Подводная лодка типа xxi третьего рейха

Резюме

Таким образом, всего было построено 20 подводных лодок серии UB 1.

Опыт, полученный экипажами этих лодок во время эксплуатации, со временем был осмыслен, и в их оснащение внесли массу изменений. Насколько глубоки были изменения в конструкции той или иной лодки, сказать трудно, но фотографии позволяют судить о массе дополнительного обору­до­вания, установленного на них. Эти дополнения были так индивидуальны, что можно с полной уверен­ностью утверждать: двух одинаковых лодок не существовало.

Лодки UB I имели массу недостатков, и за это их нещадно критиковали. Но критики забывают о том, что проектирование и постройка лодок проходили в большой спешке.

Проектанты имели смутное представление о том, где и как они будут действовать, да и опыта боевого применения подводных лодок тогда еще не существовало. Тем не менее, все построенные корабли успешно использовались, зачастую в условиях, далеких от идеальных. Они воевали на Северном, Балтийском, Средиземном и Черном морях, везде добиваясь значительных успехов в борьбе с противником. Многие подводники, начинавшие свой боевой путь в качестве командиров этих «жестяных головастиков», впоследствии достигли впечатляющих результатов, командуя более крупными и совершенными субмаринами.

Оценив время, затраченное на проектирование и постройку лодок этой серии, а также их боевую результативность, можно говорить об успешности проекта. Тем более что с их постройкой была решена главная цель – быстрое увеличение количества подводных лодок в составе действующего флота.

Литература

Вильсон X. Морские операции в мировой войне 1914–1918 гг. – М.: Воениздат, 1935. Гангут, – 2003, – № 34: 2003, – № 35; 2005 – № 36.Гибсон Р., Прендергарст М. Германская подводная война 1914-1918 гг.Лорей Г. Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг. – М.: Госвоениздат, 1934.Janet S. Fighting Ships of World War I. – Studio Editions. – London, 1990.Scrode J. Die U-Boote des Kaisers.Rossler E. Die Unterseeboote der Kaiserlichen marine.Bendert H. Die UB-Boote der Kaiserlichen marine 1914-1918.Bendert H. U-Boote im duell.Furbringer W. Alarm! Tauchen!
сайт www.uboat.net

Подводные лодки типа «Gato», США

Американские подводные крейсеры типа «Гато» вступили в войну в 1944 году и успели принести немало неприятностей Японцам на Тихоокеанском флоте. «Гато» намертво перекрыли большинство морских подходов, линий снабжения и связи, фактически оставив японскую армию без подкреплений, а страну без нормальной промышленности. В ожесточенных схватках с американскими субмаринами императорский флот потерял два авианосца, несколько крейсеров и пару дюжин эсминцев.

Подводные лодки типа «Gato», США| Фото: Военное обозрение.

Лодки, названые в честь вида акулы обладали хорошими ходовыми качествами и мощнейшим вооружением. На «Гато» имелось 10 торпедных аппаратов и новейшее радиотехническое оборудование. Огромная автономность плавания позволяла совершать рейсы от военной базы на Гавайях до японских берегов без дозаправки. Именно благодаря мощи субмарин типа «Гато» американцы сумели одержать победу на Тихом океане.

Читаем в метро

Только неделя прошла после победоносного завершения Сталинградской битвы, до победы ещё далеко. Тем не менее ЦК ВКП(б) принимает Постановление о создании государственного книжного фонда до 4 млн книг. Страна объявила о трудовом призыве на восстановление библиотек.

Обязала издательства и типографии изыскать возможности увеличить число выпускаемых книг. Газеты публиковали обращения к народу провести «книжную мобилизацию». Библиотекари уходили в походы по селам-деревням с пустыми торбочками, возвращались с бесценным грузом. К концу войны собрали свыше 10 млн. И книжный голод отступил.

В ревизионистские 90-е историк Самсонов пишет о тревожных днях октября 1941-го в Москве: «В читальном зале работало всего 12 человек». А по мне — так целых 12 человек! Не впавших в панику, не бежавших, верящих, что отстоим столицу.

И работали для них библиотекари «Ленинки», научившиеся преодолевать страх, дежуря на крыше под бомбежками. Ведь уже в ночь с 22 на 23 июля зажигательные бомбы падали на крышу, угрожая пожаром. Но тушили их споро и храбро, кидая в ящики с песком. Потом подсчитали — ахнули: оказалось, затушили 70 штук.

Война показала, что лучшее в мире московское метро оказалось и лучшим в мире гигантским бомбоубежищем. Мамы с детьми ночевали здесь постоянно, их размещали прямо на платформах станций. Самым маленьким выдавалось молоко, старшие могли скоротать время в кружках вышивания и рисования. В дни битвы за Москву в метро родилось более 200 маленьких москвичей. Для взрослых на рельсах делали настилы на ночь. Дежурные следили за порядком. Работали здесь и библиотеки.

«Районные и клубные библиотеки открыли на всех станциях метро свои филиалы, — сообщает 26 ноября 1941 года «Вечерняя Москва». — Создался постоянный читательский актив. На ст. «Охотный ряд» выдается за вечер 400–500 книг». Историческая публичная библиотека открыла на станции «Курская» литературно-художественную выставку, посвященную Отечественной войне 1812 года, здесь же можно почитать книги по истории и свежие газеты.

В первые дни контрнаступления наших войск «Вечерка» рассказывает о пристрастиях читателей библиотеки им. А.С. Пушкина: «Почти каждый спрашивает записки Наполеона или партизанские дневники Дениса Давыдова.

У юношества в большом почете книги по аэродинамике, теории полета, строительству моторов, истории авиации, артиллерийской науке». Уважительно, по имени-отчеству, газета величает наиболее активных читателей — наборщика Михаила Ивановича Якобсона, техника Алексея Дмитриевича Моногова, булочника Михаила Сергеевича Шишкова и домохозяйку Полину Михайловну Фомичёву, которая «сперва брала книги из серии «Для начинающих», затем переключилась на литературу по воспитанию детей (она выступала с докладами на эту тему), а теперь читает классическую литературу — Пушкина, Толстого».

Газета приводит и такой показательный факт — число читателей библиотеки им. Ломоносова увеличилось на тридцать человек: «Нередко сотрудники библиотеки, возвращаясь из убежища, находят у дверей абонементного зала очередь читателей».

Конструкция

Объем балластных цистерн составлял 23 м³, и их без особых проблем удалось разместить внутри прочного корпуса диаметром 3,15 м, что диктовалось требованиями перевозки подлодок по железной дороге.

Прочный корпус имел крайне простые обводы, центральная часть представляла собой цилиндр, к которому с обеих сторон приклепывались усеченные конусы. Собранный из цилиндра и конусов, корпус получился угловатым, но простым в постройке. Сверху прочного корпуса шла легкая надстройка, примыкавшая к оконечностям. В середине корпуса лодки находилась высокая рубка с довольно большим для субмарин такого класса ограждением. В носу прочный корпус заканчивался легкой носовой частью обтекаемой формы, то же решение было использовано и в корме. От носа в корму по верху прочного корпуса шла надстройка – легкий корпус. В середине лодки на легком корпусе находилась небольшая рубка.

Лодки серии UB I были самыми маленькими из построенных для Германского флота, их длина составляла 28 м. Экипаж насчитывал одного офицера и тринадцать унтер-офицеров и матросов. Условия обитания были примитивными, так как, когда принималось решение об их строительстве, предполагалось, что лодки будут совершать короткие (до трех суток) выходы в море, не дальше 150 миль от базы.

Надводный ход обеспечивался 60-сильным дизелем, подводный – электромотором в 120 л.с. Дальность плавания на поверхности составляла 1600 миль при скорости 5 уз (полный надводный ход составлял 6,47–7,47 уз), под водой лодка могла идти в течение 10 часов 4-узловым ходом (полная подводная скорость хода – 5,5–6,24 уз). Балластные цистерны находились в центре лодки, аккумуляторные батареи – впереди и позади рубки.

Вооружение состояло из двух носовых 450-мм торпедных аппаратов для четырех торпед С-03, из которых две хранились непосредственно в торпедных аппаратах, и 8-мм пулемета на рубке или на выносной легкосъемной треноге, устанавливаемой на легком корпусе перед рубкой.

Восемь лодок (UB 1 – UB 8) 15 октября 1914 года заказали верфи «Германия» (Germaniawerft) и семь (UB 9 – UB 15) – фирме AG Weser. Последней 25 ноября выдали дополнительный заказ еще на две лодки (UB 16 и UB 17), поскольку было решено UB 1 и UB 15 по завершении строительства передать Австро-Венгерскому флоту.

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по размеру подводные лодки (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Законодательство Российской империи

Согласно законодательству конца ХIX века, женщина наравне с мужчиной могла сама обращаться в суд, приобретать, владеть и распоряжаться имуществом или доверить это кому-либо.

Женщина, выйдя замуж, могла перейти в более высокое сословие мужа, однако оставалась в своём звании, если выходила за мужчину сословием ниже.Также жена могла инициировать развод, но оговаривалось, что расторгнуть брак лишь по желанию супругов недопустимо без ясной для церковного начальства причины.

Женщины имели возможность делать пожертвования и даже основывать женские кооперативы, самостоятельно решая, на что потратить капитал.

Однако закреплённые законодательством права часто оказывались неосуществимы на практике. Замужняя женщина, будучи свободна в вопросе имущества, в личном отношении вынужденно подчинялась мужу.

На подобные противоречия указывает, например, профессор Василий Иванович Синайский в своём труде «Личное и имущественное положение замужней женщины в гражданском праве». Русские женщины страдали от правовой неграмотности и общественного мнения, порицавшего в женщине стремление к самостоятельности.

Да и сами статьи гражданского кодекса содержали подобные противоречия, говоря, что «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность, как хозяйка дома». Преимущество в вопросе воспитания детей закон отдавал также главе семьи.

Законодательно была сделана попытка ввести наказание за физическое насилие, но заключалось это наказание только в церковном покаянии, а потому женщине невыгодно было судиться — развод в этом случае всё равно не предполагался. К тому же жалобы на мужа во мнении общества были делом неприличным.

Также для жены без согласия мужа не полагалось отдельного вида на жительство, получения образования и возможности определиться на работу.

Тем не менее, в отличие от европейского, российское законодательство, хоть и с оговорками, но к началу XX века признавало женщину полноценным субъектом имущественно-правовых отношений, что делало её положение несколько более устойчивым.

Субмарины типа «VII», Германия

Одна из самых массовых военных субмарин не только времен ВМВ, но и за всю историю подводного флота. С 1935 по 1945 год было построено 703 экземпляра субмарины типа «VII». Данную подводную лодку по праву можно назвать самым эффективным военным кораблем за всю историю. «Семерки» уничтожали все подряд: авианосцы, крейсеры, линкольны, эсминцы, нефтяные танкера и даже самолеты противника. Ущерб от немецких U-ботов был неслыханный. Если бы США частично не компенсировали потери союзников, то у немецких «семерок» был бы вполне реальный шанс подавить английский и советский флот и изменить ход войны.

Субмарины типа «VII», Германия| Фото: Википедия.

Успех немецких серийных субмарин был прост — относительная дешевизна, простота конструкции, но при этом отличное вооружение и массовость. По статистике в начале войны на одну немецкую «семерку» в среднем приходился один противолодочный корабль, поэтому они чувствовали себя практически неуязвимыми хозяевами океана. Ситуация в корне изменилась, когда противники Германии осознали всю мощь немецкого подводного флота и начали массового создавать собственные субмарины.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

Операции “Регенбоген” и “Дэдлайт”

Легенды о судьбе сотен немецких подводных лодок продолжают ходить и сегодня. В мифах и вольных интерпретациях они вывозили в Южную Америку нацистское руководство, а из нее – полезные ископаемые, будто повторяя политику конкистадоров. В сообщениях разной степени достоверности субмарины Третьего рейха продолжают находить затопленными в Антарктиде, на Таймыре и у берегов Крыма.

На деле же судьба у подводного флота Гитлера была такой же, как и у остальных частей армии – его разгромили. Большая часть лодок погибла в боях, в отношении оставшихся провели две занимательные операции. Первая называется “Регенбоген”. Это слово не случайно звучит так по-немецки – операция спланирована и реализована самими нацистами. В конце апреля 1945 года стала очевидна скорая капитуляция, и Дениц приказал экипажам всех германских кораблей для сохранения чести флота затопить их. Приказ был исполнен – на дно отправилось 238 субмарин. Кстати, Regenbogen с немецкого переводится как “радуга”.

Союзники тоже не жалели захваченных подлодок Гитлера. В конце 1945 — начале 1946 года они провели операцию “Дэдлайт”, в ходе которой была затоплена 121 трофейная субмарина. Еще 33 подводные лодки остались у стран-победительниц для испытаний, пополнения собственного флота и создания музеев.

Карл Дениц пережил Нюрнбергский процесс, отсидел 10 лет и умер в 1980 году. Остаток жизни он провел в безвестности, но написал три книги – две о своей жизни и одну о тактике подводной войны.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Европейская практика

Несмотря на череду революций, прокатившихся по странам Европы с конца XVIII века и существенно повлиявших на изменения в законодательстве, в отношении женских прав гражданский и семейный кодекс был достаточно консервативен.

Так, во Франции одним из главных завоеваний революции стало право на развод и законодательное закрепление гражданского брака, который заключался государственными органами и не требовал обязательной церковной процедуры. Однако в новом кодексе «глава семейства» занял центральное положение, вследствие чего жена и дети ставились в полную зависимость от мужчины, который имел абсолютное право распоряжаться имуществом несовершеннолетних и супруги.

Более того, прописывались полномочия административного наказания со стороны мужчины: за непослушание он имел право отправить в место заточения любого члена семьи. Например, жену, уличив в измене, мог на несколько месяцев также отправить в тюрьму.

В Пруссии мужчина тоже имел решающее слово и власть в брачном союзе. Жена не имела права без дозволения мужа заниматься какой-либо работой, вести тяжбы. Имущество её было в полном распоряжении мужа (определённые ограничения существовали лишь в части земель, принесённых в приданое). Воспитание детей было определено особым образом: телесные нужды должна была обеспечивать мать, а остальное (содержание, воспитание) – отец.

В Германии женщина в семье имела несколько больше прав: с дозволения мужа могла производить сделки, а муж должен был испрашивать её согласия на распоряжение имуществом супруги. К тому же, жена имела возможность распоряжаться личными вещами и драгоценностями, могла использовать то, что приобретала своим трудом.

В Британии довольно большой свободой пользовались лишь незамужние женщины. Они могли выступать в качестве доверенных лиц, попечителей, владеть имуществом.

Но замужняя женщина не признавалась субъектом гражданских прав и не могла практически ничего делать без согласия мужа, в том числе – владеть собственностью и выступать с исками. Женщина могла оформить завещание, но муж имел право оспорить его.

Строительство

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Находка для шпиона

В войну библиотека в одночасье стала оборонным, стратегическим и даже секретным объектом. Начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Александров и завотделом культпросветучреждений Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Т. Зуева в письме секретарям ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву, Г.М. Маленкову, А.С. Щербакову «О порядке обслуживания библиотеками иностранных и советских читателей» отмечают, что в Управлении «имеются материалы, свидетельствующие об использовании представителями иностранных миссий и иностранными корреспондентами наших публичных библиотек в разведывательных целях», и просят ограничить иностранцам доступ к фондам.

Оказывается, эвакуированные в Куйбышев (ныне Самара) представители английской, американской, китайской, турецкой, чехословацкой, польской, монгольской, греческой и др. миссий по 8–10 часов ежедневно просиживали в читальном зале областной библиотеки. Проявляли «интерес к подшивкам центральных и областных газет, к справочному материалу по экономическим ресурсам Поволжья, к материалам о важнейших объектах и подъездных путях к Москве и Ленинграду…»

Проверка показала, что «любой читатель библиотеки им. Ленина, систематически следя за областной и районной печатью, может составить полное представление об экономике и других специальных интересующих его вопросах по области или району.

В библиотеке Дома Союзов можно свободно получить книги с экономической и краеведческой характеристикой областей Советского Союза, зачастую с полным топографическим описанием местности, с картами, маршрутами и т.п.».

Предпосылки к созданию минисубмарин

Войне, начавшейся в августе 1914 года, предшествовала техническая революция предыдущего десятилетия. Появились новые виды оружия, доведенные к началу войны до высокой степени надежности. Среди них была подводная лодка, полностью изменившая ход ведения боевых действий на море. Наш рассказ о серии германских подлодок типа UB I – самых маленьких из активно воевавших лодок времен Первой мировой войны, или – как их называли служившие на них моряки – «жестяных головастиках». После «чуда на Марне», благодаря которому немцы были остановлены у Парижа, события на Западном фронте привели к попыткам воюющих сторон обойти фланг противника. Начался «бег к морю», в результате которого фронт уткнулся в Ла-Манш, и на этом маневренная фаза войны закончилась. Зарывшись в землю и перейдя к позиционной войне, противники перевели дух и принялись изобретать способы одолеть друг друга.

В результате захвата бельгийского побережья в распоряжении Германского флота оказались морские порты Зеебрюгге и Остенде, которые не учитывались довоенными планами морских операций. Располагаясь в непосредственной близости от Ла-Манша и Британских островов, они открывали невиданные доселе возможности ведения боевых действий на вражеских коммуникациях и около неприятельских баз. Главный маршрут, по которому шло сообщение между Британией и Францией, проходил через Английский канал из Дувра в Кале. От ближайшей немецкой базы – Гельголанда – до Дувра 315 миль, а из Остенде и Зеебрюгге максимум 75 миль.

Первой подводной лодкой, пришедшей 9 ноября в новую базу Зеебрюгге, стала U-12, а уже 11 числа она открыла счет кораблям, потопленным лодками Фландрских баз, отравив на дно канонерскую лодку «Niger» на рейде Downs.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector