Топ-10 интересных фактов о людвиге ван бетховене

Приближение глухоты.

Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепенно. Уже в 1798 он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы стать объектом жалости – глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу – Карлу Аменде, а также докторам, которые посоветовали ему по возможности беречь слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что до 1812 даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.

Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – «Хайлигенштадтское завещание», мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.

Семья и ранние годы композитора: кратко

Дата рождения Людвига ван Бетховена не значится ни в каких документах. Историки предполагают, что второй ребенок в семье Бетховенов родился 16 декабря 1770 года, поскольку крещен был 17 декабря, а по католическому обычаю детей крестили на следующий день после рождения. Когда мальчугану было три года, умер его дед, старший Людвиг Бетховен, а мама ждала ребенка

После рождения еще одного отпрыска уделять внимание старшему сыну она не могла. Ребенок рос хулиганом, за что часто бывал заперт в комнате с клавесином

Но, на удивление, он не рвал струн: маленький Людвиг ван Бетховен садился и импровизировал, играя двумя руками одновременно, что несвойственно маленьким детям. Однажды за этим занятием ребенка застал отец. В нем сыграло честолюбие. Вдруг его маленький Людвиг – такой же гений, как и Моцарт? Именно с этого времени Иоганн начал заниматься со своим сыном, но зачастую нанимал ему учителей, более квалифицированных, чем он сам.

Уникальным музыкальным талантом в семье обладали дед и отец Людвига. Несмотря на безродное происхождение, первому удалось стать капельмейстером при дворе в Бонне. Людвиг ван Бетховен-старший имел уникальный голос и слух. После рождения сына Иоганна его жена Мария-Терезия, имевшая пристрастие к алкоголю, была отправлена в монастырь. Мальчик по достижении шестилетнего возраста начал обучаться пению. У ребенка был отличный голос. Позже мужчины из рода Бетховенов даже выступали вместе на одной сцене. К сожалению, отец Людвига не отличался большим талантом и трудолюбием деда, именно поэтому и не достиг таких высот. Чего было не отнять у Иоганна, так это любви к спиртному.

Мама Бетховена была дочерью повара курфюрста. Известный дед был против этого брака, но, тем не менее, препятствовать не стал. Мария-Магдалена Кеверих в свои 18 лет была уже вдовой. Из семерых детей в новой семье выжило только трое. Мария очень любила своего сына Людвига, а тот, в свою очередь, был очень привязан к матери.

Пока был жив дед, который фактически являлся главой рода, безбедно жил маленький Людвиг Бетховен. Годы после кончины Бетховена-старшего стали тяжелым испытанием для ребенка. Семья постоянно нуждалась из-за пьянства отца, и главным добытчиком средств к существованию стал тринадцатилетний Людвиг. Отношение к учебе Как отмечали современники и друзья музыкального гения, редко в те времена встречался такой пытливый ум, коим обладал Бетховен.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец решил, что творчество Бетховена-младшего должно стать достоянием общественности, и организовал его концерт в Кельне. По отзывам знатоков, Иоганн понял, что выдающегося пианиста из Людвига не получилось, и, тем не менее, отец продолжал приводить к сыну учителей.

Личная жизнь

Источником вдохновения стала графиня Джульетта Гвиччарди. Она была его очаровательной ученицей. Тонкая душевная организация композитора требовала величайшей и пылкой любви, но личной жизни так и не суждено было сложиться. Девушка отдала свое предпочтение графу по имени Венцель Галленберг.

Краткая биография Бетховена для детей хранит мало фактов об этом событии. Известно лишь, что он всячески добивался ее расположения и хотел на ней жениться. Есть предположение, что родители графины воспротивились браку любимой дочери с глохнувшим музыкантом и она прислушалась к их мнению. Эта версия звучит достаточно правдоподобно.

Другие интересные факты из жизни и творчества Бетховена

Биография композитора содержит много странностей. Так, например:

  • Композитор крайне редко мылся. История гласит, что от него дурно пахло. Музыкант пренебрегал личной гигиеной не из-за лени, а из-за страха отравиться свинцом. Дело в том, что водопроводные трубы на тот момент делались из сплава, содержащего свинец;
  • Парадокс, но музыкант умер именно от отравления свинцом. Интоксикация произошла из-за ошибки врачей;
  • Вредной привычкой музыканта было чрезмерное употребление алкоголя. Любовь к спиртному Бетховен унаследовал от отца;
  • Композитор первым ввел в симфонический оркестр духовые инструменты из меди и дерева;
  • В доме, где родился Бетховен хранится коллекция слуховых трубок, принадлежавших музыканту;
  • Композитор был очень груб в общении с людьми. Это отмечали современники. В то же время, Людвиг Бетховен поддерживал малоимущих;
  • По мнению современных психиатров, у композитора было биполярное расстройство;
  • После смерти композитора нашлись 3 (три) письма, адресованные возлюбленной женщине, но имя дамы на конверте указано не было, поэтому тайна, кому же предназначалось послание, до сих пор не разгадана;
  • Мелодия знаменитой песни группы Битлз «Потому что» написана на основе «Лунной сонаты». В исполнении знаменитого квартета она проигрывается в обратном порядке;
  • В качестве гимна Европейского Союза выбрана композиция Бетховена «Ода к Радости».

В 25 лет слух композитора начал ухудшаться, а в 46 лет он совершенно оглох

Однажды, в 1798 году, у Бетховена был посетитель. Проведя его до двери, он сел за рояль и продолжил сочинять. Чуть позже раздался стук в дверь. Композитор очень разозлился, что его побеспокоили, вскочил и помчался к двери.

Когда он сделал шаг, то упал и сразу его уши начали гудеть. Это был день, когда Бетховен начал глохнуть. Были периоды, когда его слух улучшался, но никогда не восстанавливался. Постепенно он потерял слух, сначала более высокие ноты, а затем, к 1814 году, оглох полностью.

Есть много теорий относительно причины этой болезни: некоторые исследователи считают, что у Бетховена была болезнь Педжета (неправильная регенерация кости в черепе, в результате чего кости стали толще, чем обычно).

Биография Бетховена. Википедия знакомит вас с жизнью и творчеством великого немецкого композитора.

Родился Людвиг Ван 17-ого декабря 1770-ого года в городе Бонн, вся его семья была довольно музыкальной. С детства мальчика начали обучать игре на клавесине, органе, флейте и скрипке. В серьез заниматься с юношей стал композитор Нефе. С 12-летнего возраста биография Бетховена (презентация на эту тему представлена в Сети) пополняется первой работой музыкальной направленности – парень стал помощником органиста при дворе. Они занимался изучением нескольких языков и пробовал самостоятельно сочинять музыку.Когда умерла мать Бетховена в 1787-ом году, он полностью взвалил на себя материальные обязанности своей семьи. Юноша начал играть в оркестре и слушать лекции в университете. Нечаянно познакомившись с Гайдном в Бонне, Людвиг решает учиться у него. С этой целью он переезжает жить в Вену. Сделав несколько попыток, Гайдн отправляет Бетховена заниматься к Альбрехстсбергеру. Как отметил Гайдн, музыка Бетховена была крайне странной и довольно мрачной. Но в те годы Людвигу удалось добиться первой славы благодаря виртуозной игре на пианино. В произведениях Бетховена явно проглядываются отличия от классической игры клавенистов. В вене композитор написал свои сочинения, которые в будущем стали знаменитыми – «Патетическая» и «Лунная соната Бетховена».

На людях пианист вел себя самолюбиво и грубо, однако с друзьями он был доброжелательный и открытый Людвиг Ван Бетховен. Биография (реферат на эту тему можете скачать в Интернете) композитора в следующие годы обильно наполняется новыми произведениями, как Первая и Вторая симфонии, «Христос на Масличной горе», «Творение Прометея». Но дальнейшее творчество гения было осложнено по причине развивающейся болезни уха (тинита).

Тогда Бетховен уединился в Гейлигенштадте, где он работал над своей Третьей симфонией – Героической. Абсолютная глухота отделила композитора от внешнего мира. Но даже такое неприятное событие не смогло заставить его перестать сочинять. Как считают критики, Третья симфония полностью раскрыла величайший талант Людвига Ван Бетховена. Опера «Фиделио» была поставлена в Праге, Вене и Берлине.

На протяжении 1802 – 1812 годов Бетховен писал свои сонаты с особым рвением и желанием. В те времена он создал целые серии произведений для виолончели и фортепиано, а также знаменитую Девятую симфонию и Торжественную мессу. Слава и популярность композитора тех лет были великими. И даже власть не могла трогать Бетховена, невзирая на его откровенные мысли. Кстати, при необходимости вы можете найти материал по теме «біографія Бетховена на українській мові» в Интернете. Сильные переживания быстро состарили Людвига Вана. Умер легендарный композитор 26-ого марта 1827-ого года.

Похожие интересные статьи:

Чайлдфри – знаменитости

Движение «Чайлдфри»

Водянова Наталья родила. У известной модели появился четвертый ребенок.

Юлия Проскурякова родила? Опровержение слухов о беременности певицы.

Самые популярные геи знаменитости

Кирилл Жандаров — биография, творческий путь, фильмография и личная жизнь.

Юность. Первая известность

В 17 лет юный талант поехал в Вену учиться у великого композитора Моцарта. И получил от него одобрение и похвалу. Но учёба не состоялась. Вскоре пришло сообщение о болезни матери, и Людвигу пришлось вернуться домой.

Бетховен в молодости.

Мама умерла, и Бетховен стал заботиться о подрастающих братьях. Он начал давать уроки музыки, одновременно играл в оркестре и не переставал писать новую музыку.
Из юношеских трудов особенно известна песня «Сурок». Её слова принадлежат немецкому поэту Гёте.

Юноша снова уехал в Вену, он очень хотел учиться дальше. Моцарт к тому времени уже умер, поэтому Бетховен стал заниматься с другими известными композиторами.

В этот период раскрылся его дар как пианиста.
Публика полюбила эмоциональную игру молодого исполнителя. Бетховена считают первым музыкантом в истории, который сумел зарабатывать на жизнь своими выступлениями.

Глухота

На тот момент, когда о Бетховене стала говорить вся Вена, музыкант начал терять слух. Первые проблемы возникли в 1796 году – появился сильный звон в ушах, который мешал воспринимать речь людей и слушать музыку. Ближе к 1801 году проблемы со слухом обострились, о недуге композитора знали уже все друзья и близкие люди.

В 1802 году Бетховен проходит курс лечения в городе Гейлигенштадт, но врачевание не приносит пользы и музыкантом овладевает отчаяние. Находясь в крайне подавленном состоянии, Людвиг написал завещание, разделив имущество между братьями.

Найдя в себе силы, композитор продолжает творить. В этот период создается третья – Героическая симфония.

Слух стремительно покидал музыкального гения. Как-то на концерте, когда Бетховен закончил исполнять «Девятую симфонию», композитору пришлось обернуться в сторону зала, потому что он не слышал оваций слушателей.

Проблемы со слухом привели к ухудшению материального положения, ведь основным заработком Людвига была не композиторская деятельность, а выступления на сцене с концертами. Последний номер, который исполнил Бетховен на сцене, был концерт №5. Это произошло в 1811 году. Больше музыкант никогда не выступал перед публикой.

Единственным источником дохода стало создание музыки. Для того чтобы прослушивать собственные произведения, Бетховен придумал необычный способ – прикладывал к инструменту конец тонкой палочки, второй конец держал в зубах, так он чувствовал вибрацию каждой ноты.

Удивительно, но городской совет решил платить ежемесячную зарплату глухому композитору. Людвиг стал первым музыкантом, который стал получать жалование, до этого все композиторы жили на гонорары.

Из-за потери слуха, Бетховен вел разговорные тетради. Собеседники музыканта записывали в блокнотах вопросы. Композитор читал сообщения и отвечал письменно или устно.

Бетховен умер 26 марта 1827 года из-за болезни печени. Информация о кончине музыканта была опубликована во многих газетах Европы.

Посмертное вскрытие показало, что у Бетховена было воспаление среднего уха, которое и привело к глухоте.

Произведения

  • № 1 (—),
  • № 2 (),
  • № 3 «Героическая» (1803—),
  • № 4 (),
  • № 5 (1804—),
  • № 6 «Пасторальная» (1808),
  • № 7 (),
  • № 8 (1812),
  • № 9 ();

8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3;
5 концертов для фортепиано с оркестром;
музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»;
6 юношеских сонат для фортепиано;
32, сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано;
10 сонат для скрипки и фортепиано;

концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»);

  • 5 сонат для виолончели и фортепиано;
  • 16 струнных квартетов;
  • 6 трио;
  • балет «Творения Прометея»;
  • опера «Фиделио»;
  • Торжественная месса;
  • вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»;
  • песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.

Исполнения музыки Бетховена

Среди дирижёров, осуществивших записи всех симфоний Бетховена,—

  • Клаудио Аббадо (дважды),
  • Эрнест Ансерме,
  • Николаус Арнонкур,
  • Даниэль Баренбойм,
  • Леонард Бернстайн (дважды),
  • Карл Бём,
  • Бруно Вальтер (дважды),
  • Гюнтер Ванд,
  • Феликс Вейнгартнер,
  • Джон Элиот Гардинер,
  • Карло Мария Джулини,
  • Курт Зандерлинг,
  • Ойген Йохум (трижды),
  • Герберт фон Караян (четырежды, весь симфонический цикл — дважды),
  • Отто Клемперер,
  • Андре Клюитанс,
  • Виллем Менгельберг,
  • Пьер Монтё,
  • Джордж Селл,
  • Артуро Тосканини (дважды),
  • Вильгельм Фуртвенглер,
  • Бернард Хайтинк (трижды),
  • Герман Шерхен,
  • Георг Шолти (дважды).

Среди пианистов, осуществивших записи всех фортепианных сонат Бетховена,—

  • Клаудио Аррау (дважды, второй цикл не завершён),
  • Владимир Ашкенази,
  • Вильгельм Бакхауз (дважды, второй цикл не завершён),
  • Даниэль Баренбойм (трижды),
  • Альфред Брендель (трижды),
  • Мария Гринберг,
  • Фридрих Гульда (трижды),
  • Вильгельм Кемпф (дважды),
  • Татьяна Николаева,
  • Анни Фишер,
  • Артур Шнабель
  • Маурицио Поллини.

Начинали записывать полные циклы сонат, но умерли, не успев завершить эти проекты:

  • Вальтер Гизекинг,
  • Эмиль Гилельс,
  • Рудольф Серкин.

В 2011 году профессор Манчестерского университета Брайан Купер сообщил, что ему удалось восстановить 72-тактовый опус для струнного квартета, написанный Бетховеном в 1799 году, отбракованный и впоследствии утерянный: «Бетховен был перфекционистом. Любой другой композитор был бы счастлив, сочинив этот отрывок». Вновь обретённая музыка прозвучала 29 сентября в исполнении струнного квартета Манчестерского университета.

Музыкальные фрагменты

«Ода к радости» — финальный хор из 9-й симфонии на текст Шиллера (гимн Евросоюза)
небольшой фрагмент в фортепианном исполнении
Помощь по воспроизведению
Симфония № 5 до минор , часть 1 — Allegro con brio
Помощь по воспроизведению
К Элизе (Багатель №25)
Помощь по воспроизведению
Соната для фортепиано №14 «Лунная», часть 1 — Adagio sostenuto
Помощь по воспроизведению
Фортепианный концерт №4, часть 1
Помощь по воспроизведению
Бетховен Людвиг Ван — Соната 8 для ф-но Патетическая в до миноре, Op. 13 — 2. Adagio cantabile
Помощь по воспроизведению

Память

По всему миру в честь Бетховена установлено множество памятников. Первый памятник Бетховену был открыт на родине композитора, в Бонне, 12 августа 1845 года по случаю 75-й годовщины со дня рождения. В 1880 году появился памятник и в Вене — городе, тесно связанном с творчеством музыканта. Автор книги «Образы Бетховена» искусствовед Зильке Беттерман (Silke Bettermann) отмечает, что ему удалось насчитать около ста монументов в 54 городах на всех пяти континентах.

Образ композитора запечатлён на почтовых марках разных стран. В частности, он изображён на австрийской марке 1995 года, а к 200-летию Бетховена были выпущены серии марок в Албании.

Самые известные произведения Бетховена

Музыку Бетховена можно слушать бесконечно. Все его произведения оставляют неизгладимое впечатление, но тут мы рассмотрим лишь малую часть из них.

  • Симфония №5, ор. 67 (1808). Одна из самых известных и часто исполняемых симфоний. Эту симфонию Бетховен начал писать, когда ему было 35 лет(1804). В это время у него уже были большие проблемы со слухом. Работа над этим шедевром у него продвигалась медленно, он часто прерывался для написания других произведений (Соната №23, Симфония №4 и другие). «Так судьба стучится в дверь» — говорил Бетховен про главный мотив первой части симфонии. В 1809 году Бетховен написал посвящение к симфонии — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому. Симфония была закончена в 1808 году, и в том же году состоялось первое публичное исполнение. Симфония стала одним из символов классической музыки.
  • Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната» (1801). Одно из самых известных классических музыкальных произведений и наверное трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал «Лунную сонату». Эту сонату Бетховен закончил в 1801 году, испытывая сильные душевные муки. Он терял слух, уже в это время ему приходилось подходить ближе к оркестру, что бы слышать высокие звуки. И вторым ударом был разрыв с молодой графиней Джульеттой Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблен и хотел на ней жениться. Эту сонату он посвятил ей.
    Своему названию соната обязана музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который сравнил ее с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». При этом многие музыкальные критики считают, что в этой сонате нет ничего «лунного» и название «Лунная соната» совсем не отражает духа произведения. Сам Бетховен называл это произведение «сонатой в духе фантазии».
  • Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise») (приблизительно 1810 год). Еще одно всемирно известное произведение Бетховена. Широко используется при обучении, и входит в обязательную программу в музыкальных школах всего мира. Эту пьесу-багатель впервые опубликовали в 1867 году, после смерти композитора. В 1865 году рукопись нашел биограф Бетховена Людвиг Ноль. По его словам там стояла дата 27 апреля без года. Так же на рукописи были наброски к «Эгмонту» (op. 84), и поэтому «К Элизе» датировали 1810 годом. Сама рукопись утеряна. Есть несколько версий кому посвящен этот багатель. По одной версии, из-за неразборчивого почерка, Ноль не правильно прочитал надпись, а на самом деле на рукописи была надпись «К Терезе», и посвятил ее Бетховен своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти), в которую был влюблен. По другой версии, Бетховен посвятил это произведение Элизабет Рекель, близкая подруга Бетховена, которую в Вене называли Элиза. Еще по одной версии, пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. В 2009 году исследователь творчества Бетховена Лука Кьянторе предположил, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в том виде, в котором ее опубликовал Людвиг Ноль, хотя бесспорно тема произведения и практически весь материал принадлежат Бетховену.
  • Симфония №9 Ре минор, Op. 125 (1824). Эту симфонию еще называют «Хоральной». Последняя законченная симфония Бетховена. Он начал писать ее в 1822 году, хотя тема второй части была написана еще в 1815 году. Первое публичное исполнение симфонии состоялась в Вене в 1824 году. Лев Толстой отрицательно отнесся к симфонии, написав в своем эссе: «Произведение это принадлежит к дурному искусству». Фрагмент из этой симфонии «Ода к радости» сейчас является гимном Евросоюза. В Японии существует традиция исполнять эту симфонию в канун Нового года. Так же с симфонией связанно одно суеверие: «Проклятие девятой симфонии» — каждый композитор, начиная с Бетховена, написавший девятую симфонию, вскоре умирает. И некоторые композиторы серьезно относятся к этому, хотя в мире много примеров, не подтверждающих это суеверие.
  • «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84 (1810) – увертюра и музыка к одноименной трагедии Гете. Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра в 1809 году. И в 1810 году состоялась премьера. В пьесе Гете описывается восстание народа Нидерландов под предводительством Эгмонта против испанцев. В результате главный герой погибает, но народ Нидерландов получает независимость.

Отец Людвига любыми способами развивал талант сына

В детстве у Людвига была трудная жизнь. Дом Бетховена был безрадостным местом для родителей и детей. Его отец Иоганн (в то время придворный певец) начал музыкальное образование мальчика с пеленок, причём обучение было скорее пыткой: мальчику приходилось становиться на подставку для ног, чтобы достать до клавиш, а отец стоял рядом с ним, избивая его за каждую ошибку.

Иоганн, приходя домой поздно ночью, сильно пьяный, обычно будил Людвига и заставлял его практиковаться. Такие ночные сеансы часто проводились неким Тобиасом Пфайффером, пианистом и другом семьи, который, как сообщается, страдал бессонницей.

Бетховен также научился играть на органе, скрипке и альте. Несмотря на стресс и страдания во время занятий, он проявил необычайный талант к музыке на ранних этапах.

Развитие событий

Биография Людвига Бетховена сообщает, что несколько лет ему удавалось скрывать от общества собственный изъян. Неудивительно, что он стремился сохранить это в тайне, ведь само понятие «глухой композитор» противоречит здравому смыслу. Но как известно, рано или поздно все тайное становится явным. Людвиг превратился в отшельника, окружающие считали его мизантропом, но это было далеко от истины. Композитор потерял уверенность в себе и с каждым днем становился мрачнее.

Но это ведь была великая личность, в один прекрасный день он решил не сдаваться, а противостоять злой судьбе. Возможно, жизненный подъем композитора — это заслуга женщины.

Образ в культуре

В литературе

Бетховен стал прототипом главного героя — композитора Жана Кристофа — в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе.

Жизненному и творческому пути Бетховена посвящена повесть чешского писателя Антонина Згоржа «Один против судьбы». В книгу вошли письма Бетховена, написанные им в разные годы жизни.

Бетховену посвятил свою поэму «Cis moll» болгарский поэт Пенчо Славейков. В ней Бетховен понимает, что потеряет слух, но его судьба — быть посредником между божественной гармонией и миром.

В кинематографе

  • В фильме «Героическая симфония» Бетховена сыграл Ян Харт.
  • В советско-германском фильме «Бетховен. Дни жизни» Бетховена сыграл Донатас Банионис.
  • В фильме «Переписывая Бетховена» рассказывается о последнем годе жизни композитора (в главной роли Эд Харрис).
  • Двухсерийный художественный фильм «Жизнь Бетховена» (СССР, 1978, режиссёр Б. Галантер) основан на сохранившихся воспоминаниях о композиторе его близких друзей.
  • Фильм «Лекция 21» (Италия, 2008), дебют в кино итальянского писателя и музыковеда Алессандро Барикко, посвящён «Девятой симфонии».
  • В фильме Бернарда Роуза «Бессмертная возлюбленная» роль Бетховена исполнил Гэри Олдман.

В неакадемической музыке

  • Американский музыкант Чак Берри в 1956 году написал песню Roll Over Beethoven, вошедшую в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone.
  • Композитору посвящена песня «Бетховен» из альбома «Раздвоение личности» группы «Сплин».
  • В 2000 году коллектив неоклассического метала Trans-Siberian Orchestra выпустил рок-оперу «Beethoven’s Last Night», посвящённую последней ночи композитора.
  • Композитору посвящена песня «Бетховен» из альбома «Чужестранец» группы «Пикник»

Происхождение. Детство и юность.

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.

Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, однако, большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. К.Г.Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он прошел с ним весь Хорошо темперированный клавир И.С.Баха). Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским и начал проявлять заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787 Бетховену удалось впервые посетить Вену – в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.

Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом

Доктор Ф.Г.Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а граф Ф.Е.Г.Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для учения в Вену.

Примечания

  1. ↑ Беетговенъ // Энциклопедический лексикон
  2. Beethoven, Ludwig van // Allgemeine Deutsche Biographie
  3. ↑ Бетховен, Людвиг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. H. C. Robbins Landon. Beethoven. Macmillan Company, 1970
  5. Эдуард Эррио. Жизнь Бетховена (фрагменты из главы «Человек, его характер»).
  6. Великович Э. И. Великие музыкальные имена // Композитор : Пособие для муз. школ и гимназий. — СПб., 3 апреля 2006. — № 030560.
  7. Milton Cross, David Ewen. The Milton Cross New Encyclopedia of the Great Composers and Their Music. Doubleday, 1953. p. 79
  8. Glenn Stanley. The Cambridge Companion to Beethoven. — Cambridge University Press, 2000. — ISBN 0521589347.
  9. Генри Э. Заметки публициста. М.: 1988. С. 94
  10. Генри Э. Заметки публициста. М.: 1988. С. 93
  11. Susan Aldridge. Archaeforensics. What Killed…? BBC Focus, февраль, 2008. С. 42

Личная жизнь

Источником вдохновения стала графиня Джульетта Гвиччарди. Она была его очаровательной ученицей. Тонкая душевная организация композитора требовала величайшей и пылкой любви, но личной жизни так и не суждено было сложиться. Девушка отдала свое предпочтение графу по имени Венцель Галленберг.

Краткая биография Бетховена для детей хранит мало фактов об этом событии. Известно лишь, что он всячески добивался ее расположения и хотел на ней жениться. Есть предположение, что родители графины воспротивились браку любимой дочери с глохнувшим музыкантом и она прислушалась к их мнению. Эта версия звучит достаточно правдоподобно.

  1. Самый выдающийся шедевр — 9-я симфония — был создан тогда, когда композитор был уже абсолютно глухим.
  2. Перед тем как сочинять очередной бессмертный шедевр, Людвиг окунал голову в ледяную воду. Неизвестно, откуда взялась эта странная привычка, но, возможно, именно она спровоцировала потерю слуха.
  3. Своим внешним видом и поведением Бетховен бросал вызов обществу, но он, конечно, не ставил перед собой такой цели. Однажды он давал концерт в публичном месте и услышал, что один из зрителей завел разговор с дамой. Тогда он прекратил игру и покинул зал со словами: «Таким свиньям я играть не буду».
  4. Одним из его лучших учеников был знаменитый Ференц Лист. Венгерский мальчик унаследовал уникальную манеру игры своего преподавателя.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector