День святого мартина
Содержание:
- История мероприятия
- Кто такой Святой Мартин
- Празднование
- Традиции праздника
- Праздник щедрой осени
- Примечания
- Община
- Martinsgänse. Почему именно гуси?
- Где можно попробовать словенские вина?
- Традиции в День святого Мартина
- Литература
- Laternenfest (Латерненфэст)
- Как немцы отмечают День Святого Мартина
- История[править | править код]
- Легенда о святом Мартине
История мероприятия
Святой Мартин, которому посвящен праздник — это Мартин Турский, римский солдат и просто милосердный человек, живший в незапамятный IV век. Однажды он стал священником, но до этого совершил поступок, ставший легендой и образцом поведения для всех верующих. Мартин, оседлав белого коня, пробирался сквозь метель и стужу. И вдруг увидел полураздетого бедняка, который дрожал и не знал, переживет ли такой сильный мороз. Солдат достал меч, отрезал с его помощью половину своего форменного плаща и поделился с нищим, чтобы спасти человека.
Когда Мартин Турский добрался до места назначения и лег спать, во сне к нему пришел Иисус Христос, держащий половину плаща и благодарящий служивого за помощь ближнему. Впечатленный солдат ушел с военной службы и стал священнослужителем, покровительствующим беднякам и заботящимся о них. За свой труд Мартин получил второе имя — Милостивый.
Когда-то в Западной Европе этот человек был одним из наиболее почитаемых католиками святых. Ситуацию, в которой Мартин делится одеждой с нищим, воспроизводили бесчисленное количество раз. Впоследствии день его именин стал отмечаться не только католическими христианами, но и приверженцами иных конфессий. В современной Германии святой Мартин — покровитель не столько бедняков, сколько пастухов и людей, возделывающих виноградники и работающих на мельнице. 11 ноября — день, когда заканчивается аграрный год, и фермеры могут насладиться результатами труда.
Кто такой Святой Мартин
Не буду долго останавливаться на личности Святого. Эту информацию вы легко найдёте хоть бы и в википедии. Могу только отметить, что это был очень достойный человек, который ради помощи ближнему своему не чурался делиться имуществом. Однажды он в холодную снежную ночь отдал половину плаща замерзающему голому попрошайке. Почему половину? Ну, просто у него с собой был меч, и он с его помощью смог разрезать плащ пополам, чтобы и попрошайку согреть и самому не замёрзнуть. Если бы меча не было, всё сложилось бы иначе. Наверняка бы отдал плащ целиком. Но хватит о Мартине Турском, лучше расскажу о самом празднике.
Празднование
Празднование Дня Св. Мартина. Peeter Baltens, XVI век
День Св. Мартина Турского отмечается в большинстве провинций Нидерландов. Ближе к вечеру, 11 ноября, небольшие группы детей участвуют в шествиях и поют песни. C фонариками или лукошками для сладостей в руках — они передвигаются от двери до двери и получают угощения от жильцов домов. Традиционно, фонарики изготавливались из свеклы или репы, куда затем помещались свечки. В наше время, в большинстве случаев, их заменяют бумажными абажурами, а свечки — электронными лампочками. На протяжении многих веков изменялось содержание и размер текста этих песен. В 1860 году он имел такой вид:
Sinter Merte’s veugelke
‘haet ein roët neugelke
en ein blouw stertje
Hoepsa Sinter Merte
Vandaag is et Sinter Merte
En morge Sinter Krökke
Dan kômme de gooi herte
Die hadde zoëgaer ein stökske
Печеный гусь на День Св. Мартина
Ein höltje of ein törfke
In Sinter Merte’s körfke
Holt, holt, törf en holt
En ‘s wintersis et kolt
В наше время дети поют сокращенную версию, которая состоит из четырех строчного куплета:
«Sinte Merte’s veugelke,
haaj un roöd wit keugelke,
haaj un roöd stertje,
danke Sinte Merte»
В этот день принято готовить сладости и дарить их друг другу или давать детям в награду за пение. Среди наиболее популярных угощений — шоколад, лакрицы, фрукты, блинчики. Поскольку Мартин Турский часто изображается с гусем, в нидерландских семьях в этот день могут подавать к столу — печеного гуся.
Традиции праздника
Но вернемся к традиции празднования Дня святого Мартина в Германии. Несмотря на некоторые несущественные различия празднования, неизменными остаются две обязательные составляющие. Первая — торжественное шествие улицами с фонариками (Laterne). Сам фонарик обычно бумажный со свечой внутри. Его закрепляют на палочке. Изготовлением этого праздничного атрибута в Германии, как правило, занимаются дети в дошкольных учреждениях и ученики начальных классов. Ведь все дети Германии знают о святом Мартине, который делился с другими тем, что у него было. Детей учат поступать так, как поступал святой Мартин.
Процессия с фонариками (взрослые идут с зажженными факелами) начинается всегда от главного храма города, к которому по традиции приходят все желающие. В столице же Германии действие начинается около великолепного Берлинского кафедрального собора. Далее всех участников делят на колонны, которые следуют каждая своим маршрутом к указанному месту. Шествие не должно превышать по времени сорока минут. Связана эта традиция с тем, что (по легенде), Мартин потерялся, а крестьяне с зажженными факелами принялись разыскивать его. Со стороны зрелище выглядит потрясающе: в сумерках огненные точки движутся в одно место разными улицами, при этом участники воодушевленно поют песни и разыгрывают театральные миниатюры, связанные с сюжетом поиска Мартина.
Второй составляющей праздника является приготовление обеда, причем в качестве главного блюда здесь выступает жареный гусь. Согласно легенде, узнав о том, что его избрали епископом, Мартин спрятался в стае гусей. Поиски крестьянам будущего епископа облегчили гуси, выдавшие место нахождения Мартина своим шумным гоготаньем. С той поры гуси «расплачиваются» за свой поступок, став обязательным украшением праздничного стола в День святого Мартина. Но скорее всего, версия о том, что день одиннадцатого ноября был последним днем перед началом Рождественского поста, когда можно было употреблять мясную пищу, более правдоподобна. Кроме того, заслуживает внимания и версия, которая заключается в том, что вместо денег за землю по окончании сбора урожая, крестьяне чаще всего расплачивались именно гусями. Как бы там ни было, но население планеты, говорящее на немецком языке и живущее в разных странах, непременно старается соблюсти давние традиции и отметить окончание сбора урожая праздником Дня святого Мартина.
Праздник щедрой осени
Самый популярный праздник в Словении, связанный с виноделием и культурой потребления вина, — День Святого Мартина. Торжества начинаются 11 ноября и продолжаются всю неделю, а то и две. Таких осенних гуляний вы не встретите нигде в Европе, так что побывать на этом празднике, безусловно, стоит. Отметьте этот особый праздник там, где зреют виноград, вино – на виноградниках в гостях у виноделов. Праздник Святого Мартина отмечается не только в винодельческих регионах Словении, но и по всей стране — от Средиземного моря до Паннонских равнин. Погрузитесь в атмосферу ликования в честь рождения нового вина!
Когда сусло превращается в вино
Принято считать, что праздник Святого Мартина зародился в стародавние времена: у кельтов было принято в осеннее время чествовать поля и виноградники. А донес эту традицию до новейших времен Святой Мартин, епископ французского города Тур, венгр по происхождению. Торжества, проходящие в Словении по случаю превращения сусла в молодое вино, по их размаху трудно сравнить с каким бы то ни было другим праздником, ведь почти каждый седьмой житель Словении занимается виноградарством, и даже в словенских сериалах в качестве героев, как правило, выступают представители винодельческих династий.
Примечания
- Philippe Walter, Claude Lecouteux. Christian Mythology: Revelations of Pagan Origins. — Inner Traditions / Bear & Co, 2014. — 224 с. — ISBN 1620553694.
- Джон Арнотт Маккалох. Религия древних кельтов. — М: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 334 с. — ISBN 978-5-9524-3878-1.
- Научно-редакционный совет. Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». История Средних веков / ред. Чубарьян А.О.. — М: ОЛМА Медиа Групп, 2004. — С. 499. — 579 с. — ISBN 5948495523.
- Л.П. Карсавин. Культура средних веков. — Рипол Классик, 2013. — С. 67. — 232 с. — ISBN 5458127374.
- Елена Федотова. Италия. История искусства. — Litres, 2016. — С. 180. — 605 с. — ISBN 9785040095339.
- ЧЕКУЛАЕВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. 100 ВЕЛИКИХ ПРАЗДНИКОВ. — 100 великих. — М: Вече, 2009. — 432 с. — ISBN 978-5-9533-3777-9.
- ↑ Акад наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы XIX-начало XX в. Зимние праздники / Токарев С.А.. — М: Наука, 1973. — С. 18. — 351 с.
- Данная песня является актуальной для жителей севера и центра итальянского полуострова, поскольку, в отличие от юга — здесь похолодание наступает быстрее.
- , с. 153.
- , с. 573.
- , с. 413–414.
Община
В 2010 году Евангелическо-лютеранская община Св. Анны и Св. Петра отметила свое 300-летие, сейчас она насчитывает около 120 членов, а в начале ХХ века было около 15 тысяч. «Мы считаем только конфирмированных членов общины . Они относятся к этой церкви», — рассказал сотрудник Петрикирхе Герхард Ройттер. Еще около 500 человек, по его словам, приходят по большим праздникам, но пока не решили конфирмироваться. В основном это люди с российско-немецкими корнями.
«Большинство российских немцев уехали из России в 90-е годы, и те, которые остались, они в большинстве своем не верующие. Лютеран где-то 10% из тех, кто остался. Так что у нас очень маленькая церковь, но самостоятельная, и это наша гордость», — отметил пастор Шварцкопф.
Martinsgänse. Почему именно гуси?
Хороший вопрос =) С Матриновскими гусями связано несколько легенд и предположений. Ну, начнем с того, что празднование Дня Святого Мартина приходится на конец урожайного года, а это время платить налоги, которые в стародавние времена нередко отдавали натуральными продуктами. Гусями, в том числе.
Так же, есть легенда о том, что когда будущего епископа Тура выбрали для этой должности, он не был в восторге. И спрятался ото всех в гусятнике. Но беспокойные птицы своими криками выдали убежище Мартина. Так его нашли горожане и случилось то, что случилось.
По второй легенде, одну из проповедей Святого Мартина прервали гуси своими криками. И он им пригрозил: «А этих в суп». Что, собственно, и было сделано.
Где можно попробовать словенские вина?
В период празднеств в честь Святого Мартина, которые охватывают всю Словению, можно отведать молодого вина. Вы сможете не только побывать на дегустациях вина нового урожая в различных ресторанах, трактирах, винных погребах и на специально организованных мероприятиях, но и познакомиться с изысканными винами в не совсем обычном формате.
Люблянский винный тур
Люблянский винный тур
Если вы не можете уделить время посещению всех словенских винодельческих регионов, можно попасть на дегустацию, в ходе которой вам представят самые известные словенские вина, прямо в столице Любляне….
Подробнее
Дегустация вина в Изоле – на катере
Дегустация вина в Изоле – на катере
В Изоле можно попробовать вино на борту специального катера, при этом вы сможете с моря любоваться виноградниками. К местным сортам вина вам подадут изысканные деликатесы, произведенные в ближайших ок…
Подробнее
Традиции в День святого Мартина
11 ноября оканчивались сельские работы, после которых люди зажигали костры на всех улицах и во всех дворах. Народ кидал корзины в огонь, где до этого находились плоды. Было принято прыгать через огонь, устраивать шествия с факелами от костровых огней. Во главе шествий всегда шли ряженые в костюмах святого Мартина на лошади и Мартинова человека – мальчика, которому туловище и конечности обворачивали соломой. 11 ноября все пировали на славу – традиционно подавали к столу печеного гуся и различную кондитерскую выпечку. Запускали детские фонарики, ставили фонари из тыквы со свечками внутри.
В этот день принято на стол выставлять запеченного гуся, и такая традиция была принята еще во времена жизни Мартина Турского. По легенде, он проповедовал в один из дней и рядом гуляющие гуси шумели. Епископ дал задание приготовить из них жаркое. Теперь, поедая запеченного гуся 11 ноября, верующие вспоминают о святителе Мартине.
Помимо основного блюда, на стол подавались сладкие вафли в виде квадрата, булки в форме подковы. Эта выпечка имела соответствующие названия – «рожки святого Мартина», «Мартинов рог». Примерно 150 лет назад у народа было принято подвешивать на потолок комнаты бумажные кульки, наполненные яблоками, пшеницей, орехами, изюмом, овсом, горохом. На каждый кулек цепляли полоски из бумаги. Их поджигали, все, что находилось в пакете, выпадало на отмечающих. Это было символом окончания урожая, радостью его изобилия.
Литература
- Волк / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 411–418. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Гусь / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 572–575. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Белый цвет / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 151–154. — ISBN 5-7133-0704-2.
Laternenfest (Латерненфэст)
Еще одна немецкая традиция — праздник фонарей в Германии (зрелище очаровательное). В этот день, а точнее ближе к вечеру (благо в ноябре темнеет рано) в немецких городах проходит Laternenumzug (Шествие с фонариками): взрослые и дети несут бумажные фонарики. Нередко к ним присоединяется всадник в красном плаще на коне, символизирующий, самого Святого Мартина. Поют песни и смеются. Ну, здорово же.
Для детишек — это особая радость. Во-первых, прикольно ходить вечером с фонариком по домам, петь песенки и собирать вкусняшки (впрочем, это происходит не всегда). А во-вторых, подготовка к празднику, ведь Латерны (праздничные фонарики , похожие на удочку) ребята мастерят сами (в младших классах школы и детских садах). Нет, конечно, такой фонарик можно и купить, но сделать самим гораздо интереснее.
Откуда взялась такая традиция? Почему именно фонарики, факелы и шествие с ними? Опять же, есть несколько вариантов.
- Считается, что когда Святой Мартин спрятался от односельчан, желающих воздать ему должное, они начали его везде искать. А для лучших поисков зажгли факелы.
- Я уже выше говорила, что Martinstag приходится на конец урожайного года. Следовательно, в каждом крестьянском доме уже были запасы к зиме. А значит, если хорошо попросить — то могло что-нибудь и перепасть. Вот нищие детишки и ходили по домам, выпрашивая себе угощение. А так как темнело рано, то путь они себе освещали импровизированными фонарями из тыквы или свеклы (или еще чего-нибудь подходящего), со вставленной во внутрь свечкой.
Со временем, конечно, все изменилось. Фонарики теперь делают из специальной бумаги, свечи используют не всегда, вместо них маленькая лампочка. А детишки поют веселые песенки.
Laterne, Laterne,
Sonne, Mond und Sterne.
Brenne auf, mein Licht,
Brenne auf, mein Licht,
Aber nur meine liebe Laterne nicht!
Laterne, Laterne
Sonne, Mond und Sterne.
Wenn es dunkel ist,
Wenn es dunkel ist,
Ja dann seht ihr erst wie schön das ist.
Фонарик, фонарик
Солнце, луна и звезды.
Гори, мой свет,
Гори, мой свет,
Но только не мой дорогой фонарик!
Фонарик, фонарик
Солнце, Луна и звезды.
Когда темно,
Когда темно,
Тогда вы увидите, насколько он красив.
* Не путайте этот праздник с английским Хеллоуином. Несмотря на свою похожесть — это разные традиции.
В прошлом году в Бремене
У нас в Бремене тоже чтут традиции =) Вот такой собантуйчик был в прошлом году на Рыночной площади.
* Фото взяты с сайта bremerlichtermeer.de
В общем, классная немецкая традиция. Весьма атмосферная, веселая и вкусная =) Думаю, туристам будет интересно побывать в Германии именно осенью.
Как немцы отмечают День Святого Мартина
Со стороны непривычному к таким ночным процессиям зрителю действо будет казаться весьма загадочным. Люди в ночи идут друг за другом, неся перед собой бумажные цилиндры на палочках, внутри которых горят свечи. Вдобавок ещё и поют. Текст основной песни состоит из восьми довольно незамысловатых куплетов, в которых первые две строчки всегда повторяются, а в третьей меняется только первая половина. Для примера приведу один куплет:
Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir.
Da oben leuchten die Sterne, hier unten leuchten wir.
Wie schön das klingt, wenn jeder singt. Rabimmel, Rabammel, Rabumm.
Перевод примерно такой:
Я иду со своим фонариком и мой фонарик со мной.
Там наверху светят звёзды, тут внизу светим мы.
Как прекрасно звучит, когда каждый поёт. Рабиммель, Рабаммель, Рабумм.
Есть ещё коротенькая вспомогательная песня в поддержку фонарика:
Laterne, Laterne,
Sonne, Mond und Sterne,
brenne auf, mein Licht, brenne auf mein Licht,
aber nur meine liebe Laterne nicht.
Смысл её состоит в том, чтобы попросить фонарик гореть как можно дольше. Точный перевод я не стану приводить. Нашёл в сети несколько вариантов, но даже не могу точно сказать, какой именно правильнее.
История[править | править код]
Языческие корниправить | править код
В кельтской общине существовал праздник Самайн, который во время христианизации Европы трансформировался в — День почитания святого Мартина. Язычники отмечали время окончания сбора урожая и начала зимы — жжением костров, ритуальными песнями и празднованиями, принесением в жертву животных с последующим пиром.
Христианский праздникправить | править код
Основная статья: Мартин Турский
Святитель Мартин родился в Паннонии в начале IV века. Поступил на военную службу в качестве кавалериста. После того как им была оставлена служба, он обретает христианство и отправляется проповедовать западным галлам. Там он становится первым христианским святым, который не умер насильственной смертью. С этого момента начинается культ распространения его личности. Языческие боги начинают замещаться христианскими святыми и Мартин Турский становится покровителем нищих, военных, текстильщиков, домашних животных и птиц. В V веке на месте его захоронения было создано аббатство. После христианизации франков, святой Мартин становится покровителем этого народа и его плащ брали с собой во время военных походов. Как и в прошлые столетия, так и сейчас у верующих французов наиболее почитаемым святым является — Мартин Турский, который отождествлялся как символ и покровитель аристократии и рыцарства.
Легенда о святом Мартине
11 ноября католики празднуют День святого Мартина. Этот важный праздник посвящен воспоминаниям о епископе Мартине Турском. Святой Мартин в народе считался защитником и покровителем нищих, солдат, виноделов, всадников, рабочих-сукноделов, пастухов из Альп, коней, сельскохозяйственных животных, домашних и диких птиц. В основе истории Дня святого Мартина лежит легенда о том, как в один из дней легион, где проходил службу Мартин, подошел к городу Амис во Франции.
Это была осенняя пора. В поле стояли свист и завывания от резкого холодного пронизывающего ветра. Военные, в мечтах об укрытии, тепле и вкусной пище, решили ускорить движение. Они стали проходить сквозь ворота города ровным строем. Солдаты не замечали скрючившегося, наполовину обнаженного старика. Он сидел около ворот, скрипел зубами от морозного ветра и голода, с надеждой смотрел на проходящих воинов, и с дрожью в голосе просил милостыню.
Воины шли строем быстро и твердо мимо пожилого человека, не удостаивая нищего ни то, что ответом, даже взглядом. Мартин возглавлял легион и ехал позади воинов на лошади. На нем была надета длинная, красная, украшенная накидка
Мартин заметил старик, который изо всех сил пытался привлечь внимание воинов, и, удивив этим поступком солдат, приказал легиону остановился и взял в руки меч. Воины продолжали недоуменно смотреть на командира
Большинство, наверное, подумали, что он поднимет меч на беспомощного и нищего старика.
Однако, Мартин просто взял в левую руку часть своей красной накидки и отрезал одним движением половину. После этого он быстро бросил часть накидки старику, нашел в сумке краюху хлеба, и передал нищему. Старик даже не успел поблагодарить Мартина, тот быстро въехал в городские ворота.