Союзная республика германия (перестройка)

История

Германская империя (1871—1918)

После образования Германской империи согласно имперской конституции был учреждён общегерманский парламент — рейхстаг.

Имперский рейхстаг состоял из 384 депутатов (после 1874 года — из 397), избираемых на три года (с 1888 года — на 5 лет) на основе всеобщего, равного, тайного голосования. Распределение мест осуществлялось согласно мажоритарной избирательной системе. Правом голоса обладали все граждане мужского пола, достигшие возраста 25 лет.
Основная борьба за места в рейхстаге разворачивалась между пятью наиболее популярными партиями, к которым относились национал-либеральная, лево-либеральная, консервативная, центристская и социал-демократическая.

С 1894 года заседания проходят в том же здании, в котором заседает современный бундестаг.

Веймарская республика (1918—1933)

В результате ноябрьской революции Германия перешла от монархии к республиканской форме правления. Принятая в 1919 году конституция утверждала рейхстаг в качестве национального парламента. Функции рейхстага включали в себя издание законов, в том числе принятие бюджета, а также контроль за исполнительной властью. Члены рейхстага избирались сроком на 4 года по пропорциональной системе. Минимальный возраст, необходимый для участия в голосовании, был понижен с 25 до 20 лет, кроме того, было введено женское избирательное право.

Партийная система Веймарской республики была в значительной степени унаследована от партийной системы Германской империи. В период с 1919 по 1932 годы наиболее сильной партией оставалась СДПГ. Кроме неё, важную роль в политической жизни Германии играли Немецкая народная партия, Немецкая национальная народная партия (НННП), Немецкая демократическая партия, Партия центра, Баварская народная партия, коммунисты и национал-социалисты.
В результате выборов 1932 года НСДАП и НННП получили 33,09 % и 8,34 % соответственно, что позволило им сформировать коалиционное правое правительство под руководством Гитлера. В марте 1933 года рейхспрезидентом был подписан декрет «О защите немецкого народа», дающий правительству право вводить новые законы без участия рейхстага.

Третий рейх (1934—1945)

После принятия декрета сессии рейхстага проводились редко и предназначались только для одобрения решений правительства. Последнее собрание рейхстага произошло 26 апреля 1942 года.

После поджога здания рейхстага заседания проводились в здании Кролль-оперы.

ГДР в 1949-1990

В ГДР в 1949 — 1990 году существовала народная палата. Избиралась по партийным спискам сроком на пять лет (до 1968 года — сроком на 4 года). Состояла из 500 депутатов.

ФРГ (с 1949)

В 1949 году в западной Германии была принята новая конституция. Её авторы постарались учесть ошибки, допущенные в Веймарской конституции. В результате национальный парламент, названный бундестагом, получил широкие полномочия и стал единственным федеральным органом власти, избиравшимся гражданами напрямую.

До объединения Германии парламентские сессии проходили в Бонне. Западный Берлин официально находился вне юрисдикции ФРГ, поэтому его граждане не могли напрямую участвовать в формировании бундестага; они могли лишь направлять в него делегатов, не обладающих правом голоса. С 1999 года бундестаг заседает в здании рейхстага.

В бундестаге, избранном в 1949 году, было 402 депутата. Количество мест постепенно увеличивалось, достигнув 497 в 1987 году (520 с учётом делегатов от Западного Берлина); после объединения Германии в 1990 году состав бундестага был расширен до 662 мест. В настоящее время в бундестаге 709 депутатов.

Примечания

  1. Власов, Николай.  (нем.). Litres.
  2.  (нем.). www.verfassungen.de.
  3. Johannes Leicht.  (нем.). Stiftung Deutsches Historisches Museum.
  4. Ines Härtel.  (нем.). Springer-Verlag.
  5. Bardo Fassbender.  (нем.). Mohr Siebeck.
  6.  (нем.). www.verfassungen.de.
  7.  (нем.). www.deutsche-schutzgebiete.de.
  8.  (нем.). www.verfassungen.de.
  9.  (нем.). Staats- und Universitätsbibliothek Dresden.
  10.  (нем.). Klett-Cotta.
  11. Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран. — М. : Юрайт, 2013. — С. 493
  12.  (нем.). DigiZeitschriften e.V.. (недоступная ссылка)
  13. Чубинский В. В. Бисмарк. Политическая биография. — М. : Мысль, 1988. — С. 226.
  14. Adolf Arndt.  (нем.). Walter de Gruyter GmbH & Co KG.
  15. Tim Ostermann.  (нем.). Peter Lang.
  16. Thomas Nipperdey.  (нем.) (недоступная ссылка). BMGN — Low Countries Historical Review, 94(3). Дата обращения 13 января 2019.
  17. Andrea Edenharter.  (нем.). Mohr Siebeck.
  18. Max von Seydel.  (нем.). Stuber.
  19. Julia Liedloff.  (нем.). Nomos Verlag.
  20. Max von Seydel.  (нем.). Stuber.

Комитеты

В бундесрате на постоянной основе действуют 16 комитетов:

  • комитет по аграрной политике и защите прав потребителей (нем. Ausschuss für Agrarpolitik und Verbraucherschutz);
  • комитет по внутренним делам (нем. Ausschuss für Innere Angelegenheiten);
  • комитет по делам Евросоюза (нем. Ausschuss für Fragen der Europäischen Union);
  • комитет по делам женщин и молодёжи (нем. Ausschuss für Frauen und Jugend);
  • комитет по градостроительству, управлению ЖКХ и землеустройству (нем. Ausschuss für Städtebau, Wohnungswesen und Raumordnung);
  • комитет по делам здравоохранения (нем. Gesundheitsausschuss);
  • комитет по делам культуры (нем. Ausschuss für Kulturfragen);
  • комитет по делам обороны (нем. Ausschuss für Verteidigung);
  • комитет по окружающей среде, защите природы и безопасности атомных реакторов (нем. Ausschuss für Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit);
  • комитет по делам семьи и пожилых граждан (нем. Ausschuss für Familie und Senioren);
  • комитет по иностранным делам (нем. Ausschuss für Auswärtige Angelegenheiten);
  • комитет по трудовой и социальной политике (нем. Ausschuss für Arbeit und Sozialpolitik);
  • транспортный комитет (нем. Verkehrsausschuss);
  • финансовый комитет (нем. Finanzausschuss);
  • юридический комитет (нем. Rechtsausschuss);
  • экономический комитет (нем. Wirtschaftsausschuss).

Все поступающие в бундесрат проекты документов должны сперва пройти через соответствующий комитет и только после одобрения комитетом выносятся на голосование на пленарном заседании всего бундесрата. При этом на внутреннем голосовании в комитете каждая земля имеет только один голос, а при равенстве голосов проект документа считается отклонённым.

Fremdsprachiges Informationsmaterial

The Bundesrat: 16 federal states — one conclusion

Broschüre

Pocket-sized brochure with brief, easy to understand introductory information on the Bundesrat’s composition, role, function and working methods.

(64 pages, 1st edition, 2019)

Le Bundesrat : 16 Länder – un résultat

Broschüre

Brochure en format de poche avec des informations de base simples et succinctes sur la composition, la mission, la fonction et le mode de fonctionnement du Bundesrat.

(64 pages, 1re édition, 2019)

The Bundesrat and the federal state system

The Federal Council of the Federal Republic of Germany

Brochure giving a comprehensive overview of the Bundesrat, described in clear, comprehensible terms, along with basic information on federalism. Author: Konrad Reuter

El Bundesrat

El órgano federativo de la República Federal de Alemania

Folleto con una amplia, clara y fácilmente comprensible descripción del Bundesrat e información básica sobre el federalismo. Autor: Konrad Reuter

Le Bundesrat

Le Conseil fédéral de la République fédérale d’Allemagne

Brochure présentant une description claire et approfondie du Bundesrat ainsi qu’un b. a.-ba du fédéralisme. Auteur : Konrad Reuter

Бундесрат

Бундесрат Федеративной Республики Германия

Эта брошюра в наглядной и доступной форме знакомит с Бундесратом, всесторонне освещая его работу, а также содержит основную характеристику федерализма. Автор — Конрад Ройтэр

تارسدنوبلا

ةيداحتلاا ةلودلاو

Wer sitzt im Bundesrat?

Die Rubrik «Länder» fasst die wichtigsten Fakten der 16 im Bundesrat vertretenen Länder zusammen und zeigt deren Mitglieder. Unter «Mitglieder A-Z» werden sie in alphabetischer Reihenfolge vorgestellt. Aufgeführt sind Funktionen, Biografien, Kontaktangaben und Social Media-Links der Mitglieder. «Stimmenverteilung» zeigt eine Grafik zur aktuellen Zusammensetzung des Bundesrates nach Ländern und Parteizugehörigkeit der Landesregierungen. «Präsidium» stellt den Präsidenten und seine Vizepräsidenten sowie den Ständigen Beirat des Bundesrates vor. Eine Animation zeigt die jährlich erscheinenden 2-Euro-Sondermünzen der Präsidentschaftsländer.

Организация

Бундесрат формируется из представителей правительств земель (в случае с Бременом, Берлином и Гамбургом — из бургомистров и сенаторов). Направленные в бундесрат представители продолжают выполнять свои обязанности в земельных правительствах, фактически совмещая две должности. Хотя срок полномочий делегатов законодательно не ограничен, ротация представителей земель происходит на регулярной основе после выборов в соответствующий ландтаг.

При учреждении бундесрата в 1949 каждая земля получила в новом представительном органе от 3 до 6 мест в зависимости от численности населения. Но при присоединения пяти новых земель бывшей ГДР баланс сил оказался бы неизбежно смещён в сторону маленьких земель. Чтобы сохранить определяющее значение четырёх самых крупных земель (обладая третью голосов, они могут заблокировать любую попытку внести изменения в конституцию), на основании Договора об объединении Германии были внесены изменения в пункт 2 статьи 51 Основного закона и в настоящее время места в бундесрате распределены следующим образом:

Численность населения Земли Количество мест в бундесрате
До двух миллионов Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания 3
От двух до шести миллионов Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия 4
От шести до семи миллионов Гессен 5
Свыше семи миллионов Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия 6

Делегация, как правило, возглавляется председателем правительства земли. Голоса одной земли могут подаваться только согласованно.

Члены бундесрата не получают денежного вознаграждения за исполнение своих обязанностей, однако им компенсируются служебные расходы: суточные и проезд.

Каждый год из числа премьер-министров земель выбирается новый . 30 августа 1950 в Кёнигштайне главы земельных правительств определили порядок ротации председательствующей земли: она меняется каждый год, начиная с самой населённой, в порядке убывания численности населения. Этот порядок неоднократно менялся — и в связи с колебанием численности населения земель, и после объединения Германии в 1990 году. В должность вновь избранный председатель вступает 1 ноября. Председатель бундесрата может замещать федерального президента, если последний не в состоянии выполнять свои обязанности.

Бундесрат: для чего он нужен?

Германия – федеративное государство, в состав которого входит 16 земель. Бундесрат – это их представительский орган. Он не является выборным и состоит из членов региональных правительств. При этом они продолжают выполнять свои функции и на местном уровне, фактически совмещая две должности. Депутаты Бундесрата не получают заработную плату, бюджет компенсирует им только служебные расходы.

Бундесрат нередко называют «верхней палатой немецкого парламента», что фактически является неправильным, поскольку по конституции в Германии однопалатный парламент – Бундестаг.

Число представителей зависит от численности населения федеральной земли. Население в 2 млн человек дает региону право на 2 голоса, 6 млн – на 5 голосов, 7 млн – на 6 голосов.

Назначают и отзывают членов Бундесрата региональные правительства, данный орган является постоянным и не может быть распущен. Обновление его состава происходит в результате местных выборов, в результате которых к власти приходят новые правительства земель. Бундесрат не имеет срока полномочий.

В этом представительском органе нет фракций, хотя члены одной и той партии обычно голосуют согласовано. Формальным главой органа является его председатель, он избирается на один год. В составе Бундесрата работают 16 комитетов.

Полномочия и функции Бундесрата весьма широки. Он участвует в законодательной деятельности – практически половина всех немецких законов одобряется Бундесратом, иначе они не могут вступить в силу. Если закон касается бюджетной политики, налогов, границ территорий, вопросов функционирования местной власти, он не может быть принят без одобрения региональных представителей.

Еще одной функцией Бундесрата является участие в европейских делах. Для этого формируется специальный Европейский комитет.  

Задействован орган и в работе исполнительной власти – например, многие решения правительства должны утверждаться в Бундесрате. Можно сказать, что этот представительский орган является ключевым элементом федерализма Германии.

Согласно немецкой конституции, Бундесрат может быть единственным законодательным органом страны, если в этот момент Бундестаг распущен.

§ Бундесрат или Федеральный совет Германии, представительство Федеральных земель

Бундесрат (нем. Bundesrat) или Федеральный совет — это представительство федеральных земель Германии на федеральном уровне власти, он состоит из членов правительства каждой федеральной земли. Благодаря этому органу, все земли страны участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти страны. Примерно 1 раз в месяц проходят пленарные заседания (или заседания всех членов совета) Бундесрата, на эти заседания приезжают представители Правительств всех земель Германии. Бундесрат избирает своего председателя (нем. Präsident) сроком на 1 год. Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Бундесрат проверяет и одобряет законы, принятые Бундестагом; законы, касающиеся вопросов, относящиеся к компетенции земель, не могут вступить в силу без одобрения Бундесрата. В Бундесрате существуют 16 комитетов, состоящих из профессионалов в определенной области, например, комитеты по финансам, здравоохранению, обороне и т.д. Данные комитеты дают членам Бундесрата свои рекомендации по поводу обсуждаемых законов.

Название на немецком Bundesrat
Вид власти Законодательная власть
Состав Председатель Бундесрата и 69 представителей Правительств 16 земель Германии
Цели и задачи
  • Обсуждения новых законов и поправок к существующим законам,
  • проверка и одобрение законов, принятых Бундестагом,
  • согласование нормативных актов Федерального правительства,
  • участие в делах, касающихся Европейского Союза,
  • выбор половины судей Федерального конституционного суда,
  • определенные законом действия в чрезвычайных положениях в государстве.
Местонахождение Здание Бундесрата (Bundesrats-Gebäude), Берлин
Веб-сайт

Angebote für Kinder und Jugendliche

Buntes Land — Mal- und Spielbuch für Kinder im Grundschulalter

Broschüre

Ziel der Broschüre ist es, schon Kindern im Grundschulalter spielerisch Grundwissen zu vermitteln zu den Themen Bundesrat, Demokratie, Föderalismus, Länder- und Wappenkunde.

(27 Seiten, 9. Auflage, 2020)

Das Länder Stickerheft des Bundesrates

Ein Stickerheft mit viel Spaß beim Rätseln, Staunen, Kleben und Tüfteln und Interessantes über den Bundesrat und die 16 Bundesländer.

(10. Auflage, Berlin 2020, 24 Seiten)

Deutschland-Quiz

Wie groß ist Deutschland? Wie heißt der längste deutsche Fluss? Wann und wo fanden die letzten Olympischen Spiele in Deutschland statt? ….

80 Fragen und drei mögliche Antworten rund um Deutschland. Ein Spiel für jede Altersgruppe. Hier kann das Wissen auf die Probe gestellt werden.

(Berlin, Stand: Juni 2020, 82 Seiten)

Stichwort Bundesstaat — Föderalismus in Deutschland verständlich erklärt

Broschüre

Die Broschüre, die sich insbesondere an junge Leser richtet, soll helfen, die Strukturen des Bundesstaates zu verstehen und sich innerhalb unseres demokratischen Systems zurechtzufinden.

(112 Seiten, 7. Auflage, 2016)

Концепция государственной власти в ФРГ

Кратко: Германия — демократическое федеративное государство. Демократичность основывается на партийных выборах. Немцы голосуют за партии, которые отправляют депутатов в немецкий парламент — Бундестаг. А федеративность определяется концепцией федеральных земель — 13 “областей” и 3 “свободных городов”, которые имеют собственные органы управления и механизмы общения с центральным правительством.

Народ выбирает партии, представители которых попадают в Бундестаг. Депутаты выбирают канцлера — главное лицо государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику. Канцлер назначает министров в правительство.

Распределение власти между федеральным центром и землями осуществляется согласно Основному Закону — Grundgesetz — аналог Конституции. За соблюдением Закона следит Конституционный суд — Bundesverfassungsgericht.

Земли отправляют собственных представителей в центральный орган защиты своих интересов на уровне государства — Совет Федераций — Bundesrat. Бундесрат участвует в принятии законов, как совещательный орган.

Депутаты Бундестага и заседатели Бундесрата выбирают Федерального Президента — лицо не обладающее реальной властью и исполняющие представительские функции.

Выплаты депутатам

Оклады депутатов бундестага не повышались с 2003 по 2007 год. СДПГ выступила с инициативой создать при федеральном президенте независимую комиссию, призванную определять размер выплат депутатам. В 2007 году руководители фракций ХДС/ХСС и СДПГ в бундестаге договорились о поэтапном повышении выплат депутатам, предполагающем ежемесячный рост заработной платы на 9,4 % до 2009 года, уровень которой в итоге должен составить составить 7700 евро ежемесячно.

В 2008 году группа граждан ФРГ подала жалобу на положения немецкого налогового законодательства, позволяющего депутатам бундестага получать дополнительно к своим служебным окладам свободное от налогообложения пособие на покрытие служебных расходов, составляющее до 45 384 евро в год. В основе иска лежало утверждение, что существующее правило противоречит конституционному принципу равенства, поскольку простые трудящиеся могут освобождать от налогообложения представительские расходы на сумму не более 920 евро в год, однако Федеральный финансовый суд в Мюнхене отклонил жалобу, обосновав своё решение тем, что депутатов бундестага, в силу особых обязательств, вытекающим из их мандата, нельзя сравнивать с другими категориями трудящихся.

Зарплата депутата бундестага ФРГ с 1 июля 2017 года составляет 9500 евро в месяц.

Бундесрат в конституции Германской империи

Основная статья: Конституция Германской империи

Распределение голосов (всего 43)в бундесрате Северогерманского союза:

 Пруссия (17 голосов)  Саксония (4 голоса)  Мекленбург-Шверин (2 голоса)  Брауншвейг (2 голоса)  Остальные (по одному голосу)

Распределение голосов (всего 58)в бундесрате Германской империи:

 Пруссия (17 голосов)  Бавария (6 голосов)  Саксония (4 голоса)  Вюртемберг (4 голоса)  Баден (3 голоса)  Гессен (3 голоса)  Мекленбург-Шверин (2 голоса)  Брауншвейг (2 голоса)  Остальные (по одному голосу)

Положения конституции Северогерманского союза за исключением незначительных деталей были полностью переняты в конституцию Германской империи, в которой бундесрату посвящался отдельный раздел и многочисленные упоминания в остальной части текста, в том числе:

  • статья 5 провозглашала, что законодательство в империи осуществляется бундесратом и рейхстагом. Для принятия закона необходимо простое большинство голосов в обоих этих органах.
  • ст. 6 определяла представительство государств-членов империи в союзном совете
  • ст. 11 требовала от императора при объявлении войны получать согласие бундесрата (кроме случаев отражения нападения на империю)
  • ст. 15 указывала, что председателем союзного совета и управляющим его делами является имперский канцлер
  • ст. 19 наделяла бундесрат полномочиями принимать решения по принуждению государств-участников к выполнению их обязательств в рамках имперской конституции
  • ст. 72 обязывала канцлера ежегодно представлять союзному совету отчёт о расходах имперского бюджета
  • ст. 76 относила к компетенции бундесрата разрешение конфликтов между государствами внутри империи.

При вотировании отдельные государства могли отдавать все причитавшиеся им голоса только единым пакетом: либо «за», либо «против» (ст. 6). Все решения принимались простым большинством, при равенстве голосов решающей становилась позиция канцлера — председателя совета (ст. 7).

Бундесрат образовывал следующие постоянные комитеты (ст. 8):

  1.  для армии и крепостей,
  2.  для морских дел,
  3.  для таможенных дел и налогов,
  4.  для торговли и обмена,
  5.  для железных дорог, почты и телеграфов,
  6.  для юстиции,
  7.  для счётной части,
  8.  для иностранных дел.

Представители государств в бундесрате получали дипломатическую защиту и право выступления в рейхстаге, при этом одновременно быть членами обоих этих органов не разрешалось (ст. 9 и 10). Оскорбление бундесрата или его членов преследовалось по закону (ст. 74). Любое изменение в конституцию Германской империи при его рассмотрении в союзном совете могло быть заблокировано 14 голосами, поданными «против» (ст. 78).

Библиография[править]

  • Конрад Ройтер: Praxishandbuch Bundesrat. Verfassungsrechtliche Grundlagen, Kommentar zur Geschäftsordnung, Praxis des Bundesrates. Müller Juristischer Verlag, Хайдельберг , ISBN 3-8114-6590-2
  • Der Bundesrat (Hrsg.): Der Bundesrat als Verfassungsorgan und politische Kraft. Neue Darmstädter Verlagsanstalt, Бад Хоннеф-Дармштадт , ISBN 3-87576-027-1
  • Гебхард Циллер, Георг-Берндт Ошац: Der Bundesrat. 10-ое издание. Droste, Дюссельдорф , ISBN 3-7700-7068-2
  • Чиркин Вениамин Евгеньевич: Конституционное право зарубежных стран. 4-ое издание. Юристъ, Москва , ISBN 5-7975-0759-5
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector