Фридрих шеллинг: краткая биография и философия
Содержание:
- Решение проблемы противоречий между объектом и субъектом
- Второй период философии Шеллинга
- Идеализм в философии Ф. Шеллинга: кратко
- Философия трансцедентального идеализма
- Влияние идей Фридриха Шеллинга: философия
- Жизненный путь немецкого философа
- Преодоление противоречия между субъектом и объектом
- Начало пути
- Второй период
- Шеллинг: философия тождества
- Как отразилась идеология Шеллинга на развитии философской мысли
- Шеллинг Фридрих — Философия искусства (1966)
- Натурфилософия Шеллинга
- Первый этап философствования Шеллинга
- Биография Шеллинга – кратко
- Шеллинг о предмете и задачах философии
- Послесловие
- Философия Фридриха Шеллинга: Мюнхен
Решение проблемы противоречий между объектом и субъектом
Натурфилософская концепция мыслителя столкнулась с проблемой одухотворенности природы. Долгое время матушка-природа выступала неживым объектом, но научные исследования четко установили ее органическую сущность. Таким образом, природа из неорганической формы бытия переросла в органическую множественность, одухотворилась, стала субъектом. Получив субъективный статус, природа получила самовыражение в антропологии и культуре.
Натуральная философия обязывала заниматься неживой природной ипостасью, а трансцендентальная живым перевоплощением. Отсюда возник конфликт между объектом и субъектом, который показал необходимость компромиссного построения объектно-субъектных отношений.
Наивысшей ступенью развития природного субъекта выступает человеческая раса, поскольку только человек имеет личностное «Я», способность к мышлению.
Такой взгляд на установленную ранее природную двойственность (не материальное, неодухотворенное, усредненное между объективным бытием и субъективным сознанием понятие) вывел природу на новый уровень. Природная сущность обнаружилась во всем сразу: духе, материи; сознании, бытие; объекте, субъекте, что подчеркнуло ее особую значимость.
Второй период философии Шеллинга
Эту несомненно пантеистическую форму своей философии Шеллинг решительно отринул во втором своем периоде. Если первоначально она должна была составлять всю философию, то теперь была низведена до степени подчиненного члена общего организма науки. Ибо если Бог мыслится как конец и результат нашего мышления, а не как результат объективного процесса, то отсюда следует, что вся бывшая до сего времени рациональная философия, даже философия самого Шеллинга, находилась в недоразумении относительно себя самой, так как представляла себе весь процесс («Бог становится бытием») как реальный, тогда как он есть только идеальный. Результат чисто рациональной философии первого периода творчества Шеллинга, которую он сам именно поэтому назвал отрицательной, является исключительно делом мысли – не действительным Богом, а только мыслью о Боге. Действительный же мир возможно понять не из чистой мысли, а только из объективного процесса, из действительного Бога. Поэтому Шеллинг опять вернулся к высказанному Кантом взгляду, что из чистой мысли нельзя извлечь существования Бога. В то время, как отрицательная философия имеет Бога как принцип «в конце», положительная философия (для которой первая должна приготовить лишь средства) возводит его «в принцип» с самого начала. Бог является абсолютным началом, существование которого поэтому ничем не может быть доказано и которого ничто не могло бы принудить создать мир. Последний может быть только следствием свободного божественного акта и как таковой, не предметом рационального познания, а лишь познанием из опыта. Отсюда Шеллинг формулирует задачу позитивной философии: она «должна в свободном мышлении на почве письменных преданий вывести данное в опыте не как возможное, подобно отрицательной философии, а как действительное». Поэтому верность «источникам» откровения теперь предписана философии самим Шеллингом как руководящее начало, и ей поставлена задача данный из опыта мир вывести из Бога, как первоначала всякого опыта.
Но из всех фактов следующей за откровением истории, по-видимому, ни один не стоит в большем противоречии с существованием божественного творца мира, как существование в этом мире зла. Поворот в философии Шеллинга начался с его «Философских исследований о сущности человеческой свободы» (1809), толчком к которым, по его собственному признанию, послужило знакомство с сочинениями христианского мистика и теософа Якова Беме. Бог не может быть мыслим источником зла, так же, как и самое существование последнего не может быть мыслимо беспричинным, поэтому причина его находится исключительно в основе, независимой от Бога. Но так как нельзя мыслить ничего от него независимого, то эта основа кроется в темной «бездне», которая, хотя и мыслится в Боге, но не есть Бог. Шеллинг полагает, что это признание в Боге чего-то такого, что не есть Бог, переносит мысль от современного, вызванного библейским грехопадением состояния человечества к тому периоду времени до мысли и до истории, когда первоначальное совершенное творение «замкнутого внутри Бога» мира, благодаря возникновению первого человека Адама, получило свое окончательное завершение. В противоречии с этим созданным божественной волею миром стоит другой, вне Бога пребывающий мир, которого Бог не хотел, но возникновению которого не препятствовал; он возник вследствие грехопадения человека и образует единственно нам известный, так называемый, реальный мир, полный зла (Universum или perversum). Возвращение его к первоначальному единству с Богом начинается, согласно Шеллингу, в человеческом сознании сперва как совершающийся вне Бога теогонический процесс, который порождает представления о богах. Изложение этого процесса образует у Шеллинга содержание философии мифологии. Мир достигнет своего завершения и вместе с ним достигнута будет цель всего творения лишь после преодоления мифологического процесса, когда человек и мир возвратятся к Богу при помощи откровения, исшедшего из свободного божественного акта и отчасти ставшего в христианстве достоянием человечества; изложение этого последнего процесса, как философии откровения, составляет у Шеллинга увенчание всей системы, благодаря которой приобретается новая, философская, т. е. свободная и истинная религия, совершенно отличная от так называемой естественной религии.
Идеализм в философии Ф. Шеллинга: кратко
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775- 1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г. Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Дрездене. И уже в 1798 г. (ему было 23 года) стал преподавать в Йенском университете, где в следующем году занял должность профессора, которую оставил И. Фихте. Таким образом, преемственность прослеживалась не только в воззрениях виднейших немецких философов конца XVIII — начала XIX в., по и в их профессиональной деятельности.
Система трансцендентального идеализма Шеллинга
Одной из самых известных работ считается «Система трансцендентального идеализма».
Фридрих Шеллинг критичен к философской системе учителя по одному из основных вопросов. Он не согласен со сведением природы к «не-Я», полагая, что ее развитие предшествует развитию самосознания, которое является порождением природы. Природа при этом представляется бессознательным творчеством духа, Абсолюта.
В процессе развития Природы (т.е. в процессе активности духа) позитивная сила наталкивается на противодействие негативной силы. В результате этого столкновения возникают материя и механизм ее эволюции, в основе которого и лежит столкновение противоположных сил. Происходит потенцирование — возрастание субъективности, движение от объективного — к субъективному. На определенном уровне развития возникает человеческое (субъективное) сознание, означавшее «пробуждение» бессознательного духа, появление самосознания. Тем самым человек, посредством которого Природа может познать себя, оказывается целью развития.
Рис. Элементы системы трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга
Впрочем, способностью познавать Природу обладают не все люди, а только те, чье сознание обладает не только рассудком, но и разумом, — философы, художники. Именно им доступно обобщение частностей и понимание борьбы противоположностей.
Однако Фридрих Шеллинг считал, что представленная им же самим картина мира не объясняет появления Природы. Он находит решение этой проблемы в мыслительной деятельности Абсолюта (Духа, «Я»). Дух, будучи единым и единственным, может мыслить лишь себя, поэтому в целях образования сущности, которую можно было бы себе противопоставить, он ограничивает себя, создавая условия порождения «не-Я» (Природы). Соединив воедино философию творчества «Я», по сути субъективного идеализма, и философию, предполагающую относительно независимое существование «не-Я», или Природы (по Ф. Шеллингу — реализм), философ получил философию, названную им трансцендентальным идеализмом.
Природа и Дух оказываются тождественными между собой и в то же время едиными в Абсолюте, который и есть Бог. В Абсолюте совпадают все противоположности, но одновременно он и источник, и возможность возникновения противоположностей, т.е. источник развития.
Активность Духа, основанная на присущей ему свободе воли, первоначально иррациональна по своей сути, бессознательна. Но творчество приводит к самосознанию, возникновению божественной личности, к победе и утверждению в бытии светлого начала (lice деструктивное — небытие). Подобным образом развивается и человек, осознанно формирующий себя после обнаружения в себе сознательного и бессознательного начал. Сам же иррациональных акт творения Духом Природы недоступен для рационального понимания, поэтому единственный путь постижения человеком Бога — через Откровение, которое является содержанием и источником религиозных верований.
Таким образом, ученая деятельность Ф. Шеллинга представляет собой определенную ретроспективную реконструкцию становления бытия и. по мнению некоторых исследователей, по мере своего развития становится все менее оригинальной. Гем не менее творчество Ф. Шеллинга — неотъемлемая составная часть мировой философской мысли. Его идеи оказали существенное влияние на формирование философских воззрений Г. Гегеля.
Философия трансцедентального идеализма
Изучение природы подтолкнуло Шеллинга к еще более радикальным идеям. Он написал труд под названием «Система трансцедентального идеализма», где вновь возвращается к переосмыслению идеяй Фихте о природе и «Я». Что из этих феноменов следует считать первичным? Если исходить из натурфилософии, то таковой представляется природа. Если же встать на позиции субъективизма, то первичным следует считать «Я». Здесь философия Шеллинга приобретает особую специфику. Ведь, по сути, что такое природа? Мы так называем окружающую нас среду. То есть, «Я» создает само себя, чувства, представления, мышление. Целый мир, отдельный от себя. «Я» творит искусство и науки. Поэтому логическое мышление является низшим. Оно – продукт разума, но и в природе мы видим следы рационального. Главное же в нас – это воля. Она заставляет развиваться и разум, и природу. Высшим в деятельности «Я» является принцип интеллектуальной интуиции.
Влияние идей Фридриха Шеллинга: философия
Ранние философские учения дали благоприятную почву в образовании спекулятивной методики, а также базисных онтологических установок Гегеля, а также помогла отойти Фихте от идей психологического идеализма. Натурфилософия ученого поспособствовала развитию естествознания в 19 столетии, несмотря на то, что некоторые исследователи отвергли ее.
Поздние исследования, известные, как «позитивные», оказали влияние на Кьеркегора, однако он считал, что шеллинговые идеи не способны кардинально перестроить сформировавшуюся систему. Также мыслитель повлиял на протестантскую теологию 20 века. К этому ученому активно вызывался интерес и у русских мыслителей, например, у П. Я. Чаадаева.
Интересно, что создано шеллинговское общество, которое регулярно издает материалы, оставленные мыслителем в рукописном состоянии. Возможно, поэтому этот мыслитель остается одним из загадочных ученых, зафиксированных историей философии Европы.
Жизненный путь немецкого философа
Неоднозначная, полная взлетов, падений биография мудреца начинается с 1775 года, когда в семье пастора родился наследник по имени Вильгельм Йозеф.
Юноша окончил иенский университет. Будучи молодым, горячим, Шеллинг встретил революцию французов с воодушевлением, полагая, что она положит начало общественно-личностной свободе
Но внимание Вильгельма обратилось от политических игр к философскому учению, которое глубоко тронуло душу мужчины. Теории Ньютона, Канта породили в будущем философе мысли о поиске мирового единства
Тяга к познанию не помешала Йозефу обрести физическую страсть – молодой человек женился на бывшей супруге философа-романтика Шлегеля.
Сорок лет, начиная с 1803 года, Шеллинг занимался научно-преподавательской деятельностью в разных городах Германии. После получения статуса ординарного профессора, дворянского титула дошел до звания председателя королевской научной академии.
Но скандальная история о плагиате научных записей мыслителя его конкурентом, подорвала веру философа в «чистоту» исследовательской деятельности. Поэтому ученый оставил преподавание, предался путешествиям, пока в 1854 году не умер. Через два года после смерти Шеллинга в городе Рагаце Баварский король воздвигнул в честь философа памятник.
Преодоление противоречия между субъектом и объектом
Но и все вышеизложенные позиции не удовлетворили мыслителя, и он продолжал развивать свои идеи. Следующий этап его научного творчества характеризует труд «Изложение моей системы философии». Уже говорилось о том, что паралеллизм, существующий в теории познания («субъект-объект»), был тем, против чего выступал Шеллинг. Философия искусства представлялась для него образцом для подражания. А существующая теория познания не соответствовала ему. Как обстоят дела в реальности? Целью искусства является не идеал, а тождество субъекта и объекта. Так должно быть и в философии. На этом основании он строит собственную идею единства.
Начало пути
Будущий блестящий представитель классической мысли Германии родился в 1774 году в семье пастора. Он закончил университет в Иене. Французская революция весьма обрадовала будущего философа, поскольку он видел в ней движение общественного прогресса и освобождения человека. Но, разумеется, интерес к современной политике не являлся главным в жизни, которую вел Шеллинг. Философия сделалась его ведущей страстью. Его заинтересовало противоречие в теории познания современной ему науки, а именно различия в теориях Канта, делавшего ударение на субъектности, и Ньютона, который видел основным в научном исследовании именно объект. Шеллинг начинает искать единство мира. Это стремление красной нитью проходит через все созданные им философские системы.
Второй период
Философия откровений
Как уже было сказано выше, в этом периоде Шеллинг вплотную занялся изучением религии.
Если первый период можно было назвать пантеистическим, то второй целиком и полностью теистический. Весь этот период был посвящён трактованию христианской религии и попыткам разрешить свой кризис философии тождества, используя чисто теистический подход.
По своему содержанию, философия откровения делится на 2 части:
- Общая. В этой части Шеллинг формирует основные положения своей новой «позитивной» философии, противопоставляя её старой «негативной».
- Специальная. По большей части она посвящена проблемам религиозного характера, разбору христианского учения и эсхатологии.
Негативной Шеллинг называет всю свою старую философскую систему за то, что она так и не смогла избавится от субъективной точки зрения. Ведь в каждой философской системе прежде всего присутствует точка зрения субъекта, поэтому познавать вещи мы можем только с субъективной точки зрения.
Однако если мы хотим попытаться познать каковы вещи на самом деле, следует отбросить субъективную сторону и выйти за пределы наших чувств и мыслей.
Позитивная философия должна проистекать не из опыта, а из некого абсолютного бытия, что выше всего. Такое «Безусловно трансцендентное бытие» превосходит любое мышление и стоит выше всякого опыта.
Позитивная и негативная философия – априорны, однако между ними есть существенное различие. Негативная – противится опыту, в то время, как позитивная сливается, ассимилируется с опытным познанием и содержит черты, свойственные науке a priori и a posteriori.
Позитивная философия абсолютно свободна, ведь её не сдерживает субъективный опыт или «негативный» рационализм, который по мнению философа обращает внимание только на конечную суть вещей и игнорирует их настоящую сущность. Согласно позитивной философии существование бога можно осознать через особый метафизический опыт
Согласно позитивной философии существование бога можно осознать через особый метафизический опыт.
В философии откровения присутствует также и общеонтологическая часть.
Она представляет собой креационистское учение, в основе которого лежит триединый Бог, который являет собой сочетание трёх потенций. Эти силы заранее формируют подход творца к будущему созиданию к этому моменту ещё не созданного бытия.
Вот эти потенции:
- Дух в себе – определяет для будущего сущего «способность быть»
- Дух для себя – потребность бытия
- Дух у себя – долг бытия
В самом начале акта творения потенции выходят из состояния равновесия и становятся космическими творящими силами. Постепенно процесс творения приводит потенции в более гармоничное состояние. Процесс этого восстановления представляют теогонический аспект – Потенции воссоединяясь становятся тремя ипостасями единого Бога и космогонический – разрозненные потенции образуют составляющие природного и духовного миров.
Конечным результатом творения должен стать первочеловек, существо свободное как от Бога, так и от потенций. Он вмещает в себя мироздание и служит связующим звеном между собой и тремя ипостасями троицы.
Благодаря этому он способен актом своей свободной воли отделиться от триединого бога, создав мир внебожественный.
Понятие «Откровения» в данном случае обозначает неизбежное восстановление единого Бога в сознании сотворённого существа, эдакое воссоединение Бога с человеком.
Первоосновой откровения Шеллинг считает некий мифологический процесс. В течении этого процесса, потенции, действующие в сознании человека в конце концов становятся воплощениями единого Бога.
Шеллинг: философия тождества
В чем состоят проблемы современного мышления? В том, что преимущественно мы имеем дело с философией объекта. В ее системе координат, как указал еще Аристотель, «А = А». А вот в философии субъекта все обстоит иначе. Тут А может быть равно Б, и наоборот. Все зависит от того, каковы компоненты. Чтобы объединить все эти системы, нужно найти точку, где все это совпадает. Таким отправным пунктом философия Шеллинга видит Абсолютный Разум. Он является тождеством духа и природы. Он представляет собой некую точку индифферентности (в ней все полярности совпадают). Философия должна быть своего рода «органоном» — орудием Абсолютного Разума. Последний представляет собой Ничто, имеющее потенцию превратиться в Нечто, и, изливаясь и творя, дробится на Вселенную. Поэтому природа логична, имеет душу, и вообще, представляет собой окаменевшее мышление.
Как отразилась идеология Шеллинга на развитии философской мысли
Влияние философствования немецкого мудреца на становление исследовательской мысли последователей, современников велико, но не однозначно.
Шеллинг видел свою роль в натурфилософии чрезвычайно значимой. Если посмотреть на это со стороны холодного рассудка, то учению мыслителя характерно чередование основных идей, за что его прозвали «философским протеем». Но единый здравый смысл, присущий всем периодам преподавательской деятельности Шеллинга, пропагандирует разностороннее познание первоначала бытия, что помогло приверженцам найти свою стезю.
Концепции Вильгельма отразились на научном видении европейских (в том числе российских) философов, литературных деятелей, медиков, юристов.
Шеллинг Фридрих — Философия искусства (1966)
Название: Философия искусства
Автор Шеллинг ФридрихПеревод П.С. ПоповМ., «Мысль», 1966.- 496 с.Серия Философское наследие (том 20)DjVu 8Мб
Качество: отличное — сканированные страницы + текстовый слой + содержание
Язык: Русский
«Философия искусства» при жизни Шеллинга (1775 – 1854) оставалась неопубликованной. Она была впервые напечатана его сыном в пятом томе первой серии полного, 14-томного собрания сочинений Шеллинга, вышедшем в 1859 г. Издатель отмечает, что автор при жизни никогда не предполагал выпустить в свет эту книгу в целом; он считал готовым к печати лишь отдел о трагедии и некоторые части других отделов. Вместе с тем следует помнить, что Шеллинг при жизни был общепризнанным главой романтической школы, теоретическим основоположником романтического искусства; популярности его эстетических идей способствовало то, что сделанные слушателями записи его иенских и вюрцбургских чтений получили широкое хождение в рукописных копиях. Эти записи были известны и в России.В своей философии искусства Шеллинг применил разработанный им диалектический метод к эстетическим учениям Канта и Фихте, а также ввел историзм в научную практику эстетики. А. В. Гулыга пишет: «Философия искусства» — первая попытка Шеллинга построить систему эстетических понятий с учетом исторического развития искусства. Философ не завершил ее, но слово было сказано и услышано.»
П.С. Попов. Состав и генезис «Философии искусства» ШеллингаМ.Ф. Овсянников. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизмФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ВведениеI. Общая часть философии искусства Раздел первый. Конструирование искусства вообще и в целомРаздел второй. Конструирование материи искусстваРаздел третий. Конструирование особенного, или формы искусстваОбщие замечания о противоположностях, рассмотренных выше (в § 64—69)
II. Особенная часть философии искусстваРаздел четвертый. Конструирование форм искусства в противопоставлении реального и идеального ряда Конструирование отдельных видов поэзии Краткий разбор этих жанров в отдельности -О трагедии -Об Эсхиле, Софокле, Эврипиде -О сущности комедии -О новой драматической поэзии О Данте в философском отношении
Примечания Указатель имен Предметный указатель Перевод латинских и древнегреческих слов и выражений Перевод важнейших терминов PS. Добавлены отсутствовавшие ранее страницы 385 — 400.
-
Назад
-
Вперёд
Натурфилософия Шеллинга
Главная цель философии Шеллинга состояла в том, чтобы понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
- натурфилософию;
- практическую философию;
- иррационализм.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма.
Суть философии природы Шеллинга можно свести к следующим основным положениям:
- прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки);
- природа есть «абсолютное», т.е. первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; она есть единство субъективного и объективного, вечный разум; природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
- материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
- движущей силой природы является ее полярность — наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории:
- главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств;
- другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение представляет собой противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Например, высокие идеалы Великой Французской революции переродились в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних, обеднение других и подавление свободы;
- из второй проблемы практической философии Шеллинга следует третья — размышления о ходе истории. Философ приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол. И случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить. Теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего, а в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Философия
Новое время
Первый этап философствования Шеллинга
Творческое мировосприятие мыслителя было весьма переменчивым, как и сам научный деятель. Восприимчивый, одаренный характер Йозефа оставил отпечаток на философствовании мудреца. Вильгельм изучил свод трудов коллег-предшественников (Платона, Бруно, Спинозы, Фихте, Канта), современников и о каждом сложил отдельное мнение, которое после получения новой порции информации преображалось. Дружелюбно встретив идеи Гегеля, Вильгельм, после расхождения во мнениях с мыслителем по некоторым вопросам, резко изменил отношение к Фридриху, вплоть до враждебности.
Из подобного типичного Шеллингу поведения, научную деятельность философа классифицируют на несколько периодов. Но для организационного удобства творчество немецкого мыслителя разделили на два этапа, до и после трактата «О зле».
Первый отрицательный философский период ученого характеризуется причислением философии к разумным наукам, которые постигаются в границах здравого смысла. Мнение Вильгельма постоянно меняется вплоть до противоположности. Присущий первому этапу философско-духовный абсолютный идеализм, стал основой натурфилософии мыслителя. Чуть позже абсолютный идеализм трансформируется в трансцендентальный. А еще позже превращается в реально-идеалистическое философское тождество. Познание бытия по Шеллингу распространяется на религию, философию, искусство, переходя из античности, Средневековья к Новому времени.
Биография Шеллинга – кратко
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, знаменитый немецкий философ, род. 1775, ум. 1854, учился в Тюбингене и Лейпциге, 1798 был назначен, при содействии Фихте и Гёте, экстраординарным профессором философии в Иене, где примкнул к романтикам Фр. и А. В. Шлегелю, на жене которого впоследствии женился. В 1803 Шеллинг принял приглашение в Вюрцбург, а 1806 в Мюнхен в качестве генерального секретаря королевской академии образовательных искусств, причем король Максимилиан Иосиф возвел его в дворянское достоинство. Из-за литературного несогласия с Ф. Г. Якоби, тогдашним президентом академии, Шеллинг оставил 1820 Мюнхен и читал некоторое время лекции в Эрлангене, пока не возвратился 1827 в Мюнхен в качестве ординарного профессора во вновь основанном университете. Здесь, вскоре назначенный председателем королевской академии наук, Шеллинг оставался до тех пор, пока не был приглашен прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV (1840) в Берлин. При чрезвычайном наплыве слушателей, он начал здесь свои лекции о «философии мифологии и откровения», изданные Паулусом по записной тетради без согласия Шеллинга. Из-за этого возник процесс о перепечатке, окончившийся не в пользу автора
Вследствие связанного с этим процессом скандала, а также разочарования, которое принесло с собой новое философское направление, первоначально встреченное с напряженным вниманием, Шеллинг отказался от дальнейшей преподавательской деятельности и с тех пор жил попеременно в Берлине, Мюнхене и других местах. В Рагаце, где Шеллинг умер, король Максимилиан II Баварский поставил ему 1856 памятник
Великий немецкий философ Шеллинг. Портрет работы Й. К. Штилера, 1835
Шеллинг о предмете и задачах философии
Так же как и для Фихте, для Шеллинга предметом философии является человек. Уже первый взгляд на человека, считает немецкий философ, учит нас тому, что он является единством природного и духовного, бессознательного и сознательного. Он писал: «нам всем присуща таинственная, чудесная способность возвращаться от изменчивости времени к нашей сущности, освобожденной от всего того, что пришло извне, и там в форме неизменности созерцать в себе вечное». Однако, по мнению Шеллинга, «кто хочет открыть науку о вечном, должен начать с изучения природы. Придите к физике и познаете вечное!».
Так, основой философской системы Шеллинга является идея тождества материи и духа, конечного и бесконечного, объекта и субъекта. «Подлинная сущность вещей (и в реальном универсуме) — не душа и не тело, а тождество того и другого». Шеллинг считал, что устранением дуализма, то есть всякой реальной противоположности между духом и материей, может быть положен конец бесчисленным философским спорам об отношении между духом и материей.
Исходным же понятием шеллингианской онтологии служит понятие Абсолютного Разума: в нём субъект и объект образуют «целостную неразличимость», а всё реально существующее составляет тождество субъективного и объективного, материального и идеального, природы и интеллигенции. Поэтому свое учение Шеллинг называл философией тождества.
Таким образом, немецкий философ указывает на две основных задачи философии — изучение природы (натурфилософия) и анализ духовного, идеального (трансцендентальный идеализм). «Обе они составляют одну науку и отличаются друг от друга только направленностью своих задач».
Послесловие
Шеллинг один из самых неординарных мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за частой смены деятельности. Занимаясь натурфилософией он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.
После, заинтересовавшись метафизикой, он создаёт свою философию тождества. В последнем периоде своей деятельности он пытается преодолеть кризис философии тождества через религиозную философию, в особенности Христианскую.
Именно третий период философии Откровений критики считают самым спорным в его творчестве, особенно приверженцы материализма и атеисты.
Тем не менее несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, так же как и Кант постоянно задавался вопросом: при каких условиях, станет возможно понимание реальности?
И попытка найти эти условия красной нитью тянется через все его 3 основных периода.
Попытка объединить дуалистичную природу мироздания в единую систему, доступную познанию.
Причём от возможности познания человеческим разумом, он отказывается довольно быстро, особенно хорошо это заметно в философии Откровения, в тезисе о первочеловеке.
Работы Шеллинга совершенно точно достойны внимания любого, кто увлекается немецкой классической философией. Его неординарные идеи довольно интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел доходчиво излагать свои мысли.
Философия Фридриха Шеллинга: Мюнхен
В 1798 году философ поступает осуществлять профессорскую деятельность в условиях университета в городе Йене, где он ведет лекции по трансцендентальному философскому учению. Через 2 года он публикует свое известное творение, называющееся Системой трансцендентального идеализма. С начала 19 столетия у него происходят важнейшие жизненные перемены. После обоснования в Йене, он решает посещать группу йенских романтиков, где находится в тесных отношениях с Шлегелями, а также Новалисом. Йенские романтики считали своей музой Каролину, являющуюся супругой одного из братьев Шлегелей. Фридрих знакомится с Каролиной, а затем у них развиваются дружественные отношения, которые перетекают в любовные.
Венчаются они в 1803 году, уехав из Йены в Вюрцбург, где проживают до 1806 года. Далее жизнь их забрасывает в Мюнхен, где философ оказывается в академии наук, а в 1808 и до 1823 года он занимает должность генерального секретаря в Академии Художеств.
С 1801 года шеллинговая теория начинает отходить от идей Фихте с появлением труда о его философской системе в Критическом журнальном издании по философии. В этой статье он рассказывает об абсолютной системе равенства, абсолюте, отделенного от излишних частей и элементов.
В этой статье философ стремиться доказать, что субъект и объект тождественны, но «в явлении» они (идеальный и реальный) различаются. На основе нового предположения он стремится пересмотреть свои прежние исследования натурфилософского характера, а также философию искусства.
В 1809 году исследователь публикует труд о свободе человека, где раскрывает понятие ее сущности, которая считается последним значимым трудом философа. В этом же году его супруга покидает свет.
В этом видео рассказывается о немецкой классической философии.
Философия Шеллинга Фридриха: новая семейная жизнь
В 1810 году философ начинает вести лекции по собственноручно написанной теории. В этот же год он ведет работу над трудом «Мировые эпохи», рассказывающие о божественном самооткровении.
В 1812 году он сковывает себя узами брака с Паулиной, которая в дальнейшем рожает ему детей. Далее он приходит к тому, что его прежде описанная теория должна быть дополнена учением о мифологическом аспекте и откровении. В 1821 году на территории Эрлангена мыслитель ведет лекции о философии мифологии, подготавливая к изданию статью с таким же названием. С 1827 года он читает курс новой философской истории.
Курсы лекций о мифологии и откровении набирают популярность, ученого приглашают их вести на территории различных городов, академий и университетов. Среди слушателей исследователя были:
- М. Бакунин;
- Ф. Энгельс;
- С. Кьеркегор.
Свои лекции ученый продолжает вести вплоть до 1845 года, продолжая вести работу над своими трудами.
Биография Фридриха Шеллинга: кратко о личности
После 1845 года ученый решает вернуться к вопросам «негативной философии», которой он придерживался до 1810 года. В это время он подготавливает к публикации свои ранее незавершенные труды. Именно их опубликовал сын философа после смерти его отца. Все труды ученого поместились в 14 томах.
По своему характеру исследователь представлял собой эмоциональную личность, которая активно ощущается в его трудах. Жил ученый буквально на грани философской науки и поэзии, а также теософиийских учений. На его жизни отпечатались мистические работы Ф. Баадера, а также Я. Беме. На своем раннем этапе исканий исследователь признавал влияние на его работы идей Фихте, а в своих поздних работах он опирался на теории Канта. Ученый признавал Гегеля только в качестве своего ученика, однако он думал, что Гегель сделал значительно хуже принципы его системы.
Считается, что философские учения этого мыслителя являют собой символ вечной новизны мысли, невозможность решения «предельных» вопросов.
В этом видео рассказывается о главной проблеме философии Шеллинга. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и к статье.