Религия в современной германии и ее роль в жизни гражданского общества

Новая религия третьего рейха

Многие исследователи считают, что Третий рейх стремился стать государством-церковью, заменить своей идеологией религию. В какой-то степени это верно: обожествление самого Гитлера перешло все мыслимые пределы. Однако это было не совсем то, чего хотел он сам.

Национал-социализм, как его ни модифицируй, все-таки оставался светской идеологией. Нужна была еще и церковь, — церковь, при которой фюрер мог быть верховным жрецом. Ведь он не бессмертен, как боги, но должен даровать бессмертие своему «тысячелетнему рейху». Стоять на двух ногах — идеологии и религии — новому государству было бы гораздо проще.

В конечном счете в 1934 году Гитлер отдает специалистам «Аненэрбе» прямой приказ: заняться разработкой основ новой религии третьего рейха. После долгих споров эксперты пришли все-таки к общему мнению и выработали достаточно пространный документ, автором которого стал бывший профессор богословия Э. Бергман.

Документ имел, скорее, компромиссный и временный характер. Бергман не замахивался на создание вероучения гигантского масштаба. Перед ним стояла гораздо более скромная задача: выполнить приказ фюрера.


Гитлер дал четкое указание создать новую религию, подходящую под идеологию нацистской Германии

Что же предложил институт «Аненэрбе»? Ничего особенно оригинального. Еврейский Ветхий Завет не годится для новой Германии. Он искажает образ исторического Христа, который, естественно, был арийцем. Призванный спасти мир от еврейской заразы, он был распят своими подлыми противниками. Но поскольку его образ стал очень популярен среди простого народа, евреи поспешили присвоить себе этого героя.

Почти две тысячи лет им это удавалось; но теперь на Землю послан новый мессия — Адольф Гитлер, которому предстоит завершить дело, с которым не справился Христос: очистить и спасти мир от евреев.

Истинное, германское христианство, по мысли Бергмана, существовало задолго до прихода Христа. Оно почти угасло, но его вполне можно возродить к новой жизни.

45 миллионов верующих

В Германии, по последним статистическим данным, около 45 миллионов верующих. Их налоги дают возможность церквям содержать храмы и поддерживать необходимый жизненный уровень священства. Также на эти поступления содержатся церковные учреждения – школы и больницы. 9% всех облагаемых доходов верующего, перечисляют церкви. Причем различий между общинами не делают – православный ли это храм, католический или протестантский.

Немцы – традиционалисты и потому среди коренных жителей Германии больше всего католиков и протестантов. Их примерно поровну, из более чем половины всех верующих в стране.

Значительное количество граждан и тех, кто имеет временный вид на жительство, исповедуют ислам – около 5%. Не больше 2% – это православные.

35% граждан Германии вообще относятся нейтрально к религии и не считают себя приверженцем какой-либо конфессии.

Немецкая молодежь все чаще обращается к какому-то высшему разуму или сверхъестественному образу, который и является Богом. Только 5% немецкой молодежи ходит в церковь и является активным представителем религиозной общины. При этом не менее 70% жителей Германии считает себя верующими людьми, хотя и не обязательно приходящими на воскресную мессу.

Самый знаменитый — Кёльнский собор (Kölner Dom)

Кёльнский собор – визитная карточка города. Расположенный в непосредственной близости от Рейна, собор с его двумя устремленными к небу башнями украшает большинство открыток с видами города и является излюбленным местом посещения туристов в Кёльне. 
Собор достигает 157,38 метров в высоту и является вторым по высоте собором в Германии, и третьим – в мире. При этом Кёльнским собор можно назвать самым высоким собором в мире с двумя равновысокими башнями. Датой основания собора считается 1248 год, при этом еще задолго до этого на месте нахождения собора были обнаружены остатки домов римлян и находившихся на этом месте раньше церквей. История строительства собора не завершена и по сегодняшний день – существует легенда, что архитектор, задумавший строительство собора, вступил в сделку с дьяволом, пообещав отдать тому свою душу в обмен на чертежи и планы собора. Но жена архитектора помешала этому плану, обманув дьявола, и тогда дьявол  воскликнул: В тот день, когда закончится строительство этого собора, наступит конец света! – Кто знает, как это было на самом деле, но работы по строительству собора ведутся и по сегодняшний день. Наверное, чтобы не наступил конец света.
 
Приехав на главный вокзал Кёльна (Hauptbahnhof), выйдите на площадь к Кёльнскому собору и полюбуйтесь его богато украшенными резьбой стенами и башнями, затем обязательно зайдите внутрь и поднимитесь наверх собора – и ваши воспоминания от поездки в Кёльн останутся поистине незабываемыми! Этот собор действительно впечатляет своей величественность и красотой и является одним из самых популярных соборов в Германии – ежедневно его посещает до 20.000 человек! 

Реформация религии и возникновение национальной церкви

В XVI веке религия Германии, а именно Римский католицизм, в значительной степени потеряла свой авторитет и утратила ведущие позиции. Связано это с выступлением августинского монаха Мартина Лютера, восставшего со своими теологическими доводами против ряда злоупотреблений Католической церкви. Лютеранское движение, изначально задуманное как реформация церкви, превратилось в отдельную деноминацию с характерным набором обрядовых, доктринальных и этических канонов, получившую название «протестантизм». Почти сразу он разбился на ряд независимых течений, положив начало продолжающемуся до сих пор процессу конфессионального дробления. Три основные ветви протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии — Лютеранская, Реформатская и Евангелическая церкви.

Контр-религии

Контр-религии или религии-перевертыши есть и в Германии. Мода на псевдорелигии пришла из Америки. И прочно осела в части умов и сердец немцев. К примеру, многолетние попытки зарегистрировать «Церковь летающего макаронного монстра» пока не увенчались успехом. Однако ее почитатели успели посудиться с государством и пытаются даже отстоять свое право вести официальную «религиозную» деятельность, в Европейском суде. Хотя по своей сути эта структура далека от привычного понимания религии, но ее почитатели так не считают. Это верование-перевертыш, где делают все, что пародирует действия христиан, тем не менее достаточного популярно и насчитывает уже десятки тысяч поклонников.

Германия толерантно относится к разному исповедованию Бога. Но статистика и время не на стороне католиков, протестантов и других церквей. Рациональный мир, в котором есть много ответов с помощью научных данных, оставил мало места для веры. Но пока что, эффективного заменителя для души, никто не нашел. Да и Рождественские и Пасхальные праздники немцы продолжают считать частью национальной культуры.

Фото: shutterstock.com, pixabay.com

  • «Это бессмысленно»: Хайко Маас высказался о вывозе ядерного оружия США из Германии
  • Продолжение «Северного потока-2»: суд Германии отклонил иски против строителей
  • Самые дорогие города в Германии

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов. Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Немцы как этнос

Происхождение

Германские племена между 100 и 400 годами нашей эры

Основу формирования немецкого этноса составили такие германские племена, как алеманны, бавары, франки, саксы, лангобарды, маркоманы, готы, неметы, швабы и другие, заселившие в Средние века территорию нынешней Германии.

После раздела Франкской империи в 843 году образовалось Восточно-Франкское королевство, с X века оно стало называться Тевтонским (лат. Regnum Teutonicorum, от германского племени тевтонов).

Долгое время Германия была феодально раздробленной, поэтому до сих пор в ней сохраняется много областных самоназваний — швабы, баварцы, саксонцы, франконцы и так далее. Решающую роль в объединении нации сыграло наиболее сильное во второй половине XIX века немецкое государство — Пруссия.

Немецкая нация была окончательно сформирована после объединения в 1871 году. Индустриализация и связанный с ней отход населения в города способствовали нивелированию региональных и этнографических различий.

Субэтносы

По языковому признаку среди немцев Германии наиболее выделяются следующие субэтносы:

  • Собственно немцы, говорящие на стандартном немецком языке, включая средненемецкие и восточно-нижненемецкие диалекты — около 50,3 млн чел. в северо-восточной и средней частях Германии
  • Нижнесаксонские немцы, говорящие на нижненемецких (нижнесаксонских) диалектах — около 7,2 млн чел. на северо-западе Германии (Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Северный Рейн-Вестфалия и др.)
  • Баварцы, говорящие на баварском диалекте — около 6,0 млн на юге Баварии (округа Верхняя Бавария, Нижняя Бавария, Верхний Пфальц)
  • Франконцы, говорящие на франконских (восточно-франкских) диалектах — около 4,9 млн на севере Баварии (округа Верхняя Франкония, Нижняя Франкония, Средняя Франкония)
  • Саксонцы (верхнесаксонцы), говорящие на саксонском языке (верхнесаксонском диалекте) — около 2,0 млн чел. в Саксонии — по языку вместе с тюрингцами объединяются в тюрингско-верхнесаксонскую группу диалектов (вместе с которыми расселены также в Тюрингии и Саксонии-Анхальт)
  • Швабы, говорящие на швабском диалекте — около 0,8 млн чел. на юге Германии, в Баден-Вюртемберге и юго-западе Баварии (округ Швабия)

Язык

Основная статья: Немецкий язык

Немецкий язык относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. По́зднее образование единого немецкого государства способствовало откладыванию кодификации норм немецкого языка, общего для всех немцев, и сохранению сильных различий между субэтническими группами немцев. По этой причине в Германии существует широкое диалектное разнообразие, в котором большинство диалектов зачастую значительно отличаются в произношении, грамматике и словоупотреблении от общепринятого литературного языка (нем. Hochdeutsch) и друг от друга вплоть до проблем взаимопонимания между носителями диалектов.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Язык

Оба народа используют официальный немецкий язык — хохдойч. Но в австрийском немецком за века накопился целый ряд собственных слов, точно также как в германском немецком имеются слова, непонятные большинству австрийцев. Самый известный пример — австрийское Fußgeher (пешеход) против немецкого Fußgänger ( в том же значении).

Плюс, в австрийском быту властвуют местные диалекты — австро-баварский, алеманский. У немцев в Германии тоже есть свои диалекты.

Австрийцы, кстати, обладают специфичным акцентом с раскатистым РРРР, по которому их легко опознать в германоязычном мире. Тот же Гитлер всю жизнь сохранял отчетливо австрийское произношение, что видно по сохранившимся записям его радиовыступлений.

Доля религиозных немцев и религии

В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности. Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика. Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.

Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.

Какую же религию исповедует население основных немецкоязычных стран

Германии, Австрии и Швейцарии?

В конституции каждой из этих стран закреплена религиозная свобода и свобода совести. То есть, люди в праве не только выбирать любую из религий, но и быть атеистом (это и называется свобода совести).

В Австрию христианство пришло ещё во II веке вместе с римскими солдатами, в Швейцарию оно попало таким же способом в IV веке. А вот Германия до VIII века исповедовала язычничество, и только потом была обращена в христианство. В XVI в Европе происходила реформация церкви, которая не обошла стороной и Германию со Швейцарией. После этих войн Германия разделилась на католические и протестантские регионы. В результате Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и подписания Вестфальского мирного договора закрепился принцип, что подданные феодала обязаны были принимать его веру. Именно поэтому Германия и Швейцария не является однородной в вероисповедании. Северо-восток Германии – это протестанты. А юго-запад – это католики. А в Швейцарии всё совсем запутано.

Германия

Соотношение протестантов и католиков приблизительно равное. 28,5% немцев являются католиками, 26,5% немцев являются прихожанами евангелической церкви – объединение (уния) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии. Бавария является особо религиозным регионом, более половины всех баварцев – католики.

Около 35% всех немцев называют себя людьми, не принадлежащими ни к одной из религий. Особо отличается тут земля Бранденбург (которая окружает Берлин), 80% населения здесь не причисляют себя ни к какой религии. Берлин вообще называют атеистической столицей Европы. Хотя, если верить статистике, ещё в 1950х 90% всех немцев были христианами.

Австрия.

Австрия находиться там же, где и Бавария, поэтому почти всё население Австрии – католики. Так сложилось исторически, что волна лютеранских реформ не сильно повлияла на Австрию из-за крепких связей с католическим Римом.

64% австрийцев – католики и лишь 5% австрийцев – это протестанты. Австрия более религиозна чем Германия. Если верить статистике, только 17% жителей Австрии являются нерелигиозными людьми, а это в два раза меньше, чем в Германии.

Швейцария.

Не сильно отличается от Германии: 38% населения – это католики, 27% – протестанты. Особенностью Швейцарии является то, что католическая церковь не теряет позиций здесь из-за иммиграции с католических стран: Италии, Испании, Португалии…

Если посмотреть на карту Швейцарии по религиозным предпочтениям, то сложно будет найти какую-то логику. Границы преобладания прихожан той или иной церкви не совпадают с границами кантонов. В больших городах живёт обычно поровну католиков и евангелистов. Вот только Берн преимущественно реформистский (47%), а Люцерн преимущественно евангелистский (60%).

Как и везде, в Швейцарии растёт доля неверующих – 21% населения Швейцарии не исповедуют никакую религию.

Вот такой краткий обзор основных религий Швейцарии, Австрии и Германии. Дальше мы поговорим об исламе – религии, которая тоже отыгрывает определённую роль этих странах.

Ислам

Основная статья: Ислам в Германии

  • Турецко-Исламский союз Комитета по делам религий (Türkisch-Islamische Union der Anstalt für Religion, Diyanet İşleri Türk İslam Birliği, DİTİB) — немецкий филиал турецкого комитета по делам религий (Diyanet İşleri Başkanlığı), имеет мечети в Берлине, Гамбурге, Нижней Саксонии (Гёттингене), Северном Рейн-Вестфалии (2 в Кёльне, по 1 в Эссене, Дортмунде, Билефельде, Дуйсбурге, Вуппертале, Изерлоне, Нойссе, Хайлингенхаусе, Весселинге, Верле, Кёнигсвинтере, Ахаусе, Мешеде, Бюнде), Гессене (Касселе, Оффенбахе-на-Майне, Лимбурге, Штадтталлендорфе), Баден-Вюртемберге (Манхейме, Пфорцхайме, Констанце, Рафенсбурге, Мосбахе, Швебиш-Гмюнде, Лауде, Райнфельде, Буггингене, Зиндельфингене, Мульбронне, Захсенхайме, Эппингене, Оффенбурге, Вертхайме, Вельцхайме), Баварии (2 в Мюнхене, по одной в Нюрнберге, Ингольштадте, Штадтпроцельтене, Лауингене, Герстхофене, Рётенбахе).
  • Исламская община Milli Görüş (Islamische Gemeinschaft Millî Görüş, IGMG, İslâm Toplumu Millî Görüş) — организация, близкая к турецкой партии Saadet Partisi, 2 мечети в Берлине, мечети в Гамбурге, Гельзенкирхене, Бремене, Хайльбронне, Рендсбурге
  • Исламская община Джамаат ан-Нур (Islamische Gemeinschaft Jama’ at-un Nur) — немецкий филиал общества Саида Нурси «Рисале-и Нур».
  • Исламская община в Германии (Islamische Gemeinschaft in Deutschland) — организация арабских мусульман близкая к Братьям-мусульманам (Франкфурт), имеет мечеть в Мюнхене.
  • Ахмадийский мусульманский джамаат Германии (Ahmadiyya Muslim Jamaat Deutschland, AMJ) — немецкое отделение Всемирной Ахмадийской мусульманской общины, мечеть в Берлине, 2 мечети в Гамбурге, также мечети Нижней Саксонии (Ганновере), Северном-Рейне Вестфалии (Мюнстере, Иссельбурге) Гессене (Франкфурте-на-Майне, Касселе, Дармштадте, Ханау, Гросс-Герау, Узингене, Ридштадте, Бенсхайме, Ваберне, Родгау, Гинсхайме, Зелингенштадте, Нидде, Диценбахе), Рейнланд-Пфальце (Кобленце, Виттлихе), Баден-Вюртемберге (Манхейме)
  • Лахорская Ахмадийская община распространения ислама (Lahore-Ahmadiyya-Bewegung zur Verbreitung islamischen Wissens, Ahmadiyya Andschuman-i Ischaʿat-i Islam Lahaur, AAIIL) имеет одну мечеть в Берлине
  • Исламское сообщество шиитских общин Германии (Islamische Gemeinschaft der schiitischen Gemeinden Deutschlands) — имеет мечеть в Гембурге
  • В Берлине действует одна либеральная мечеть — мечеть Ибн-Рушд-Гёте (Ibn-Rushd-Goethe-Moschee)

Религия фашистской Германии

Период нацистской диктатуры заслуживает отдельного упоминания в связи с историческим развитием религии на германской земле. Во-первых, это связано с процессами гонений на религиозные организации — христианские, языческие и, конечно же, иудейские. Программа Гитлера предусматривала полное уничтожение христианского начала в культуре, образовании и педагогике Германии. Во-вторых, НСДАП отметилась рядом предложений альтернативной религиозности. Все подобного рода инициативы разделяются на два лагеря, которые условно можно назвать ариохристианством и неоязычеством.

Первая из этих теорий предполагает переоценку христианских ценностей, истории и вероучения в свете расовой теории нацистов. В области догматики христианство полностью отмежевывалось от иудейских корней, а Христос, согласно этому учению, был арийским борцом с еврейством. Адольф Гитлер же провозгласил себя новым мессией, призванным для продолжения дела истинного, нордического Иисуса.

После провала ариохристианской программы вожди рейха разработали концепцию возрождения древнего язычества на основе полулегендарного ирминизма. Вместе с тем, категорически отвергнув исторический германский вотанизм, фашисты подвергли репрессиям ненацистские языческие институты, полностью уничтожив их к 1941 году. Однако и эта попытка реорганизовать духовные устои страны не возымела успеха, и господствующая религия Германии по-прежнему была неразрывно связана с христианскими церквями.

Церкви в Германии

Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.

А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.

24-09-2008, Степан Бабкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector