Замки баварии: хоэншвангау
Содержание:
Архитектура замка Хоэншвангау
Замок возведен из желтого песчаника, что отличает его от большинства других сооружений в средневековом стиле. Такой цвет придает крепости сказочность – особенно издалека кажется, что она совсем игрушечная.
Фото: Hans Braxmeier / Pixabay.com
В архитектуре выделяется большое количество башен, балконов и окошек. Многие элементы сооружения украшены декоративной резьбой.
Фото: Markus Distelrath / Pixabay.com
Большое значение в оформлении имеет символ лебедя, ведь именно с ним связано название замка Хоэншвангау. Людвигу II с детства очень нравились лебеди. Фонтан во дворе и многие элементы интерьера напоминают по форме этих животных.
Смотровые площадки
Со смотровых площадок открывается потрясающий вид на озеро Альпезее и, казалось бы, непроходимые леса.
Кроме того, с одной из площадок виднеется замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein) – не менее известная достопримечательность, которая располагается на расстоянии около 1,3 км.
Посетить оба замка можно по комбинированному билету. Между ними курсирует автобус.
Фонтаны
В одном из дворов находится фонтан «Гусиный пастушок». Он является копией того, который располагается рядом с ратушей Нюрнберга. Выполнен по заказу Максимилиана II: король любил Нюрнберг и пожелал иметь такой же фонтан.
Напротив можно увидеть увидеть «Львиный фонтан». А это уже копия знаменитого фонтана из Львиного дворика Альгамбры (Alhambra) – мавританского дворца в Гранаде.
Замок Нойшванштайн
Рекомендовать место
59
16
Сказочный замок, затаившийся в лесных массивах Баварских Альп — настоящий шедевр, заслуживший сумасшедшую популярность у туристов и приносящий баснословную прибыль Германии. Нойшванштайн стал прототипом замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде, источником вдохновения Чайковского для балета «Лебединое озеро» и воплощением любви Людвига II к музыке Вагнера.
Издали замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) кажется игрушечным. Кажется, что башни этого волшебного замка цвета слоновой кости парят на фоне темно-зеленых елей. Вблизи же он сказочно красив и всё ещё немного нереален среди романтичных альпийских склонов.
Залы Нойшванштайна оформлены поистине роскошно. Только на работы по дереву при отделке королевской спальни, выполненной в стиле поздней готики, ушло 4,5 года. Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка.
Несмотря на кажущийся игрушечный вид, у замка весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати лет. Очевидцы и современники утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати для Людвига в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков.
Внутреннее убранство замка являет собою смесь различных архитектурно-художественных стилей, сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. При этом все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, а на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой.
Координаты: 47.55753000,10.74985400
Что посмотреть внутри
Отдельного внимания заслуживает внутреннее убранство: реконструкцию залов по поручению короля проводил известный художник Доменико Квальо (Johann Dominicus Quaglio).
Он до самой смерти работал над оформлением интерьеров. Позже завершением его проектов занимался австрийский художник Мориц фон Швинд (Moritz Ludwig von Schwind).
Кроме того, над созданием великолепных росписей работали другие именитые художники. В основном в интерьере преобладают сиренево-золотые цвета.
Зал лебединого рыцаря
В зале лебединого рыцаря (Große Festsaal) присмотритесь к настенной живописи, посвященной средневековым сагам. В частности, изображения рассказывают о лебедином рыцаре Лоэнгрине (Lohengrin).
Изначально в этом зале размещалась столовая. Идея украсить стены живописью возникла у Христиана Рубена (Christian Ruben), однако реализовали ее Лоренцо Квальо (Lorenzo Quaglio) и Михаэль Неер в 1835 году.
Королевские покои
Попадая в Королевские покои или Восточную комнату (Orientzimmer), возникает ощущение, будто вы перенеслись в далекую Турцию: вся обстановка выполнена в соответствующем стиле.
Считается, что идея оформления спальни в таком стиле возникла у Максимилиана II после поездки в Турцию в 1833 году. Тогда сам султан подарил ему турецкие канапе.
Гостиная королевы Марии
В оформлении гостиной королевы Марии обращают на себя внимание картины. Живописные сюжеты посвящены историческим событиям, связанным с прошлым замка
Они содержат изображения принца Конрадина (Konradin), миннезингера Гильдбольда фон Швангау (Нildbold von Schwangau) и других
Живописные сюжеты посвящены историческим событиям, связанным с прошлым замка. Они содержат изображения принца Конрадина (Konradin), миннезингера Гильдбольда фон Швангау (Нildbold von Schwangau) и других.
Рабочий кабинет королевы
Роспись стен в Рабочем кабинете королевы или Комнате Берты (Berchtazimmer) напоминает о рождении императора Карла Великого. В соответствии с легендой, он родился в баварском месте Гаутинг (Gauting) на мельнице.
Кроме того, здесь можно полюбоваться прекрасными пейзажами и вьющимися растениями, выполненными в виде орнамента.
Спальня короля
Не менее примечательна живопись в Спальне короля или Зале Тассо (Tassozimmer). Cтены украшены эпизодами из поэмы итальянского поэта Торквато Тассо 16 века «Освобожденный Иерусалим» (Torquato Tasso «La Gerusalemme liberata»).
Наиболее знаменитой из них является сцена двух влюбленных «Ринальдо и Армида».
Зал героев
Зал героев отличается особым торжественным оформлением. На картинах изображены эпизоды германских саг о Велькине (Wilkinasaga).
Созданием полотен занимались Франц Ксавер Глинк (Franz Xaver Glink), Вильгельм Линденшмит Старший (Wilhelm Lindenschmit), Михаэль Неер и другие.
Комната Гогенштауфена
Особая достопримечательность хранится в комнате Гогенштауфена (Hohenstaufenzimmer). Это фортепиано, выполненное из клена, — его еще называют «рояль Вагнера».
По просьбе короля Людвиг II Рихард Вагнер (Wilhelm Richard Wagner) часто играл ему собственные произведения.
Настенная роспись содержит изображения, посвященные династии Гогенштауфенов, — отсюда название комнаты.
В эркере находится домашняя часовня: ее оформление Людвиг II выполнил самостоятельно. Две русские иконы, которые находятся в часовне, были подарены Александром II.
Мир грез Людвига Баварского
Людвиг с детства был горд, замкнут, скрытен и мечтателен. Он жил в своих грезах. В замке была огромная библиотека, где были представлены рыцарские романы на любой вкус. Людвиг увлекся немецкими сагами. Тоска по миру германских сказаний и легенд наложила отпечаток на всю его жизнь. Воображение и фантазия, благодаря наследственности, воспитанию, обстоятельствам жизни, одержали победу над его рассудком. Нам всем выдавали аудиогиды с музыкой Вагнера, для того, чтобы погрузить вас в ту атмосферу — предлагаю включить ролик с музыкой этого композитора. Включайте — и продолжайте читать и смотреть)
Когда Людвигу было 13 лет, он впервые услышал оперу Вагнера «Лоэнгрин» и выучил наизусть ее либретто. Он умолял отца взять его в оперу, но это желание было исполнено только в 16 лет. Юноша оказался на премьере оперы Вагнера «Лоэнгрин» в Мюнхене и после этого стал его самым преданным поклонником. Позже, когда он станет королем, композитор получит его мощную поддержку. Музыка Вагнера, по отзывам многих знатоков, действует как наркотик. И больная душа юноши целиком отдается этой музыке. Его мечтательный, склонный к фантазиям душевный мир перестает отличать действительность от иллюзий, он отождествляет себя с героями сказок и легенд. Многие исследователи считают, что именно музыка Вагнера ослабила рассудок и способствовала быстрому проявлению болезни короля. Средневековый рыцарь Лоэнгрин, спасший свою возлюбленную с помощью лебедя, был его любимым персонажем. Еще мальчиком он любил кормить лебедей с рук, а позже брал лодку и мог все дни, а потом и ночи, кататься в одиночестве по любимому озеру в сопровождении лебедей, переодетым в костюм Лоэнгрина.
Швангау
Швангау это небольшой поселок у подножия замков. там очень много отелей и ресторанов, домики живописные. Селение нацелено на обслуживание туристов. Большинство туристов останавливаются в отелях соседнего города Фюссен, тоже достойного всяческого внимания.
Швангау, дом в деревне у подножия замков
Швангау, домик
Швангау, домик
Вниз пошли пешком, наслаждались чистейшим горным воздухом и великолепными окрестными пейзажами. Съели по мороженому Movenpick. Остановились посидели у озера, там дети насладились общением с лебедями. Лебеди никого не боятся и дают погладить себя и даже своих лебедят, на озере можно взять на прокат водный велосипед.
Лебеди на озере Альпензее
Мы провели прекрасный незабываемый день. Вечером к сожалению пошел дождь пел всю ночь и все утро. Но об этом в следующем посте. Таким видом попрощался с нами сказочный дворец Людвига II — Нойшванштайн.
Нойшванштайн под дождем
«Замковая» история
Замок Хоэншвангау – владения королевского рода Виттельсбахов. Замок построен баварским правителем Максимилианом II на месте руин крепости Шванштейн.
Возможно, древние руины так и остались бы в этих живописных горах, если бы в 1829 году на скалах у горных озер не оказался наследный принц баварских правителей Максимилиан. Юношу так очаровала природная красота этих мест, что он приобрел руины у рыцарского рода, и в 1833 году по его распоряжению на скале началось возведение замка.
Уже к 1837 году на месте руин появился вот такой прекрасный замок:
Над отдельными деталями сооружения велась работа еще до 1855 года, но в основном замок был готов. Состоял замок из главного корпуса, предназначавшегося для монаршей семьи, и дополнительного для прислуги. Я уверена, уже по фотографии легко определить, какая часть замка является главной. Без сомнений, это она:
Обратите внимание на лебедя, завершающего здание. Лебедь является высшей точкой замка, и это прекрасно видно на панорамах сверху
Интересно, что все отмечают чрезмерную романтичность короля Людвига II, который построил сказочный замок Нойшванштайн. Но ведь Людвигу было с кого брать пример. Максимилиан II был его отцом, и с него началась эта замковая поэзия.
Лебеди в замке Хоэншвангау присутствуют везде: и рисунки на стенах, и в виде скульптур, и в качестве фонтанов. И внутри замка, кстати, тоже.
История
Первое упоминание крепости под именем Шванштайн относится к XII веку. Этот замок-крепость был построен рыцарями Швангау. Гильдбольд фон Швангау, один из первых известных нам рыцарей с этим именем, вошёл в историю как известный миннезингер и был увековечен в «Гейдельбергском песеннике». Рыцари рода Швангау были ленными людьми Вельфов, а позднее Гогенштауфенов, часто приезжавших в замок. Здесь жил, например, принц Конрадин, последний из Гогенштауфенов, казнённый в возрасте 16 лет в Неаполе.
В XVI веке род рыцарей Швангау пресёкся и крепость стала постепенно разрушаться. Во время войны против Наполеона, в 1800 и 1809 годах, она была сильно повреждена. Кронпринц Баварии Максимилиан, будущий король Максимилиан II купил эти руины из-за прекрасной местности, и с 1832 по 1836 год замок был выстроен заново в средневековом вкусе, характерном для эпохи романтизма. Над реконструкцией 14 залов замка работали Мориц фон Швинд, Доменико Квальо и многие другие придворные художники.
Король Людвиг II провёл в этом замке большую часть жизни, здесь он принимал композитора Рихарда Вагнера, который никогда не бывал в замках Нойшванштайн и Херренкимзее. Мать короля, вдовствующая королева Мария, после смерти сына прожила в замке около трёх лет вплоть до смерти в 1889 году.
В начале XIX века у замков «Шванштайн» и «Фордер- и Хинтершвангау» поменялись имена. Первый стал Хоэншвангау, а второй — Нойшванштайном.
Ноябрьским вечером | Замок и деревня Хоэншвангау. Справа — Шванзее, слева — Альпзее | Февральским утром |
Осмотр замка Хоэншвангау
К замку можно подняться и осмотреть его со всех сторон. Для экскурсии внутри замка понадобится билет. Причем аудио-гида на русском языке в этом замке нет. Поэтому, если вы хотите русскоязычное сопровождение, обязательно нужно приезжать группой. В этом случае вашу группу будут отдельно приглашать в залы замка и включать запись гида на русском языке.
Так был организован тур для нашей группы в рамках поездки в Баварию. Экскурсия уже была зарезервирована. Поэтому, посмотрев на Хоэншвангау снизу вверх, мы направились к нему.
Подниматься к замку вполне удобно, так как к нему по взгорью с правой стороны проложена пешеходная дорожка. Поднявшись по дорожке, туристы оказываются у торца дополнительного корпуса замка:
А тропа ведет далее вдоль замковых стен, которые уже совсем не кажутся такими игрушечными, как при осмотре снизу:
На самом верху посетители попадают на территорию, которую можно назвать внутренним двором. Доминирует здесь, безусловно, главная часть замка:
Башни и башенки, балкончики и узоры… Красиво!
Дополнительный корпус замка, ограничивающий двор с другой стороны, тоже привлекательный. Но жила в нем не только прислуга. Комнаты королевских детей Людвига и Отто, пока они были в юном возрасте, также находились здесь:
В этой же части замка оборудована кухня. И это единственное помещение, где экскурсантам разрешают фотографировать:
Поскольку замок стоит на скале, то со всех сторон его территорию ограничивает стена, за которой идет крутой спуск. Там внизу находятся селения, все вместе составляющие Швангау:
В той части замкового двора, которая завершается оградительной стеной, находится необычная роспись, где объединили и икону Девы Марии, и герб рода, и изображение лебедей:
Наверное, эта картина содержит свой смысл, но у непосвященного в этот особый смысл человека вопросы возникают…
Пока экскурсанты осматривают территорию, подходит время посещения замка. Вход строго по номеру экскурсии, который указан на электронном билете. Посетители поднимаются в небольшой холл замка:
В этом же холле оборудован такой уголок:
Экскурсия проходит по залам, по апартаментам короля и по покоям королевы. В замке Хоэншвангау нет огромных бальных залов, как, например, в замке Нойшванштайн, или в австрийском дворце Шенбрунн. Тем не менее, есть залы для приема гостей.
Один из них называется «Зал героев», стены которого украшены фресками. Главным, пожалуй, является «Зал Лебединого рыцаря», посвященный легенде о Лоэнгрине и где на стенах изображен мир сказочного рыцаря. Музыкальный зал с роялем, за которым играл Рихард Вагнер, приобрел особое значение, когда в эту часть замка переселился Людвиг II после смерти его отца Максимилиана II.
Запоминается спальня Людвига II с необычным потолком, усеянным звездами
Обращают на себя внимание великолепные крупные изделия, преподнесенные монархам в дар, и установленные в центре залов. В одном из залов хранятся хлеб-соль, которым уже больше века
А меня восхитила комната для отдыха и чтения с суперудобным креслом, снабженным различными механизмами.Вообще, сложилось впечатление, что этот замок приспособлен для комфортной семейной жизни, а не для светских приемов. Замок Хоэншвангау был сначала летней резиденцией королевской семьи, а когда королем стал Людвиг II, он практически переселился в Хоэншвангау и с увлечением окунулся в строительство замка Нойшванштайн на высокой скале, которая прекрасно просматривается из окон Хоэншвангау.
По завершении экскурсии, у посетителей еще есть возможность осмотреть замок снаружи и с другой стороны. Экскурсанты выходят через эту дверь:
Отсюда, как нельзя лучше, можно рассмотреть бравых рыцарей у окна. И кто там изображен на флаге? Ну, конечно же, лебедь!
С нижней площадки замкового комплекса Хоэншвангау особенно красив:
С этой стороны находится еще один выход с замковой территории, который ведет в направлении озера Альпзее. Нужно пройти через арку, а далее живописная дорожка приведет прямиком к озеру:
Поедем в Хоэншвангау?
Экскурсоводы в Хоэншвангау не владеют русским языком, но вот аудиоэкскурсию на родной речи прослушать можно. И вы с удивлением узнаете, что в замке хранятся две иконы из России, которые являются подарком императора Александра 1.
Как в Нойшванштайне, так и в Хоэншвангау, запрещено снимать внутренние интерьеры профессиональными фотоаппаратами и видеокамерами. Но любоваться прекрасными замками можно вволю: для туристов они открывают двери ежедневно. Правда, приезжать сюда лучше с утра. В тёплый сезон Хоэншвангау открыт до 17 часов, а с октября по апрель – до 15.30.
Кроме осмотра самого замка, можно погулять по прилегающему к нему парку, купить сувениры, или красочные книги и фотоальбомы, посвящённые исторической архитектуре Германии и немецким королям. Помимо различного ширпотреба – брелоков, магнитиков – тут продаются и изделия, вручную выполненные мастерами. Они могут стать отменным подарком для близких.
В хорошую погоду гостей ждёт канатная дорога. Она позволит подняться на высоту свыше 1700 м, и полюбоваться теми же красивыми пейзажами, которые так любил король Людвиг.
Добираться до замка удобнее всего из Мюнхена или из близлежащего маленького городка Фюссена.
К самому Хоэншвангау можно пройти пешком по одной из нескольких дорог, ведущих к его воротам. Причём проложены они столь искусно, что кажутся незаметными среди окружающего пейзажа. Создаётся иллюзия, будто замок стоит один среди окружающей природы. Осенью его заметают золотые листья, зимой покрывает горностаевой мантией снег. Впечатление, которое производит Хоэншвангау всегда остаётся неизменным – сказочным.
Внутреннее убранство[1]
Зал лебединого рыцаря. Эта бывшая столовая поражает прежде всего своей настенной живописью: здесь можно увидеть изображения из саги о лебедином рыцаре Лоэнгрине, которые однако не являлись иллюстрациями к опере Вагнера, написанной несколько позднее. Живописные полотна были задуманы Христианом Рубеном, а исполнили их в 1835 году Михаэль Неер и Лоренцо Квальо.
Спальные покои королевы. Кронпринц Максимилиан посетил в 1833 году Турцию. Отсюда влияние турецкого стиля на обстановку спальни, в которой также присутствуют элементы романтического стиля. Турецкие канапе были подарены баварскому кронпринцу самим султаном.
Ночная подсветка
Гостиная королевы Марии. Настенные картины в этой комнате посвящены не роду Виттельсбахов, а историческим сценам и судьбам старой крепости. Здесь изображены миннезингер Гильдбольд фон Швангау, принц Конрадин, последний представитель рода Гогенштауфенов, Мартин Лютер, реформатор церкви, а также простые люди, жившие раньше в этой крепости и связанные с её историей.
Зал героев. Картины этого торжественного зала отображают сагу о Велькине, которая является частью эпопеи о Дитрихе фон Берне. Сказание было потеряно в Германии, но позднее, благодаря норвежскому пересказу — Саге о Тидреке Бернском, стало вновь известно в XIII веке. Картины разработаны по проектам Морица фон Швиндт Людвига Линденшмита Старшего и исполнены такими художниками как Вильгельм Линденшмит Старший, Франц Ксавер Глинк, Гиссманн, Михаэль Неер и Адам.
Комната Гогенштауфена. Роспись этого помещения посвящена роду Гогенштауфенов. Между династиями Виттельсбахов и Гогенштауфенов существовала тесная связь. В этой комнате бросается в глаза фортепиано, так называемый «рояль Вагнера», сделанный из клёна. Король Людвиг II, будучи хорошим пианистом, часто просил Рихарда Вагнера сыграть что-либо из своих произведений. Домашнюю часовню в эркере Людвиг II оформил сам. Её украшают две русские иконы, подаренные королю русским царём Александром II.
Нынешним собственником замка является Фонд Виттельсбахов. В замке проводятся экскурсии на разных языках, в том числе и на русском.
Людвиг Второй
Замок оказал существенное влияние на будущего короля королей – Людвига Второго. Это и неудивительно, поскольку будущий правитель провёл здесь значительную часть своего детства и юности. Уже тогда стены его комнат были украшены сценами из легенд времён средневековья. Многие из них посвящались лебединому рыцарю по имени Лоэнгрин. Под влиянием этого юноша начал задумываться о том, как он будет строить собственные крепости в будущем. Как бы там ни было, среди историков бытует мнение, что сам он не любил этот замок. В этом нет ничего удивительного, ведь мальчик воспитывался жёстко и аскетично. Будущий правитель рос без всякой ласки и любви. Единственное, на чём не экономили его родители – это образование. В крепость приглашались лучшие преподаватели тех времен.
Мост Марии
Рекомендовать место
Туристы, посещающие Баварию, не обходят вниманием замок Нойшванштайн. Экскурсию непременно нужно начать с моста Марии – места, откуда открывается неповторимый, фантастически красивый вид на сказочный дворец короля Людовика II
Мост назван в честь Марии Фредерики, принцессы Прусской, матери Людовика. Тонкая ажурная конструкция соединяет две скалы, образующие ущелье Пеллат. На дне ущелья течет небольшая горная речушка Пеллатбах. Если посмотреть с моста вниз, то в душе начнут бороться два чувства: страх высоты (все-таки под тобой 92 метра пропасти!) и неописуемого восторга от окружающей природы. С одной стороны можно увидеть 45-метровый водопад, а с другой – панораму замка, утопающего в зелени на фоне скалистых гор.
Мост построили задолго до строительства знаменитого замка, и первоначально он был деревянным. Металлические конструкции в их нынешнем виде появились в 1866 году.
Конечно, когда в детстве Людвиг II гулял в этих местах, никакого Нойшванштайна еще и в помине не было, но зато от моста открывался прекрасный вид на то плато, где впоследствии расположился белоснежный замок. Скорее всего, вид именно с этого моста предопределил место его будущего строительства.
Координаты: 47.55506500,10.74949400
Замок в наши дни
Замок Хоэншвангау (Германия) до наших дней практически не изменился и поддерживается в таком же состоянии, в котором он был реконструирован в 1837 году. По сравнению со многими другими сохранившимися крепостями в этой стране он является весьма компактным. Комнаты поражают своей пышностью. Их можно назвать довольно просторными. Для украшения помещений использованы статуи и большое количество золота. В экстерьере можно увидеть разные барельефы. Внутренний двор украшен за счёт небольших фонтанов. В 1913 году крепость получила статус Национального музея. Начиная с этого времени, как и другие достопримечательности Баварии, она стала открытой для свободного посещения туристами. В настоящее время объект находится в собственности бывшей королевской семьи Виттельсбахов.
Краткая предыстория
Замок возведён на развалинах крепости Шванштайн. Первое документальное воспоминание о ней датируется двенадцатым веком. Тогда она выступала в роли родового имения рыцарей Швангау. Германия за всю свою историю претерпела большое количество междоусобных войн, поэтому не удивительно, что хозяева крепости неоднократно менялись. В 1535 году она оказалась в собственности советника Паумгартнера. На протяжении двенадцати лет он её отстроил и нарёк новым именем – Хоэншвангау. Через несколько лет по неизвестной причине хозяин покинул своё имение. Как результат, замок оказался в упадке. После того как по Европе прокатилась волна наполеоновских войн, он, как и многие другие крепости и замки Германии, вообще превратился в развалины. В таком состоянии здание простояло ещё несколько веков, оставаясь окружённым живописными горными склонами и зелёными холмами.