Берлинский кинофестиваль
Содержание:
Немного истории
Сегодня Berlin Film Festival – это культурное событие интерконтинентального формата. Конкуренцию ему составляют только Венецианский и Каннский фестивали, размах и значимость которых сложно даже сравнивать.
Каждый год киноконкурс в Берлине превращает столицу Германии в самую популярную точку на карте мира. Местом его проведения является Дворец Берлинале, должность директора фестиваля занимает Дитер Косслик. Однако 2019 год, который ознаменовался 68-м проведением конкурса, стал последним в его карьере, которая длилась в рамках Берлинале ни много ни мало 17 лет.
О том, что реформа фестиваля давно назрела, стало понятно еще в прошлом году, когда 79 кинематографистов подписали совместное письмо, в котором говорилось о необходимости внесения изменений в концепцию и структуру конкурса.
Основателями фестиваля стали страны-союзники по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны: Франция, Великобритания и США. Именно под их управлением после капитуляции Германии находился Западный Берлин.
В год проведения самого первого конкурса премии присуждало исключительно немецкое жюри. В промежутке с 52-го по 55-й год решение выносилось на основании опросов публики и голосований, проводимых в международных изданиях. На тот момент призы вручались в следующих номинациях:
- лучший мюзикл;
- приключенческий фильм;
- драма;
- комедия.
Но уже с 1956 года призеры получают свои награды согласно решению международной команды судей. В этом же году фестиваль получил статус международного.
Награды и номинации
За фестиваль, который длится 10 дней, может быть показано до 350 картин. Их смотрят жюри вместе с 200 тысячами зрителей. Помимо самих конкурсов и наград в Берлинале существует «Международный форум молодого кино», «Форум нового кино». Там режиссёры и создатели фильмов могут поделиться идеями, обменяться опытом и даже договориться о сотрудничестве. В программе присутствуют и детские фильмы, которые также удостаиваются немалых наград.
Главная награда международного кинофестиваля в Берлине «Берлинале» — золотой медведь, который символизирует саму столице Германии, всю ее мощь и красоту. Он присуждается только поистине лучшим фильмам года. Второй почетной наградой считается серебряный медведь. Его могут дать по нескольким номинациям: лучшее режиссёрское решение, лучший актер кино, лучший саундтрек. Все зависит от выбора уважаемого жюри. И последняя награда — премия Альфреда Бауэра. Ее может получить только та картина, которая, по мнению жюри, открывает в кинематографе новые пути. Такие фильмы трогают душу, заставляют неординарно мыслить.
Остальные премии Берлинале не столь почетны, но тоже важны. Голубой Ангел, Бронзовый медведь, Премия жюри и многие другие вручаются на усмотрения комитета кинокритиков.
Открытием для Берлинского кинофестиваля стали 3D-фильмы. С 2011 года на их просмотр стал отводиться целый день. Режиссёры этих лент внесли безусловное новшество в Берлинале.
Награда Берлинале — золотой медведь
Советские и российские фильмы — призеры фестиваля
Главного приза — «Золотого медведя» — были удостоены два фильма: военная драма Ларисы Шепитько «Восхождение» (1977) и драма Глеба Панфилова «Тема» (1987).
Премией Альфреда Бауэра были отмечены картины «Слуга» Вадима Абдрашитова (1989), «Караул» Александра Рогожкина (1990) и «Бесконечность» Марлена Хуциева (1992).
«Золотого медведя» в конкурсе короткометражных фильмов получили мультфильм «Болеро» Ивана Максимова (1993) и ленты «Прибытие поезда» Андрея Железнякова (1996) и «Фараон» Сергея Овчарова (1999).
Короткометражный фильм-притча «Улыбка Будды» Баира Дышенова в секции «Поколение» получил «Стеклянного медведя» в 2009 году, а анимационный короткометражный фильм «Мой личный лось» Леонида Шмелькова — специальный приз жюри в 2014 году.
Почетным упоминанием жюри были отмечены ленты «Мужики» Искры Бабич (1982) и «Итальянец» Андрея Кравчука (2005), а также короткометражный мультфильм «Корова» Александра Петрова (1990).
История
Фестиваль проводится с 1951 года. Его учредителями стали союзники по Второй мировой войне — США, Великобритания и Франция, под чьим управлением после войны находился Западный Берлин. В первый год существования этого кинофестиваля премии вручало немецкое жюри, а в — гг. проводились опросы публики и голосование в иностранных журналах. Победители определялись по категориям «лучший мюзикл», «лучшая драма», «лучший приключенческий фильм» и «лучшая комедия».
С 1956 года решение о присуждении наград принимает международное жюри. Главным призом фестиваля является «Золотой медведь», присуждаемый за лучший фильм. «Серебряный медведь» присуждается в следующих номинациях: лучший режиссёр, лучший актёр, лучшая актриса, лучшая музыка и приз за выдающиеся достижения в области искусства. Премией Альфреда Бауэра отмечаются картины, «открывающие новые пути в киноискусстве». На «Берлинале-2006» впервые был вручен приз за лучший фильм-дебют.
В 1956 году «Берлинале» получил официальный статус международного кинофестиваля. В конкурсной программе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.
В рамках Берлинского киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок. В Берлине в наибольшей мере, чем на других фестивалях представлены фильмы категории «не для всех» — так называемое «интеллектуальное кино». Фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, режиссёров французской «новой волны» — Жан-Люка Годара, Клода Шаброля имели в разные годы большой успех на Берлинском кинофестивале.
Как правило, на «Берлинале» показывают около 350 фильмов, а посещают этот киносмотр порядка 150 тысяч зрителей.
В августе 2020 года организаторы Берлинского кинофестиваля объявили, что с 2021 года на смотре не будут вручаться отдельные призы лучшему актеру и лучшей актрисе. Вместо этого вводятся две новые награды — «Серебряные медведи» за лучшую главную роль и за лучшую роль второго плана. В заявлении также уточняется, что речь идет о призах, обладателей которых выбирает международное жюри основного конкурса Берлинского кинофестиваля. Новый — гендерно-нейтральный — статус фестиваля продолжает традицию его внимания к вопросам равенства. С 1987 года в рамках киносмотра вручается премия «Тедди» — за лучшие фильмы ЛГБТ-тематики.
Doc Station
Ten documentary makers develop their projects with international mentors, receive input from their global peers and present their material to industry representatives.
Life on Screen
Over the course of one week, participants attend an intensive project development day with their group followed by one-on-one meetings with a designated mentor. Throughout, they refine their project description and treatment in preparation for the public Talents Labs Presentation in front of industry guests at the European Film Market. Beyond that, they can take in the broader Summit programme of events.
MORE
Market Studio
Despite the financial risks involved, skilled distributors, sales agents and audience designers can recognise a unique and innovative film and help it reach new audiences.
At the Market Studio, respected industry experts share their insights into the multifaceted and rapidly changing world of film distribution. The workshops focus on how distributors, sales agents and audience designers can build their marketing, audience and curatorial strategies early on during the film production process — whether their intended outlet is the cinema, online arenas or a hybrid approach.
By examining recent case studies, exploring the European Film Market and connecting with filmmakers working on new projects, participants will be able to expand their network, compare online and offline distribution models from around the world and future-proof their own strategies.
Призы фестиваля
Главным для конкурсантов, которые на две недели съезжаются в Берлин, является признание и награды, которые вручаются победителям на основании решения компетентных экспертов. На сегодняшний день таких призов существует довольно много и не в одной номинации, поэтому шанс выделиться и запомниться есть у всех фильмов-участников.
Главные награды
Основной приз конкурса – «Золотой Медведь» (геральдический символ немецкого государства). Его получают победители в двух номинациях: «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший короткометражный фильм». Вторая номинация была введена в 1956 году. До этого короткометражки не удостаивались высшей награды.
В 1982 году был учрежден еще один главный приз – «За жизненные достижения».
Далее следует серия наград «Серебряный медведь»:
- Гран-при, который жюри вручает фильму, занявшему почетное второе место в конкурсном отборе. Награда была учреждена в 1965 году;
- «Лучшая режиссура» (с 1956 г.);
- «Лучшая актриса» (с 1956 г.);
- «Лучший актер» (с 1956 г.);
- «Лучшая короткометражная лента» (с 1956 г.);
- «За выдающиеся успехи в области искусств» (с 1978 г.). Эта награда присваивается редакторам, операторам, костюмерам, гримерам и всем тем, кто остается за кадром кинематографической работы;
- награда Альфреда Бауэра. Ее вручают за открытие новаторских путей в киноискусстве (с 1987 г.);
- «Лучшая музыка» (с 2002 г.);
- «Лучший сценарий» (с 2008 г.).
В 2006 году Международный кинофестиваль учредил награду в номинации «Лучшая дебютная работа».
Награды от независимого жюри
В состав команды независимых судей обычно входят эксперты, выбор которых не зависит от организаторов конкурса. Сегодня на фестивале вручается большое количество таких наград:
- Приз экуменического жюри. В его состав входит 6 человек, которые являются представителями католических и протестантских религиозных организаций. Награду получает лучший, по их мнению, фильм, который они выбирают из всех, представленных на конкурсе.
- Награда международной ассоциации кинопрессы – “Фипресси” (Fipresci Jury). В состав этого жюри входят знаменитые кинокритики, которые выбирают победителей в трех секциях: Основной конкурс, Панорама и Форум.
- Приз Гильдии немецкого артхаус-киноискусства. Жюри выбирает лучший фильм в основном конкурсе.
- Label Europa Cinemas – приз был учрежден Каннским фестивалем с целью промоушена европейского кинематографа.
- Teddy Award – награда за самый «нестандартный» фильм. Ее удостаиваются работы, которые во всеуслышание публично обсуждают самые «странные» и самые «неудобные» темы, например, ЛГБТ.
Сюда же можно отнести Peace Film Prize, Arte International Prize, Panorama Audience Award.
Другие призы
Берлинале – это не просто конкурс кино, это еще и фестиваль культур, поэтому основными наградами мероприятие не ограничивается. На конкурсе учреждены следующие номинации:
- «Лучший дебют» – для начинающих актеров,
- «Бронзовый медведь»,
- «Лучшая работа художественного плана»,
- «Голубой ангел»,
- «Особая премия»,
- «Почетный серебряный приз»,
- «Приз за личные достижения»,
- «Награда от иностранных делегаций»,
- «Награда за творчество»,
- «За художественное достоинство»,
- «Хрустальный медведь» – получают номинанты в секциях «Generation Plus» и «Generation 14Plus».
В свое время наград Берлинского фестиваля были удостоены Ингмар Бергман, Паоло Пазолини, Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда, Роман Полански, Милош Форман. Представители российского кинематографа до 1975 года участия в конкурсе не принимали. Однако позже в разные годы премии получали:
- Сергей Соловьев с фильмом «Сто дней после детства» (лучшая режиссерская работа);
- Лариса Шепитько «Восхождение» (лучшая режиссура);
- Евгения Глушенко «Влюблен по собственному желанию» (лучшая актриса);
- 2010 год – Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин – «Серебряный медведь” за лучшую актерскую работу в фильме «Как я провел этим летом». В этой же ленте оператор Павел Костомаров получил приз «За достижения в области кинематографа»;
- 2015 год – операторы ленты «Под электрическими облаками» удостоены награды «За вклад в киноискусство».
И, наконец, в текущем году российская лента «Довлатов» получила признание в номинации «За лучший вклад в кино». Награду получила художник Елена Окопная.
Прошлые призы
В то время как учредители вводят все новые призы и награды, некоторые из существовавших ранее остаются в прошлом. К ним можно отнести:
- специальную Золотую премию руководства фестиваля,
- особую премию за творчество,
- особую премию жюри,
- приз, предназначенный для съемочной группы,
- юбилейную награду 30-го Берлинского фестиваля.
Порядок отбора фильмов
На Берлинском фестивале (также известен как Берлинале) фильмы демонстрируются в нескольких секциях, основной является конкурсная программа. Отбор кинолент для нее осуществляет директор киносмотра (с 2001 года — Дитер Косслик), которому в этом помогает команда из немецких и иностранных кинематографистов. К участию допускаются полнометражные фильмы, снятые в течение 12 месяцев, предшествующих фестивалю, которые не были показаны на других кинофестивалях и не выходили в международный прокат. Победителей определяет назначаемое директором международное жюри (в 2018 году его возглавляет немецкий режиссер Том Тыквер). Главный приз в этой секции — «Золотой медведь», он вручается за лучший фильм. Также присуждаются «Серебряные медведи»: лучшим режиссеру, актеру и актрисе; за лучший сценарий; Гран-при жюри; приз Альфреда Бауэра («за фильм, открывающий новые перспективы») и приз за выдающиеся достижения в области киноискусства (может вручаться операторам, композиторам, костюмерам и др.).
В других секциях действуют собственные регламенты. Например, для «Панорамы» (авторское кино, ленты режиссеров-дебютантов и др.) и «Форума» (экспериментальные работы и ленты из экзотических стран) фильмы отбирают руководители (кураторы) секций, для конкурса короткометражных фильмов и для секции «Поколение» (фильмы для детей) — директор фестиваля по предложению куратора секции, для «Ретроспективы» и «Классики Берлинале» — Немецкая кинематека (киноархив). Каждая из секций имеет собственные награды.
«Золотые медведи», помимо конкурсной программы, присуждаются за лучший короткометражный фильм и за вклад в киноискусство.
Talent Project Market
The Talent Project Market, a collaboration between the Berlinale Co-Production Market and Berlinale Talents, offers participating producers an introduction to the international market, access to selected financiers and valuable expertise to help make their films.
Meet Your Perfect Match
Ten emerging producers are selected to present their film projects to experienced international co-producers and financiers attending the Berlinale Co-Production Market. In addition, a monetary award is offered. The Talent Project Market is open to producers participating in Berlinale Talents and to alumni producers.
MORE
Short Form Station
Ten selected filmmakers work on shorts of all genres, present their material in public and meet potential future collaborators.
Short But Sweet
The week-long activities at the Short Form Station include an intensive project development day for the whole group, followed by individual one-on-one meetings with a designated script mentor. Participants develop their project description and finesse their script or concept in preparation for the public Talents Labs Presentation at the European Film Market. Additionally, experts provide insights into financing opportunities in Germany and Europe and into the latest developments in the shorts industry. After all of this, participants can take advantage of the general Summit programme of events.
MORE