Гётеборг (город)
Содержание:
- Полнолуние на корабле
- История[править | править код]
- Погода, климат, температура по месяцам в Гетеборге
- Транспорт Стокгольма
- Конкуренция или смерть
- Структура городской агломерации
- История
- Мальмё — важная точка на карте Швеции
- Достопримечательности Гётеборга
- География и природа
- Прибытие, транспорт и размещение в Гётеборге
- Краткая история
- Туристический центр Швеции — Гётеборг
- Музей Халлвилов
Полнолуние на корабле
Начну свой рассказ с маленького отступления. Вам уже известно, что я люблю встречать рассветы и закаты во время круизных путешествий. Но в этом круизе, мне удалось лицезреть кое-что новенькое для себя — полнолуние. Конечно, находясь дома, полнолуние можно наблюдать часто и в этом нет ничего особенного, но вот в моих прежних круизах я никогда не видел этого явления. И все из-за того, что раньше я всегда плавал во внутренних каютах, а в этот раз у меня была каюта с балкончиком.
Так вот, как-то ночью я проснулся от того, что нечто яркое и холодное светит мне прямо в лицо. Открываю глаза — а там за окном все серебряных оттенков, и луна светит ярко-ярко. Ну я и схватив фотоаппарат, выскочил на балкончик, в чем мать родила чтобы запечатлеть это зрелище.
А теперь вернемся в главной теме — Гётеборгу.
История[править | править код]
Швеция получила территорию между норвежским Бохусленом и датским Халландом лишь в середине XIII века. Полоска земли, выходившая к Каттегату, была довольно узкой и требовала постоянной защиты от посягательств датской короны. В начале XVII века король Карл IX заложил на острове Хисинген, что в устье Гёта-Эльва, город, получивший название Гётеборг.
Город быстро рос, главным образом за счёт приезда иностранцев, бо́льшая часть из которых была голландцами. 14 марта 1613 года город получил значительные привилегии.
В 1607 году в Гётеборге начали возводить укрепления, однако работы продвигались медленно и к началу Кальмарской войны они достроены так и не были. В июне 1611 года высадившиеся здесь датские войска до основания разрушили город.
В 1619 году Густав II Адольф перенёс Гётеборг на то место, где он стоит в настоящее время. 4 июня 1621 года город получил королевскую привилегию, согласно которой на 16 лет освобождался от налогов и получал право беспошлинной торговли. В 1643 году было завершено возведение городских укреплений, благодаря которым Гётеборгу удалось отбить все атаки датчан в ходе Датско-шведской войны 1643—1645 годов В последующие годы фортификационные работы продолжились.
Гётеборг. Гравюра начала XVIII века
В 1658 и 1660 годах в Гётеборге проводились риксдаги. Во время Северной войны датский адмирал Педер Турденшельд дважды (в 1717 и 1719 годах) пытался захватить город, однако его попытки успехом не увенчались. В 1743—1756 годах в Гётеборге вновь велись фортификационные работы.
Период «эры свобод» принёс городу процветание. Здесь находилась резиденция шведской Ост-Индской компании, торговавшей со странами Востока. Чай, фарфор и шёлк доставлялись сюда из Китая и продавались европейским торговцам на открытых аукционах. Положительное влияние на развитие торговли также оказала война американских штатов за независимость. В середине XVIII века население города достигло 10 тысяч человек, и он стал оспаривать у Карлскруны право называться вторым по величине городом Швеции.
В начале XIX века городские укрепления Гётеборга были срыты, и в дальнейшем город постепенно утратил военное значение. С введением Наполеоном континентальной блокады Гётеборг стал для Англии важным перевалочным пунктом для её европейской торговли, вследствие чего здесь обосновалось значительное число английских торговцев.
В 1840-е годы Гётеборг являлся крупнейшим портом, через который в Швецию шёл импорт, а к концу века стал также и ведущим портом, через который Швеция экспортировала свои товары за границу. Одновременно в городе развивалось фабричное производство, и к середине XIX века он стал крупнейшим фабричным центром страны. В основе промышленности Гётеборга лежали текстильное производство и производство продуктов питания.
Во второй половине века продолжилось промышленное развитие города, ведущими отраслями сделались металлургия и машиностроение. В XX веке в экономике города стало преобладать тяжёлое машиностроение.
Погода, климат, температура по месяцам в Гетеборге
Время года | Осень | Зима | Весна | Лето | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Sep | Oct | Nov | Dec | Jan | Feb | Mar | Apr | May | Jun | Jul | Aug | год | ||
Рекордный максимум | °C | 26 | 20 | 13 | 10 | 8 | 7 | 17 | 26 | 27 | 30 | 31 | 30 | 31 | |
Средний максимум | °C | 15 | 10 | 6 | 2 | 1 | 1 | 3 | 8 | 15 | 19 | 20 | 18 | 10 | |
Средняя температура | °C | 12 | 7 | 3 | -1 | 1 | 5 | 10 | 15 | 16 | 15 | 7 | |||
Средний минимум | °C | 9 | 5 | 1 | -1 | -2 | -3 | -1 | 2 | 6 | 11 | 13 | 12 | 4 | |
Рекордный минимум | °C | -6 | -13 | -20 | -23 | -25 | -20 | -8 | -2 | 2 | 7 | 4 | -25 | ||
Дождь | Дней | 7 | 7 | 6 | 8 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 78 | |
Снег | Дней | 3 | 7 | 10 | 9 | 6 | 3 | 38 | |||||||
Туман | Дней | 12 | 15 | 13 | 16 | 15 | 16 | 16 | 8 | 9 | 10 | 13 | 13 | 156 | |
Гроза | Дней | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | |||||||||
Уровень осадков | Мм. | 70 | 70 | 60 | 70 | 60 | 50 | 50 | 40 | 40 | 50 | 70 | 90 | 720 | |
Влажность воздуха | % | 74 | 78 | 83 | 85 | 85 | 81 | 77 | 67 | 61 | 63 | 66 | 71 | 74 | |
Влажность утром | % | 88 | 88 | 86 | 88 | 91 | 91 | 90 | 86 | 80 | 81 | 82 | 87 | 87 | |
Влажность вечером | % | 72 | 77 | 82 | 87 | 89 | 87 | 76 | 70 | 62 | 62 | 64 | 67 | 75 | |
Скорость Ветра | Км/ч | 25 | 19 | 20 | 22 | 27 | 9 | 12 | 20 | 19 | 25 | 17 | 19 | 20 | |
Продолжительность дня | Часов | 13 | 11 | 9 | 8 | 8 | 10 | 13 | 15 | 18 | 19 | 18 | 16 | 13 | |
Точка росы | °C | 7 | 3 | 1 | -1 | -2 | -3 | -2 | 5 | 7 | 10 | 10 | 35 | ||
Сумма активных температур | °C | 75 | 26 | 158 | 215 | 172 | 647 | ||||||||
Солнечная радиация | Mj/m2 | 10 | 5 | 2 | 1 | 2 | 4 | 8 | 14 | 19 | 20 | 19 | 15 | 10 |
Показать больше
Гётеборг — Ближайшие аэропорты
Всего 10 записей.
Гётеборг | LMSHeliportSeabaseClosed | |||
6 km | Gothenburg | M | ||
12 km | Gothenburg | L | ||
44 km | Trollhättan | M | ||
57 km | Såtenäs Air Base | Såtenäs | M | |
66 km | Sindal | M | ||
68 km | Råda | M | ||
77 km | Halmstad | M | ||
78 km | Jönköping | M | ||
90 km | Aalborg Airport | Aalborg | L | |
90 km | Skövde Airport | Skövde | M |
Ближайшие города к Гетеборгу
Показаны записи 1-10 из 245.
Страна | Регион | Город | Расходы | Качество жизни | Климат | Безопасность | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Швеция | Месяц | 1-10 | 1-10 | 1-10 | |||||
214 km | Швеция | Stockholm | Стокгольм | 1,253,309 | 774 USD | 7.4 | 7.3 | 6.5 | |
218 km | Швеция | Uppsala | Уппсала | 127,734 | 590 USD | 9.3 | 8.7 | 9.0 | |
0 km | Швеция | Västra Götaland | Гётеборг | 504,084 | 635 USD | 8.3 | 7.9 | 7.1 | |
127 km | Швеция | Skåne | Лунд | 76,263 | 583 USD | 8.4 | 9.1 | 8.3 | |
239 km | Швеция | Gävleborg | Евле | 68,635 | |||||
131 km | Швеция | Skåne | Мальмё | 261,548 | 641 USD | 5.3 | 7.6 | 9.3 | |
183 km | Швеция | Västmanland | Вестерос | 107,194 | |||||
440 km | Швеция | Västerbotten | Умео | 74,005 | |||||
36 km | Швеция | Västra Götaland | Тролльхеттан | 44,522 | |||||
123 km | Швеция | Skåne | Кристианстад | 32,188 |
Транспорт Стокгольма
Не стоит думать, что если
город расположен на воде и соединяется между собой мостами, то с общественным
транспортом тут беда. В Стокгольме очень хорошо развита транспортная сеть,
которая представлена автобусами, трамваями, электричками, теплоходами и даже
метрополитеном.
- Автобусы являются самым распространенным видом транспорта, который
покрывает всю территорию города; - Трамвайных линий в городе 4 и они не связаны между собой. Есть и пятая
линия, но она считается музейной; - Пригородная железная дорога, представленная электричками, состоит из 6
линий, которые соединяют центр города другими районами в трех разных
направлениях; - Теплоходы между островами курсируют практически круглогодично. Туристам
будет полезной информация о том, что между островами Сёдермальм и
Хаммарбюшёстад паромы курсируют на бесплатной основе; - Метрополитен насчитывает 7 линий, которые отличаются по цвету –
зеленая, синяя и красная. Всего метро охватывает 100 станций 53 из которых
проходят над землей или на эстакадах. Главной особенностью стокгольмского метро
является то, что по совместительству это самая длинная художественная галерея в
мире. Подземный мир нереально красивый. Даже если вы не планируете перемещаться
этим способом, обязательно спуститесь в метро просто посмотреть.
Многие туристы прибывают в
Стокгольм на паромах из других городов, например,Риги, Таллина, Хельсинки.
Причалить паром может в один из двух портов – Frihamnen (Фрихамнен) или Värtahamnen (Вэртахамнен), которые
находятся как бы в пригороде, но на небольшом расстоянии от Гамла-стана или
Старого города, где сосредоточены самые видовые и значимые
достопримечательности. Разумно будет начать свою экскурсию именно с этой части
города. Самым удобным способом добраться
из обоих портов до центра, будет поездка на городском автобусе №76. Он
вместительный, ярко0красного цвета, и курсирует каждые 15-20 минут.
Если вы прилетели в один из
трех аэропортов, то для того, чтобы добраться до города, также можете
воспользоваться услугами автобусов.
- Из/до аэропорта Арланда курсирует автобус №538. Это самый бюджетный
способ, но в пути вам придется сделать пересадку на пендельтог; - Из/до аэропортов Бромма или Лильехольмен курсируют автобусы
Flygbussarna.
Конкуренция или смерть
Нет смысла вкладывать в потребительскую экономику там, где спустя несколько лет не останется потребителей. Развитие промышленности уже не является основной функцией городов. Сектор услуг важнее
А для него количество потребителей критически важно. Здесь действует положительная обратная связь — чем больше людей собралось в одном месте, тем значительнее они нуждаются в сервисах, призванных улучшить и облегчить их жизнь
Так, все «шеринговые платформы» — принадлежность в первую очередь крупных и очень крупных городов. Человек там постоянно подбирает себе халтуры и подработки, балансируя свою выручку и издержки. Балансировать, кстати, получается все труднее. Порог действительно эффективной работы сравнительно невысок. Исследование Австралийского национального университета, опубликованное в 2017–м, показало неприятную зависимость — трудовая занятость более 39 часов в неделю подрывает здоровье. Достаточно серьезно, чтобы это отразилось на счетах, оплачиваемых страховыми компаниями, внимательно следящими за расходами клиентов на лечение. Медленно, но верно работа убивает. Выход один — больше получать в пересчете на единицу рабочего времени. И добиться этого, похоже, можно только в крупном городе. Несмотря на конкуренцию. Есть и оборотная сторона — конкуренция нанимателей здесь тоже существует, а это шанс на получение более высокой зарплаты. «Соревнование» предпринимателей в условиях более высокой оплаты труда в столице — единственный аргумент, подталкивающий их к повышению эффективности.
Феномен роста мегаполисов в противовес упадку сопредельных территорий всегда интересовал экономистов. Еще в XVI веке торговые города Нидерландов приносили казне императора Карла половину доходов. Другую обеспечивали все подвластные имперской короне территории Европы и Латинской Америки. Клирики из Университета Саламанки уверяли монарха, что «не зная ни людей, ни фактов» лучше всего не вмешиваться в дела купцов из Роттердама и Лейдена. Но император искренне старался навести в этих городах свой порядок. Закончилось все тем, что купцы подсчитали, во что им обойдется наем немецких копейщиков и командиров имперской армии. Это оказалось сильно дешевле, чем платить налоги монарху. Император до смерти не мог понять, как голландские города собрали средства, достаточные для оплаты армии, способной нанести поражение его войскам.
Структура городской агломерации
Все городские агломерации имеют сложную внутреннюю структуру, которая включает в себя:
- историческое ядро города (например, Сити, Вестминстер и Вест-Энд в Лондоне);
- центральные городские зоны с интенсивно застроенной территорией (например, всё бывшее Лондонское графство – Сити +12 округов внутреннего кольца);
- внешние зоны с менее интенсивной застройкой;
- первая пригородная зона (парки и ближайшие города-спутники);
- вторая пригородная зона;
- территория всего столичного региона.
Первые три зоны, как правило, образуют непосредственного город, первые пять зон – агломерацию, а все шесть зон – урбанизированный район.
История
За свою стодесятилетнюю историю футбольный клуб из Гётеборга 18 раз выигрывал Национальный чемпионат Швеции, 5 раз становился обладателем Кубка Швеции и дважды был обладателем Кубка УЕФА. Вместе с командами Мальмё и АИК составляет так называемую «большую тройку» шведского чемпионата и шведского футбола в целом. Общее количество побед на национальном первенстве, приходящееся на эти три клуба — 43.[источник?]
Что касается самого клуба Гётеборг, его можно считать наиболее успешным не только в Швеции, но и во всём скандинавском регионе.[источник?] Он единственный из скандинавских клубов выигрывал Кубок УЕФА, притом дважды — в 1982 и 1987 годах. Большую часть своего существования клуб провёл в Аллсвенскан — высшей футбольной лиге Швеции, где остаётся и по сегодняшний день. Более того, начиная с 1977 года, Гётеборг ни разу не выбывал в первый дивизион, что является довольно неплохим показателем не только для Швеции, поскольку существует не так много команд, не покидавших высшую лигу своей страны более 30 лет подряд. А в 2008 году клуб стал обладателем Суперкубка Швеции.[источник?]
Мальмё — важная точка на карте Швеции
В самом южном регионе Швеции находится Мальмё. Это третий по населенности город страны, соединяется с Копенгагеном самым длинным в Европе Эресуннским мостом. Крупнейший город провинции Сконе, являлся столицей Сконеланда в период с 1658 по 1664. Сегодня Мальмё играет важную роль в жизни страны, здесь сосредоточен один из самых значительных транспортных узлов Скандинавии, промышленные центры. Среди населения почти половина представлена иммигрантами, из-за чего быстро выросла численность жителей Мальмё.
Впервые наименование города упомянуто в источниках 12 века, так раньше именовалась пристань архиепископов Лундских. Важную роль в развитии городской экономики и поселения в целом сыграли ганзейские купцы, торговавшие в этих местах сельдью. После вступления в состав Швеции город был лишен торговых привилегий, экономика существенно ухудшилась, местные купцы стали уезжать. К 1730 здесь осталось всего 282 человека. К счастью шведское правительство поняло, что город располагается в удачном месте, с 1775 началась его модернизация. Была проложена железная дорога, успешно развилось кораблестроение.
Застройка в Мальмё относится к современному типу, здесь нет обилия древних строений. Об истории напоминает несколько памятников архитектуры: крепость Мальмёхус, возведенная датчанами в 16 столетии, церковь Святого Петра в стиле готики, построенная в 14 веке. Здание ратуши выглядит очень оригинально, украшено скульптурами, барельефами. Строить ее начали в 16 веке, постепенно перестраивали, расширяли. После реконструкции у ратуши появились фасады, выполненные в стиле ренессанс. Сегодня можно посещать только 3 зала в здании, в подвале есть ресторан.
Замок Мальмё относится к одним из самых старинных в королевстве. За всю его историю он был резиденцией королей, тюрьмой, оборонной крепостью, монетным двором, казармами. Со всех сторон его стены окружают рвы с водой, насыпи. Замок довольно хорошо сохранился изнутри и снаружи, в нем открыто несколько музеев:
- художественный
- городской
- научно-технический
Достопримечательности Гётеборга
Король Густав II Адольф, стремясь развивать торговлю с западом, основал Гётеборг в начале XVII века, как ответ на высокие пошлины, которые взимали датчане за проход по узкому проливу между двумя странами. Король, который был кальвинистом и при этом деловым человеком, весьма восхищался голландскими торговцами и приглашал их жить и работать в Гётеборге. Под их влиянием и сформировался облик города: кое-где этот дух ощущается до сих пор. Это зона центрального канала, где можно увидеть то, что осталось от старого Гётеборга с центром на площади Густав Адольфсторг со зданием биржи (XIX век) с одной стороны и красивой Ратушей (1672 год) с другой.
На углу тут находится Кронхусет (1643 год) – типичная голландская постройка XVII века. Мощёный внутренний двор сбоку от здания Кронхусбодарна (середина XVIII века; понедельник-пятница 11.00-16.00, суббота 11.00-14.00) заполнен теперь магазинчиками, где торгуют сластями и сувенирами. Стоит посетить Городской музей на Norra Hamngatan 12 (ежедневно 10.00-17.00/20.00, закрыто по понедельникам сентябрь-апрель) ради богатой коллекции археологических находок, экспонатов в области культуры и промышленности. Рядом расположен Морской центр (март-октябрь ежедневно 10.00-16.00/19.00), где можно забраться на пришвартованный у пристани эсминец и подводную лодку. На здешних верфях много интересного, вроде здания компании «Meccano» на фоне здания Оперы (ежедневно 12.00-18.00) – изящная и впечатляющая конструкция в форме корабля.
К югу от здания Оперы, через Kungsportsplatsen, пересекая канал, идёт главная артерия Гётеборга – Kungsportsavenyn, или просто Авенюн. Некогда вдоль неё выстроились ряды особняков с садами, а теперь здесь расположены дорогие, но популярные рестораны и кафе. Примерно на середине улицы находится отличный Музей искусств и ремёсел Рёхска на Vasagatan 37-39 (вторник-воскресенье 11.00/12.00-17.00, вторник до 20.00), где помимо других экспонатов представлена экспозиция, представляющая историю развития шведского дизайна на протяжении столетий. В конце улицы – современный культурный центр Гётаплатсен с концертным залом, театром и Музеем искусств (ежедневно 11.00-17.00/18.00, среда до 21.00). Его обширная коллекция включает богатое собрание импрессионистов, поп-арта и (самое интересное!) коллекцию шведского искусства из собрания Фюрстенберга на шестом этаже.
Всего в нескольких минутах пути отсюда к западу находится старый рабочий район Хага – ныне это живописный и довольно респектабельный район со множеством кафе и бутиков, а чуть дальше находится Линнегатан – более демократичная версия Авенюн, с большим разнообразием мест, где можно поесть, выпить и погулять. В 5 минутах ходьбы отсюда на юго-запад, на границе центра, расположен привлекательный парк развлечений Лисеберг (середина апреля – конец августа ежедневно 12.00/15.00-23.00, сентябрь суббота и воскресенье 12.00/13.00-20.00/23.00). Здесь есть несколько выдающихся аттракционов, сады, рестораны и заведения быстрого питания. В противоположном направлении можно полюбоваться великолепной панорамой гавани с экскурсионных судов, курсирующих от Lilla Bommen до крепости Нью-Эльфсборг XVII века (середина мая – август ежедневно 9.30-16.20), которая охраняла вход в порт, теперь здесь расположены музей и кафе.
География и природа
Швеция занимает восточную и южную часть Скандинавского полуострова и омывается Балтийским морем. Крупнейшими островами шведской Балтики являются Готланд и Эланд. Рельеф страны преимущественно холмистый. На севере вдоль границы с Норвегией тянутся Скандинавские горы. Здесь находится самая высокая точка Швеции — гора Кебнекайсе (2126 м). Южная часть страна — равнинная.
Скандинавские горы
Благодаря географическим особенностям и достаточно большой протяжённости Швеция имеет довольно разнообразные природные ландшафты. На севере — это тундра и таёжные леса, южнее — смешанные, на крайнем юге — широколиственные. Леса занимают более 60 % территории страны. Швеция имеет довольно богатую фауну: лоси, косули, лисицы, зайцы, волки, медведи, кабаны, рыси, росомахи.
Шведские озёра
Территория Швеции богата озёрами. Крупнейшие из них — Венерн и Веттерн. Большинство рек впадают в Балтийское море. Крупнейшие реки — Каликсэльвен, Шеллефтеэльвен, Умеэльвен и Турнеэльвен. В море обитают треска, скумбрия, сельдь, в озёрах и реках — лосось, форель, окунь, хариус.
Прибытие, транспорт и размещение в Гётеборге
Паромы DFDS из Англии швартуются в Frihamnen напротив Оперы. Отсюда 15 минут пешком до реки Гёты в центре. Паромы Stena Line из датского Фредериксхавна приходят к пристани в 20 минутах ходьбы от центра. В центр идут трамваи 3, 9 и 11. Поезда прибывают на Центральный вокзал на Drottningtorget. Автобусы всех направлений останавливаются на автостанции Nils Ericsonsplatsen. В Гётеборге имеется два турбюро – стойка в торговом центре Нордстан у Центрального вокзала (понедельник-пятница 10.10-18.00, суббота 10.00-17.00, воскресенье 12.00-16.00) и главный офис на канале Kungsportsplatsen 2 (июнь-август – ежедневно 9.30-18.00/20.00, в остальное время – понедельник-суббота 9.00/10.00-14.00/17.00).
В турбюро вы можете приобрести Gothenburg Pass (цена 175 и 295 крон на 24 и 48 часов) – карточку, дающую право неограниченного проезда на автобусах и трамваях, свободного или за полцены посещения музеев и другие скидки, включая бесплатный проезд по воде до крепости Эльфсборг и 50% оплаты однодневной экскурсии в Фредериксхавн (Дания). Гётеборг – самый подходящий шведский город для прогулок, хотя можно воспользоваться общественным транспортом (трамваями и автобусами).
Каждая поездка по городу стоит 20 крон для взрослых, но дешевле будет купить билеты сразу на 10 поездок – «Maxirabatt 100» за 100 крон. Билеты можно приобретать у водителя или в киосках Tidpunkten и Pressbyran по всему городу. На них нужно пробивать «2» на городских маршрутах и «BYTE» при пересадке на другой автобус или трамвай. Билеты на автобусы и трамваи ночью стоят вдвое дороже дневных. Такси в пределах города стоит 80 крон, после 21.00 женщинам предоставляется скидка 20% (но лучше предварительно уточнить у шофёра). Лучшие интернет-кафе – Gameonline на Magasinsgatan 26 и Game Net на Viktoriagatan 22.
Проживание в Гётеборге
Из хостелов в самом центре расположен отличный Slottsskogen на Vegagatan, в 2 минутах ходьбы от Linnegatan (трамвай 1 и 6 до Olivedalsgatan). Другой вариант, отлично подходящий тем, кто едет на пароме в Данию, – Stigbergsliden на Stigbergsliden 10. Если вам нужно более тихое место, рекомендуется Kvibergs на Kvibergsvagen 5, в помещении бывших казарм у крупнейшего в городе блошиного рынка выходного дня (проезд трамваями 6, 7, 11 до Kviberg). Купив в турбюро Gothenburg package (от 485 крон с человека), вы получите номер в центральной гостинице с завтраком и Gothenburg Pass бесплатно.
Краткая история
В течение Средних веков в Швеции населённые пункты становились городами после получения специальной хартии от короля, присваивавшей городские права. Впоследствии некоторые города по тем или иным причинам утрачивали статус города. В 1862 году в Швеции была проведена реформа административного деления, по результатам которой вся страна была разделена на коммуны (муниципалитеты). Коммуны чётко делились на три категории: городские, посады (рыночные города, чёпинги; швед. köping) и сельские. Первые и вторые имели особый статус, унаследованный ещё со Средних веков и определённый в законе. Их границы практически полностью совпадали с территорией городской застройки. Городских коммун было тогда 83, ещё 8 являлись посадами, остальные 2403 коммуны были сельскими.
С 1965 года при статистических расчётах полностью отказались от учёта административных границ при подсчёте населения. Фактически необходимость в разделении коммун на сельские и городские отпала и в 1971 году был принят новый муниципальный закон, отменивший это разделение и таким образом понятие «города» исчезло из официального узуса.
К этому моменту в Швеции из 848 коммун 132 имели формальный статус города («городские коммуны»). С 1 января 1971 года в стране осталось 464 коммуны и все они были одного статуса, без разделения на городские и сельские.
Тем не менее в качестве неофициального наименования понятие «город» сохранилось за большинством исторических городов, хотя границы их теперь определяют по статистическим критериям, а не по былым границам городских коммун. Большинство таких «городских» поселений являются ныне центрами коммун, хотя с одной стороны существуют коммуны с двумя городами (например Эскильстуна и Турсхелла в коммуне Эскильстуна), а с другой в некоторых коммунах центр коммуны исторически не обладал статусом города.
Следующие города не являются ныне центрами коммун:
- Гренна (коммуна Йёнчёпинг)
- Мариефред (коммуна Стренгнес)
- Марстранд (коммуна Кунгэльв)
- Сигтуна (коммуна Сигтуна)
- Сканёр-мед-Фальстербу (коммуна Веллинге)
- Шеннинге (коммуна Мьёльбю)
- Турсхелла (коммуна Эскильстуна)
- Эрегрунд (коммуна Эстхаммар)
Некоторые из бывших городов с тех пор слились в единое целое и с точки зрения статистики считаются как одно поселение. Таковы, например:
- Хускварна (входит в городскую черту Йёнчёпинга)
- Мёльндаль (входит в городскую черту Гётеборга)
- Юрсхольм, Накка, Сульна, Сундбюберг (все ныне входят в городскую черту Стокгольма)
- Лидингё (также входит в городскую черту Стокгольма, хотя отделен от него проливом)
Туристический центр Швеции — Гётеборг
Гётеборг — город на юго-западе Швеции, популярный культурный и туристический центр.
За свою карьеру путешественника, я повидал множество годов — ярких и красочных, маленьких и огромных, старинных и современных. Но этот городок явился для меня настоящим открытием. С первых секунд, с первых шагов Гётеборг стал мил моему сердцу. Вы же знаете как это бывает, приедешь в какое-нибудь местечко, и нутром чуешь — твоё. Здесь мне сразу стало уютно как дома.
Подготовки и плана для Гётеборга у меня не было. Перед выходом на берег я даже не успел что-нибудь нагуглить, и не представлял себе что это за город такой. Единственное, что мне было известно, так это то что стоянка нашего корабля находится где-то в центре города (Masthuggskajen). Так что во всем предстояло разбираться уже на месте.
Музей Халлвилов
Музей Халлвилов.
Этот особняк в центре Стокгольма, расположенный напротив парка Берзелии, заказала для себя семейная пара аристократов – Вальтер фон Хальвиль и его жена Вильгельмина. Произошло это в 90-х годах XIX века. Архитектором был назначен Исак Густав Класон, к тому моменту успевший построить многие королевские объекты в городе. К примеру, именно он руководил работами по созданию Скандинавского музея.
Особняк Халлвилов выполнен в стиле итальянского ренессанса, и, хотя он может показаться довольно консервативным с точки зрения дизайна, к моменту постройки он считался очень продвинутым, поскольку здесь имелся телефон, вся необходимая сантехника, центральное отопление и даже электричество. Графиня, в частности, была заядлым коллекционером произведений искусства, поэтому еще за десять лет до своей смерти она распорядилась передать дом и всю его коллекцию в дар государству.
Теперь мы все можем наслаждаться богатством шедевров изобразительного искусства, мебели, серебра, посуды и антиквариата. Гостиная, столовая и бильярдная – все здесь оформлено очень красиво, а во дворе летом регулярно устраиваются концерты.
Адрес: The Hallwyl Museum, Hamngatan 4, 111 47 Stockholm, Швеция.