Вузы германии: требования для зачисления

Оценка системы среднего образования в Германии

✰✰✰✰✰

Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) проводит сравнительное исследование качества среднего образования в государственных школах разных стран мира, отмечая динамику изменения показателей. Такой мониторинг организуется и проводится ОЭСР с 2000 года и называется PISA (Programme for International Student Assessment)

При оценке результатов принимается во внимание не столько сумма усвоенных теоретических знаний из школьной программы, сколько умение применять на практике в реальной жизни полученные в школе знания. На сегодняшний день, это самый весомый и объективный показатель качества среднего образования в разных странах

Исследование проводится раз в три года. Каждый раз стран, участвующих в этом исследовании становится все больше и больше: так, в 2000 году в исследовании приняли участие всего 32 государства, а в 2015 — уже 72.

Согласно результатам тестирования PISA в 2015 году Германия заняла 13 место в мире в общем рейтинге стран по уровню подготовленности школьников, пропустив вперед только азиатских школьников (Сингапур, Гонконг, Япония, Макао, Тайвань, Южная Корея, Китай), канадских, эстонских, финских, ирландских и словенских. Рейтинг составлен специалистами Medelle по данным тестирования PISA. Рейтинг построен по полученным каждой страной баллам в тестировании (чем больше балл, тем выше позиция в рейтинге). Итоговый общий рейтинг высчитан как среднее арифметическое между оценками по всем 3 областям знаний.

Школьники из Германии показали результаты существенно выше средних по ОЭСР по все позициям, заняв:

  • 10 место из 70 по чтению (критическое осмысление)
  • 15 место из 70 в мире по естественным наукам
  • 16 место из 70 в мире по математике

Систему образования Германии блестяще характеризует и общая успеваемость учеников, наглядно показанная в исследовании PISA-2015:

  • 15 место в мире по доле учеников, получивших максимальную оценку хотя бы по одному направлению (в мире только 14 стран, где таких учеников больше)
  • 17 место в мире по доле неуспевающих по всем трем направлениям (в мире существует только 16 стран, где таких учеников меньше)

Германия по праву может гордиться качеством обучения в своих школах. Немецкая система среднего образования является одной из лучших в мире! Одной из особенностей системы среднего образования в Германии является жесткое требование к преподавателям старшей школы: они должны иметь полное высшее образование (то есть быть Магистрами). В остальных странах — Канаде, США, Великобритании, Франции и Швейцарии достаточно иметь диплом Бакалавра.

Рейтинг среднего образования в Германии по международному исследованию PISA: ✰✰✰✰

Германия занимает 13 место в мире, входя в топ-14 лучших стран по качеству среднего образования в мире

Азия

Афганистан

Высшая оценка Процент Средняя оценка
A+ 80–100 5,0
A 70–79 4,0 — 4,9
A- 60–69 3,5 — 3,9
B 50–59 3,0 — 3,4
C 40–49 2,0 — 2,9
D 33–39 1,0 — 1,9
F 0–32 0 — 0,9

Оценка A+ по всем предметам приравнивается к «Золотому A+»

Вьетнам

Школы и университеты во Вьетнаме используют 10-балльную шкалу оценивания, где 10 — высшая оценка, а 0 — низшая. Как правило, минимальной удовлетворительной оценкой является 4.

В разных школах шкалы оценивания могут различаться между собой. Это зависит от сложности каждой шкалы.

Обычно данная шкала подразделяется на 7 уровней успеваемости.

Оценка Словесное описание Буквенная оценка
9,0–10,0 Превосходно A+
8,0-8,9 Очень хорошо A
7,0-7,9 Хорошо A-
6,0-6,9 Выше среднего B
5,0-5,9 Средне C
4,0-4,9 Ниже среднего D
0-3,9 Неудовлетворительно F

Распределение уровней отличается в соответствии со стандартами в западных странах, и сильно зависит от университета. Во вьетнамских университетах получить оценки 9 или 10 практически невозможно. Студенты с трудом получают итоговые оценки выше, чем 8,0. В целом, все государственные университеты дают уровень Cs большинству студентов, которые в состоянии сдать экзамены на удовлетворительный результат.

Израиль

В Израиле используется 100-балльная шкала оценивания, где применяются следующие оценки:

! Процент Словесное обозначение
95-100 מצוין (Превосходно)
85-94 טוב מאוד (Очень хорошо)
75-84 טוב (Хорошо)
65-74 כמעט טוב (Почти хорошо)
55-64 מספיק (Удовлетворительно)
41-54 מספיק בקושי (Почти удовлетворительно)
<=40 בלתי מספיק/נכשל (Неудовлетворительно/ Провал)

Индия

Оценивание в университетах

Индийские университеты следуют процентной шкале, а Индийский институт технологий следует 10-балльной шкале со средним баллом. Данная процентная система работает следующим образом:

  • Максимальная оценка: 100
  • Минимальная оценка: 0
  • Минимальный проходной балл: 40 или 30 (в зависимости от университета)
Процент Описание/ Уровень
70% и выше Отлично / Блестяще
60 % — 70% Первый уровень
50 % — 60% Второй уровень
40 % (или 35%)* — 50% Удовлетворительный уровень
Ниже 40% (или 30%)* Неудовлетворительно

* В некоторых институтах Индии более низкий процент может считаться удовлетворительным.

Новая 8-балльная шкала с учётом среднего балла была представлена в Мумбайском университете в 2012 — 2013 учебном году:

Буквенная оценка Баллы Числовая оценка
O 90 — 100 8
A+ 80 — 89,99 7
A 60 — 79,99 6
B 55 — 59,99 5
C 50 — 54,99 4
D 45 — 49,99 3
E 40 — 44,99 2
F (неудовлетворительная оценка) 39,99 и ниже 1

10-балльная шкала оценивания, представленная Индийским технологическим институтом, выглядит следующим образом:

Буквенная оценка Числовая оценка Описание
S 9-10 Превосходно
A 8-9 Очень хорошо
B 7-8 Хорошо
C 6-7 Удовлетворительно
D 4-6 Достаточно (проходной балл)
E 3-4 Недостаточно (не допускается)
U Нечестное поведение (списывание)

Оценивание в старшей школе

Для выставления оценок в старшей школе используется усреднённый процент. Показатель выше 90 процентов считается превосходным; между 70-89 процентами — первый уровень; между 50-69% — второй уровень, 40-49% являются минимальным проходным баллом; однако данная терминология и классификация зависит от Совета образования.

Баллы Буквенная оценка Числовая оценка
90 — 100 O 5
80 — 89 A 4,0
68 — 79,99 B 3,0
56 — 67,99 C 2,0
45 — 55,99 D 1,0
0 — 44,99 E

Какая система оценок в польской школе?

На первом этапе начального образования (как правило, 1 – 3 классы) учителя используют описательную систему оценки работ. Это довольно детальные пояснения о сделанных ошибках, неверно выполненных заданиях, или, наоборот, поощрительная информация о хороших итогах.

Далее вводится шести балльная система оценок. При этом абсолютно негативной являет только единица:

  • «1» — недостаточный уровень знаний.
  • «2» — допустимо.
  • «3» — достаточно.
  • «4» — хорошо.
  • «5» — очень хорошо.
  • «6» — отлично.

Используются и привычные плюсы с минусами. Причем с их помощью значительно расширяется предел допустимого. Например, двойка с двумя минусами – это, конечно, очень и очень плохо, но все же не «кол», а значит худо-бедно подойдет.

Отдельно оценивается поведение ученика. Изменяясь от меньшего к большему, поведение может быть: предосудительным, неуместным, правильным, хорошим, очень хорошим и образцовым. В общем зачете успеваемости в начальной школе отражается и этот параметр.

Что такое «Waga oceny» в польских школах?

Частично такая Waga oceny установлена на уровне министерства, частично вводится непосредственно школой.

Для примера рассмотрим реальные данные одного учебного заведения:

Форма проверки учебных достижений Вес
оценка за четверть / период 6
контрольная/диктант 5
участие в конкурсе 5
устный ответ/чтение/сочинение 4
чтение с пониманием (для иностранных языков) 4
проекты 4
представление интересов школы (например, участие в празднике) 4
фонетическое чтение (для иностранных языков) 3
домашняя работа/практическое задание/реферат 3
работа на уроке 2
подготовка к уроку 2

Для вычисления оценки с учетом Waga oceny, суммируется ее числовое значение с показанием веса и делится на число значений. Например, пятерка за контрольную будет равна: (5 + 5) / 2 = 5. За домашнее задание: (5 + 2) / 2 = 3,5.

Требования к языку

Вы можете учиться в Германии только в том случае, если докажете необходимый уровень владения языком преподавания

Внимание! В расчет принимаются только официальные сертификаты, выдающиеся после сдачи международно принятых экзаменов.. Большинство программ в вузах Германии идет на немецком языке

Однако есть довольно много программ, предлагающихся и на английском языке. Если Вы выбрали программу, предлагающуюся на немецком языке, то доказывать нужно знание немецкого. Если Вас интересует англоязычная программа обучения — то английский.

Большинство программ в вузах Германии идет на немецком языке. Однако есть довольно много программ, предлагающихся и на английском языке. Если Вы выбрали программу, предлагающуюся на немецком языке, то доказывать нужно знание немецкого. Если Вас интересует англоязычная программа обучения — то английский.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Все поступающие в ВУЗы Германии должны сдать официальный экзамен на уровень владения немецким языком. Требуемый уровень — С1 по европейской шкале, хотя на некоторые программы требуется и более низкий уровень. Так, например, для зачисления на программы Бакалавриата по творческим специальностям достаточно уровня В1. Все ВУЗы Германии на любые программы обучения в качестве подтверждения знания немецкого языка принимают сертификаты TestDaF и DSH, остальные сертификаты принимаются некоторыми вузами. Для зачисления на подготовительную программу Studienkolleg достаточно любого сертификата по немецкому на уровне В2 или даже простого подтверждения о прохождении курса немецкого (например, справка с курсов).

Вы можете увидеть соответствие различных экзаменов по немецкому языку требованиям Совета Европы и определить, достаточен ли Ваш немецкий для учебе в немецком университете, или Вам требуется пройти дополнительный курс его обучения.

Каждый университет устанавливает самостоятельно перечень признаваемых сертификатов и их необходимый для зачисления уровень. Однако в большинстве случаев принимаются результаты экзаменов:

Для зачисления на Бакалавриат:

  • DSH — Deutsche Sprachprüfung für den Hochschulzugang

  • TestDaF — Deutsch als Fremdsprache

  • GDS — Großes Deut. Sprachdiplom 

  • DSD — Das Deutsche Sprachdiplom der Kultusministerkonferenz (Немецкий языковой диплом Постоянной конференции министров культуры и образования Федеративной Республики Германии) II (немецкий языковой диплом Постоянной конференции министров образования и культурных дел, II уровень)

Для зачисления на Магистратуру и программы Postgraduate:

  • DSH — Deutsche Sprachprüfung für den Hochschulzugang

  • TestDaF — Deutsch als Fremdsprache

  • GDS — Großes Deut. Sprachdiplom

Внимание! Другие экзамены, например, Goethe-Zertifikat C2 принимаются не всем вузами Германии. Необходимо уточнить заранее, какой именно сертификат и на каком уровне требует выбранный Вами университет и выбранная программа.. Сертификаты по немецкому языку считаются бессрочными, однако некоторые вузы требуют, чтобы экзамен был сдан не ранее чем 2 года назад!

Сертификаты по немецкому языку считаются бессрочными, однако некоторые вузы требуют, чтобы экзамен был сдан не ранее чем 2 года назад!

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Некоторые программы Бакалавриата, многие программы Магистратуры и Postgraduate  идут на английском языке. Однако мы настоятельно рекомендуем обладать хотя бы базовыми знаниями немецкого, если Вы намерены учиться в вузах Германии. Дело в том, что большинство программ двуязычные — часть дисциплин идет на немецком, часть на английском. Безусловно, высшее образование на английском — это большой плюс для будущего трудоустройства, расширяющий перспективы выпускника университета. Однако устроиться на работу в Германии без знания немецкого очень сложно. Второй аргумент: не владея немецким, перечень возможных специальностей и дисциплин существенно сокращается. При учебе в аспирантуре возможность найти профессора только с английским языком меньше, нежели чем и с английским, и с немецким.

Принимаются официальные сертификаты TOEFL или IELTS. Частные вузы обычно засчитывают CAE.

Требования к уровню английского:

Бакалавриат — В2

Магистратура и Postgraduate — С1

Вальдорфская школа и другие образовательные системы

Большой интерес у наших соотечественников вызывает Вальдорфская общеобразовательная школа. В отличие от учебного заведения, открытого при посольстве, она отрицает массовую специализацию. В Вальдорфской школе обучение ведётся без оценок и с редким применением учебников.

Вальдорфская школа в Германии

С методикой преподавания можно столкнуться как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Вальдорфские принципы применяются в домашнем обучении. Детям, обучающимся по такой системе, «Шарарам» будет малоинтересен, так как их учёба будет напоминать игру.

Не менее, чем школа при посольстве и Вальдорфская система обучения, интересно и престижно образование в Salem. Расположена она в городе Залем. Обучение осуществляется на английском и немецком языках. Это тип школы совместного обучения. Это интернациональное учебное заведение, куда принимаются иностранцы. В Salem им предлагается пройти интенсивную программу освоения немецкого языка.

Поступить в Salem можно даже с минимальным уровнем знаний. Такие ученики даже после года обучения демонстрируют отличную подготовку по всем предметам. Salem – это престижный международный пансион, где дети живут (с родителями они встречаются только на выходных и в каникулы). Принимаются ученики в возрасте 10-19 лет.

Как пансион Salem и Вальдорфская школа, в Германии интерес вызывает система воспитания Монтессори. Монтессори пропагандирует свободное развитие ребёнка, приветствуется смешение возрастных групп, самостоятельный выбор направлений развития, свободное передвижение по классу и т.д.

Школьное направление Монтессори имеет длительный опыт и показало отличные результаты. Монтессори применяют как в школах, так и в детских садах. Урок по Монтессори для большинства россиян – это нечто новое и неопознанное, но очень интересное.

Системы оценивания

Системы оценки знаний отличаются огромным разнообразием. Даже, скажем, в России, Украине и Беларуси при практически идентичной системе школьного образования применяются 5-ти, 12-ти и 10-балльная шкалы оценивания соответственно. Хотя в пределах одной конкретной страны каждая из этих схем может отлично работать и полностью удовлетворять учеников, педагогов и университеты, при выходе на международный уровень все это разнообразие выливается в практическую бесполезность данных в аттестате для приемных комиссий заграничных университетов. Маловероятно, что даже в Кембриджском университете, очень щепетильно подходящем к отбору будущих студентов, станут вникать в то, какому уровню знаний соответствует 7 баллов из 10 в белорусском аттестате о среднем образовании. Об этом всегда нужно помнить, подавая документы в зарубежный вуз. Чтобы придать аттестату хоть какую-то информативность, желательно снабжать каждую оценку ее названием (отлично, хорошо и т.п.), а также указывать максимально возможный балл.

Наиболее близка российская система оценки знаний к немецкой – по крайней мере, в обоих используются цифры. Есть, правда, два «но»: у немцев шкала 6-ти балльная, и наивысшей оценкой является 1 (отлично). Остальные баллы: 2 – хорошо, 3 – достаточно неплохо, 4 – удовлетворительно, 5 – неудовлетворительно, но имеются начальные знания, 6 – неудовлетворительно. Интересный факт: впервые система оценки знаний по какой-либо шкале возникла в иезуитских школах именно в Германии, и состояла она из 3 баллов (1 – наивысший балл).

Школьные оценки в Великобритании

В Великобритании системы оценки в средней и старшей школе различаются. По окончании средней школы ученики становятся обладателями сертификатов GCSE (General Certificate of Secondary Education), в которых можно обнаружить оценки A* (наивысший балл – превосходно), B, C, D, E, F, G (наиболее низкий балл – удовлетворительно). За экзамен можно также получить оценку U – Unclassified, что означает получение результата ниже минимально необходимого для сертификата – в этом случае данный предмет в GCSE не включается. Интересно, что существует еще оценка X–она ставится в случае обнаружения в экзаменационной работе оскорбительных материалов, нецензурной лексики. Что касается старшей школы (A-levels), то здесь используется следующая система оценивания. Каждая работа оценивается в баллах

Эти так называемые Raw Marks конвертируются в Uniform Marks (UMS): чем сложнее работа и выше ее «важность», тем большее количество UMS дается за нее, т.е. за работы, написанные одинаково по Raw Marks (скажем, 60 баллов из 90) может быть начислено различное количество UMS

Максимальное количество UMSза определенный предмет – от 200 до 600.Окончательную оценку определяет доля баллов UMSот максимального их количества за данный курс. В 2013 году границы были следующими: A*(80% при условии 90% за второй год A-levels), A (80%), B (70%), C (60%), D (50%), E (40%), U (менее 40%).

Система школьных оценок в США

В США используется система оценок, состоящая из 5 пунктов: A (отлично), B (хорошо), C (удовлетворительно), D (плохо), F (неудовлетворительно). Также распространена практика добавления к оценкам + или -. Эта схема наиболее распространена, хотя существует еще и процентная система (оценкой является, например, процент правильных ответов теста). Тем не менее, все альтернативные схемы имеют таблицы перевода баллов в буквенные оценки.

Одной из наиболее изощренных систем оценивания знаний является 100-балльная японская. Принципиальное ее отличие состоит в том, что индивидуальные успехи ученика здесь не оцениваются, а определяется некий усредненный уровень знаний всего класса, таким образом, оценка ставится классу, а не школьнику. Впрочем, такое жесткое подавление индивидуальности учащихся (да и детей вообще) характерно для Страны восходящего солнца и является отражением традиции японцев и их образа мышления.

Среднее образование — уровень I

Среднее образование в Германии разделено на два уровня. «Первый» Sekundarstufe I начинается с реального училища Realschule, средней школы Hauptschule или гимназии Gymnasium. В зависимости от желания родителей, а также согласно рекомендации учителей начальной школы, дети попадают в одно из образовательных учреждений. Во многих землях рекомендации начальной школы являются определяющими.

Цель Hauptschule дать детям максимум практических знаний для подготовки к низко-квалифицированной профессии. После 9 класса сдаются экзамены по немецкому, математике и иностранному языку, после чего ученик получает Hauptschuleabschluss — свидетельство об окончании школы. Это минимум, который требуется для получения простой профессии. Некоторые ученики, которые хорошо закончили девятилетку, могут перейти в 10 класс, чтобы затем попробовать получить абитур, тем самым открыв себе путь к высшему образованию. Обычно две трети учеников Hauptschule после 9 класса идут получать профессию.

Realschule обучает детей до 10 класса. Основная цель обучения — получение среднего образования Mittlere Reife. В некоторых землях существует возможность, при условии получения хороших оценок, продолжить обучение, но для основной массы учеников на этом школа заканчивается, и они отправляются искать место для получения профессии. Уже в шестом классе нужно определиться, какие предметы будут наиболее важны для будущей профессии. В Realschule основной упор делается именно на те занятия, которые наиболее подходят выбранному профессиональному профилю.

В принципе, что Realschule, что Hauptschule являются эффективным способом отсечь от перспективы получения высшего образования массы учеников уже на раннем этапе. За это образовательная система Германии подвергается суровой критике самими же немцами. Статистически доказано, например, что дети из семей, находящихся на низком социальном уровне, имеют почти в 3 раза меньше шансов получить высшее образование. Сюда же включены дети мигрантов, которые из-за плохого немецкого не могут получить рекомендации к переводу в гимназию. Отсюда мораль: дети должны учить немецкий как можно интенсивнее, особенно если речь идёт о возрасте 9-11 лет. Никому не интересно, что отставание по предметам связано с уровнем немецкого и в будущем всё должно стать лучше. Если не хотите попасть в Realschule, занимайтесь языком и другими предметами дома, чтобы к окончанию Grundschule у учителей не было сомнений в том, куда отправить ребёнка.

В гимназию, и только в неё! Gymnasium даёт максимум знаний для подготовки ученика к абитуру, а значит и к перспективе получения высшего образования. После 10 класса гимназии ученики получают возможность перейти на следующую ступень образования.

Параллельно этой системе в шести землях Германии начался процесс реформы раздельного обучения. Наряду со старой системой существуют общие школы Gesamtschule, куда принимают всех учеников, и все имеют равные шансы получить абитур. Это примерно такая же система, которая существует в российских школах. Успевающие ученики могут продолжать обучение вплоть до получения абитура. А неуспевающие отсеиваются и направляются в профессиональные училища.

Школьная система в Германии

Школа и школьное образование находятся под контролем государства (GG §7.1). Финансирование школьной системы осуществляется на деньги налогоплательщиков (включая частные школы, финансирование которых осуществляется также и из дополнительных источников). Управление школами и школьными программами входит в компетенцию Федеральных земель. Каждая Федеральная земля устанавливает свои учебные программы, составляет концепцию обучения и используемые учебные материалы. Все это приводит к различному уровню знаний детей в разных Федеральных землях. Например, знания детей из Берлина или Бранденбурга значительно хуже, чем у их сверстников в Баварии из-за различных требований, программ обучения и методов преподавания. Переезд из одной Федеральной земли в другую также связан с проблемами: программы не синхронизированы. В одних Федеральных землях в первом классе учат только печатные буквы, а в других параллельно учат и прописные буквы. Многие немцы считают, что для Германии было бы лучше, если бы существовала централизованная система образования с одинаковыми учебниками и школьными программами (по аналогии с ГДР).

Минимальный срок обучения в школе составляет 9 лет (незаконченное среднее образование; Hauptschulabschluss). Оценки в Германии ставятся от 1 до 5 (бывает и 6 – как «кол» в СССР). 1 – самая лучшая оценка; 5 – уровень двойки в школьной системе СССР.

Посещение школы является обязательным. Если ребенок не может прийти в школу по какой-то причине, то существует набор правил, которые необходимо соблюдать: например, позвонить или отправить письмо по электронной почте в школу, что ребенок будет отсутствовать. При отсутствии более 3-х дней необходимо представить справку от врача.

Насколько важны школьные оценки?

Отметки учеников в американской школе считаются информацией практически приватной – по крайней мере, учитель не станет объявлять всему классу, что Кирстен написала работу на A+, а Джон – на D-. Оценки сообщаются только ученикам и их родителям. Скармливать дневник собаке бесполезно – в очень многих школах вся информация об успеваемости содержится в электронном кабинете на сайте школы. Традиция устраивать из учебы соревнование по количеству хороших оценок сейчас сохраняется разве что в небольших городах.

Хотя это вовсе не означает, что оценки – вещь малозначимая. Наоборот – при поступлении в университет будет учитываться, в какой процентной десятке по успеваемости находится абитуриент. Те, кто попал в первые 10% лучших учеников, получают грамоту High Honors (аналогия нашего аттестата с отличием), и эта бумажка станет существенным преимуществом при поступлении в ВУЗ. Вторая и третья десятка дает право на получение диплома Honors, что тоже неплохо. Остальные получат лишь сертификат о среднем образовании.

Как проходит обучение

Продолжительность профессионального образования (Berufsausbildung) в дуальной системе варьируется в зависимости от выбранной специальности и составляет 2-3 года, а в некоторых случаях даже 3 с половиной.

Система называется двойной, так как обучение проходит в двух местах: на предприятии и в профессиональной школе (Berufsschule). Целью Berufsausbildung является получение навыков и умений, которые необходимы в дальнейшем для качественного исполнения своих обязанностей. Кроме того, такой процесс дает необходимый опыт работы на производстве. Успешное окончание дает возможность немедленно начать работать в качестве квалифицированной рабочей силы по одной из 330 (на данный момент) признанных в Германии специальностей.

Предприятие, на котором будет проходить Ausbildung, заключает с Azubi договор на профессиональное образование (Berufsausbildungsvertrag). Молодежь обучается 3-4 дня в неделю на производстве и 1-2 дня в Berufsschule. Предприятие берет на себя все расходы производственного Ausbildung и выплачивает стипендию, величина которой возрастает с каждым годом обучения и в среднем составляет около трети зарплаты начинающего специалиста с образованием. Во время обучения учащиеся обязаны посещать Berufsschule, на время чего они освобождаются от работы. Посещение школы для обучаемых бесплатное.

Список требуемых для Ausbildung навыков по каждой профессии регулируется специальным положением о профессиональном образовании (Ausbildungsordnung). Согласно этому закону, предприятие должно составить индивидуальный план обучения (Ausbildungsplan). Для теоретических занятий в Berufsschule для всех специальностей также составляется учебный план, который по времени и содержанию согласован с соответствующим положением.

Система высшего образования в Германии

Вступительных экзаменов в высших учебных заведениях ФРГ нет, но далеко не все выпускники школ имеют право на поступление в вузы. Им обладают только те, кто окончил гимназию, причем с отличными оценками.

Единой программы обучения не существует. Любой преподаватель может составить свой курс и читать лекции по тем направлениям, которые особенно важны в данный момент.

С одной стороны, это лишает студентов возможности переходить из вуза в вуз, поскольку программы различны, с другой стороны – дает возможность воспитать узкопрофильных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, поскольку каждый преподаватель обучает тому, в чем он достиг успеха.

Оценивание в университете происходит по пятибалльной системе, с тем отличием, что 5 – самая низкая отметка – неудовлетворительно, а единица принята за отличный балл.

Учеба в университете

Вузы в ФРГ делятся на две большие группы: университеты и высшие школы

Считается, что в университетах особое внимание уделяется классическим наукам, а в высших школах, так называемых die hochschule – современным. По традиции, в университете готовят юристов, врачей, специалистов естественных наук (химиков, биологов, физиков), а также социологов, историков, лингвистов

Наряду с обучением в каждом университете ведутся исследовательские работы, в которых принимают участие студенты.

Дополнительно существует система кураторов, а также менторов-старшекурсников, которые помогут разобраться с материалом. Преимущества обучения – возможность выбрать те курсы, которые покажутся студенту более интересными, самому составить индивидуальный план.

Обучение в высших школах

Высшие школы имеют более практическую направленность в обучении. Так, огромной популярностью в последние годы пользуются fachhochschulen, возникшие на основе инженерных школ

Сроки обучения здесь значительно меньше, при этом огромное внимание уделяется прикладному использованию знаний

В таких школах учатся будущие программисты, экономисты, менеджеры, которых больше интересуют не классические дисциплины, а практика, стажировка на предприятиях. Обучение длится 3-4 года.

Популярна также высшая школа, которая готовит работников творческих профессий: музыкантов, певцов, специалистов масс-медиа.

Магистратура и аспирантура в Германии

После окончания основного курса обучения в вузе и получения степени бакалавра можно углубить знания по выбранной специальности и в течение двух-четырех семестров получить степень магистра. Преимущества магистратуры: стажировка, углубленные исследования в лабораториях, практические навыки в выбранной профессии.

Узнайте подробнее, что еще предлагает магистратура в Германии.

Поскольку высшие учебные заведения заинтересованы в молодых кадрах, проявивших интерес к науке, они оказывают всяческое содействие молодым ученым, которые выразили желание углубленно овладеть своей профессией. Аспирантура дает возможность продолжить обучение талантливым выпускникам вузов, чтобы впоследствии защитить диссертацию и получить ученую степень.

Читайте подробнее о том, какие преимущества дает аспирантура в Германии.

Программа общего среднего образования в Швейцарии

✰✰✰✰

Несмотря на многообразие кантональных стандартов и отсутствие единых по стране стандартов школьного образования, никакой путаницы нет: в стране успешно действует общая для всех школ поэтапная структура обучения:

  • Prescolaire (от 4 до 6 лет)
  • Primaire (с 6-7 лет до 11-12 лет): 1-6 классы
  • Secondaire 1 (с 12 лет до 14-15 лет): 7-9 классы
  • Secondaire 2 (с 15-16 лет до 18-19 лет): 10-12/13 классы

Как таковая средняя школа (обязательное среднее образование — Secondaire 1) в Швейцарии это только 3-4 класса. Последний класс — определяющий: по его результатам ребенок попадает в группу тех, кто начинает готовиться к поступлению в вуз (полное среднее образование — Secondaire 2), или к получению профессиональной подготовки. Эти результаты определяют специальные тесты, выявляющие индивидуальные способности и наклонности каждого ребенка. Для тех ребят, которые сдают эти тесты хорошо, составляют программу, по которой они начинают готовиться к поступлению в определенный вуз или на определенный факультет университета. Только треть школьников в Швейцарии идут учиться в старшую школу, большинство получает профессиональную подготовку. Однако это не значит, что им отрезан доступ к высшему образованию.

Программа старшей школы в зависимости от выбранного направления обучения делится на 5 типов:

  • древние языки (латинский и греческий)
  • современные языки и латынь
  • математика и естественные науки
  • современные языки
  • социально-экономические дисциплины.

Программа полного среднего образования в Швейцарии включает как минимум 12 обязательных предметов, 3 языка и дополнительные предметы по выбору. В числе основных дисциплин 3 базовые — родной язык, второй язык, математика, 7 обязательных предметов (история, география, физика, химия, биология, физическое воспитание, иностранный язык) и 2 спецпредмета по выбору.

Независимо от типа, в любой государственной школе изучают 3 языка (родной, второй государственный на выбор и иностранный опять-таки по выбору). При этом главная задача швейцарской школы — сделать из ребенка билингва, то есть человека, свободно владеющего двумя национальными языками. Это программа-минимум, а хорошо образованный швейцарец знает 3 основных государственных языка да еще и английский. Большой плюс программы общего среднего образования в Швейцарии – широкий выбор университетов мира для дальнейшего обучения.

Аттестат зрелости позволяет поступить практически в любой вуз Швейцарии вне зависимости от оценок: numerus clausus (конкурс аттестатов) действует только на некоторые медицинские специальности в немецкоязычных кантонах Швейцарии. Время для поступления в вуз для обладателей maturité ни чем не ограничено: можно начать учиться и в 50 лет. Однако пересдавать экзамены для получения аттестата можно только один раз!

Существует три разновидности стандарта школьного образования в Швейцарии: немецкий, французский и итальянский в зависимости от региона страны. Швейцарский стандарт среднего образования считается самым сложным и насыщенным в Европе. Школьники выбирают специализацию уже в 13-14 лет, когда и начинают готовиться к выпускным экзаменам и одновременно к поступлению в вуз.

Швейцарские государственные школы работают по 6 балльной системе оценок, где 6 баллов — максимально высокая оценка.

6 A* (=8.00-9.00) A 13.00-15.00 16.00-20.00 7 93-100
5.50-5.99 A (=6.50-7.99) A- 10.00-12.99 14.00-15.99 6 90-92
5.00-5.49 B (=5.00-6.49) B+ 8.50-9.99 13.00-13.99 5 87-89
4.50-4.99 C (=4.00-4.99) B 7.00-8.49 12.00-12.99 4 80-87
4.00-4.49 D (=3.00-3.99) C 4.00-6.99 10.00-11.99 3 70-79
3.50-3.99 E (=2.00-2.99) D    1.00-3.99 8.00-9.99 2 60-69
0.00-3.49 F, G, U (=0.00-1.99) F 0.00-0.99 0.00-7.99 1 0-59

GPA (Grade Point Average) — это средняя оценка за школьные предметы, которая традиционно приравнивается к определенному баллу по шкале от 0.0 до 4.0. В этот диапазон можно пересчитать оценки аттестата любой школы и любой страны — мы объясним вам, как “перевести” в GPA оценки по российской школьной системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector