Чем интересны бранденбургские ворота в калининграде и как они появились в российском городе

Штайндаммские

Штайндаммские ворота (Steindammer thor), они располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.


Имели два широких проезда для транспорта и два проезда для пешеходов. Справа и слева размещались по три казармы.

Как и большинство городских ворот Кенигсберга, здание Штайндаммских ворот было построено в готическом стиле.

Наличники арочных ворот имели стреловидную форму. Края крыши завершали зубья. По краям пешеходных порталов возвышались башенки. По центру ворот, в нише, размещалась статуя короля Фридриха Вильгейма 4.

Музей марципана в Бранденбургских воротах

Ещё одной интересностью, уже ставшей своего рода достопримечательностью Калининграда, является музей «Марципана», расположенный в Бранденбургских воротах.

В музее работает магазин марципана, в котором можно купить конфеты, шоколад и прочие сладости с марципаном, как местного, так и немецкого производства.

Часы работы музея: ежедневно, с 10:00 до 21:00 часов. Вход свободный (бесплатный). Адрес: Калининград, ул. Багратиона, 137.

Кёнигсбергский марципан (Königsberger Marzipan) — тип марципана, традиционно изготавливаемого в немецком Кёнигсберге, характерной особенностью которого является обожжённая поверхность золотистого или светло-коричневого цвета.

Изначально Кёнигсбергский марципан был разработан в Швейцарии. От берлинского, кёнигсбергский марципан отличался большей прожаренностью и более темным цветом. Также в тесто «местного» марципана добавляли больше горького миндаля, что делало кёнигсбергский марципан более ароматным и насыщенным. А вот от марципана из Любека, кёнигсбергский отличался меньшим содержанием сахара, подрумяненной в печи корочкой и забавными формами, делали в виде животных, зданий, игрушек и тд.

В Царской России марципан был одним из главных элементов, сопутствующих зимним праздникам.

Где находятся Бранденбургские ворота и как добраться к ним

Раньше ворота были выходом из города, но сейчас, когда Берлин стал огромным европейским мегаполисом, местоположение ворот превратилось в центр. Бранденбургские ворота находятся на Парижской площади (квартал Mitte). В Парижскую площадь упирается улица Unter den Linden (Липовая аллея). По другую сторону ворот простирается Platz des 18. März.

Добраться сюда можно несколькими способами:

  1. На автобусе.
  2. На поезде S-Bahn.
  3. На автомобиле.

На автобусах M85 и 100 можно доехать до остановки Reichstag и от неё пройти пешком. На автобусах 200 и N2 нужно доехать до остановки Behrenstr/Wilhelmstr. Пешком идти придётся не более 2 километров.

Если пользоваться электричкой S-Bahn, то вам нужны маршруты: S1, S2 и S25. На городской электричке вы сможете доехать до улицы Unter den Linden.

Также можно взять в аренду авто и доехать до ворот самостоятельно.

Самый простой способ для туристов, плохо знающих город, это посетить главную достопримечательность Берлина в составе экскурсии.

Королевские


Королевские ворота (нем. Königstor) расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота.

В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России на этом месте были построены заново русскими инженерами.

Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).


В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.

Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.

Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.

Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель — Замланда и Натангии.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.


Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к вратам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, они стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.

В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, врата получили незначительные повреждения.

После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После использовались под складское помещение.

В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.

В 2005 году Королевские врата стали символом празднования 750-летия Калининграда.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам — стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.

С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.

Со стороны города главный фасад
барельефы С внешней стороны

Бранденбургские ворота сегодня

Сейчас знаменитая достопримечательность — не только обязательный пункт туристической программы путешественников. Здесь несколько раз в год собираются сотни тысяч жителей и гостей столицы Германии. Их цель — участие в важнейших событиях, таких как государственные праздники, спортивные мероприятия, встреча Нового года и бесплатные гала-концерты.

Новогодняя вечеринка — это ежегодный грандиозный спектакль, начинающийся утром 31 декабря. На сцене, установленной перед историческим памятником, выступают известные музыкальные коллективы. После 9 часов вечера здесь и яблоку негде упасть — улица от Колонны Победы до Российского посольства протяженность 2,3 км заполнена людьми. Ровно в полночь небо над Берлином озаряют миллионы разноцветных огней всемирно известного фейерверка.

Берлинский марафон. Традиционно в последний выходной сентября в столице ФРГ проходит марафон. Участие в нем принимают более 40 тыс. человек, среди которых не только именитые спортсмены из 120 стран, но и все любители бега. Финишная лента дистанции, составляющей 42 км, находится у Бранденбургских ворот.

Миля фанатов — самое большое место сбора футбольных болельщиков Германии. Во время Чемпионата мира и Европы территория перед каменной аркой преображается. На Площади 18 марта устанавливают экран величиной 80 м2. Благодаря еще шести огромным мониторам, выставленным на протяжении двух километров вдоль Улицы 17 июня, все желающие могут наблюдать за ходом матчей и болеть за национальную сборную.

История создания

Изначально, этот памятник носил название Ворота мира. Главный проектировщик и строитель – Карл Готтгард, проявил себя как человек, который одним из первых создал сооружение в стиле берлинского классицизма. В раннюю эпоху столица современной Германии, как и многие другие европейские города, по всему периметру имела мощную оборонительную стену, такие часто можно увидеть в кинофильмах, посвящённых средневековой Европе.

Бранденбургские ворота являлись частью этой стены, и служили своеобразным въездом в город. Однако, после многочисленных реформ в оружейном деле, введении в ход артиллерии, надобность в подобных стенах значительно упала, что и привело к решению разрушить оборонительные укрепления. Однако, по решению местной “администрации”, ворота решили сохранить, так как их строительство датировано сравнительно недавним сроком – 1791 год, да и сами ворота прекрасно вписывались в общую картину города.

Во время Второй мировой войны ворота пострадали, но не были разрушены, как многие другие здания Берлина. Сильно пострадала квадрига, а стены вокруг ворот были уничтожены полностью.

После войны Германия была разделена на две части и ворота на долгие годы были изолированы от посещения туристов, так как находились прямо на границе ГДР и ФРГ.

Богиня Виктория и Ворота мира

Первое, что бросается в глаза, при беглом взгляде на Бранденбургские ворота – статуя на самой вершине сооружения, так называемая квадрига. Женщина с крыльями, стоящая в колеснице, ведущая несколько лошадей. В её руках жезл, с железным крестом на конце.

Некоторые догадаются сразу, что перед ними лицо былых напастей и невзгод. Богиня Виктория у древних германцев являлась покровительницей войн и сражений. И по сей день, её фигура символизирует стойкость и твёрдость немецкого народа, готовность его столкнутся с любыми невзгодами, во имя родной земли.

Как добраться до Бранденбургских ворот

Приехав в Берлин, не упустите возможность хоть одним глазком посмотреть на Бранденбургские ворота. Добраться до них возможно на:

  • метро;
  • скоростном поезде (электричке);
  • комфортабельном автобусе;
  • автомобиле.

А теперь обо всём поподробнее.

  • Доехать до места возможно при помощи метрополитена. Вам нужно будет пересесть на ветку U55, которая начинается у Центрального вокзала. Нужно ехать до станции Brandenburger Tor, если вы хотите немного прогуляется по улочкам Берлина, стоит выйти на станции Franzsische Strasse. Об этом вы точно не пожалеете! Не спеша прогуляйтесь по улице Унтер-ден-Линден, что в переводе с немецкого языка имеет красивое название «под липами», попутно можно любоваться старинными зданиями и архитектурой, зайти в несколько известных галерей, купить памятную вещицу в небольших магазинчиках и сувенирных лавках.
  • Можно воспользоваться скоростными пригородными поездами S-Bahn с номерами S1, S2, S25. До Бранденбургских ворот следуют только поезда с этими номерами, если вы ошибётесь, то есть шанс уехать в совершенно другую часть Берлина или его окрестности. Выходить следует также на станции Brandenburger Tor.
  • Автобус M85 и М100 доставит прямо к воротам. Выходить нужно на Reichstag. Если ехать с другой стороны города, до места доставит автобус с номерами 200 и N2, выходить на остановке Behrenstr. От остановок до ворот рукой подать, всего лишь пять минут неспешной ходьбы.
  • Также можно доехать на личном или арендованном автомобиле, припарковаться на площади не выйдет. В данном месте плотное и активное дорожное движение, поэтому припарковаться будет весьма сложно. Парковка около Бранденбургских ворот достаточно затратна, лучше оставить автомобиль на соседней улице.
  • Не стоит забывать и о пешей прогулке, от которой вы получите культурное удовольствие, ведь куда ни посмотри, везде та или иная известная достопримечательность. Главное, предварительно составить маршрут с помощью электронной карты или путеводителя.

Фото и описание

Бранденбургские ворота – памятник архитектуры, расположенный в центральном районе Берлина Митте на площади Паризерплац.

В 1688 в городке-крепости Берлин было несколько ворот в окружающей его крепостной стене. После Тридцатилетней войны город начал расти, в связи с этим были выстроены новые городские стены — сначала из дерева, а затем из камня, для придания единой стилистики. Бранденбургские ворота являлись частью таможенной системы города того времени — стены с воротами, где торговцами оплачивались пошлины.

Внешний вид Бранденбургских ворот

Автор арки Бранденбургских ворот — мастер зодчества Карл Готтхард фон Лангганс. Они были выполнены по заказу Фридриха Вильгельма II в 1781-1791 годы в древнегреческом стиле — скопированы с арки Пропилеи в Парфеноне.

Ворота сделаны из камня с облицовкой светлым песчаником, который под воздействием времени менял оттенок. Основание ворот — двенадцать колонн в два ряда, образуют более широкий центральный проем и по два одинаковых проема с обеих сторон. Высота Бранденбургских ворот — 26 метров, длина около 66 метров, общая толщина колоннад — 11 метров. На перекрытии установлена скульптурная композиция – крылатая богиня победы Виктория, правящая повозкой с четверкой лошадей. Центральный проход предназначался для проезда особ королевской крови и послов иностранных держав, для остальных горожан и гостей были открыты боковые проходы. С каждой стороны от арки есть пристройки, в которых установлены статуи бога войны Марса и богини мудрости Минервы.

Стоит отметить, что изначально ворота назывались Воротами мира, и четверка лошадей везла богиню мира Ирену с оливковой ветвью — работа Иоганна Готфрида Шадова. После того, как в 1806 году Берлин был сдан войскам Наполеона, квадрига была перевезена в Париж, а после победы над французами в 1814 году, торжественно возвращена на место, но уже переделанная Фридрихом Шинкелем в виде колесницы богини Виктории, с орденом «Железный крест» в руке.

ХХ век и современность

В 1918-20 годах через центральный проход ворот проходили колонны солдат, в 30-х годах Бранденбургские ворота были декорацией к факельным шествиям, митингам и парадам национал-социалистов. Во время Второй мировой войны большинство зданий на площади Паризерплац были полностью разрушены. Бранденбургские ворота, как и многие памятники архитектуры, сильно пострадали, а квадрига была уничтожена, ведь фашистский режим приложил максимум усилий, чтобы сделать из композиции свой символ. В 1945 году на вершине ворот развевался красный флаг, который был снят в 1957.

Реставрация ворот проводилась совместно правительствами Западного и Восточного Берлина, квадрига была восстановлена, проезд через главную арку был разрешен. Когда в 1961 в одну ночь возвели Берлинскую стену, Бранденбургские ворота оказались закрыты для посещения жителей обеих частей города. Доступ со стороны ГДР был закрыт специальными ограждениями.

До падения Берлинской стены в 1989 году Бранденбургские ворота оставались закрытым памятником. Первым в главный проход после многолетнего перерыва вошел Гельмут Коль. Квадрига снова сильно пострадала, в этот раз – из-за бурного празднования падения Берлинской стены и объединения страны. По найденным старинным оттискам скульптурная группа была восстановлена в первоначальном виде.

Последняя реставрация ворот проходила в 2000-2002 году. Из-за выхлопов потока транспорта ворота требовали покраски. Жителям Берлина было предложено выбрать цвет, с помощью представления четырех уменьшенных копий, окрашенных в разные цвета. По результатам голосования победил белый.

В настоящее время по части площади запрещено движение автотранспорта, как и через арку ворот.

История

Удивительным кажется то, что ворота перенесли войны, разорения, повреждения, но в итоге сохранили свой первозданный вид в наши дни благодаря качественной реставрации. Многовековая история достопримечательности в XX веке разделилась на две эпохи: до и после падения Берлинской стены.

moerschy

До падения стены

Во времена Эпохи Возрождения ворота были только частью крепости города и выполняли исключительно практическую функцию. Но позже, в конце XVIII века, усилиями Карла Готтгарда Лангганса, они были обращены в монументальную Триумфальную арку, и положили начало классицистической традиции в архитектуре Пруссии.

Ворота украсили скульптурой, изображающей богиню победы Викторию на колеснице, запряженной 4 лошадьми. Эта работа скульптора Иоганна Готфрида Шадова получила название «Квадрига победы». Именно этот элемент архитектуры принимал на себя впоследствии наибольший урон.

Первым квадригу побеспокоил Наполеон. Завоевав Берлин, он распорядился перевезти колесницу с ворот в Париж. После победы над Наполеоном её вернули в Берлин и украсили Железным крестом.

Couleur

Позже у ворот праздновали свою победу солдаты: победители в Франко-прусской войне, контрреволюционеры. Здесь ликовали национал-социалисты после победы в выборах в 1933 году. После, во времена Второй мировой войны, так бережно сохраняемая квадрига была полностью разрушена и восстановлена только спустя более 10 лет: в 1958 году. С 1945 по 1957 год на её месте развевался флаг СССР.

13 августа 1961 года — на момент возведения Берлинской стены — ворота и квадрига были полностью реставрированы. Теперь их венчал флаг ГДР и построенное ограждение закрывало вид на исторически важный объект обеим частям страны.

После падения стены

В 1989 году надобность в Берлинской стене пропала, и постепенно её демонтировали, снова объединив воротами западную и восточную часть столицы Германии. Сначала часть оставили на память, но на неё постоянно покушались вандалы: пытались разрушить её, исписывали граффити и т. д.

Сейчас от стены у ворот не осталось и следа. С 1990 года Бранденбургские ворота стали символом единства немецкого народа и получили второе название — Ворота Мира. Они стали частью современной Парижской площади Здесь постоянно проводят городские праздники разного масштаба.

Павел Думенко Антонова Николь

Сбоку вы обнаружите «Зал молчания» — он оборудован в первую очередь для жителей современной Германии. Здесь они могут молчаливо поразмышлять и почтить память своих предков, которые из поколения в поколение переживали ряд трагических событий. Кто-то из них впоследствии погибал, кто-то хранил память о прошедшем, и теперь каждый может в зале у ворот отдать им дань уважения.

История возникновения Бранденбургских ворот

Бранденбургские ворота — единственно сохранившиеся городские ворота Германии. Изначально на месте современных ворот в Берлине существовала таможенная стена, которая служила защитной конструкцией вокруг города и имела 14 проходов.

До настоящего времени сохранились только Ворота мира.

Возведение арки

Строительство Бранденбургских ворот началось в 1789 году по указанию короля Фридриха Вильгельма II (Friedrich Wilhelm I), а завершилось в 1791 году.

Автором проекта был немецкий архитектор Карл Лоттгард Лангганс (Carl Gotthard Langhans), который взял за образец парадные ворота, открывающие вход в Афинский акрополь. Стиль объекта – берлинский классицизм.

Согласно изначальному замыслу, Бранденбургские ворота должны были символизировать мир и стать своеобразными Вратами мира.

В период Второй мировой войны

Во время правления Гитлера ворота стали считаться олицетворением власти нацистской партии. При строительстве Берлинской стены они превратились в ее часть.

С 1945 по 1957 годы на воротах был флаг СССР, затем – флаг ГДР. После 1989 года арка стала символом объединения Восточного и Западного Берлина.

В период Второй мировой войны ворота были существенно повреждены, но к 1956 году их полностью восстановили. Статую Виктории пришлось создавать заново по оригинальным слепкам: ее взор направлен в восточную сторону.

В настоящее время

Обновленные Бранденбургские ворота выглядят величественно и строго: отреставрированный памятник был торжественно открыт 2 октября 2002 года в День единства.

Brandenburger Tor по-прежнему олицетворяют мир и представляют собой одну из главных достопримечательностей Берлина. Прилегающая к арке территория, включая Парижскую площадь, закрыта для транспорта и превращена в пешеходную зону.

С северной стороны (в прежнем караульном помещении) располагается Зал тишины, напоминающий людям о трагических периодах в истории страны.

В южной части арки находится туристическое бюро, где можно получить информацию о маршрутах, расписании концертов и театральных представлений, а также забронировать отель. Бюро открыто с 9.30 утра до 18.00 вечера.

Значимое культурное место

Рядом с Бранденбургскими воротами проводятся многие торжественные мероприятия, включая празднование Нового года.

В новогоднюю ночь перед аркой устанавливается сцена, на которой выступают музыканты. А в полночь начинается красочный фейерверк!

Также у ворот во время проведения Чемпионата мира и Европы по футболу устанавливается огромный экран, транслирующий матчи.

В последний выходной сентября в Берлине устраивается массовый забег, в котором принимает участие свыше 45 тыс человек: на финише участники прибегают к Бранденбургским воротам.

Mr. Gorbachev, Tear Down This Wall!

The Brandenburg Gate became infamous in the Cold War when it was the sad symbol for the division of Berlin and the rest of Germany. The Gate stood between East and West Germany, becoming part of the Berlin Wall. When John F. Kennedy visited the Brandenburg Gate in 1963 the Soviets hung large red banners across the gate to prevent him from looking into the East.

It was here, where Ronald Reagan gave his unforgettable speech:

In 1989, a peaceful revolution ended the Cold War. A confusing series of events led to the great Berlin Wall being breached by the people. Thousands of East and West Berliners met at the Brandenburg Gate for the first time in decades, climbing over its walls and perching atop defiantly as David Hasselhoff performed a live show. Images of the area around the gate were featured prominently by media coverage around the world. 

Музей марципана в Бранденбургских воротах

Буквально в июле 2017 года внутри ворот расположился новый «Музей марципана». Теперь они притягивают не только ценителей культурного наследия, но и сладкоежек разных возрастов. На то существует как минимум две причины.

Во-первых, в музее можно узнать массу всего интересного об истории марципана и особенностях его производства. А здесь знают про марципан все — это лакомство на основе миндаля когда-то по праву было одной из визитных карточек Кенигсберга. На бесплатной экскурсии посетителям расскажут, чем отличался местный марципан от производимых в других немецких городах. В витринах экспозиции находятся книги о самой сладости, примеры упаковок прошлого века, мраморные и оловянные формы, использовавшиеся в производстве и, конечно же, готовые изделия. Среди экспонатов бок о бок соседствуют достопримечательности Калининграда и герои советских мультфильмов.

Во-вторых, в местном магазинчике можно купить марципановые сладости на любой вкус. В том числе и те, что сделаны по старинному кенигсбергскому рецепту. Для маленьких посетителей найдется чудесный набор цветного марципана — аналог пластилина, только результат лепки в этом случает можно смело съесть!

Музей работает ежедневно с 10.00 до 21.00.

Музей марципана в Бранденбургских воротах

Восстановление памятника

Бомбы Второй мировой войны нанесли архитектурному шедевру значительный урон. Больше всего пострадала квадрига. Ее остатки были отправлены на склад западноберлинской фирмы Noack. В 1950 году правительства Восточной и Западной Германии — хотя и не без трений — договорились о совместной реставрации, которая завершилась только через шесть лет.

В 1958 году арку вновь украсила колесница, отлитая по оригинальным слепкам

Обновленная квадрига лишилась важной детали — железного креста с изображением возведенного на престол прусского орла. Инициаторами удаления этих регалий стали представители власти восточной части Германии

В их глазах крест символизировал нацистский режим.

Свой трофей победоносная Виктория вернула только после объединения страны, состоявшегося в 1989 году. Однако радость воссоединившихся немцев была так велика, что в новогоднюю ночь 1989/90 года поспособствовала падению многострадальной квадриги. А еще через год исторические ворота были вновь закрыты на восстановление. Осуществлял его частный фонд защиты монументов и памятников, затратив 4,3 млн евро.

Основное внимание реставраторы сосредоточили на усилении жестких конструкций. Кроме того, с помощью новой лазерной установки были устранены затемнения, образовавшиеся на западной стороне сооружения

В День единства, 3 октября 2002 года, состоялось торжественное открытие памятника. В настоящее время достопримечательность вновь находится под угрозой. Строительство новой ветки метро, проходящей под сооружением, послужило причиной трещины на одной из колонн.

Бранденбургские ворота в XXI веке

Бранденбургские ворота в современном Калининграде – не только украшение города, но и строение, которое используют по прямому назначению.

Проезд через городские ворота

Необычную достопримечательность Калининграда регулярно посещают не только гости города, но и его жители. Это связано с тем, что через кирпичное сооружение проходят две автомобильных дороги, по которым ходит общественный транспорт. На каждой из них есть только одна полоса движения. Как следствие, в этой части города нередки автомобильные пробки.

Интересный факт: с одной стороны строения находится улицы Багратиона, а с другой – уже улица Суворова.

Само строение имеет четкий адрес – улица Багратиона, дом 137. Добраться до него можно на маршрутном такси, автобусе, троллейбусе. Ориентиром служит остановка «Южные ворота».

Посетить эту достопримечательность Калининграда можно совершенно бесплатно, что придает ей еще большую привлекательность.

Музей одного десерта

Вдоволь налюбовавшись архитектурой готической достопримечательности, можно посетить расположенный внутри здания музей.

Там нет старинных экспонатов, не демонстрируют культуру населяющих город народностей. Это Музей марципана – десерта из измельченного миндаля и сахарного сиропа. Его открыли для посещений в 2017 году.

Гостям предлагают проведение содержательных экскурсий, во время которых рассказывают:

  • о технологиях производства марципана;
  • историю десерта;
  • о старинных рецептах;
  • о приспособлениях для изготовления лакомства.

В магазине при музее можно приобрести марципаны местного производства.

Бранденбургские ворота в Калининграде не такие величественные, как одноименное сооружение в Берлине. При этом их история не менее богата, а в качестве достопримечательности города они не менее красивы и интересны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector