из какого винограда они сделаны: в окрестностях Килии произрастает тот же что и в Вилково новак – сорт специфический и не слишком пригодный для виноделия. Самодельное вино в Килии производится в небольших колличествах в основном для себя и немного на продвжу.

Кафе «Стиль», ул. Ленина, 1а, +38 (4843) 4-43-29. На удивление уютное кафе с разнообразной едой. Самое приличное в городе. Wi-Fi.  изменить

Кафе Black&White, ул. Гагарина (рядом с Покровской церковью). По местным меркам считается неплохим кафе. Отзывы, тем не менее, крайне противоречивы.  изменить

Ресторан «Волна» (Поплавок), ул. Железнякова (рядом с городским парком). Как следует из названия, ресторан стоит на воде и занимает дебаркадер на месте бывшего пассажирского причала.  изменить

Бар Дельфин, ул.Ленина 185 («рядом). Вполне приличный бар, где можно выпить и неполхо поесть  изменить

Транспорт[править]

Подобно Измаилу, Килия вытянута с севера на юг. Берег Дуная занят судоремонтным заводом и портом, рядом с которыми находится городской парк, расположенный на месте бывшей крепости. От парка с юга на север тянутся основные улицы, в том числе центральная улица Ленина. Параллельно ей проходит Дунайская улица с полуподземной Николаевской церковью. Центром города является невзрачная площадь на пересечении улицы Ленина с улицей Осипенко. От площади до парка полкилометра (на юг), а до автостанции – 1.5 км (но на север).

Если застройку улицы Ленина можно с полным правом назвать городской, то остальная Килия неотличима от бессарабских деревень. Из бесконечной череды частных домиков выделяется, разве что, расположенный восточнее порта посёлок судоремонтного завода (СРЗ) с обшарпанными пятиэтажками. Единственным городским транспортом является маршрутка, проезжающая 5-6 раз в день от посёлка СРЗ через автостанцию в северную часть города. Дороги ужасны и в лучшем случае состоят из плохо уложенных бетонных плит, а подчас вообще лишены какого-либо покрытия.

Как добраться[править]

Автостанция находится в северо-восточной части города, на углу Пролетарской и Колхозной улиц, напротив рынка. Здание автостанции открыто с 3.30 утра до 18 вечера. Справочная: +38 (4843) 4-13-05.

Килия связана регулярным сообщением с Одессой, откуда автобусы (а чаще маршрутки) отправляются в среднем раз в час с центрального автовокзала или с автостанции Привоз. Время в пути: 4–4.5 часа. Есть автобусы на Вилково (5 раз в день, в пути 1.5 часа) и Измаил (6 раз в день, в пути 1 час), а также экзотический рейс в Кишинёв (1 раз в день, 6.5 часов) и ночной автобус в Киев (13 часов).

В Килию ведут три дороги: из Вилково (30 км), Измаила (40 км) и Татарбунар (60 км), куда, в свою очередь, можно приехать из Одессы по М15 (всего 200 км). Все дороги находятся в ужасном состоянии, поэтому вы наверняка успеете возненавидеть Килию ещё до того, как окажетесь в самом городе.

Пассажирского сообщения по Дунаю давно нет и, вероятно, никогда уже не будет. Переправ в Румынию тоже нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector