Житомирская область

История

Житомирская область — часть Полесья (северная и центральная часть), Поросья (юго-восточная часть), Подолья (южная и юго-западная часть). В районе Овручского лёссового массива известно несколько палеолитических местонахождений: Швабы, Довгиничи, Збраньки, Клинец.

Райковецкое городище лука-райковецкой культуры появилось на возвышенном левом берегу реки Гнилопяти близ села Райки Бердичевского района в VII веке. Шумское городище датируют IX веком и приписывают его создание либо древлянам, либо представителям пражско-корчакской культуры.

В Древлянской земли известно 24 мысовых городища (21 простое и 3 сложные), на 14 из них имеются культурные наслоения конца I тыс. н. э. (IX — Х вв.): Коростень III и IV, Иванков, Малин на реке Ирше, Маренин на реке Случь, Несолонь, Новоград-Волынский (Южное), Олевск на реке Уборть, Пилиповичи, Райки, Фрузиновка, Городище на реке Церем, Гульск, Новоград-Волынский (Северное).

После того, как древляне убили пожелавшего собрать намного большую, чем было уговорено, дань киевского князя Игоря, его жена Ольга отомстила древлянам — осадила Искоростень и сожгла его в 945/946 году. Сменивший летописный град древлянский город возник на новом месте, на некотором отдалении от прежнего, и потерял статус главного города Древлянской земли, столицей которой стал другой древлянский город — Вручий.

После присоединения западной части к галицко-волынскому княжеству, на неё перешло название Волынь. Является родиной славян (от реки Словечна[источник не указан 1499 дней]). Корчакскую культуру индентифицируют с культурой славянского объединения племён дулебов, которые считаются предками летописных волынян, древлян, дреговичей, и возможно частично полян.

До 1795 года Волынь находилась в составе Речи Посполитой, но после её раздела перешла к Российской империи. На территории Волыни была образована Волынская (Изяславская) губерния, центром которой с 1804 года стал Житомир.

В 1921 году по Рижскому миру западная часть Волынской губернии отошла Польше, а восточная осталась в составе Украинской ССР.

В 1925 году упразднены все губернии Украинской ССР, а в 1932 году образованы первые .

Современная Житомирская область была образована 22 сентября 1937 года из западных районов Киевской области.

В результате коллективизации на Волыни было разрушено и официально снято с учётных данных 1036 хуторов в связи с переселением жителей в сёла.

Промышленность

Главную роль в экономике области играют предприятия пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, легкой, деревообрабатывающей и промышленности строительных материалов. Главная продукция металлообработки и машиностроения — станки деревообрабатывающие и металлорежущие, оборудование для химической отрасли, для кормопроизводства и животноводства, дорожное оборудование и машины, запчасти к тракторам, криогенное оборудование, средства и приборы автоматизации, электротехнические изделия, а также техника, предназначенная для перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса. Легкая промышленность в основном представлена швейными, обувными, трикотажными заводами и производством льняной ткани. Пищевую отрасль представляют более 120 хлебопекарных, кондитерских, пивобезалкогольных, мясомолочных, сахарных, мукомольных, ликероводочных предприятий. Житомирская область насчитывает более 60 заводов по изготовлению строительных материалов.

Сельское хозяйство

Житомирская область является одной из трех в Украине (вместе с Черниговской и Закарпатской), в которых в период становления независимости в 90-х годах прошлого века практически не произошло сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции. В агропромышленном комплексе региона занято 721 предприятие и 638 фермерских, а также семь тысяч индивидуальных крестьянских и более 340 тысяч личных подсобных хозяйств. Среди сельскохозяйственного производства заметен небольшой перевес в сторону растениеводства – 53 процента, соответственно доля животноводства составляет 47 процентов. Растениеводство представлено зерново-свекловодческим направлением в лесостепной зоне и зерно-картофельным в Полесье. Значительную долю технических культур заняли сахарная свекла, хмель и лен-долгунец. Животноводство специализируется на мясомолочном направлении, кроме того, достаточно развито птицеводство, свиноводство, овцеводство и пчеловодство.

Карта Житомира с улицами

Город разделен на два района – Богунский и Королевский. Более развитую инфраструктуру имеет Богунский район, который является историческим центром.

Главные магистрали города можно рассмотреть на карте Житомира с улицами. Через весь город проходит Киевское шоссе, которое соединяет западную и восточную часть 30-километровой окружной дороги.

Главные улицы города:

  • Киевская;
  • Ватутина;
  • Большая Бердичевская;
  • Победы;
  • Проспект Мира.

Житомир находится в 140 км. от столицы Украины и является крупным транспортным узлом. Через город проходят междугородные и стратегические автодороги, связывающие Житомир с Винницей, Черновцами и границей с Белоруссией. Пассажирское сообщение осуществляется с 3 автовокзалов, которые можно найти на карте Житомира с улицами и домами.

По северной и восточной части города проходит линия железной дороги. Железнодорожный вокзал находится в Королевском районе недалеко от улицы Витрука. Также пассажиров железной дороги обслуживает несколько платформ:

  • Новая Быстра;
  • Крошня;
  • Старт.

В городе построено около 20 мостов и транспортных развязок. До недавнего прошлого на северо-восточной окраине функционировал крупный аэропорт, который в настоящее время находится на реконструкции.

Это интересно знать

1. В городе Бердичев в костеле святой Варвары 14 марта 1860 года венчались Оноре де Бальзак и Эвелина Ганская.

2. В городе Бердичев в костеле Босых кармелитов находится чудотворная икона Божьей матери, которая исцелила Папу Иоанна Павла II.

3. В Бердичеве, по утверждению многих, мистическом городе, который застыл на перепутье времен, находится важная еврейская святыня — усыпальница лидера хасидизма цадика Леви Ицхака Бен Мейера, которого называли Леви-Ицхак Бердический. Сюда ежегодно прибывают до трех тысяч еврейских паломников со всего мира.

4. На территории области, возле села Рудня Замысловецкая, находится геологический заказник, который называют «Каменное село». Он представляет собой нагромождение огромных валунов (ледниковое происхождение) среди лесного массива, которые напоминают окаменевшие сельские дома. Камни выстроены рядами, будто улицы. Этот затерянный уголок в Полесье входит в состав «Семи природных чудес Украины».

Население

Основная статья: Население Житомирской области

Населённые пункты с количеством жителей свыше 5,5 тысяч по состоянию на 1 ноября 2017 года
Житомир ▲267,1 Черняхов ▼9,5
Бердичев ▼76,3 Андрушёвка ▼8,6
Коростень ▼63,6 Хорошев ▼7,7
Новоград-Волынский ▼56,3 Романов ▲7,6
Малин ▼26,3 Иршанск ▼6,7
Коростышев ▼25,4 Емильчино ▼6,6
Овруч ▼15,8 Озёрное ▼5,9
Радомышль ▼14,6 Попельня ▼5,7
Барановка ▼11,8 Чуднов ▼5,6
Олевск ▼10,5 Новая Боровая ▼5,5

По данным на 1 ноября 2017 года, численность наличного населения области составила 1 233 202 человека, в том числе городское население — 727 443 человека (58,99 %), сельское — 505 759 человек (41,01 %). Постоянное население — 1 233 971 житель, в том числе городское население — 725 303 жителя (58,78 %), сельское — 508 668 жителей (41,22 %).

Экономика и промышленность Житомира

До конца прошлого века на территории населенного пункта находилось крупное месторождение гранита, который добывали местные горняки. На подробной карте Житомира оно обозначено, как Соколовский гранитный карьер и находится на северо-западе города. Однако в настоящее время это полезное ископаемое добывают только в области.

В городе находится несколько крупных предприятий, которые представляют экономическую составляющую города. На местных заводах и фабриках производят:

  • электронные приборы;
  • металлоконструкции;
  • стекло;
  • запчасти для автомобилей;
  • светодиодные экраны;
  • кондитерские изделия;
  • обувь;
  • мебель;
  • ткани.

Транспорт

Основной транспортный узел расположен в г. Житомире, где пересекаются железные и автомобильные дороги.

Железные дороги

Железнодорожный узел района относится к Коростенской дирекции Юго-Западной железной дороги и имеет пять направлений: Коростень, Коростышев, Фастов, Бердичев, Новоград-Волынский. Плотность железных дорог составляет 71 км/тыс.м2.
На территории района расположены

  • железнодорожные станции: Житомир, Богунский, Дубовец, Кодня, Пряжев (ранее Пряжево), Станишовка;
  • железнодорожные остановочные пункты: Быстра, Вересы, 82 км, Гадзинка, Крошня, Лещин, Новая Быстра, Новая Выгода, Свитын, Старт.

Автодороги

По территории района проходят:

2 международные автодороги государственного значения

<span style=»color:white»>М-06</span> (Киев — Чоп, через Житомир, Ровно, Львов, Ужгород), часть европейского маршрута E 40;
<span style=»color:white»>М-21</span>, ранее Р 10 (Житомир — Могилёв-Подольский, через Винницу), часть европейского маршрута <span style=»color:white»>E 583</span>;

1 национальная автодорога государственного значения

<span style=»color:white»>Н-03</span>, ранее М 20 (Житомир — Черновцы, через Хмельницкий);

2 региональные автодороги государственного значения

<span style=»color:black»>Р-18</span>, ранее Т 0601, Р 34 (Житомир — Ставище);
<span style=»color:black»>Р-28</span>, ранее Р 10 (Житомир — пункт пропуска через госграницу «Выступовичи»);

2 территориальные автодороги местного значения

Т 0601, ранее Т 0603 (Высокая Печь — Дубровка, через Барановку);
Т 0614 (Глубочица — Станишовка, Восточное шоссе объездной дороги Житомира).

Общая протяжённость автомобильных дорог на территории района — 492 км, из них с твёрдым покрытием — 346,8 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector