Балтский район
Содержание:
Примечания
- . Дата обращения 3 ноября 2011.
- Чисельність наявного населення України на 1 січня 2019 року. Державна служба статистики України. Київ, 2019. стор.54
- Городецкая И. Л., Левашов Е. А. // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 40. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
- Степное междуречье Южного Буга и Днестра, ограниченное на севере рекой Кодымой, называлось Очаковской областью; до 1779 года земли эти были подвластны крымскому хану (затем в турецком управлении), отчего их иногда ещё называли «».
- Существует ещё одна обоснованная версия происхождения названия поселения — молдавско-румынская (со времён изгнания Молдавским и Литовским княжествами Золотой Орды из степей Северного Причерноморья, и/или последующего массового переселения волохов (валахов) из-за Днестра в Днестровско-Бугское междуречье; также вполне вероятно, что выходцами из города Бельцы, в каковом, к тому же, местность практически идентичная): лит. báltas — белый (белизна, блеск, в данном случае — водного зеркала), рум. baltẵ — болото (тур. batak — болото, тур. ba(l)takly — болотистая почва, тур. balčyk (bal) — тина, глина), лит. *báltas — озеро, в значении — заболоченный лес (на светлых почвах) в яме (балке), сырой, влажной низине, светлое болото, разлив ила, глинистой почвы, белая глина, то есть не темное, ржавое болото; также в литературе было известно урочище Палиево озеро, Палиево болото. См. словарь Фасмера (I, 118; I, 190; Фасмер к тому же объясняет этимологию с учётом ударения: балта́ (топор, секира), и Ба́лта (блато, болото) — местное название, топоним (в равной степени относится и к Бельцам)), поскольку поселение было основано задолго до турок.
-
↑ I. …А когда как раз в XVIII веке в восточно-европейском еврействе развилось, с одной стороны, сильное религиозное движение хасидов, а с другой стороны, началось просветительное движение Моисея Мендельсона к светскому образованию, — кагалы энергично подавляли и тех и других. В 1781 виленский раввинат объявил на хасидов «херем», в 1784 съезд раввинов в Могилёве объявил хасидов «вне закона, а их имущество „выморочным“. Вслед за этим чернь в некоторых городах учинила разгром хасидских домов», то есть внутриеврейские погромы.
II. …Через год, в 1882, весной же, «погромы возобновились, но уже не в таком числе и не в таких размерах, как в предыдущем» . «Особенно тяжёлый погром пережили евреи Балты», беспорядки произошли также в Балтском уезде и ещё в нескольких.
III. «повсеместно возникли… в самый день или на следующий день по получении на местах известия» о Манифесте (1905). В черте оседлости еврейские погромы произошли в Кременчуге, Чернигове, Виннице, Кишинёве, Балте, Екатеринославе, Елисаветграде, Умани и немалом числе других городов и местечек, причём еврейское имущество больше уничтожали, чем расхищали.Александр Солженицын. Двести лет вместе. — М.: Русский путь, . — Т. 1. — С. 35, 190, 400. — ISBN 5-85887-110-0. - Галта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Галта // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- ↑
- Балта (г.) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Круглов А.И. Хроника Холокоста в Украине: 1941 — 1944 г.. — Запорожье: Премьер, 2004. — С. 147.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 10 марта 2012.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 10 марта 2012.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 11 ноября 2010.
Известные жители и уроженцы города
Список
► Родившиеся в Балте
- Айхенвальд, Юлий Исаевич — русский литературный критик начала двадцатого века.
- Батенчук, Евгений Никанорович — строитель-гидротехник, Герой Социалистического Труда, организатор строительного производства, советский административно-хозяйственный деятель, — строил Краснополянскую ГЭС, Иркутскую ГЭС, возглавлял строительство Вилюйской ГЭС и Камского автомобильного завода («КАМАЗ»).
- Бранденбургский, Яков Натанович — юрист, советский государственный и партийный деятель первой половины двадцатого века.
- Граник, Анатолий Михайлович — советский кинорежиссёр.
- Григорович, Виктор Иванович — русский филолог-славист, профессор Казанского, Московского, Новороссийского Императорских университетов.
- Каракис, Иосиф Юльевич — советский архитектор, градостроитель, художник и педагог, выдающийся украинский зодчий двадцатого века.
- Мариинский, Евгений Пахомович — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, после войны — московский журналист, главный редактор альманаха «Подвиг».
- Орлик, Игорь Иванович — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Дипломатической академии МИД РФ, Университета дружбы народов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. В годы оккупации — связной балтской подпольно-партизанской организации.
- Фомин, Аким Феофанович — советский футболист и тренер, главный тренер Одесского «Пищевика» (ныне Черноморец)
- Шевченко, Владимир Никитович — советский кинорежиссёр, Заслуженный деятель искусств УССР, посмертно лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко, посмертно лауреат премии «Ника»
- Шонин, Георгий Степанович — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, почетный гражданин Балты.
История
Значительную роль в Речи Посполитой в XVII—XVIII веках играли князья Любомирские. Один из них, Юрий Любомирский, имея в своих владениях пограничье между Польшей и Турцией по рекам Кодыма и Ягорлык, для укрепления и защиты всех своих владений выбрал место вблизи селения Палиево Озеро. На левом возвышенном берегу пограничной реки Кодымы в 1730 г. была построена греко-католическая церквушка в честь св. Архистратига Михаила и замок, названный в честь сына князя Юрия Любомирского, Юзефа, — Юзефградом.
В 1722 году на правый (турецкий) берег реки Кодымы из Кубани переместилась Ногайская Орда Эдиссанская (семьдесят тысяч луков; йети, джети — «семь», сан — «десять тысяч», то есть «орда семидесяти тысяч»; иногда эта орда именовалась также Очаковской), которая была в подчинении Крымского ханства, и часть её обосновалась в небольшом укреплённом селении Балта.
Ба́лта впервые получила известность как небольшой форпост у северных границ Османской империи в XV веке (по-турецки «балта́» — «секира»), хотя собственно турецкого населения в городке практически не было.
В 1768 году в городке произошёл еврейский погром; отряд гайдамаков, под начальством Василия Шило, преследуя группу конфедератов, напал на Балту и, перерезав здесь евреев, ушел. Тогда татары и турки напали на Балту и учинили расправу над православными, а их дома сожгли. Узнав о том, Шило вернулся в Балту, выгнал оттуда мусульман, перешёл Кодыму, напал на татарское поселение и предал его разорению. Это было одною из причин последовавшего затем объявления Турцией войны России. В тот же год городок постигла эпидемия чумы.
После войны между Россией и Турцией по Ясскому мирному договору 1791 года турецкий городок Балта отходит в Екатеринославское наместничество Российской империи, а в 1793 г. Юзефград и все владения Любомирских при третьем разделе Польши вошли в состав Российской империи. Юзефград в 1795 г. переименовывается в г. Еленск Вознесенского наместничества (в то время как Балта входила в состав соседнего Екатеринославского наместничества). При новом административном делении на губернии в 1797 г. образуется Каменец-Подольская губерния.
В сентябре 1797 года согласно Указу императора Павла I слобода (городок) Балта присоединён к городку (местечку) Еленску (Юзефграду), съ пєрєименованіємъ онаго Балтою — с присвоением статуса города.
Вскоре после чего здесь стали селиться русские-старообрядцы (липоване, некрасовцы и др.), украинцы, евреи, а затем и христианские беженцы из более южных, подконтрольных туркам регионов, в первую очередь молдаване; обособленную группу составляли также армяне.
С конца ΧVIII и до начала ΧΧ века значительную часть населения российского города, расположенного на правом и левом берегу реки и получившего название Балта, составляли евреи (в начале ΧΧ века — 79,3 %).
Герб города, утверждённый 20 июля 1852 года.
Почётные гости, приглашённые на освящение лечебницы Императорского Человеколюбивого Общества в Балте (14 сентября 1899 г.) (ныне Детское отделение Балтской ЦРБ)
Открытие еврейской больницы в Балте. 1899 г. (ныне Инфекционное отделение Балтской ЦРБ)
С 1796 года центр Балтского уезда Подольской губернии.
Город стал развиваться как уездный центр Подольской губернии, центр мукомольной промышленности и перегрузки муки на железную дорогу.
В 1882 году в городе был второй еврейский погром, а через год, в 1883 году, произошло наводнение.
В 1897 году в городе проживали 23 363 человека, родным языком указали: иврит/идиш — 13 164, русский — 5385, украинский — 4124, польский — 299, татарский — 233.
В 1924—1928 годах, благодаря высокой концентрации молдавского населения среди жителей окрестных сёл, Балта была столицей Молдавской АССР в составе Украинской ССР, в то время как Бессарабия входила в состав Румынии. В 1940 году, после образования Молдавской ССР, Балта вошла в состав Одесской области УССР.
В годы Великой Отечественной войны Балта стала центром Балтского жудеца Транснистрии — части оккупированной территории СССР, переданной по немецко-румынского договору под юрисдикцию Румынии. В августе 1941 года в Балте оккупантами было организовано еврейское гетто. По данным на 1943 год, в нем проживало около 2,5 тыс. евреев. Около тысячи из них были депортированы с территории Бессарабии и Одессы.
29 марта 1944 года, после штурма, город был освобождён частями 53-й армии 2-го Украинского фронта.
В апреле 1986 года в окрестностях Балты () упал советский военный самолет МиГ-21.
В 1980 году Балту посетил Анатолий Карпов — открыл шахматно-шашечный клуб и провел сеанс одновременной игры в шахматы с местными шахматистами.
В городе дислоцировались воинские части.
Княжеский замок и археологические раскопки
Балту называют маленьким городом с большой историей. Место, где выросла Балта, еще во II веке до нашей эры заселили племена вестготов. Одно из племен возглавлял род Балтов, который местные жители называют основателями села. И хотя историки считают это случайным совпадением, жители городка гордятся такой древней родословной.
Долгое время Балта была турецким городом, и здесь вовсю шло строительство крепости. По официальной версии, именно тогда и возникло современное название города — оно произошло от слова «барта», оружия типа секиры, которым были вооружены турки.
В начале XVIII века на берегу речки Кодымы — пограничной между турками и поляками — польский князь Любомирский выстроил небольшую греко-католическую церковь архистратига Михаила и замок, который в честь своего сына назвал Юзефградом. В 1791 году по Ясскому договору Балта отошла России. Через несколько лет Юзефград переименовали в Еленск, а в сентябре 1797 года указом Павла I местечко Балта было присоединено к Еленску (Юзефграду), «съ переименованіємъ онаго Балтою» и присвоением статуса города.
Среди самых старых построек — здания мужской и женской гимназий, католический костел, возведенный в 1765 году, и Феодосиевский мужской монастырь. В главном храме монастыря — Свято-Успенском соборе находятся мощи святого Феодосия Балтского.
Неподалеку от города археологи проводили раскопки, и теперь в местном школьном музее можно увидеть останки мамонта и мастодонта, первобытные орудия труда, оружие, казацкие трубки, огнестрельное оружие, предметы быта.
Экономика
НПЗ «Джунда»
Кара-Балта — город районного подчинения, имеющий собственные общественные учреждения и объединения, хозяйствующие субъекты, административные структуры министерств и ведомств, являющийся одним из важнейших транспортных узлов Чуйской области. В период существования СССР верхняя южная часть города была закрытым «почтовым ящиком» с несколькими засекреченными производствами, включая основное предприятие города — Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) — крупнейшее в Центральной Азии предприятие по переработке ураносодержащей руды. Эти производства расположены в специальной зоне с высококачественной промышленной инфраструктурой, жилым фондом и объектами социальной сферы в южной части города. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объёмы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени г. Кара-Балта обеспечивает 70 % промышленного выпуска Чуйской области. На территории города функционируют 32 акционерных общества, 93 ОсОО, 12 предприятий, предоставляющих услуги населению, 22 предприятия малого и среднего бизнеса по переработке сельхозпродукции, 39 кафе и столовых. Крупнейшим предприятием города является нефтеперерабатывающий завод китайской «China Petrol Company «Zhongda».
Население
Численность населения района — 8 362 человека (2019 год) из них сельского населения — 8 362 человека (100%). Национальный состав (по переписи населения 2001 года): украинцы (89,9 %), русские (6,7 %), молдаване (2,0 %), также проживают белорусы и евреи (по 0,2 %). Распространены украинский (родной язык для 89,30 % населения) и русский языки (родной для 8,70 %).
В 1989 году в районе проживало 57,6 тыс. жителей, в 2001 году — 48,6 тысяч, в 2007 году — около 47 тысяч, на 1 марта 2016 года — 41,5 тысяч. За межпереписной период из-за высокой естественной убыли и интенсивной эмиграции район потерял более четверти населения. На 1 октября 2019 года в районе проживало 8236 человек. Резкое падение населения района связано с тем что в 2016 году город Балта стал городом областного значения, тем самым перестав быть частью Балтского района.
Транспорт
Станция Киргизской железной дороги
Киргизская железная дорогаСеверное отделение (Луговая — Рыбачье) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
В городе действует маршрутное автобусы: 2,3,5,6,7,8,9.
Через город проходят магистральные автотрассы Бишкек — Ташкент и Бишкек — Ош.
Внутри города функционирует семь маршрутов общественного транспорта, представленных автобусами малой вместимости. Также очень популярны многочисленные частные маршрутные такси в виде легковых автомобилей.
История
Уже в V-VIII веках в Чуйской долине возникли земледельческие поселения. После нашествия Чингиз-хана здесь с XIV до XIX века жили племена кочевников и скотоводов. После подчинения края Кокандскому ханству в начале XIX века в Чуйской долине возводится укрепление.
Наличие огромного промышленного потенциала требовало для посёлка Кара-Балта (административный центр Калининского района (ныне Жайылского района Чуйской области) статуса города.
В 1974 году первый секретарь Калининского райкома партии Чуйской области Хасан Камолович Камолов и председатель исполкома райсовета Мухамед Тургунович Ибрагимов обратились с аргументированным письмом к республиканским властям.
Турдакун Усубалиев поддержал инициативу, и 9 сентября 1975 года Верховный Совет Киргизской ССР издал указ об образовании города Кара-Балта.
Первая половина двадцатого века
— Я, батько, бежал из Балты
К колонисту Штолю.
Ой, грызет меня досада,
Крепкая обида!
Я бежал из продотряда
От Когана-жида…
Э. Багрицкий «Дума про Опанаса»
С течением времени Балта стала центром сионистского движения Подолии, Волыни и Бессарабии. Погромы имели место и в 1905 г. Еврейская община серьезно пострадала также во время гражданской войны, в 1919 г., когда город неоднократно переходил от большевиков к С. Петлюре; многие евреи бежали в Одессу.
После начала советско-германской войны в Балту прибыли беженцы из Бессарабии. Некоторое количество евреев города успело эвакуироваться.
Немецкая оккупация
5 августа 1941 г. немецкие и румынские войска оккупировали город. 8 августа в Балте было убито около 200 евреев (60 местных, 140 беженцев из Бессарабии). Балта вошла в состав Транснистрии. Особенно тяжело было в начале и самом конце оккупации, когда всю власть была в руках немцев.
Осенью-зимой 1941 г. прибыло около 1500 депортированных евреев Бессарабии.
В декабре 1941 г. в Балте было создано гетто, ограничено улицами Кузнечной (ныне — Ткаченко), Уварова, Синявской и рядом других. В город также стали сгонять евреев из Румынии, Бессарабии, Украины. Как правило, это было лишь временным прибежищем перед оправкой в лагеря смерти. Те немногие, кому удавалось остаться в гетто, имели больше шансов выжить.
Удостоверение, выданное всем евреям, было подписано самим губернатором Транснистрии профессором Алексяну. В нем было написано примерно следующее: «Ф. И. О. ____________ является евреем, проживающим в гетто. Если же он окажется вне гетто без уважительных причин, то будет рассматриваться как шпион и расстрелян по законам военного времени».
В гетто было заключено около 4000 человек. В июле 1942 г. прибыло еще 200 евреев, депортированных из Бессарабии. Многие евреи, особенно из числа беженцев и депортированных, умерли от голода и болезней.
Всего в Балтском районе были созданы 41 гетто и концентрационный лагерь. В конце 1941 г. 1500 евреев были высланы в Винницкую область, они содержались в концентрационных и рабочих лагерях Ободковского и Тростянецкого районов. Из них в Балту вернулись около 500 человек, остальные погибли. Несколько сотен евреев из Балты строили аэродром в селе Перелеты (около 70 человек погибло).
Весной 1943 г. работоспособных евреев из Балты отправили в район Николаева в распоряжение организации «Тодт». 100 человек погибли по дороге. В конце 1943 г. выжившим было разрешено вернуться в Балту. В декабре в гетто было расстреляно 83 человека. Многие евреи погибли во время немецкого отступления.
Во главе подпольного горкома стояла профессор Одесского университета Татьяна Фридман, присланная одесским подпольным обкомом. В подпольных группах было немало евреев. Из 56 подпольщиков, расстрелянных в марте 1944 г., было 11 евреев, в том числе Татьяна Фридман.
Несмотря на ужасные условия, созданные для жителей гетто, евреям города повезло больше, чем обитателям других гетто — ко времени освобождения города в 1944 году в живых оставалось около 3000 человек. Спасению жизни евреев во много способствовала румынская королева Елена, впоследствии признанная как праведник мира.
Послевоенный период
После освобождения в марте 1944 г. в Балте насчитывалось более 2700 евреев.
В 1945 г. по просьбе верующих была открыта синагога (раввин Л. Охштандт /1861-?/).