Кафка, франц

План работ

Хотя Кафка стремился зарабатывать на жизнь, он также вкладывал себя в свои писательские работы. старый друг по имени Макс Брод сыграл решающую роль в поддержке литературного произведения Кафки как в течение его жизни, так и спустя долгое время.

Знаменитость Кафки как писателя появилась только после его смерти. Во время своей жизни он опубликовал лишь небольшая часть его общей работы.

Его самый популярный и пользующийся спросом рассказ «Метаморфоза» был закончен в 1912 году и опубликован в 1915 году. История была написана с третьего этажа Кафки. номер, из которого открывается прямой вид на реку Влтаву и ее платный мост.

«Я долгое время стоял у окна, — писал он в своем дневнике в 1912 году, — и меня часто искушал удивить сборщик пошлин на мосту внизу моим прыжком. »

Кафка продолжил: Метаморфоза «с Посредничеством», сборник рассказов, в 1913 году, и «Перед законом», притча в его романе «Суд», написанном между 1914 и 1915 годами.

Даже с ухудшением здоровья Кафка продолжал писать. В 1916 году он завершил «Суждение», в котором прямо говорилось об отношениях, которые он разделял со своим отцом. Более поздние работы включали «В исправительной колонии» и «Сельский врач», оба были закончены в 1919 году.

В 1924 году больной, но все еще работающий Кафка закончил «Художник голода»,в которой четыре рассказа, которые демонстрируют лаконичный и ясный стиль, который отмечал его написание в конце его жизни.

Но Кафка, все еще живущий с демонами, которые изводили его неуверенность в себе, не хотел выпускать его работа над миром. Он попросил Брода, который выступал в качестве своего литературного исполнителя, уничтожить любые неопубликованные рукописи.

К счастью, Брод не придерживался желаний своего друга и в 1925 году опубликовал «Испытание», темную, параноидальную историю, доказавшую быть самым успешным романом автора. Сюжет рассказывает о жизни Джозефа К., который вынужден защищать себя в безнадежной судебной системе от преступления, которое никогда не раскрывается ни ему, ни читателю.

В следующем году Брод выпустил The Замок,который снова выступил против безликой и доминирующей бюрократии. В романе главный герой, которого читатель знает только как К., пытается встретиться с таинственными властями, которые правят его деревней.

В 1927 году был опубликован роман «Америка». История повествует о мальчике Карле Россманне, которого его семья отправляет в Америку, где его невинность и простота используются везде, где он путешествует. Америка сталкивалась с теми же проблемами отца, которые были распространены во многих других работах Кафки. Но эта история также говорила о любви Кафки к путешествиям и мемуарам (он обожал «Автобиографию Бенджамина Франклина») и его стремлении увидеть мир.

В 1931 году Брод опубликовал рассказ «Великий». Китайская стена «, которую Кафка изначально создал 14 лет назад.

1

Владимир Набоков утверждает: «У Гоголя и Кафки абсурдный герой обитает в абсурдном мире». Однако, к чему нам жонглировать термином «абсурдный»? Что он выражает? Чем он нам поможет? В терминах объясняют, вернее  пытаются объяснить, живут же  в реальности и… в воображении, которым термины противопоказаны. Термины  вроде пришпиленных к стенду бабочек или жуков  при помощи булавки любознательного энтомолога. А энтомолог оказал писателю Владимиру Набокову плохую услугу при анализе новеллы транца Кафки «Превращение». Набоков изо всех сил пытается сконструировать физический облик Грегора Замзы в ипостаси жука, посвятил этому столь много времени и сил, что практически оставил за пределами своей трактовки душу произведения. Думаю, что, будь Набоков по профессии или образованию инженером-электриком или  механиком, он обошелся бы с новеллой более бережно и даже  более пристально.

Любование собой, любимым, мешает Владимиру Набокову, то есть, нет  нам, читателям и «Превращения» и аналитической работы знаменитого стилиста. В данном случае он не избежал некоей тенденциозности, столь им презираемой.

Удивительнее всего, что Набоков не вспомнил при этом сказки «Аленький цветочек» («Красавица и чудовище»), а ведь «Превращение»  тот же «Аленький цветочек», только  с точностью до наоборот.

Чем отличается читатель от исследователя. Читатель (простите за тавтологию!) читает, исследователь  вчитывается. Читатель  впитывает, исследователь отстраняется и рассматривает интересующий его предмет при помощи неоднократного увеличения лупы, тем самым чаще всего преувеличивая именно «Неправду» художественного произведения, а ведь сосредоточиться на побочном его аспекте  это и есть неправда анализа. Окольных путей  именно потому, что все они неправильные, бесконечное множество. Набоков как бы забывает об авторе новеллы, словно она родилась сама по себе, при помощи бога из машины, а не из мучительно  подвижнической жизни Франца Кафки. Может быть, все гораздо проще, и энтомологическая перлюстрация «Жука» вообще безнадежна.

Сохранение детской ситуации

В характере Кафки странно то, что он в общем-то хотел, чтобы отец понял его и примирился с детскостью его чтения, а позже — с занятиями литературой, чтобы ее не выбрасывали за пределы общества взрослых, поскольку только она нерушима и с самого детства нерасторжима с сущностью и особенностью бытия Кафки. Отец был человеком властным, для него выгода ограничивалась ценностями непосредственного действия; отец означал главенство цели над текущей жизнью — принцип, которого придерживается большинство взрослых людей. Кафка жил по-ребячески, как любой настоящий писатель, руководимый сиюминутным желанием. Он действительно подвергался пытке кабинетной работы и постоянно жаловался либо на тех, кто принудил его к такому труду, либо на несчастную судьбу. Он все время чувствовал, что отринут обществом, его эксплуатировавшим, но не придавал значения (считал ребячеством) тому, чем он был в глубине самого себя, и чему он отдавался с исключительной страстью. Отец отвечал ему глухим непониманием, естественным для мира деятельности. В 1919 году Франц Кафка написал, но, к счастью, видимо, не отправил отцу письмо, отрывки из которого нам известны: «Я был беспокойным, но упрямым, как все дети; моя мать, вероятно, баловала меня. Несмотря на то, что со мной было сложно, я не думаю, чтобы приветливое слово, молчаливое пожатие руки, добрый взгляд не могли сделать из меня что угодно. Ты можешь обращаться с ребенком только согласно своей собственной натуре — отсюда и насилие, и взрывы негодования, и гнев… Ты сам добился высокого положения, и поэтому твоя вера в собственные силы была безгранична… В твоем присутствии я начинал заикаться… Рядом с тобой я потерял веру в себя, но приобрел ощущение своей безграничной виновности. Вспоминая об этом безграничном ощущении, я как-то раз написал об одном человеке: «Он боялся, что останется только страх…» Во всех написанных мною книгах речь шла о тебе, я проливал там слезы, которые не смог выплакать у тебя на груди. Это было освобождением от тебя, намеренно долго затянутым…»

Все свои произведения Кафка хотел озаглавить: «Искушение вырваться из-под отцовского влияния». Но мы не должны забывать, что Кафка не хотел вырваться оттуда по-настоящему. Он хотел жить там как изгой. Он с самого начала знал, что его изгнали. Не кто-то и не он сам. Просто он вел себя так, что становился невыносим для мира заинтересованной деятельности, мира промышленности и торговли; он желал остаться в ребячестве грез.

Бегство, о котором идет речь, существенно отличается от того, каким его представляют в литературно-критических статьях — это скорее неудавшаяся попытка сбежать, попытка, обреченная на провал и к нему стремящаяся. Банальное бегство сводится к компромиссу и кривлянью, если ему не хватает чувства глубокой вины, преступления нерушимого закона, ясного и безжалостного самосознания. Беглец, попавший на страницы статей, — дилетант, он доволен и развлекается, но он еще не свободен в высшем понимании этого слова, когда свобода самовластна. Чтобы быть свободным, ему нужно было, чтобы господствующее общество признало его таковым.

В ветхой феодальной Австрии единственным обществом, которое могло бы признать юного еврея, был круг деловых знакомых отца, не допускавших завихрений сноба, влюбленного в литературу. В среде, где уверенно утверждался и властвовал отец Франца, царило суровое соперничество в работе, исключавшей капризы и ограничивающей рамками детства дозволенное ребячество, до определенных границ умилительное, но в принципе осуждаемое. Позицию Кафки нужно было уточнить, а ее крайности — осудить. Кафку должна была признать власть, абсолютно не расположенная его признавать (потому что он раз и навсегда решил, что ей не уступит), а у него не было никогда даже малейшего намерения ни свергнуть эту власть, ни бороться с ней. Он не желал бороться с отцом, лишающим его жизненных сил, однако сам не хотел быть ни отцом, ни взрослым. Он по-своему вел смертельную битву, чтобы войти в отцовское общество полноправным членом, но согласился бы на это при одном условии — остаться таким же безответственным ребенком, как раньше.

1 далее >

Нужно ли жечь Кафку?

До последних дней Кафка, как мне кажется, пребывал в нерешительности. Сначала он эти книги написал. Впрочем, следует уяснить, что между моментом написания рукописи и той минутой, когда принимается решение ее сжечь, проходит некоторое время. Он все-таки принял промежуточное решение, поручив совершить аутодафе одному из своих друзей, но получил отказ.

Умирая, Кафка объявил о своей воле, которая должна была быть неукоснительно выполнена: сжечь все, что после него осталось.

Как бы то ни было, идея сжечь Кафку, даже если она смахивала на провокацию, вполне укладывалась в логику коммунистов. Воображаемое пламя помогает лучше понять, что книги и предметы, предназначенные, по правде говоря, для костра, существуют, чтобы исчезнуть; они как бы уже уничтожены.

Вальтер Беньямин

Франц Кафка

< назад 6 далее >

«Захожу в свою каморку
В предвечерней полутьме,
Там горбатый человечек
Вроде как смеется мне»104.

Этот смех  смех Одрадека, про который сказано: «Он звучит примерно как шорох в палой листве»105.

«Только преклоню колени,
Чтоб молитву сотворить,
А горбатый человечек
Вроде как давай просить
Помолись, дитя, от веку
За горбатого калеку»

Так кончается народная песня. В своих глубинах Кафка досягает до первооснов, которых ему не обеспечит ни «мифический дар предвидения», ни «экзистенциальная теология»106. Это первоосновы народности  как немецкой, так и еврейской. Даже если сам Кафка и не молился,  чего мы не знаем,  ему было в высшей степени присуще то, что Мальбранш называет «природной молитвой души»,  дар внимания

И в это внимание он, как святые в молитву, вобрал всякую тварь живую.

Критика

Могила писателя на Новом еврейском кладбище в Праге. На иврите указано: Аншл сын Геныха Кафки и Этл; ниже — отец: Геных (һеных) сын Якова Кафки и Фрадл, мать: Этл, дочь Якова Леви и Гуты

Множество критиков пыталось объяснить смысл текстов Кафки, исходя из положений тех или иных литературных школ — модернизма, «магического реализма» и др. Безысходность и абсурд, пронизывающие его творчество, характерны для экзистенциализма. Некоторые пытались отыскать влияние марксизма на его бичующую бюрократизм сатиру в таких произведениях, как «В исправительной колонии», «Процесс» и «Замок».

Другие рассматривают его произведения через призму иудаизма (так как он был евреем и проявлял некоторый интерес к еврейской культуре, который, впрочем, развился лишь в поздние годы жизни писателя) — несколько проницательных замечаний по этому поводу сделал Хорхе Луис Борхес. Были попытки осмысления и через фрейдистский психоанализ (в связи с напряжённой семейной жизнью автора), и через аллегории метафизического поиска Бога (поборником такого подхода был Томас Манн), но вопрос остаётся открытым и поныне.

Смерть

Кафка страдал от ряда хронических заболеваний. Кроме туберкулеза его мучали мигрень, бессонница, запоры и другие болезни. Свое здоровье он поправлял вегетарианской диетой, физическими упражнениями и употреблением обильного количества парного молока.

Тем не менее, ничего из перечисленного так и не помогло писателю избавиться от недугов. В 1923 г. он отправился в Берлин вместе с некой Дорой Диамант, где планировал сосредоточиться исключительно на писательской деятельности. Здесь его здоровье еще больше ухудшилось.

По причине прогрессирующего туберкулеза гортани мужчина испытывал такие сильные боли, что не мог принимать пищу. Франц Кафка умер 3 июня 1924 года в возрасте 40 лет. Причиной его кончины, очевидно, было истощение.

Кафка, земля обетованная и революционное общество

Кафка возможно был самым хитрым писателем — во всяком случае он не дал себя провести… В отличие от позиции многих его современников, для него «быть писателем» значило то, к чему он стремился. Он понял, что литература и то, что он хотел, не давали ему ожидаемого удовлетворения, но тем не менее он продолжал писать. Сказать, что литература его разочаровала, было бы неверным. То есть, если сравнивать ее с другими целями, она его не разочаровала. Она была для него тем, чем для Моисея стала земля обетованная.

Кафка сказал о Моисее: «То, что ему пришлось увидеть землю обетованную лишь накануне смерти, представляется неправдоподобным. Единственный смысл этой высшей перспективы — понять, насколько человеческая жизнь является лишь одним кратким мгновением; такая жизнь (ожидание земли обетованной) могла бы длиться бесконечно, но всегда кончалась бы одним мгновением. Моисей не пришел в Ханаан не потому, что его жизнь была слишком короткой, но потому, что она была жизнью человека». Это разоблачение тщетности не только того или иного блага, но всех целей, тоже лишенных смысла: цель всегда безнадежно плавает во времени как рыба в воде, как некая точка движется во вселенной: ведь речь идет о человеческой жизни.

Можно ли представить себе что-либо столь же несообразное с коммунистической позицией? Мы вправе сказать, что коммунизм есть действие в полном смысле этого слова, действие, изменяющее мир. Здесь цель — измененный мир, размещенный во времени, а именно в будущем, — подчиняет себе существование и деятельность данного момента, смысл коей лишь в стремлении к определенной цели — миру, нуждающемуся в изменении. Здесь у коммунистов не возникает никаких принципиальных трудностей. Человечество склонно подчинять настоящее время безусловной власти императивной цели. Никто не сомневается в ценности действия и не посягает на его истинную власть.

Остается одна незначительная оговорка: мы сами себе говорим, что действие никогда не мешало жить… Так, единственной заботой мира действия была определенная цель. Цели различны по намерениям, но при их разнообразии и даже противоположности всегда еще остается индивидуально выбранный путь. Только по дури или по недомыслию можно отказаться от одной цели, не имея перед собой другой, более достойной. Сам Кафка сначала дает понять, что над Моисеем смеялись, так как, согласно предсказанию, он должен был умереть в тот момент, когда достигнет цели. Однако он логично добавляет далее, что истинная причина его разочарования кроется в его «человеческой жизни». Цель помещена во время, а время ограничено — одно это привело Кафку к тому, чтобы считать цель в себе иллюзией.

Все это настолько парадоксально и настолько идет вразрез с коммунистической позицией (позиция Кафки не просто противоположна политическим устремлениям к тому, чтобы ничего не имело значения, если только не происходит революция), что мы обязаны рассмотреть проблему дважды.

Краткое генеалогическое древо семьи Кафка

В семье Кафка как единственный сын занимал привилегированное положение, в соответствии с господствующими в те времена порядками в буржуазных семьях. В отличие от своих сестер он посещал немецко-говорящую гимназию и имел относительную свободу выбора предметов изучения и будущей профессии. Его социальные контакты, тем не менее, контролировались так же строго, как и контакты его сестер.

С родителями, в квартире которых он жил до достижения 31 года, у Кафки сложились внешне амбивалентные, напряженные отношения. С одной стороны, ему всегда давали понять, что ему «слишком хорошо» живется, и он совсем не знает проблем, которые могут встретиться в жизни; с другой стороны, родители не проявляли интереса ни к чему, что выходило за рамки его материального обеспечения. Поэтому Франц всю жизнь мучился чувством вины перед родителями и всем семейным кланом, что он сам ничего не мог им дать. Несмотря на то, что в практических решениях он остался непреклонным, его отец требовал, чтобы он стал предпринимателем, а также пытался предостеречь его от помолвки с Юлией Вохрьщек, — он не смог избавиться от страха негативной родительской оценки всю жизнь, даже когда встречал их требования с холодной головой.

До самого зрелого возраста Кафка пытался переработать этот конфликт. Почти все его труды насыщены проблемами зависимости и психической фиксации на властных авторитетах; Приговор и Превращение демонстрируют даже эксплицитно отвержение сына собственными родителями. Попытки Кафки отделиться от родителей, чтобы стать более свободным привели лишь к неблагоприятным обстоятельствам во время мировой войны. А его попытка решить проблему невыносимого напряжения при помощи подробного, обстоятельного Письма к отцу, также не увенчалась успехом.
Только совместное проживание с Оттлой в Цюрау, длительные пребывания в санаториях и курсах реабилитации и наконец переезд в Берлин принесли определенное облегчение. До самых последних недель своей жизни Кафка строго следил за тем, чтобы родители сохраняли определенную дистанцию и не вмешивались в его решения.

У Кафки было три сестры и два брата, последние умерли во младенчестве.

  • Отец Франца, Герман Кафка (1852-1931), был четвертым ребенком Якоба Кафки, шойхет или ритуальным мясником в Осеке, чешской деревни с еврейским населением, расположенной у Стракониц в Южной Чехии. После переезда в Прагу работал мелким коммерсантом, после чего открыл лавку и стал торговать одеждой и другой галантереей. В его лавке работали до 15 человек, что являлось поводом гордиться своим социальным статусом, который был для него так важен. Использовал образ птицы галки (Kafka — «галка» по-чешски) в качестве логотипа своего бизнеса. Подробная биография Германа Кафки →

  • Мать Франца, Юлия Леви (1856-1934), была дочерью Якова Леви, преуспевающего розничного торговца в Подебрады, и была лучше образована, чем ее муж. Юлия познакомилась с Германом уже в Праге, через брачное агентство. Не без помощи приданного Юлии Герман смог открыть галантерейную лавку и успешно вести в ней бизнес. Подробная биография Юлии Леви →

  • Старшая дочь в семье Кафки, Элли Кафка (1889-1942), ходила в школу, а затем в пансионат для девочек. Более тесные отношения с братом у нее завязались только после замужества. Франц Кафка впоследствии активно принимал участие в воспитании троих своих племянников. Подробная биография Элли Кафки →

  • Через год после рождения Элли в семье Кафки родилась Валери, будучи взрослой — Валли Кафка (1890-1942). Валли — единственная из детей, у которой складывались нормальные отношения с отцом. К сожалению, мало что известно об отношениях Франца и Валли. Биография Валли Кафки →

  • Оттла Кафка

    Оттилия, будучи взрослой — Оттла Кафка (1892-1942), была самой младшей сестрой Франца Кафки. С Оттлой у Франца были наиболее близкие отношения среди всех сестер. Франц также помогал и принимал активное участие в воспитании обеих племянниц. Биография Оттлы Кафки →

О Кафке

  • Хорхе Луис Борхес. Кафка и его предшественники
  • Теодор Адорно. Заметки о Кафке
  • Валерий Белоножко. Невеселые заметки о романе «Процесс», Три саги о незавершенных романах Франца Кафки
  • Вальтер Беньямин. Франц Кафка
  • Макс Брод. Франц Кафка. Биография
  • Макс Брод. Послесловия и примечания к роману «Замок»
  • Макс Брод. Франц Кафка. Узник абсолюта
  • Макс Брод. Личность Кафки
  • Кэти Диамант. Последняя любовь Кафки: Тайна Доры Диамант / Пер. с англ. Л. Володарской, К. Лукьяненко. — М. Текст, 2008. — 576 с. ISBN 978-5-7516-0763-0
  • Альбер Камю. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки
  • Элиас Канетти. Другой процесс: Франц Кафка в письмах к Фелиции / Пер. с нем. М. Рудницкого. — М.: Текст, 2014. — 176 с. ISBN 978-5-7516-1182-8
  • Михаэль Кумпфмюллер. Великолепие жизни: Роман / Пер. с нем. М. Рудницкого. — М.: Текст, 2014. — 256 с. ISBN 978-5-7516-1222-1 (Об отношениях Кафки и Доры Диамант)
  • Юрий Манн. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь)
  • Дэвид Зейн Майровиц и Роберт Крамб. Кафка для начинающих
  • Владимир Набоков. «Превращение» Франца Кафки
  • Синтия Озик. Невозможность быть Кафкой
  • Жаклин Рауль-Дюваль. Кафка, вечный жених / Пер. с фр. Е. Клоковой. — М.: Текст, 2015. — 256 с. ISBN 978-5-7516-1113-2
  • Анатолий Рясов. Человек со слишком большой тенью
  • Натали Саррот. От Достоевского до Кафки
  • Эдуард Гольдштюкер. Na téma Franz Kafka — články a studie, 1964.
  • Гаральд Cалфеллнер. Франц Кафка и Прага. Литературный путеводитель. Виталис, Прага 2014. 120 с. ISBN 978-80-7253-307-7

Наследие

Невероятно, но во время его смерти имя Кафки было известно только небольшой группе читателей. Только после того, как он умер, и Макс Брод пошел против требований своего друга, Кафка и его работа получили известность. Его книги снискали популярность во время Второй мировой войны, особенно, и оказали большое влияние на немецкую литературу.

По мере того как 1960-е годы формировались, а Восточная Европа находилась под кулаком бюрократических коммунистических правительств, сочинение Кафки особенно сильно зацепило читателей , Сказки Кафки о людях и безликих организациях настолько оживили и оживили, что в английский лексикон был введен новый термин: «Кафка».

Мера привлекательности и ценности Кафки как писателя была количественно в 1988 году,когда его рукописная рукопись «Судебного разбирательства» была продана на аукционе за 1,98 миллиона долларов, тогда это была самая высокая цена, когда-либо заплаченная за современную рукопись.

Покупатель, западногерманский книготорговец, обрадовался после того, как его покупка была завершена , «Это, пожалуй, самая важная работа в немецкой литературе 20-го века, — сказал он, — и Германия должна была ее иметь».

Литература

Во время работы в ведомстве Франц занимался страхованием травматизма на производстве. Однако данная деятельность не вызывала у него никакого интереса, поскольку он испытывал отвращение к руководству, коллегам и даже клиентам.

Больше всего Кафка любил литературу, которая являлась для него смыслом жизни. Однако стоит признать тот факт, что благодаря стараниям писателя были улучшены условия труда на производстве в масштабах всего северного региона страны.

Руководство настолько ценило работу Франца Кафки, что около 5 лет не удовлетворяло прошение о выходе на пенсию, после обнаружения у него туберкулеза в середине 1917 г.

Когда Кафка написал ряд произведений он не решался отдавать их в печать, так как считал себя бездарем. Все рукописи писателя собирал его друг Макс Брод. Последний долго уговаривал Франца опубликовать его работы и через какое-то время добился своей цели.

В 1913 г. был издан сборник «Созерцание». Литературоведы отозвались о Франце как о новаторе, однако сам он критически относился к своему творчеству. При жизни Кафки были напечатаны еще 3 сборника: «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь».

И все же наиболее значительные произведения Кафки увидели свет уже после смерти автора. Когда мужчине было около 27 лет он вместе с Максом отправился во Францию, но уже спустя 9 дней был вынужден вернуться домой из-за резких болей в животе.

В скором времени Франц Кафка взялся за написание романа, который в конечном счете получил название – «Америка». Любопытно, что большую часть своих работ он писал на немецком, хотя прекрасно владел чешским. Как правило, его произведения были пропитаны страхом перед окружающим миром и высшим судом.

Когда в руках читателя оказывалась его книга, он также «заражался» тревогой и даже отчаянием. Являясь тонким психологом, Кафка тщательно описывал действительную реальность мира, задействуя яркие метафорические обороты.

Чего только стоит его знаменитая повесть «Превращение», в которой главный герой превращается в огромного насекомого. До своего преображения персонаж хорошо зарабатывал и обеспечивал семью, но когда он стал насекомым родственники отвернулись от него.

Их не волновал прекрасный внутренний мир персонажа. Родственников ужасала его внешность и невыносимые муки, на которые он их неосознанно обрек, включая потерю работы и неспособность ухаживать за собой

Любопытно, что Франц Кафка не описывает события, приведшие к такому превращению, обращая внимание читателя на сам факт произошедшего

Также после кончины писателя были изданы 2 фундаментальных романа – «Процесс» и «Замок». Справедливо заметить, что оба романа так и остались недописанными. Первый труд создавался в тот момент биографии, когда Кафка расстался с возлюбленной Фелицией Бауэр и рассматривал себя в качестве обвиняемого, который всем должен.

Накануне смерти Франц поручил Максу Броду сжечь все свои произведения. Его возлюбленная, Дора Диамант, действительно сожгла все работы Кафки какие у нее были. Но Брод ослушался воли покойного и опубликовал большую часть его трудов, которые в скором времени стали вызывать большой интерес в обществе.

КНИГИ И СТАТЬИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНО КАФКЕ

Эти исследования в настоящее время представляются абсолютно устаревшими, поскольку Кафка рассматривался исключительно в свете марксистско-ленинского «литературоведения». Все же они ценны тем, что из них можно было узнать очень много практической информации о неизданных еще произведениях, а также о биографии Кафки, и о тех значении и популярности, какие он имел в ином, цивилизованном мире.

Д. Затонский.

Смерть и рождение Франца Кафки.

Журнал «Иностранная литература», 1959, № 2.

Л. Копелев.

У пропасти одиночества. Ф. Кафка и особенности современного субъективизма.

В книге: Л. Копелев. Сердце всегда слева. Статьи и заметки о современной зарубежной литературе. Москва, «Советский писатель», 1960.

Родственны ли идеалы Ф. Кафки и Р. Домановича?

Вестник ЛГУ, 1963, № 14. Серия истории, языка и литературы, выпуск 3.

Д. Затонский.

Кафка без ретуши.

Журнал «Вопросы литературы», 1964, № 5.

Д. Затонский.

Франц Кафка и проблемы модернизма.

Первое издание: Москва, «Высшая школа», 1965.

Второе издание: Москва, «Высшая школа», 1972. (Дополненное)

Е. Книпович.

Франц Кафка.

Первое издание: Журнал «Иностранная литература», 1964, № 1.

Второе издание: В книге: Сила правды. Москва, «Советский писатель», 1965.

Третье издание: В книге: Ответственность за будущее. Москва, «Советский писатель», 1973.

Франц Кафка, его судьба, его творчество.

Журнал «Знамя», 1964, №№ 10-11.

Мир Кафки.

В книге: Ф. Кафка. Роман, новеллы, притчи. Москва, «Прогресс», 1965.

Творчество Ф. Кафки в свете действительности.

В книге: Современные проблемы реализма и модернизм. Москва, 1965.

Франц Кафка.

В книге: Б. Сучков. Лики времени. Москва, «Художественная литература», 1969.

Д. Затонский.

Несколько предварительных замечаний. (Предисловие к публикации «Из дневников Франца Кафки».)

Журнал «Вопросы литературы», 1968, № 2.

Как «укорачивают» человека. (Предисловие к публикации «Письма к отцу».)

Журнал «Звезда», 1968, № 8.

Философская проза Франца Кафки.

В книге: Вопросы эстетики. Выпуск 8. Москва, «Искусство» , 1968.

Э. Кош.

К черту Кафку! (Перевод с сербохорватского).

В книге: Современная литературная критика европейских социалистических стран. Москва, «Художественная литература», 1975.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector