Немецкая подводная война в атлантике

Мощные немецкие подводные лодки Второй мировой войны

Фото некоторой сохранившейся германской подводной техники дают представление о мощности военно-морского флота Третьего рейха, но лишь слабо отражают, насколько сильной была эта армия

Больше всего в немецком флоте было подлодок типа VII, они обладали оптимальными мореходными качествами, имели средние размеры, а главное, их строительство было относительно недорогим, что немаловажно в военное время

Они могли погружаться на глубину до 320 метров при водоизмещении до 769 тонн, экипаж составлял от 42 до 52 служащих. Несмотря на то что «семерки» были довольно качественными лодками, со временем вражеские Германии страны улучшали свое вооружение, поэтому немцам тоже пришлось поработать над модернизацией своего детища. В результате этого у лодки появилось еще несколько модификаций. Наиболее популярной из них была модель VIIC, которая стала не только олицетворением военной мощи Германии во время нападения на Атлантику, но и была значительно более удобной, нежели предыдущие версии. Внушительные габариты позволили установить более мощные дизельные двигатели, а последующие модификации отличались еще и прочными корпусами, что позволяло глубже погружаться.

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны подвергались постоянному, как сейчас бы сказали, апгрейду. Одной из наиболее инновационных моделей принято считать тип XXI. В этой подлодке была создана система кондиционирование воздуха и дополнительное оборудование, которое было предназначено для более длительного пребывания команды под водой. Всего было построено 118 лодок этого типа.

Примечания

  1. . Дата обращения 18 января 2011.
  2. Гейзевей Э. Б. Серые волки, серое море = Grey wolf, grey sea. — Центрполиграф, 2005. — С. 112. — 300 с. — 6000 экз. — ISBN 5952418503.
  3. Белли В. А., Пензин К. В. // Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море. 1939—1945 гг.. — М.: Воениздат, 1967.
  4. После его гибели, в «Бруммер» был переименован захваченный немцами норвежский минный заградитель .
  5. Воинское звание кандидата в офицеры, состоящего в унтер-офицерском ранге (Offizieranwärter im Unteroffizierrang), закончившего военно-морское училище и проходящего стажировку в воинских частях кригсмарине до присвоения первичного офицерского звания.
  6. ↑ Воинские звания младших унтер-офицеров (матов) в кригсмарине обозначались в соответствии с их военной специальностью (боцманы, штурманы, машинисты, фейерверкеры и т. п.):

    • Обер-маты:

      • Обер-боцманмат (Oberbootsmannsmaat)
      • Обер-штурманмат (Obersteuermannsmaat)
      • Обер-машинистмат (Obermaschinistenmaat)
      • Обер-фейерверкермат (Oberfeuerwerksmaat) и т. д.
    • Маты:

      • Боцманмат (Bootsmannsmaat)
      • Штурманмат (Steuermannsmaat)
      • Машинистмат (Maschinistenmaat)
      • Фейерверкермат (Feuerwerksmaat) и т. д.
  7. Воинское звание курсанта военно-морского училища 2-й (офицерской) ступени обучения.
  8. Воинское звание курсанта военно-морского училища 1-й (унтер-офицерской) ступени обучения.

Линейные корабли

С линейными кораблями Германии все и просто, и сложно. Глобально менять ничего не требуется, так как эти корабли – одни из самых конкурентоспособных в мире на тот момент, и уступали своим главным противникам, английским дредноутам, прежде всего в области СУО, калибра артиллерии и массовости, превосходя их при этом в бронировании и боевой живучести, особенно ПТЗ. И если с СУО колдовать мне совесть не позволяет, то два других параметра я все же откорректирую. В первую очередь, это численность закладок кораблей – за счет увеличения финансирования и численности закладываемых корпусов, Германия к ПМВ получит больше дредноутов, и в первые год-полтора военных действий приобретет и первую серию сверхдредноутов – полностью АИшный «Фридрих дер Гроссе» на базе корпуса «Кёнига», с 8 350-мм орудиями ГК, что дает Германии свой, пускай и короткий период развития ранних преддредноутов, еще не достигших калибра орудий в 15-16 дюймов. Кроме этого, тип «Остфрисланд» изначально будет строиться с турбинами и несколько более мощной ЭУ, что позволит ему держать эскадренную скорость в районе 21 узла. Помимо этого, глобальных изменений не предвидится – к началу войны в строй вступят 18 линейных кораблей, еще 8 вступят в строй в ходе конфликта, но из них самый последний – единственный вступивший в строй представитель серии L20, «Арминиус», будет готов лишь к самому концу войны, а вся серия «Байернов» войдет в строй в 1916 году, и сможет принять участие в военных действиях ко 2-й половине года.

Тип «Нассау», водоизмещение нормальное 18873 тонны, скорость хода 19,5 узлов, броня до 270мм, вооружение 12 280/45-мм, 12 150/45-мм орудий, 6 450-мм торпедных аппаратов, экипаж 1087 человек

  • «Нассау», 1905/1907/1908
  • «Вестфален», 1905/1907/1908
  • «Рейнланд», 1905/1907/1908
  • «Позен», 1905/1907/1909

Тип «Остфрисланд», водоизмещение нормальное 22440 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 300мм, вооружение 12 305/50-мм, 14 150/45-мм орудий, 6 500-мм торпедных аппаратов, экипаж 1113 человек

  • «Остфрисланд», 1907/1908/1910
  • «Гельголанд», 1907/1908/1910
  • «Тюринген», 1907/1908/1910
  • «Ольденбург», 1908/1909/1910

Тип «Кайзер», водоизмещение нормальное 24330 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 350мм, вооружение 10 305/50-мм, 14 150/45-мм орудий, 5 500-мм торпедных аппаратов, экипаж 1084 человека

  • «Кайзер», 1908/1909/1911
  • «Кайзерин», 1909/1911/1912
  • «Кениг Альберт», 1909/1911/1912
  • «Принц-регент Луитпольд», 1909/1911/1912

Тип «Кениг», водоизмещение нормальное 25390 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 350мм, 10 305/50-мм, 14 150/45-мм орудий, 5 500-мм торпедных аппаратов, экипаж 1136 человек

  • «Кениг», 1910/1912/1913
  • «Гроссер Курфюрст», 1910/1912/1913
  • «Маркграф», 1911/1913/1914
  • «Кронпринц», 1911/1913/1914

Тип «Фридрих дер Гроссе», водоизмещение нормальное 25916 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 350мм, 8 350/45-мм, 14 150/45-мм орудий, 5 500-мм торпедных аппаратов, экипаж 1078 человек

  • «Фридрих дер Гроссе», 1911/1913/1914
  • «Ангальт», 1911/1913/1914
  • «Пфальц», 1912/1914/1915
  • «Франкен», 1912/1914/1915
  • «Альтмарк», 1912/1914/1915

Тип «Байерн», водоизмещение нормальное 28074 тонны, скорость хода 21 узел, броня до 350мм, 8 380/45-мм орудий, 16 150/45-мм орудий, 5 600-мм торпедных аппаратов, экипаж 1187 человек

  • «Байерн», 1913/1915/1916
  • «Баден», 1913/1915/1916
  • «Заксен», 1913/1915/1916
  • «Вюртемберг», 1914/1915/1916

Тип «Арминиус» (L20), водоизмещение нормальное 42000 тонн, скорость хода 25 узлов, броня до 350мм, 8 420/45-мм, 16 150/45-мм орудий, 3 600-мм торпедных аппарата, экипаж 1200 человек

  • «Арминиус», 1914/1916/1918
  • «Зигфрид», 1914/1916/не достроен
  • «Беовульф», 1915/1917/не достроен
  • «Эгир», 1916/не достроен

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

После войны

Отгремели сражения на суше, в воздухе, на воде и под ней. В течение многих лет советские «Щуки» и «Малютки» продолжали защищать родную страну, затем их использовали для обучения курсантов морских военных училищ. Некоторые из них стали памятниками и музеями, другие ржавели на кладбищах подводных лодок.

Субмарины за прошедшие после войны десятилетия почти не принимали участия в боевых действиях, которые постоянно происходят в мире. Случались локальные конфликты, иногда перераставшие в серьезные войны, но субмаринам боевой работы не находилось. Они становились все более скрытными, двигались тише и быстрее, получили благодаря достижениям ядерной физики неограниченную автономность.

Морская авиация

Противолодочный вертолёт NHI NH90

  • 3-я морская авиационная эскадра «Граф Цеппелин» (нем. Marinefliegergeschwader 3 «Graf Zeppelin»)
  • 5-я морская авиационная эскадра (нем. Marinefliegergeschwader 5)
Тип Производство Назначение Количество Примечания
Lockheed P-3C «Orion»  США Патрульный самолёт 8
Breguet Br.1150 «Atlantique» Франция Разведывательный самолёт 2
Dornier Do 228LM Германия Наблюдательный самолёт 2
Westland «Sea Lynx» Mk.88A Великобритания Противолодочный вертолёт 22
Westland «Sea King» Mk.41 Великобритания Поисково-спасательный, транспортный вертолёт 21
NHI NH90 Евросоюз Многоцелевой вертолёт 25

Действия флота

  • Присутствие в водах вокруг Испании во время гражданской войны (1936—1939).
  • Битва за Атлантику (1939—1945):

    • подводная лодка U-29 топит HMS Courageous (сентябрь 1939 г.);
    • подводная лодка U-47 топит HMS Royal Oak (октябрь 1939 г.);
    • Битва у Ла-Платы: тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» затоплен (декабрь 1939 г.);
    • Датско-Норвежская операция: тяжёлый крейсер «Блюхер» потоплен (апрель — июнь 1940 г.);
    • Бой в Норвежском море: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» топят HMS Glorious (июнь 1940 г.);
    • Сражение в Датском проливе: линкор «Бисмарк» топит HMS Hood, и в ходе последующего преследования силами британского флота через 3 дня гибнет сам (май 1941 г.);
    • Противодействие арктическим конвоям:
      • Операция «Цербер» (февраль 1942 г.),
      • Конвой QP-11: эсминцы Z-7 (в результате дальнейшего боя потоплен), Z-24 и Z-25 топят советский транспорт «Циолковский» (2847 брт), и совместно с подводной лодкой U-456 наносят критические повреждения HMS Edinburgh (195 548 унций золота на борту), приведшие к его последующему потоплению (май 1942 г.),
      • Операция «Ход конём» (июнь — июль 1942 г.),
      • Операция «Вундерланд» (август 1942 г.),
      • Бой в Баренцевом море (декабрь 1942 г.),
      • Операция «Цитронелла» (сентябрь 1943 г.),
      • Бой у Нордкапа: линкор «Шарнхорст» потоплен (декабрь 1943 г.);
    • «Чёрный май»: Германией потеряно 43 подлодки (май 1943 г.);
    • Операции Королевских ВВС Paravane, Obviate и Catechism: линкор «Тирпиц» потоплен (сентябрь — ноябрь 1944 г.).
  • Балтийское море:
  • Средиземноморский театр (до мая 1944 г.):

    • подводная лодка U-331 топит HMS Barham (ноябрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-81 топит HMS Ark Royal (ноябрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-557 топит HMS <i>Galatea</i> (декабрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-73 топит HMS Eagle (август 1942 г.).
  • Рейдерство вспомогательных крейсеров:
  • Ликвидация флота (1945):
    • линкор «Гнейзенау», тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов», авианосец «Граф Цеппелин» — затоплены экипажем, тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» — потоплен (март — май 1945 г.);
    • Операция «Регенбоген» — затопление флота (в том числе более 200 субмарин).

Всего подлодками потоплено 2759 торговых судна и 148 кораблей союзников, в том числе 2 линкора, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца. В боевых походах погибло 630 подлодок Кригсмарине, 123 — в германских водах, 215 было уничтожено собственными командами, 38 списано из-за повреждений и износа, 11 переданы за границу, 153 достались союзникам.

Надводными кораблями Кригсмарине, среди прочего, были потоплены: 1 авианосец и 1 линейный крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Подводная сила

Главное преимущество субмарин в их скрытности. Подводные лодки могут незамеченными пересекать океаны, неожиданно появляться и наносить огромный урон без существенных расходов на оборону. У Германии эта часть ВМФ во многом компенсировала ограниченные возможности надводного флота.

Ключевой наработкой Карла Деница стало создание концепции, при которой субмарины действовали устойчивыми группами. Их стали называть “волчьими стаями”, а сами операции — “охотами”. Немецкие подводные лодки охотились на транспортные корабли своих противников, нарушая снабжение войск. Их цель – топить суда врагов быстрее, чем те их строят.

“Волчья стая” на рейде выстраивалась так, чтобы охватить как можно больший фарватер в ожидании конвоя противной стороны. Когда одна из подлодок обнаруживала приближение корабля, она отправляла сообщение в центр, и сама продолжала следовать за ним на безопасном удалении в надводном положении. Остальные “волки” в это время окружали конвой и начинали нападение. Действовали подводные лодки обычно по ночам и при численном преимуществе, поэтому итоги нападений для них были весьма успешными.

По разным оценкам германские субмарины отправили на дно от 2000 до 2800 кораблей торгового флота. Вместе со своими судами погибло больше 100 000 моряков.

Были и единичные диверсионные вылазки. Самая громкая из них – потопление британского линкора “Ройял Оук”. Большой военный корабль стоял в гавани Скапа-Флоу (Шотландия), пролив в которую перегораживали три блокшива. Лодка U-47 (нумерация у немецких субмарин была сквозной от U-1 до U-3530) успешно проникла к месту стоянки линкора, дала три торпедных залпа и вернулась на базу.

Впрочем, подводные лодки вовсе не были неуязвимы. Статистика их потерь наталкивает на мысль, что у немецкого командования они считались чуть ли не расходным материалом. Из походов не вернулось почти 800 субмарин, то есть 70 процентов всего подводного флота. Вместе с ними на дно отправились и 30 000 членов экипажей. Среди российских исследователей кригсмарине подлодки Гитлера иногда называли “Стальными гробами Рейха”. Со временем члены антигитлеровской коалиции отработали приемы противолодочной обороны, и о прошлых успехах немецким подводникам пришлось забыть. У Карла Деница в составе экипажей субмарин погибло двое сыновей и племянник.

Военный Флот Германии

Военно-морские силы Германии были созданы путем объединения фольксмарины (ВМС ГДР) и бундесмарины (ВМС ФРГ). Изначально ФРГ имела армию, превышающую по численности восточную Республику, а потому бундесмарина является основополагающей структурой, которая была образована в 50-х годах 20 века. В 1990 году численность обеих ВМС составляла 36 тысяч человек. В связи с прекращением холодной войны было принято решение сократить флот до 19 тысяч офицеров и солдат и снять с вооружения все тяжелые корабли. В 2012 году прошла еще одна реорганизация, согласно которой на флоте будет не более 14 тысяч военнослужащих.

В настоящий момент ВМФ Германии выполняет оборонительные функции, обеспечивает защиту своих интересов в мировом океане, а также используется в гуманитарных походах.

Структура и дислокация ВМС Германии

Военно-морской флот Германии включает две флотилии, расположенные в Балтийском и Северном морях. Пока существует 5 основных баз, за каждой из них закреплены определенные типы кораблей и морская авиация, однако часть из них также ожидает реструктуризации:

  • Балтийское море
    • Kiel – субмарины
    • Olpenitz – минно-тральные корабли
    • Warnemunde – до 2016 года ракетные катера
  • Северное море
  • Морская авиация – с 2012 года запущен процесс реорганизации большинства авиаполков по причине сокращения флота в целом.

Современные военно-морские силы Германии максимально оптимизированы и на данный момент включают всего 4 вида боевых кораблей, о которых будет рассказано ниже. Стоит отметить, что весь флот состоит из судов собственного производства.

Авианосцы

Единственный ударный авианосец «Граф Цеппелин» так и не был достроен в период Второй мировой войны. После поражения Германия более не решалась на строительство кораблей, используемых для атакующих маневров.

Подлодки

Дизель-электрические подводные лодки класса 212 А состоят на вооружении Германии с 2005 года. Из запланированных 8 судов в строю находится 6. Уникальность данных субмарин заключается в их легком корпусе, сделанном из стеклопластика. В результате они стали самыми бесшумными подлодками в мире, а в связи с отсутствием магнитных полей – их невозможно обнаружить при помощи радаров. Из вооружения на борту имеется ПКР «Тритон» и несколько видов торпед.

Линкоры

Линкоры времен Второй мировой войны принимали активное участие в сражениях, однако практически все из них к 1945 году были потоплены. Строительство новых линейных кораблей не начиналось, по причине отсутствия необходимости.

Фрегаты

Фрегаты представлены тремя классами:

  • «Бремен» – данные корабли создавались для борьбы с подлодками противника, ввиду реструктуризации флота их готовят к выводу из строя. На данный момент осталось 2 корабля. На борту находятся противокорабельные крылатые ракеты «Гарпун», ракета класса – «корабль-воздух» Sea Sparrow, ЗРК Mk-49 RAM.
  • «Бранденбург» – 4 судна, заменившие эсминцы класса 101/101А, включают в себя ПРК Exocet, ракеты класса «воздух-воздух» Sea Sparrow и Mk-49 RAM. Также на борту находится 2 многоцелевых вертолета Уэстленд «Линкс».
  • «Саксония» – последняя разработка фрегатов, в строю находится 3 из 4 запланированных кораблей. Имеет следующее вооружение:
    • Крылатые ракеты «Гарпун»;
    • ВПУ Mk 41 Mod;
    • Ракеты Sea Sparrow;
    • Авиация: вертолеты Уэстленд «Линкс» и NH90.

Катера

С 2012 по 2016 годы были списаны последние ракетные катера типа 143А «Гепард» в количестве 10 единиц. Такие серьезные сокращения связаны с урезанием расходов на немецкую армию и переориентацию на НАТО. Десантные судна были списаны еще в 50-х годах прошлого столетия.

Тральщики

Противоминные судна – тральщики представлены следующими типами:

  • Тип 352 Энсдорф;
  • Тип 333 Кульмбах;
  • Тип 332 Франкенталь.

Общее количество составляет 19 судов, которые несут в себе пушки Bofors, Mauser и другие. Данные корабли выполняют в основном исследовательские задачи.

Корветы

Корветы представлены 5 кораблями типа «Брауншвейг» (К130), которые были созданы в начале 21 века. На борту находится вертолет NH90, зенитно-ракетный комплекс RIM-116A, противокорабельные ракеты RBS-15 и торпеды MU-90.

Подводные лодки Второй мировой войны, СССР

Фото героев-североморцев Лунина, Маринеско, Старикова печатали не только советские газеты, но и иностранные. Подводники были настоящими героями. Кроме этого наиболее успешные командиры советских субмарин становились личными врагами самого Адольфа Гитлера, и лучшего признания им не требовалось.

Огромную роль в морской битве, развернувшейся на северных морях и в Черноморском бассейне, сыграли советские подводные лодки. Вторая мировая война началась в 1939 году, а в 1941-м гитлеровская Германия напала на СССР. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:

  1. ПЛ «Декабрист». Серия (кроме титульной единицы еще две — «Народоволец и «Красногвардеец») заложена в 1931 году. Полное водоизмещение — 980 т.
  2. Серия «Л» — «Ленинец». Проект 1936 года, водоизмещение — 1400 тонн, корабль вооружен шестью ТА, в боезапасе 12 торпед и 20 морских мин, два орудия (носовое — 100 мм и кормовое — 45 мм).
  3. Серия «Л-XIII» водоизмещением 1200 т.
  4. Серия «Щ» («Щука») водоизмещением 580 тонн.
  5. Серия «С», 780 т, вооружена шестью ТА и двумя орудиями — 100 мм и 45 мм.
  6. Серия «К». Водоизмещение — 2200 т. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла (надводное положение) и 10 узлов (подводное положение). Лодка океанского класса. Вооружена шестью торпедными аппаратами (6 ТА носовых и 4 кормовых).
  7. Серия «М» — «Малютка». Водоизмещение — от 200 до 250 т (в зависимости от модификации). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 ТА, автономность — 2 недели.

Воинские звания

Офицеры (Offiziere)

  • Флаг-офицеры (Flaggoffiziere)

    • Гросс-адмирал (Großadmiral)
    • Генерал-адмирал (Generaladmiral)
    • Адмирал (Admiral)
    • Вице-адмирал (Vizeadmiral)
    • Контр-адмирал (Konteradmiral)
    • Коммодор (Kommodore)
  • Штаб-офицеры (Stabsoffiziere)

    • Капитан цур зее (Kapitän zur See)
    • Фрегаттен-капитан (Fregattenkapitän)
    • Корветтен-капитан (Korvettenkapitän)
  • Капитан-лейтенанты (Kapitänleutnante)

    Капитан-лейтенант (Kapitänleutnant)

  • Лейтенанты (Leutnante)

    • Обер-лейтенант цур зее (Oberleutnant zur See);
    • Лейтенант цур зее (Leutnant zur See).

Унтер-офицеры (Unteroffiziere)

  • Старшие унтер-офицеры (Unteroffiziere mit Portepee)

    • Штабс-обер-боцман (Stabsoberbootsmann)
    • Обер-боцман (Oberbootsmann

      Обер-фенрих цур зее (Oberfähnrich zur See)

      )

    • Штабс-боцман (Stabsbootsmann)
    • Боцман (Bootsmann)
  • Младшие унтер-офицеры (Unteroffiziere ohne Portepee)

    • Обер-мат (Obermaat)

      Фенрих цур зее (Fähnrich zur See)

    • Мат (Maat)

Нижние чины (Mannschaften)

  • Матрос-обер-штабс-ефрейтор (Matrosenoberstabsgefreiter)
  • Матрос-штабс-ефрейтор (Matrosenstabsgefreiter)
  • Матрос-гаупт-ефрейтор (Matrosenhauptgefreiter)
  • Матрос-обер-ефрейтор (Matrosenobergefreiter)
  • Матрос-ефрейтор (Matrosengefreiter)
  • Матрос (Matrose

    Зее-кадет (Seekadett)

    )

Действия флота

  • Присутствие в водах вокруг Испании во время гражданской войны (1936—1939).
  • Битва за Атлантику (1939—1945):

    • подводная лодка U-29 топит HMS Courageous (сентябрь 1939 г.);
    • подводная лодка U-47 топит HMS Royal Oak (октябрь 1939 г.);
    • Битва у Ла-Платы: тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» затоплен (декабрь 1939 г.);
    • Датско-Норвежская операция: тяжёлый крейсер «Блюхер» потоплен (апрель — июнь 1940 г.);
    • Первый и Второй бой у Нарвика: немцы теряют 10 эсминцев и 1 подводную лодку. Потери флота Великобритании — 2 эсминца потоплено, 4 повреждено (10, 13 апреля 1940 г.);
    • Бой в Норвежском море: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» топят HMS Glorious (июнь 1940 г.);
    • Сражение в Датском проливе: линкор «Бисмарк» топит HMS Hood, и в ходе последующего преследования силами британского флота через 3 дня гибнет сам (май 1941 г.);
    • Противодействие арктическим конвоям:
      • Операция «Цербер» (февраль 1942 г.),
      • Конвой QP-11: эсминцы Z-7 (в результате дальнейшего боя потоплен), Z-24 и Z-25 топят советский транспорт «Циолковский» (2847 брт), и совместно с подводной лодкой U-456 наносят критические повреждения HMS Edinburgh (195 548 унций золота на борту), приведшие к его последующему потоплению (май 1942 г.),
      • Операция «Ход конём» (июнь — июль 1942 г.),
      • Операция «Вундерланд» (август 1942 г.),
      • Бой в Баренцевом море (декабрь 1942 г.),
      • Операция «Цитронелла» (сентябрь 1943 г.),
      • Бой у Нордкапа: линкор «Шарнхорст» потоплен (декабрь 1943 г.);
    • «Чёрный май»: Германией потеряно 43 подлодки (май 1943 г.);
    • Операции Королевских ВВС Paravane, Obviate и Catechism: линкор «Тирпиц» потоплен (сентябрь — ноябрь 1944 г.).
  • Балтийское море:
  • Средиземноморский театр (до мая 1944 г.):

    • подводная лодка U-331 топит HMS Barham (ноябрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-81 топит HMS Ark Royal (ноябрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-557 топит HMS Galatea (декабрь 1941 г.);
    • подводная лодка U-73 топит HMS Eagle (август 1942 г.).
  • Рейдерство вспомогательных крейсеров:
  • Ликвидация флота (1945):
    • линкор «Гнейзенау», тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов», авианосец «Граф Цеппелин» — затоплены экипажем, тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» — потоплен (март — май 1945 г.);
    • Операция «Регенбоген» — затопление флота (в том числе более 200 субмарин).

Всего подлодками потоплено 2759 торговых судна и 148 кораблей союзников, в том числе 2 линкора, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца. В боевых походах погибло 630 подлодок Кригсмарине, 123 — в германских водах, 215 было уничтожено собственными командами, 38 списано из-за повреждений и износа, 11 переданы за границу, 153 достались союзникам.

Надводными кораблями Кригсмарине, среди прочего, были потоплены: 1 авианосец и 1 линейный крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Вкратце о подцикле

Все началось случайно, с пары слов во время общения с одним уважаемым коллегой. Я не планировал пока что заниматься вопросом Первой мировой войны в своем АИ-мире России Прагматической II, но так получилось, что к вопросу этому возник большой-большой интерес, причем не у меня одного, и все заверте…. В общем, тут наклевывается большой-большой подцикл в рамках этой АИшки, посвященный ходу войны, в соавторстве с другим коллегой, которого я пока не буду называть без его разрешения, но проект воистину огромный. И, как оказалось, этот подцикл потребовал еще одного под-подцикла – по основному составу флотов воюющих стран, так как без этой информации прикидывать перспективы войны на море крайне затруднительно. А изменения в мире АИ уже, так или иначе, затронули все государства и флоты мира, и потому полное повторение реального состава представляется мне уже невозможным. Изменения неизбежно будут, и необходимо расписать их всех как можно более подробно, а также обосновать рост военных расходов, или хотя бы пояснить, откуда деньги на подобные изменения. Именно этому и будет посвящен сей цикл.

Сразу же замечу, что, несмотря на размах «как можно более подробно», пока что этот под-подцикл будет носить достаточно общий вид. Не будет детального прорисовывания каждого класса кораблей; не будет детального расписывания всех ТТХ АИшныхь боевых единиц. Все АИ-корабли будут сопровождаться иллюстрациями кораблей, которые или близки концептуально, или послужили основой для разработки чернового проекта корабля. В дальнейшем это не исключает отдельных постов по отдельным классам кораблей – но их наличие абсолютно не гарантируется. Будут расписаны представители тех или иных серий – но и там возможны определенные условности, и в будущем, скорее всего, туда будут вноситься определенные коррективы. В первую очередь акцент будет сделан на кораблях первых рангов – линкорах, броненосцах, линейных и броненосных крейсерах. В отдельных случаях детальнее будут рассмотрены корабли других классов. Легкие крейсера, эсминцы, тральщики и подводные лодки будут детальнее прорабатываться хотя бы в рамках определения их количества в будущем, по мере более детальной проработки морской компоненты вопроса АИ-ПМВ. Так как агрессором, определяющим все прочее фактором в мире станет Союз Центральных держав, то именно с рассмотрения его стран будет начат этот под-подцикл. И, само собой, в первую очередь будет рассмотрено государство, которое де-факто его возглавляет – Второй Рейх, он же Германская империя, с его могучим Кайзерлих Марине.

Воинские звания

Офицеры (Offiziere)

  • Флаг-офицеры (Flaggoffiziere)

    • Гросс-адмирал (Großadmiral)
    • Генерал-адмирал (Generaladmiral)
    • Адмирал (Admiral)
    • Вице-адмирал (Vizeadmiral)
    • Контр-адмирал (Konteradmiral)
    • Коммодор (Kommodore)
  • Штаб-офицеры (Stabsoffiziere)

    • Капитан цур зее (Kapitän zur See)
    • Фрегаттен-капитан (Fregattenkapitän)
    • Корветтен-капитан (Korvettenkapitän)
  • Капитан-лейтенанты (Kapitänleutnante)

    Капитан-лейтенант (Kapitänleutnant)

  • Лейтенанты (Leutnante)

    • Обер-лейтенант цур зее (Oberleutnant zur See);
    • Лейтенант цур зее (Leutnant zur See).

Унтер-офицеры (Unteroffiziere)

  • Старшие унтер-офицеры (Unteroffiziere mit Portepee)

    • Штабс-обер-боцман (Stabsoberbootsmann)
    • Обер-боцман (Oberbootsmann

      Обер-фенрих цур зее (Oberfähnrich zur See)

      )

    • Штабс-боцман (Stabsbootsmann)
    • Боцман (Bootsmann)
  • Младшие унтер-офицеры (Unteroffiziere ohne Portepee)

    • Обер-мат (Obermaat)

      Фенрих цур зее (Fähnrich zur See)

    • Мат (Maat)

Нижние чины (Mannschaften)

  • Матрос-обер-штабс-ефрейтор (Matrosenoberstabsgefreiter)
  • Матрос-штабс-ефрейтор (Matrosenstabsgefreiter)
  • Матрос-гаупт-ефрейтор (Matrosenhauptgefreiter)
  • Матрос-обер-ефрейтор (Matrosenobergefreiter)
  • Матрос-ефрейтор (Matrosengefreiter)
  • Матрос (Matrose

    Зее-кадет (Seekadett)

    )

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector